Методический доклад: "Проблемы исполнительского стиля"
Оценка 5

Методический доклад: "Проблемы исполнительского стиля"

Оценка 5
doc
06.11.2020
Методический доклад: "Проблемы исполнительского стиля"
Сообщение (2).doc

          Министерство образования и Науки Республики Казахстан

 

                         Музыкальный колледж им.Курмангазы

 

 

 

 

 

 

 

 

           Методический доклад

 

 

 

      “Проблема исполнительского стиля”

 

 

 

 

 

 

 

                                              Преподаватель отделения «Фортепиано»                                                                                   

                                              Добровольская Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

                                                       Уральск-2020г.

 

 

   В области формообразования полифонический стиль 19 в. дал музыкальному искусству богатый, потенциально многогранный принцип свободного вариантно-строфического развертывания. Этот принцип раскрывается то в виде цепочки, то в виде контраста, казалось бы, различных тем, но в глубине своей производных от основного материала. Свободное варьирование образует многочастные безрепризные формы- формы вариантного развертывания - и этот путь формообразования является характернейшим для эпохи старого стиля. Но вместе с тем в недрах свободного варьирования начинает выкристаллизовываться как контрастно-составная форма, так и репризная трехчастная, намечаются и рондо-образные формы.

   Цикл в крупных произведениях старого стиля выступает особенно отчетливо как цикл именно свободных вариаций, и в его форме намечаются два основных вида: контрастный “открытый”, ведущий к сюите, и репризно замкнутый, предвосхищающий увертюру, концерт, сонату.

   В творчестве великих художников назревает исторический перелом стиля – на смену коллективному хоровому искусству старого письма идет лирическая музыкальная драма индивидуальных характеров, открывающая в свою очередь простор для буйного цветения самостоятельной инструментальной музыки.

   Но почва для этого поистине свободного искусства была подготовлена трудом великих мастеров полифонии старого письма.

   В начале 17 в. в связи с рождением оперы европейская музыка переживает переживает радикальный перелом стиля. Более резкого, более стремительного изменения стиля, чем то, которое произошло в первой четверти 17 в., музыкальное искусство не знает до сих пор.

   Возникновение нового типа оперного музыкального тематизма, предназначенного для пения, солистов, обусловило изменения как в музыкальном языке, так и в формообразовании.

   Инструментальная музыка начинает приобретать вполне самостоятельное значение.

   Гомофония, как новый вид фактуры, была художественно необходимой формой для оперной музыки.

   В фактуре произошло радикальное изменение в соотношении голосов многоголосия. Полифоническое равноправие партий нарушилось, но старинное господство басового голоса не было реставрировано – бас склонился перед тематически индивидуализированным солирующим верхним голосом, стал ему аккомпанировать. В еще большей степени потеряли свою былую полифоническую самостоятельность средние голоса – они слились в сопровождающие аккорды.

   Произошло, казалось бы, чрезвычайное упрощение фактуры. Но эта видимость простаты несла в себе качественно новый принцип огромной сложности: противопоставление традиционных общих форм мелодического движения ( в басу и средних голосах) совершенно новому, индивидуально неповторимому типу свободой мелодики верхнего солирующего голоса. Он стал господствовать в фактуре, стал центром внимания слушателей.

   В ладу сложилась новая, централизованная система соотношения функций- система мажора и минора.

   Так возникла форма сонатного аллегро. Музыка приобрела полную эстетическую самостоятельность как вид искусства.

   Наблюдения над историей возникновения музыкальных форм до эпохи барокко включительно показывают, что тогда в основном действовал принцип – новые формы развиваются внутри старых, они преображаются в соответствии с новыми задачами наступающего стиля.

   В отличие от барокко музыка классического стиля постепенно, исподволь накапливала свои художественные принципы.

   Гигантская фигура Бетховена – это целая эпоха в мировом музыкальном искусстве. За 40 лет творчество Бетховена прошло все те этапы, которые являются основными вехами в развитии стиля европейской музыки последних двух столетий, включая и предвосхищения нашей современности. Ранние произведения Бетховена почти тождественны по стилю произведениям Гайдна и Моцарта, а в позднейших обнаруживаются черты, перекликающиеся даже с музыкой Б. Бартока, С. Прокофьева, П.Хиндемита. И действительно, эволюция творчества Бетховена – это как бы программа истории классического и романтического стилей, приходящих в итоге к современности.

   Направление этой эволюции прослеживается во всех сторонах музыки Бетховена. Тематизм ее постепенно наполняется лейтмотивной значительностью каждого мелодического оборота, каждой гармонии и фразы, раздвигаются жанровых типов тематики, складывается ариозная кантилена, начинающая переходить в бесконечную мелодию ( по терминологии Р.Вагнера), возникает ярко индивидуализированный инструментальный речетатив и звукообразительные картины природы, бытовые и характеристические танцы, шествия, гимнические песни становятся элементом грандиозных симфонических концепций (ода К радости 9 симфонии).

   Лирика бетховенского романтизма требовала того, чтобы все голоса многоголосия пели, как в ансамбле – даже самые второстепенные голоса, которым дана сопровождающая роль, уже не могут оставаться в сфере общих форм движения и им предъявляются эстетические требования – быть носителями индивидуальной лирической образности. Однако в еще большей мере новая романтическая эстетика нашла себя в фортепианной музыке. Здесь все голоса сложного многоголосия находятся в руках одного исполнителя. В эпоху Бетховена еще не было традиций дирижерского исполнения, которое убедительно подчинило бы оркестр одной единой воле дирижера. Это произошло позже, начиная лишь с дирижерской деятельности Мендельсона, Глинки, Вагнера. И именно через фортепианное соло, и его сочетание с певческим голосом, со скрипкой, виолончелью лирическая ансамблевая образность завоевала музыкальное искусство романтизма.

   Но в этом победном шествии фортепиано была еще одна причина успехов: новое молоточковое фортепиано с педалью принципиально отличалось от старого клавесина, стали возможными протяжный певческий звук, глубокое легато, достижимыми приемы тончайшей и разнообразнейшей динамической нюансировки. Под пальцами одного солиста стали звучать одновременно различные тембры голосов. На фортепиано можно было воссоздавать образы пения, образы хорового, ансамблевого, оркестрового звучания, что почти совсем отсутствовало у клавесина.

   Фортепианная фактура последних сонат Бетховена – это художественный образ симфонии, образ фактории или даже оперной сцены. Он осуществлен новыми, специфически фортепианными выразительными средствами фактуры, потому простое переложение сонат на оркестр невозможно – исчезает романтическая поэзия фортепианных образов.

   Лирический симфонизм Бетховена обладает замечательными особенностями. Источником его служит пение – полнозвучный, построенный на широком дыхании кантабильный разлив голосов. Для этой вокально наполненной мелодики становится необходимым сравнительно медленный темп, чтобы слушатель успевал услышать индивидуальную интонационную окраску каждого звука темы и их сплетений. Вот почему кантабильная лирика Бетховена сформировалась именно в медленных частях его сонат. Здесь же появляются картины глубоких философских раздумий, раскрывающих многогранный мир романтического лиризма.

   Младшие современники Бетховена, композиторы гениального дарования – Шуберт, Вебер, Россини, Беллини – пели параллельно Бетховену в том же направлении. В их творчестве активно формировался начальный этап нового стиля, отмеченный печатью романтической лирики. Особенно мощно раскрылся этот стиль в 30-е и 40-е годы в музыке великих художников той поры – Шумана, Шопена, Глинки, унаследовавших от Бетховена и его современников как силу драматического симфонизма, так и проникновенное богатство романтической песенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе. 
Казалось бы, что может быть проще: взять ноты, открыть и сыграть аккомпанемент? Не важно кому: будь это хор, вокалист, скрипка, или любой другой солирующий «инструмент».Всё очень легко и просто…Но это только кажущаяся простота: за этим стоит долгая, кропотливая, творческая, но очень нужная и интересная работа. 
Среди пианистов профессия концертмейстера очень распространена, так как он нужен буквально везде: на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в хореографии, в музыкальном или оперном театре, в преподавательской деятельности и т.д. Однако многие, в том числе и музыканты зачастую относятся к профессии концертмейстера свысока, ошибочно полагая, что работа « под солистом», не требует большого мастерства. Тогда как искусство аккомпанемента – это ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не второстепенная роль и сводиться она не к простому «подыгрыванию» солисту, а речь идёт о создании полноценного, вокального или инструментального ансамбля.
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. 
Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) - музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения. 
Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. 
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства, появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно- романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д. Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями. Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» - в методической литературе адресован музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». В ней есть статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Так В.Чачава в предисловии к книге о Дж. Муре пишет: «Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова – он не только исполняет произведение с певцом, но и работает с солистом на предварительных репетициях». 
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим
концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. 
Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п. В то же время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного. 
Специфика работы концертмейстера в школе искусств состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом, аналогично тому, как это было в позапрошлом веке. 
Работа концертмейстера важна, сложна и очень трудоёмка, так как именно в его руках музыка становиться тем фундаментом, на котором держится искусство. В любом виде педагогической деятельности главная роль, конечно же отведена преподавателю, но и на долю концертмейстера, в частности в вокальном классе, выпадают сложные художественные задачи и такие большие эмоциональные нагрузки, с которыми успешно справиться оказывается под силу далеко не каждому даже очень квалифицированному музыканту. 
Профессия концертмейстера сложна прежде всего своей спецификой, совокупностью разных сторон исполнительских умений и навыков. Помимо умения в совершенстве владеть инструментом, на концертмейстера ложатся задачи как педагогического, психологического, так и художественного плана задачи. Для педагога по специальному классу концертмейстер правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромиссностью художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами. 
Функции концертмейстера, работающего с солистами, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а так же педагогического чутья и такта. Опыт показывает, что главной отличительной чертой концертмейстерской деятельности является необходимость развития навыков и умений слушать не только себя, но и солиста. Именно в двойной концентрации и активности слухового внимания пианиста скрыта главная черта концертмейстерской деятельности. В процессе аккомпанирования слуховое внимание пианиста проходит ряд характерных этапов развития и формирования. А именно: первый этап связан с вслушиванием и осознанием собственной партии, которую пианисту необходимо прочно выучить и свободно, уверенно исполнять; второй – обусловлен с восприятием партии солиста, которую пианист также внимательно разучивает, подпевая себе во время исполнения; третий этап – самый сложный, в нём происходит слуховая адаптация, постепенное слияние обеих партий в ансамбль и, наконец, четвёртый этап – заключительный, кульминационный, когда в слуховом сознании пианиста обе партии соединяются в единый звуковой поток, в котором уже не воспринимаются две партии, а слышится единый ансамбль. 
Начиная работу с учащимся – вокалистом, концертмейстер должен вначале предоставить ему возможность услышать произведение целиком. Для этого пианист либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом. Произведение лучше исполнять несколько раз, чтобы ученик мог лучше и быстрее понять замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения. 
Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер должен наблюдать за выполнением певцом указаний педагога по вокалу. Следить за точностью воспроизведения певцом мелодической линии и ритмического рисунка произведения, чёткостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией. 
В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной звучности порой зависит и звучание сольной партии. Например: грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование звука солистом, напротив, мягкое «пение» фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению, оберегая его от «крика». 
Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому ученику, нельзя обозначить единый план ведения занятий, одинаково пригодный для всех учащихся. Занятия строятся по – разному, в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, если ученик не пел в этот день, то целесообразно распеть его несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер. Иногда работу над произведениями начинают по отдельным кускам, но часто бывает целесообразно сначала дать возможность ученику исполнить всё произведение целиком (независимо от того, как он споёт), после чего указать ему на главные ошибки, добиться их устранения, а затем снова повторить целиком уже в исправленном виде. Если вокалист творчески активен, то можно пройти за одно занятие несколько произведений. Количество зависит от степени завершённости работы над ним, а также от терпения и внимания учащегося, состояния его певческого аппарата, к которому надо относиться очень бережно. Иногда весь урок можно посвятить одному произведению, что приносит подчас больше пользы, чем работа над всей заданной программой. 
Очень часто одной из серьёзных проблем для начинающего вокалиста является ритмическая сторона исполнения. Воспринимая мелодию на слух, певец порой приблизительно поёт ритмически сложные места. Концертмейстеру необходимо на уроках отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение того или иного момента. Если ученик не сразу воспринимает сложный ритмический рисунок на слух. Для лучшего освоения ритмической стороны иногда полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта, основной пульс произведения, добиться ритмической ровности. 
Концертмейстер так же должен следить за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, кроме того идёт работа над протяжённостью гласных. Солист должен пропеть гласную до последнего момента, а примыкающую к ней согласную относить мысленно к следующей гласной, тогда все слоги будут начинаться с согласной, но не кончаться ими. Необходимо стремиться к логическим точкам опоры, объединять звуки, вести их к более важным в смысловом отношении нотам и словам. 
Под руководством педагога концертмейстер учит певца правильно распределять силу звука на протяжении всего исполняемого произведения. Очень часто вокалисты (в частности начинающие) думают, что чем громче они поют, тем сочнее и красочнее звучит их голос. Задача концертмейстера напоминать ученику, какой выразительности может он добиться, разнообразя силу и окраску звука, слушая себя и инструмент ему аккомпанирующий, и насколько при этом он сбережёт и свой голос. Следует объяснить ученику, как постепенно готовить кульминацию, предостеречь его от часто встречающейся ошибки, как пение окончаний фраз или слов – громко, не смягчая их, хотя это очень часто неударный слог или слабая доля. 
Мастерство концертмейстера заключается в умении совмещать собственное представление об исполняемом произведении с предполагаемым вокальным вариантом. Особенностью вокального произведения является наличие словесного текста. В работе над текстом, прежде всего надо почувствовать его основное настроение, а в работе над фразировкой- исходить в первую очередь из смысла и характера музыки. Последнее особенно важно, если произведение исполняется в переводе, так как при этом могут не совпадать словесные и музыкальные опоры. 
Очень важно разбудить у ученика воображение, фантазию, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесённого, но и «окрашенного» настроением всего произведения. Необходимо, чтобы с помощью педагога, а затем и концертмейстера ученик следил за красотой и богатством звучания слова. 
Специфика совместного исполнительства заключается в создании единого художественного прочтения произведения участниками ансамбля. Ансамблевое взаимодействие партнёров подразумевает их к успешному выступлению. 
На концертмейстера возлагается ответственная задача –ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемент, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом. Концертмейстер должен обладать тонким интонационным слухом, голосом, чтобы следить за точностью звуковысотной интонации. 
Концертмейстер для солиста должен стать помощником, наставником. Он должен быть хорошим ансамблистом и чутким товарищем, способным поддержать в любую минуту. Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен ещё и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведёт», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, слабости и достоинства. Все ученики, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости. 
Являясь помощником педагога- вокалиста, концертмейстер не только учит с учеником репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее устанавливается между ними взаимопонимание, даже «рабочая терминология» у них становится общая. Концертмейстеру на уроке надо быть в подтянутом, творческом состоянии, благожелательно и добросовестно заниматься с любым учеником- вокалистом. Независимо от его способностей. 
Таким образом, в деятельности концертмейстера в классе вокала объединяются творческие, психологические и педагогические функции. Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него таких качеств, как высокая работоспособность, большой объём памяти и выдержка, воля, педагогический такт и чуткость, наличие музыкально-исполнительских навыков, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, отличного музыкального слуха.

Использованная литература: 
1. Баринова М.Н. очерки по методике фортепиано. Л 1926 
2. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста –концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1 М.: Музыка, 1988 
3. Крючков Н.Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л. 1961 
4. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972 
5. Мур Джеральд Певец и аккомпаниатор. М., 1987

 


Министерство образования и Науки

Министерство образования и Науки

В области формообразования полифонический стиль 19 в

В области формообразования полифонический стиль 19 в

Он стал господствовать в фактуре, стал центром внимания слушателей

Он стал господствовать в фактуре, стал центром внимания слушателей

Но в этом победном шествии фортепиано была еще одна причина успехов: новое молоточковое фортепиано с педалью принципиально отличалось от старого клавесина, стали возможными протяжный певческий…

Но в этом победном шествии фортепиано была еще одна причина успехов: новое молоточковое фортепиано с педалью принципиально отличалось от старого клавесина, стали возможными протяжный певческий…

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе

Со временем эта универсальность была утрачена

Со временем эта универсальность была утрачена

Работа концертмейстера важна, сложна и очень трудоёмка, так как именно в его руках музыка становиться тем фундаментом, на котором держится искусство

Работа концертмейстера важна, сложна и очень трудоёмка, так как именно в его руках музыка становиться тем фундаментом, на котором держится искусство

Для этого пианист либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом

Для этого пианист либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом

Концертмейстер так же должен следить за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, кроме того идёт работа над протяжённостью гласных

Концертмейстер так же должен следить за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, кроме того идёт работа над протяжённостью гласных

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020