Методический доклад «Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования»
Оценка 5

Методический доклад «Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования»

Оценка 5
docx
12.03.2020
Методический доклад «Развитие творческих способностей –  одна из актуальных задач образования»
+МД Развитие творческих способностей год.docx

КГКП «ЦДЮТ «Достык»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический доклад

«Развитие творческих способностей –

 одна из актуальных задач образования»

 

 

 

 

 

                                                                                              Педагог: Ильтнер З.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Приозерск

СОДЕРЖАНИЕ

 

I.                  Введение.

     II.      Система дополнительного образования.

                2.1 Организация и содержание занятий.

                2.2 Проблемно – творческие ситуации на занятиях ИЗО.

     III.     Заключение.

     IV.     Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  ВВЕДЕНИЕ

               Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционных  решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. В кружки ДО нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед воспитанниками творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.

         Поскольку с возрастом,  способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, мы считаем необходимым включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы кружков декоративно-прикладного и изобразительного искусства, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Занятия организуются в соответствии со следующими принципами:

·        создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;

·        проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;

·        обеспечение возможности генерировать множество решений творческой

 

II.               Система дополнительного образования

 

2.1 Организация и содержание занятий

            Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного образования детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

             Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

            Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

- формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

- реализация единства образовательного процесса.

           Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся.

Рассмотрим, насколько эти положения реализуются в кружке «Знай-ка».

Цель деятельности: саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его  собственную творческую предметную деятельность, обще эстетическое  развитие детей средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

Цель определяет следующие задачи:

·        Расширение художественно-эстетического кругозора;

·        Приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

·        Освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

·        Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

·        Освоение простейших технологий дизайна и офрмления;

·        Воспитание зрительной культуры.

·        Приобщение детей к изобразительному искусству и культуре.

·        Разработка и реализация выставочных проектов в кружке.

·        Коллекционирование детского изобразительного творчества.

Обучение в дополнительном образовании направлено на развитие творческих способностей детей, основными  задачами которого являются:

·        Дополнить и обогатить гуманитарно-эстетические знания, получаемые детьми в школе.

·        Выявить способных детей и создать условия для их самореализации.

·        Воспитывать уважительное отношение к педагогическому труду и профессиональному мастерству.

·        Предоставить ребенку свободу выбора деятельности.

·        Способствовать развитию личностных качеств, умений, навыков ребенка через участие в жизни творческого объединения.

 

2.2  Проблемно – творческие ситуации на занятиях ИЗО.

           О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике.

           Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. Если же учебную ситуацию, создаваемую педагогом на занятии, рассматривать как некое подобие жизненной проблемной ситуации, то ребенок, как мы убедились, имеет возможность постоянно осуществлять выбор. В таком проблемном образовательном поле воспитанники постепенно накапливают ценный индивидуальный опыт самоопределения.

          Кто-то может возразить: а если растущий человек не хочет самоопределяться на занятиях искусством или в учебной деятельности вообще? Может быть, для него возможность позиционно определить себя связана с другими сферами жизнедеятельности, а зачастую и с вредными привычками или асоциальным поведением? Безусловно, личностное позиционное самоопределение может формироваться разными способами. Сверхзадача, предназначение педагога-воспитателя - добиться того, чтобы в качестве возможного пространства для самоопределения ребенка стали не разрушающие, а созидающие человека сферы деятельности. Одной из них и является учебно-познавательная, творчески ориентированная деятельность.

        Один из эффективных путей самоопределения личности - занятия искусством. Практика показывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием «общения» с искусством могут не являться для ребенка жизненно необходимыми сегодня. Однако они наделяют нынешнего школьника ценным опытом - механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают ребенку осмысливать, переживать, преодолевать будущие проблемные ситуации. Следовательно, личностный смысл, рождающийся у ребенка при общении с искусством, является при этом одним из содержательных элементов культуры самоопределения в целом.

Проблемные ситуации на занятиях изо, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности. В опыте творческого самоопределения интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка является неким «фондом развития», обеспечивающим процесс  взросления.

           Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей. Все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике «прочувствовать - осознать - выявить свое отношение». Учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности. В процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.

            Общеизвестно, что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что «мозаика» освоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп» проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разными. Не может быть двух воспитанников, одинаковых по характеру и результатам обучения, как не может быть и двух композиторов, написавших одно и то же музыкальное произведение.

          В таком случае проблемно-творческие ситуации на занятиях искусством могут служить и своего рода диагностическими ситуациями. Педагогически корректно наблюдая за творческим развитием своих воспитанников, педагог, как «творец» подобных ситуаций, сам рождается как педагог-художник. Диапазон вариантов и решений проблемных ситуаций здесь безграничен. В качестве примеров можно привести следующие методические модели проблемно-творческих ситуаций, извлеченные из опыта практической работы с детьми.

 

1. Самое красивое

          Творчество и красота очень тесно взаимосвязаны между собой. Красота есть некий маяк, который светит плывущим по морю творчества. Ребенка необходимо научить видеть и замечать все  красивое. Можно уже на первом учебном занятии предложить детям ответить при помощи рисунков на вопрос: «Что ты считаешь самым красивым на свете?»

          Если выделить наиболее часто встречающиеся темы, то это будут: цветы, лес (в разные времена года), семья, друзья.

        Иногда ребенку очень трудно выбрать из огромного мира радостей и увлечений самое-самое: И тогда (как правило, это встречается в рисунках девочек) появляется нечто, похожее на карту-путеводитель, в разных окошечках которой «живут» «моя мама», «солнце и море», «моя собака», «краски», «школа», «любимое мороженое» и «любимая книга». Бывает и так, что под словом «красивое» ребенок подразумевает что-то «уютное, комфортное, близкое, родное». Тогда он старательно рисует только ему ведомое чувство - выражает состояние, которое без соответствующего авторского комментария трудно понять. Например: «Это - план моей квартиры, в центре которой находится ванная, льется вода из душа, и я слышу, как капли ударяются о воду, мне тепло и уютно здесь».

 

2. Цветная неделя

           Можно увидеть что-то необычное, что мы перестаем порой замечать, даже в обыденных и привычных явлениях. Например, дни недели - они такие разные, у каждого из них, оказывается, может быть свой «характер», свое «расписание». А если попытаться их раскрасить, дать им подходящую художественную форму: Что из этого получится? Именно так рождается поле творческого самовыражения для задания «Цветная неделя».

          И вот уже на занятии царит атмосфера творчества: появились разноцветные шары, кирпичики; «лепестки» вторников и четвергов «закружились» в самобытных детских работах. В этой учебно-творческой ситуации наблюдательный педагог может увидеть очень и очень многое, например, наши взрослые «мифы-представления»: «понедельник - день тяжелый», «четверг - рыбный день», «суббота и воскресенье - красные дни календаря»: Любимые сказочные герои тоже не остаются без внимания, они «кочуют» по неделе, «оживляя» страницы чередующихся дней. В рисунках могут отражаться и гастрономические пристрастия второклассников. Без комментария к рисунку здесь тоже невозможно обойтись, поэтому каждый автор «Цветной недели» считает своим долгом объяснить словами, и даже движениями, свой неповторимый рисунок как уникальный способ творческого самовыражения. А это, как мы помним, первый, пожалуй, самый важный шаг в творческом самоопределении растущей личности.

 

3. Гармония внутренних сфер

          А если попытаться «услышать» весь мир в красках и созвучиях? В этом случае можно вполне обстоятельно вести речь на учебном занятии о той гармонии (благозвучной или, например, редкозвучной), которой наполнены каждое явление в мире и каждый конкретный человек.

           При выполнении проблемно-творческого задания ребятам предлагается поразмышлять над своим внутренним созвучием, над гармонией внутри себя: «Давайте условно обозначим следующие три наши составляющие внутреннего мира,  как единую гармонию нашего целостного «Я»:

«Я» - красный круг,

«Мы» - синий круг,

«Природа» - зеленый круг».

             А само творческое задание формулируется педагогом так: «Найдите равновесие между этими тремя началами. Чтобы это сделать, можно менять (выбирая из предлагаемого набора) размеры кругов, перемешивать их, находя сочетание, наиболее соответствующее вашему ощущению (пониманию) мира».

           Эта проблемно-творческая ситуация, как и многие другие, может выступать в качестве показательного элемента комплексной системы педагогической диагностики.

         Кружок «Знай-ка» объединяет детей (возраст 5-7 лет), желающих своими руками воплотить в жизнь свои мечты, мечты своих братишек и сестренок, свои собственные идеи, образы и модели.

          Увлечение ребят поначалу лишь рисованием простеньких сюжетов, под руководством педагога перерастает затем в умение творить самостоятельно более объемные, содержательные работы. В условиях кружка дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, не боясь неудач, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в школе.

           Здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Цель - обучить детей основам технологии изобразительного искусства.

Для чего педагог ставит перед собой задачи:

- Ознакомление ребят с различными видами материалов и приспособлений, инструментов, основами цветоведения

- Обучить технологическим приемам рисования.

- Развивать мелкую моторику рук

- Воспитывать работоспособность, умение довести начатое дело до конца, до выставочного уровня, потребность в активном проведении досуга, использование приобретенных навыков в практической жизни

- По итогам четверти, учебного года проводится выставка лучших работ и поощрение ее участников.

III.           Заключение

          Проблемы современного образования, приведшие к необходимости реформы его системы, связаны не только с изменившимися социальными обстоятельствами, но и с обострением противоречий самого образовательного процесса. Известна проблема отчуждения содержания образования от субъекта образовательной деятельности. Это отчуждение приводит к тому, что образование в своем содержании и формах становится безразличным к индивидуальности, становится закрытым и самодостаточным, утрачивает смыслы, обращенные к субъективности его участников.

          В современных социально-экономических условиях дополнительное образование способно преодолеть это отчуждение, приобретая значение не механической достройки базового образования, постоянно расширяющегося образовательного пространства для удовлетворения и реализации постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Педагогический потенциал дополнительного образования значителен: оно выступает как мощное средство формирования мотивации к образовательной деятельности, расширяет культурное пространство самореализации личности.

           Сфера дополнительного образования способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъектно-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком как равноправных субъектов образовательного пространства, что обеспечивает личностный рост каждого субъекта, как необходимую предпосылку жизненного самоопределения и раскрытие творческого потенциала.

          Модель образовательного пространства взаимодействия основного и дополнительного образования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаяся целостность, где каждый участник образовательного пространства выступает одновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации и индивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.

           Образовательная программа «Взаимодействие основного и дополнительного образования как средство развития индивидуальности ребенка» является: сложной системой, т.е. представляет собой единство разнообразных элементов, в том числе и единство разных этапов ее осуществления; открытой системой, т. е. находится во взаимодействии с другими программами, нуждается в них для собственного существования, способна к принятию в свою систему новых субъектов и новых отношений, имеет возможность и необходимость выхода за свои границы, превращения, трансформации в другие образовательные программы; нелинейной системой, т.е. не имеет однозначно определенной связи между своими изменениями, (например, при переходе от одного этапа к другому), и изменениями образовательного пространства или субъектов образовательного процесса.

IV. Список использованной литературы на занятиях ИЗО

1. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. - 2003. - №2

2. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1999.

3. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. - М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000

5. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь.. - 1999. - №7.

6. Образование по выбору -- реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 1995 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 


 

КГКП «ЦДЮТ «Достык»»

КГКП «ЦДЮТ «Достык»»

СОДЕРЖАНИЕ I.

СОДЕРЖАНИЕ I.

I. ВВЕДЕНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его…

Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его…

Воспитание зрительной культуры

Воспитание зрительной культуры

Проблемные ситуации на занятиях изо, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности

Проблемные ситуации на занятиях изо, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности

Иногда ребенку очень трудно выбрать из огромного мира радостей и увлечений самое-самое:

Иногда ребенку очень трудно выбрать из огромного мира радостей и увлечений самое-самое:

Эта проблемно-творческая ситуация, как и многие другие, может выступать в качестве показательного элемента комплексной системы педагогической диагностики

Эта проблемно-творческая ситуация, как и многие другие, может выступать в качестве показательного элемента комплексной системы педагогической диагностики

Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъектно-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком…

Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъектно-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком…

Методический доклад «Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования»

Методический доклад «Развитие творческих способностей –  одна из актуальных задач образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2020