Урок математики на тему «Умножение и деление круглых чисел», 3 класс
Учебник: Математика, Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Учебник, 2 часть.
Цель урока: ознакомление обучающихся с приемами умножения и деления двузначных чисел, оканчивающихся нулем, на однозначное число; закрепление умения решения задач изученных видов.
Задачи урока:
- образовательные: сформулировать алгоритм умножения и деления круглых чисел;
- развивающие: развивать логическое и алгоритмическое мышление, память, математическую речь.
- воспитательные: воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к мнению одноклассников.
Планируемые результаты урока:
- предметные - умение моделировать приёмы умножения и деления круглых чисел; чтение равенства с применением математической терминологии; использование переместительного свойства умножения и взаимосвязь умножения и деления при вычислениях; определение порядка действий в выражениях; использование алгоритма умножения и деления круглых чисел.
- познавательные - сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.
- регулятивные - принятие и сохранение учебной задачи; осуществление контроля и оценки по эталону, рефлексивная самооценка;
- коммуникативные - формулирование вопросов и затруднений; работа в парах;
- личностные - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний. Устный счет.
Задачи в стихах.
1) «Волна за волною на берег идет.
Из моря на пляж ракушки несет.
Таня и Надя по пляжу гуляли,
В ладошки ракушки они собирали.
Двенадцать ракушек всего у подружек.
Сколько ракушек у каждой? Скажи» [2, c. 36].
2) «Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?» [1, c. 38].
3) «Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
20 зайчих, а у каждой зайчихи по 2 зайчонка, 7 куниц, 8 рыженьких лисиц, а у каждой лисицы по 3 лисенка, 6 веселых ежей - на качели скорей.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте» [3, c. 19].
Учащимся предлагается дидактическая игра «День и ночь».
По команде «Ночь!» Учитель читает цепочку вычислений. По команде «День!» учащиеся поднимают голову и называют ответ.
69 – 15: 5 * 4 +8 : 2 + 2
На уроке проводится индивидуальная работа по карточкам у доски (2-3 учащихся). Проверка.
Карточка
Решите уравнения. Х – 73 = 17 73 – х = 17 |
3. Формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока.
Учащимся демонстрируется монета достоинством 10 руб.
Какое число на монете вы видите? Что можете сказать об этом числе? (Двузначное, круглое, оканчивается на ноль, в нем 1 десяток, единицы отсутствуют.)
На экране показываем одну монету.
Сколько монет по 10 руб. я выкладываю? (Одну.)
Запишите это выражением с помощью действия умножения.
10 * 1 = 10
Затем выкладывается вторая монета, третья и четвертая.
На доске появляются записи:
10 * 2 = 20
10 * 3 = 30
10 * 4 = 40
Изменится ли результат, если мы поменяем множители местами? Повторение переместительного закона умножения. Запишите во втором столбике выражения, пользуясь переместительным законом умножения.
Один учащийся у доски.
1 * 10 = 10
2 * 10 = 20
3 * 10 = 30
4 * 10 = 40
Сравните второй множитель в первом столбике (можно подчеркнуть для привлечения внимания) и произведение.
Вывод: Ко второму множителю приписывается ноль, и получается значение произведения.
- Что получится, если произведение разделить на первый множитель? (Второй множитель.)
10 : 1 = 10
20 : 2 = 10
30 : 3 = 10
40 : 4 = 10
Сравним делимое и частное в третьем столбике.
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сформулируйте тему и задачи урока.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Работа по учебнику. № 1 с. 4. Устное выполнение с комментированием.
5. Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику. Задача № 3 с. 4. Устное решение.
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику. Решение задачи № 4 с. 4.
Прочитайте задачу. Составьте условие. Решите задачу.
(Один учащийся записывает решение на доске с объяснением.)
Решение примеров у доски с устным комментированием. Определение порядка действий в выражениях.
№ 6 с.4 (1 столбик)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- № 2 с. 4 или № 6 с.4 (2,3,4 столбики) (выбор осуществляется учащимися.)
Перед вами выражения. Посмотрите внимательно, какие вопросы у вас могут возникнуть при выполнении домашнего задания.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Найди закономерность, по которому составлен каждый ряд чисел, запиши еще по 4 числа в каждом ряду. (Задание может выполняться по рядам, учитель ориентируется по оставшемуся времени на уроке.)
1) 3 6 8 11 13 16 18
2) 8 10 7 9 6 8 5
3) 8 13 10 15 12 17 14
9. Заключительная часть урока.
Чему вы научились сегодня на уроке?
Какое задание было интересно выполнять?
Все ли было понятно?
Какие задания вызывали трудности?
Далее учащимся могут быть предложены задания с использованием электронного источника «ЯКЛАСС»: https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/vychisleniia-16974/kruglye-chisla-umnozhenie-i-delenie-35776/re-fca78b64-27ef-43ba-9134-c5a5e6e06447?previousItemId=5bc8fb75-ee24-4ca2-9eaf-721e2d20b771&fromDirection=next
Дидактическая игра. Мы с вами будем готовиться к космическому полету. Перед вами борт космического корабля. Мы можем запустить его в полет, если рассчитаем сложный код ключа. Кто быстрее запустит в полет космический корабль. Правильные ответы записываются в ряд – это и будет код ключа.
Библиографический список
1. Истомина Н.Б. Дидактические карточки-задания по математике 3 класс. Учебное пособие для начальной школы С-Петербург, Издательство Астрель – СПб, 160 с.
2. Рудницкая В.Н Математика 3 класс. Дидактические материалы. В 2 частях. Часть 2. ФГОС Москва.: Издательство Вентана – граф.2012, 80 с.
3. Смыкалова Е. В. Математика 3 класс Задачи. Развивающие игры. Учебное пособие. Санкт -Петербург.: Издательство Смио-Пресс, 2019, 88с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.