Методический доклад на тему: ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО».
Оценка 4.6

Методический доклад на тему: ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО».

Оценка 4.6
doc
12.03.2020
Методический доклад на тему: ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО».
М.Д. ДНВ детей.doc

КГКП «ЦДЮТ «Достық»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический доклад на тему:

ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Ильтнер З.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Приозёрск

 

 

 

ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО».

 

     І часть. Введение.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому ,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными  науками...».

     Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

ІІ часть. Основная.

     2.1. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане Казахстана. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ребенка. Наиболее  гибкими и подвижными дисциплинами в освоении социокультурных компетенций детей можно считать предметы образовательной области  « Искусство»: «Искусство. ИЗО», «Искусство. Музыка».  Цель преподавания предметного образовательного курса области  «Искусство» — духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям мировой художественной культуры.

     2.2. Отталкиваясь от этой цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, формирования ценностных отношений средствами искусства.  Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.  Методика курса «Искусство» направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. В реализации поставленной цели помогают задачи:

·       расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.

·       приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.

·       ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.

·        содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию.

·       воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру.

·       развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.

·       накопление тезауруса - багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире искусства.

     Духовно-нравственное воспитание детей младшего  школьного возраста происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле занятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На занятиях дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

      2.3. Внедрение государственных стандартов образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. На занятиях искусства используются следующие методы:

·       обращение к опыту воситанников;

·       решение проблемных задач и ситуаций;

·       организационно-деятельностные игры (ОДИ);

·       проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

·       интеграция обучения.

     Обязательным элементом на занятии является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности

     В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

·       проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

·       прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

·       конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

·       оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

·       аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

·       репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

     2.4. Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций воспитанники изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

     На занятиях используются такие формы и виды деятельности, ОДИ (организационно-деятельностные игры), игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, программного характера,  синквейна по пройденному материалу, создание газет по материалам творческих заданий.

Большое значение уделяется интеграции содержания художественно-эстетического образования детей младшего школьного возраста. Интегрированные уроки дают воспитанникам более широкое и яркое представление о мире в целом и мире искусства в частности, и человеке, живущем в этом мире. Они развивают творческий потенциал воспитанников, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

     Принципиально значимым на занятиях искусства, является способ воздействия на личность ребенка посредством восприятия художественных произведений.

      Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание и видение – требует специального внимания педагога и специальной организации занятия.  Именно поэтому на занятиях искусства,  широко используются информационно-коммуникативные технологии (презентации с включением изобразительного ряда – репродукции картин, фотографий художников и композиторов, виртуальные экскурсии в музеи и театры мира, просмотр учебных фильмов и фрагментов из балетов, опер, мюзиклов). Что в свою очередь дает возможность создания «правильной»  эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Такие занятия оставляют у детей ощущение праздника.

    2.5.  Таким образом, предметная  образовательная область  «Искусство»: « Искусство. ИЗО», воздействует на внутренний мир воспитанника, через раскрытие программного материала,  и прежде всего, способствуют личностному развитию ребенка, поскольку обеспечивают понимание искусства как средства общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных действий формируются эстетические и ценностно‑смысловые ориентации детей, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

     Поиски идеала Человека, нашедшие отра­жение в духовных представлениях и замечатель­ных художественно-музыкальных образах женщины-матери, за­щитников Отечества, идеалах благородного рыцарст­ва, становятся доминантой изучения. Работа над темой «Образ женщины-матери сквозь века», сопоставление картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»,  К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь.  Умиление злых сердец»,  А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств.  Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на занятиях  говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром.

      2.6. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искус­ства, обычаях, праздниках и религиозных представ­лениях о мире, составляют его содержание. Очень важно, чтобы ребенок осознал свою принадлежность к национальным  традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.

      В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур. На занятиях «Искусства» дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.

.ІІІ часть. Заключительная.

       3.1. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Искусство приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку детей, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной  школе. Курс «Искусство» призван способствовать становлению личности воспитанника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.

 

 

 

 

Содержание:

 

І. Вводная часть

    1.1. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

ІІ. Основная часть:

2.1.       Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане Казахстана.

2.2.        Задачи для  реализации поставленной цели.

2.3.        Методы обучения используемые на занятиях.

2.4.        Личностно-развивающие ситуации  используемые в  педагогической практике.

2.5.        Воздействие на личность ребенка посредством восприятия художественных произведений.

2.6.        Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искус­ства, обычаях, праздниках и религиозных представ­лениях о мире, составляют его содержание.

      ІІІ. Заключительная часть

            3.1.    Искусство является могучим средством духовного возвышения          

                      человека.

 

 

Список используемой литературы:

 

1.     Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2009

2.      

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., № 373.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                


КГКП «ЦДЮТ «Достық»»

КГКП «ЦДЮТ «Достық»»

ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру

Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций воспитанники изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных…

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций воспитанники изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных…

Рафаэля «Сикстинская мадонна»,

Рафаэля «Сикстинская мадонна»,

Содержание: І. Вводная часть 1

Содержание: І. Вводная часть 1

Методический доклад на тему: ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО».

Методический доклад на тему: ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2020