ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-СЕРВИСОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
(методический кейс)
2024
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ................................................................ 3
Глава I. Понятие web-сервисов. Виды........................ 4
Глава II. Использование web-сервисов в образовательном процессе 6
«Готовые» web-сервисы:......................................... 6
Сервисы для творческой работы учителя............... 8
Заключение.............................................................. 19
Литература............................................................... 20
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................... 21
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе образования. При этом меняются требования не только к учебной программе, но и к учителю и используемым технологиям.
Как сделать эффективным процесс обучения? Как сделать урок интересным и полезным? Такие вопросы должен ставить перед собой современный учитель.
Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: активные, пассивные и интерактивные.
Наиболее интересными я считаю интерактивные методы обучения, где педагог теряет главную роль, он становится организатором образовательного процесса, проводником учеников в удивительный мир знаний. Акцент на таком уроке делается на сотрудничество и взаимодействие. Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний, ученик выбирает – учитель содействует, ученик действует – учитель создаёт условия для проявления активности. Отсюда, интерактивные методы способствуют формированию самостоятельной, активной позиции детей, развивают рефлексивные, исследовательские и оценочные умения. Педагог направляет детей, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, консультирует, помогает в серьёзных затруднениях. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а учитель заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.
Применение информационно-коммуникативных технологий и возможностей интернета облегчает деятельность учителя на уроке и во внеурочной деятельности, создает эффективную обратную связь, которая необходима для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно повторить изученный материал дома, проверить свой уровень знаний. У обучающихся есть возможность не только использовать лучшие интернет-ресурсы, но и поддерживать связь с учителем в любое время, в любом месте. Такая форма взаимодействия способствует повышению познавательной деятельности обучающихся, помогает им лучше усвоить изучаемый материал.
Учитель может применять в своей работе различные веб-сервисы интернета, а также привлекать к созданию различных интерактивных дидактических материалов своих учеников. Это может быть и работа над творческим проектом, и работа в рамках школьного кружка.
Работая учителем информатики, в своей учебной и проектной деятельности использую многие веб-сервисы интернета, а также знакомлю с ними своих учеников и коллег.
Веб-сервис – это программное обеспечение, которое предоставляет платформенно-независимый доступ к своим данным другим программным продуктам через Интернет.
Можно выделить следующие общие характеристики веб-сервисов:
• не требуется установка на компьютер, для доступа достаточно подключения к Интернету;
• наличие различных режимов доступа к материалам (закрытый, открытый, по запросу и т.д.);
• возможность обсуждать и оценивать опубликованные материалы внутри сообщества;
• свободный доступ к сервису из любой точки мира;
• поддержка групповой работы с документами;
• объединение материалов в тематические группы;
• развитая система поиска (по тематике, по ключевым словам);
• необходимость регистрации для публикации материалов.
По функциональному назначению веб-сервисов выделяют:
Значимость использования веб-сервисов в учебном процессе обоснована следующими положениями:
Web-cервисы представляющие интерес для образовательной деятельности следующие:
-блоги;
-закладки;
-вики;
-социальные сети и сообщества;
-инструменты совместной работы;
-открытые образовательные ресурсы;
-обмен знаниями и информацией;
-создание и совместное использование материалов.
Использование интернет-сервисов, позволяет мне, как учителю, разнообразить дидактические материалы для сетевой учебной деятельности с акцентом на интерактивные формы.
Я хочу порекомендовать следующие, «готовые» web-сервисы:
Интернет-урок – образовательная онлайн-школа, библиотека видеоуроков, конспектов, тестов, тренажеров, видеолекций. Самая крупная коллекция уроков от лучших преподавателей.
Материалы представлены по всем предметам школьной программы с 1 по 11 класс.
Еще на сайте есть замечательный раздел «Ученые – детям», в котором есть лекции для школьников. Рекомендую использовать в рамках дистанционного обучения по предметам и внеурочной деятельности. Предоставленный материал доступен и понятен как школьникам, так и родителям. Есть возможность эффективного закрепления пройденного материала по школьной программе на многочисленных тренажерах и тестах с мгновенной обратной связью. В любой момент можно задать вопрос учителю и получить ответ. Библиотека продолжает пополняться новыми видеоматериалами. Нужна регистрация. Есть бесплатный и платный контент. Я пользуюсь бесплатным.
Российская электронная школа (РЭШ) – образовательная платформа. Это полный школьный курс уроков, информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. Бесплатный ресурс, нужна только регистрация.
Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала.
Можно использовать образовательные ресурсы «РЭШ» не только как дополнительный материал при организации занятий в классе, но и как способ перенять опыт и наработки коллег. Здесь можно найти рабочие программы по каждому предмету, конспекты уроков, упражнения и проверочные задания по теме. Содержание дидактических и методических материалов полностью соответствует ФГОС и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Данный ресурс можно использовать для подготовки к Всероссийским проверочным работам и государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Комплексный подход к обучению будет способствовать успешному освоению школьной программы вашими учениками и позволит добиться высокой успеваемости.
«Образовариум» - цифровая школа. Доступ к образовательным ресурсам осуществляется по следующим сылкам: https://ds.obr.nd.ru/ - цифровая школа «Образовариум». https://products.obr.nd.ru/ - коллекция ресурсов «Образовариум». https://obr.nd.ru/ - портал «Образовариум. Дистанционное образование для всех».
Доступ к ресурсам открывается после регистрации на сайте. Педагоги могут самостоятельно изменять структуру и содержание контента под свои задачи и цели, комбинируя различные элементы из собственных уроков и уроков, созданных профессиональными авторами, во встроенном конструкторе уроков. С помощью ресурсов коллекции ученики смогут находить информацию и самостоятельно изучать новый материал, тренироваться и закреплять полученные знания, выполнять творческие проекты.
Коллекция содержит более 100 образовательных продуктов, обеспечивающих освоение содержания основной образовательной программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Система поиска поможет подобрать необходимый учебный материал.
Для дистанционного обучения так же удобны Zenclass, Google Класс, которыми я с моими учениками пользуемся уже несколько лет. В первую очередь из-за необходимости работы в дистанционном режиме.
И конечно же, сервисы для творческой работы учителя.
Для создания видеопрезентаций, клипов, фильмов я использую Prezi.com;
Для создания плакатов, карт, диаграмм, схем, пособий ThingLink, Cacoo;
Для создания тестов, кроссвордов, игр – Мастер-Тест, Online Test Pad, QuizMaker, Quizizz, Kahoot.
Пригодится вам и сервис по составлению расписания онлайн (http://schoodle.ru)
Сервисы Web 2.0
BrainFlips, Quizlet, https://www.cram.com/flashcards/create – работа с карточками
JeopardyLabs генерация онлайн викторин для занятий со школьниками
JigsawPlanet , JigZone создание игр в виде пазлов
LearningApps.org— создание интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам.
Study Stack онлайн сервис для создания различных материалов к урокам.
ProProfs создание дидактических материалов в игровой форме + сертификат для отвечающих.
PurpozeGames создаем игры по изображению.
Фабрика кроссвордов — генератор кроссворда.
Видеосервисы
«Youtube» «Rutube» «яндекс видео», «мейл видео», «Смотри»
Тесты, опросники
Google форма — организация быстрых опросов
Simpoll -создание опросов, голосований и тестов
Usaura — создание тестов на основе графических изображений
Webanketa - создание анкет, тестов
Банк тестов - создание тестов
Виртуальные доски для групповой работы:
Conceptboard совместное редактирование, виртуальная доска
http://wikiwall.ru – совместная работа над стенгазетой
Notaland виртуальная доска для групповой работы - интеграция различного контента
Popplet - виртуальная стена (доска) для работы с мультимедиа объектами в группе
RealtimeBoard виртуальные доски для проектов на русском языке
Rizzoma - виртуальная площадка для коллективной работы
Scrumlr виртуальная доска со стикерами. Групповая работа
Twiddla виртуальная интерактивная доска
Writeboard совместное редактирование
LearningApps.org является сервисом Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания. Данный сервис представляет собой конструктор для создания интерактивных учебных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе.
На сервисе имеется большой выбор разных шаблонов, всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий. Кроме того, LearningApps.org помогает организовать работу коллектива обучающихся, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой качественный ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. Задания можно создавать и редактировать в режиме онлайн, используя различные шаблоны. Представлено огромное количество типов задания. На сайте можно выбрать категорию: "Человек и окружающая среда", "Информатика", "Искусство", «География". "Биология" и другие. Созданные материалы можно опубликовать на сайте, можно дать детям ссылку, по которой они могут работать.
Сервисы для создания видеопрезентаций.
Рассмотрим программы, в которых можно нарисовать собственный образовательный мультфильм.
Обращаться к видеопрезентациям имеет смысл, если вы планируете рассказать небольшую историю. Если в обычных презентациях движение происходит только во время эффектов, то в анимационных роликах оно постоянно. Возможность динамики есть и в программах для статичных презентаций — что-то интересное можно сделать, например, в Prezi, прибегая к наплывам и переходам. Однако если вы хотите полностью завладеть вниманием аудитории, ввести в повествование персонажа или раскрыть сюжет, анимированный ролик подойдёт лучше всего.
POWTOON
Это онлайн платформа, которая позволяет создавать анимационные презентации и анимированные образовательные видеоролики.
Для начала работы тут предлагается выбрать один из трёх вариантов применения: для рабочих, образовательных или личных нужд. Выбрав средний, образовательный, вариант, попадаем в библиотеку шаблонов.
Принцип похож на работу PowerPoint: есть набор слайдов, которые пользователь может добавлять, удалять и наполнять контентом согласно своему сценарию. На слайдах можно строить графики, добавлять текст, фигуры, текст, музыку. Ролики создаются в онлайн-режиме. На канале проекта есть ролики, сделанные в PowToon, которые рассказывают о полезных вещах, связанных с презентациями, и дают понять, как будет выглядеть результат работы. Пример ролика, который мы создали с обучающимися 7 класса – Watch my Powtoon: Правила безопасности в компьютерном классе
MOOVLY
Здесь
тоже можно сделать анимированное видео на любую тему, пользуясь как готовыми
формами и шаблонами, так и возможностью дорисовывать что-то от руки. Каждая
деталь оживляется несколькими способами.
Moovly — платный онлайн-сервис, однако урезанными возможностями можно воспользоваться свободно. В этом случае количество стилевых решений будет ограничено, но вы сумеете создать ролики длительностью до 10 минут и с разрешением не более 480.
PikToChart
Инструменты для редактирования презентации отобразятся в левом боковом меню. Очень удобно, что почти всё необходимое для оформления презентации здесь уже есть: готовая графика (фигуры, линии, иконки, фото), фоны для слайдов, разнообразные форматы текстовых надписей, а также интерактивные диаграммы, карты и возможность добавить видео по ссылке.
Готовой презентацией можно поделиться по ссылке или скачать в хорошем разрешении в форматах PNG/JPG, в виде одной картинки или отдельных картинок для каждого слайда (правое верхнее меню).
Emaze
Сервис Emaze предлагает создать онлайн презентацию, мини-сайт, поздравительную открытку, игру, историю или приглашение. В презентациях есть тематический раздел Education. Откройте любой из готовых образцов раздела, например, School. Вы увидите яркую презентацию с современной графикой.
При переходе в режим редактирования Вы увидите, что все стильные изображения в презентации собраны из простых фигур (Shape). Как и PikToChart, Emaze обладает хорошей библиотекой готовых изображений, шрифтов, а также возможностью добавлять графики и диаграммы. Размеры и цвета всех объектов можно менять на свой вкус.
Презентацией из Emaze можно поделиться в соцсетях, вставить на сайт, опубликовать по ссылке. Однако, все форматы для скачивания доступны только в платных аккаунтах. Зато в сервис можно загрузить готовую презентацию в Power Point и довести её до совершенства!
Prezi.com
Сервис Autodesk Homestyler – это бесплатное онлайн-приложение для интерьерного проектирования и ландшафтного дизайна. Программа позволяет создавать планы и трехмерные изображения помещений. Данный сервис был использован в проектной деятельности обучающихся «3D моделирование в дизайне интерьера».
Google Docs – онлайновый офис, включающий в себя текстовый и табличный процессоры, сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. Данный сервис не только предоставляет возможности, аналогичные популярным офисным пакетам Microsoft Office и LibreOffice, но и поддерживает совместную работу с документами различных пользователей. Следует подчеркнуть, что компания Google разрабатывает и предоставляет множество различных сервисов, которые предоставляют инструменты преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать в учебном процессе.
Quizlet - это бесплатный сервис, который позволяет легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек. Все что требуется — это найти в базе или создать интерактивный материал — собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить необходимый материал.
Quizizz это популярная обучающая платформа для проведения викторин, создания тестов и образовательных игр. У платформы есть веб-версия и мобильное приложение. Основной режим Quizizz это режим создания викторин.
Я расскажу, как использовать Quizizz с максимальной пользой на уроках, как с его помощью увлечь обучающихся и разнообразить скучные тестирования, а во время дистанционного обучения этот сервис — настоящая находка, чтобы отдохнуть от статичного сидения у экрана и зазубривания новой темы. Вместо того, чтобы вести уроки в привычном (пусть и дистанционном) формате, после объяснения новой темы можно использовать Quizizz в качестве опросника. Например, часть нового материала вы уже рассказали, и ученики по ту сторону экрана кивают: все понятно. Проведите короткий динамичный тест, который разогреет у ребят интерес к теме и очень взбодрит тех, кто устал быть прикованным к ноутбуку. Вы удивитесь, насколько эта активная игра развеселит ребят. А еще она наверняка заставит критически осмыслить весь прослушанный материал. Во время квиза школьники поймут, что не до конца усвоили все, что сказал учитель еще пять минут назад, а подсвеченные правильные ответы после выбора ошибочного варианта наверняка помогут детям запомнить больше.
Рейтинг игроков, который ведется в каждой игре, будет стимулировать отстающих: теперь каждый ученик захочет запомнить как можно больше, чтобы набрать победное количество очков в следующий раз. Уверена — вы наверняка найдете множество вариантов, где можно применить сервис. Вот лишь несколько идей, которые предлагают сами разработчики: Определите темы, требующие более глубокого объяснения, и помогите ученикам закрыть пробелы в знаниях с помощью тестов. Организуйте игры в режиме реального времени с помощью видеоконференций или отправляйте самостоятельные игры для связи со школьниками дома и в любом другом месте в рамках дистанционного обучения. Играйте в Quizizz, чтобы начать урок и резюмировать знания детей по последнему пройденному материалу, или используйте его как нестандартный способ провести опрос посреди объяснения нового материала. Используйте аналитику из игровых отчетов, чтобы оценить прогресс в обучении каждого ребенка. Проводите опросы и анкетирование, чтобы собрать мнение учеников по какому-то важному вопросу, проверить понимание темы или оценить психологическое состояние детей. Предложите ученикам создавать собственные квизы и играть всем классом — так углубятся знания большинства ребят, а у пассивных детей появится интерес к предмету. Объедините детей в команды, чтобы обучить навыкам сотрудничества.
Joyteka
Образовательная платформа для учителей, созданная учителем. Она подходит для любого школьного предмета, а её использование не требует специальных навыков. На этой платформе можно создавать индивидуальные задания и получить яркие эмоции при обучении. Пять онлайн-сервисов: образовательная игра «Квест», веб-сервис «Видео», интеллектуальная игра «Викторина», игра «Термины», сервис проверки знаний «Тест».
Веб-квест, направленный на развитие у обучающихся навыков аналитического, креативного и критического мышления, помогает заинтересовать детей на уроке. Учителю достаточно выбрать квест-комнату, подходящую по теме, и вставить свои задания в текстовом формате. Целью веб-квеста является индивидуальное или групповое изучение материала, выполнение заданий, а затем и создание собственного проекта. Следует отметить, что сама тематика веб-квестов может быть достаточно разнообразной, а проблемные задания могут отличаться по степени сложности.
Тест – это интерактивный вариант самостоятельных работ.
Видео - сервис, позволяющий создавать интерактивное видео. Педагогу достаточно вставить задания в заранее подготовленный им ролик.
Сервис «Термины» для создания креативных уроков, где ученики должны объяснять и угадывать термины. Термин появляется на доске. Игрок 1 видит термин и даёт ему определение. Игрок 2 не видит термин и пытается отгадать. Когда слово отгадано, команда (или пара) получает балл.
Викторина. Учитель задаёт темы и для каждой придумывает по пять вопросов разной сложности, а ученики отгадывают и получают баллы.
У Joyteka очень простой и дружелюбный
интерфейс. Платформой можно пользоваться бесплатно без ограничений, но у
Joyteka есть и два платных тарифа, которые частично расширяют функциональность.
Таким образом, в наше время образование становится более динамичным, сетевым и все больше электронным. Кроме вышеперечисленных, в сети Интернет существует масса других интересных веб-сервисов для образования. Конечно, использование их на учебных занятиях требует от педагога постоянной работы над повышением уровня своей ИКТ-компетентности, творческого подхода к проектированию занятий. Однако последующие результаты обучения того стоят: грамотное использование веб-сервисов способствует формированию интереса учащихся к предмету, развитию у них креативных способностей и воспитанию активной жизненной позиции, повышению мотивации к самообразованию, и в целом, позволяет эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс.
Различные интернет-технологии обеспечивают качественно новый уровень обучения, предоставляя разнообразные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью.
Использование web-cервисов в образовательном процессе – это сегодня насущная необходимость для учителя, который стремится оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным и мотивированным для обучения.
1. «Интернет- инструменты и с сервисы в работе учителя» [Электронный ресурс]: http://schoolzura.jimdo.com/интернет-инструменты-и-сервисы-в-работе-учителя/
2. Виноградова Е.А. Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении. ИКТ –новая технология управления в образовательном учреждении. [Электронный ресурс]: /Материал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/раздел Преподавание информатики: [тез. докл.]/ Виноградова Е.А. -Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/538755/
3. Коротенков, Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. [Электронный ресурс]: учеб. пособие /Коротенков Ю.Г. / Академия АйТи –Москва http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf
4. «Образовательные сервисы Web2.0» Электронный ресурс: http://lib.mygrodno.com/web-navigator/obrazovatel-ny-e-servisy-web-2-0/
5. Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции «Эффективные практики реализации элементов Единой информационной образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС». – М.: Издательство Перо, 2016 – 697 с. [Электронное издание]
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.