Роль дидактических игр на уроках математики
Учитель начальных классов …….
МБОУ СОШ № 1 г. Анадырь, 2024 год.
Аннотация: Современное образование расширяет возможности использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе. Применение дидактических игр на уроках математики способствует развитию индивидуальных возможностей обучающихся. В статье раскрыта важность практического использования дидактических игр на уроках математики посредством развития у обучающихся уровня логического мышления. Доказана эффективность его организации и результативность его участников.
Ключевые слова: дидактические игры, игры с виртуальной реальностью (VR), познавательный интерес, геймификация.
Актуальность данной темы состоит в том, что для успешного обучения детей важно уже на начальной ступени школы, пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность. Многие учащиеся на ступени начального образования сталкиваются с трудностями при изучении математики. Это может быть вызвано разными факторами, включая недостаточно результативные методики обучения, отсутствие интереса и мотивации у обучающихся. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к такому предмету, как математика, является дидактическая игра. Многие педагоги и исследователи, которые в настоящее время активно занимаются определением методов, которые могли бы помочь преобразованию процесса обучения в более интересный и эффективный процесс, отдают предпочтение применению на уроках математики дидактических игр.
Для понимания роли применения дидактических игр на уроках математики в начальной школе необходимо рассмотреть направления развития индивидуальных возможностей обучающихся. Дидактические игры позволяют учащимся более эффективно применять математические знания на практике, решая математические задачи и задания. Дидактические игры и игровые упражнения, применяемые на уроках математики, стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.
Анализ практики использования дидактических игр на уроках математики показывает, что занимательный материал в виде дидактических игр применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока [5, c. 86].
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает обучающихся, но и заставляет думать, развивает самостоятельность, инициативу, приучает считаться с интересами товарищей. При использовании дидактического материала младшие школьники быстрее усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения более интересным и продуктивным.
Для подтверждения эффективности
применения в образовательном процессе дидактических игр и определении роли
использования дидактических игр на уроках математики, было проведено
практическое исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1 г.
Анадыря, на уроках математики в 3 «А» и 3 «Б» классе.
В эксперименте принимали участие 24 младших школьника из третьих классов.
Целью проводимого
исследования являлась проверка эффективности подобранного комплекса
дидактических игр на уроках по математики в 3 классе. Исследование было
направленно на развитие уровня логического мышления младших школьников. Итоговые
результаты диагностики уровня логического мышления на контрольном этапе были
определены по нескольким методикам, поэтому показатели приводятся средние.
Данные
показатели свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе учащихся 3
класса уровень логического мышления вырос на контрольном этапе исследования на
28,7%, а в контрольной группе всего на 8,3%. Результаты проведенного исследования
подтвердили
эффективность использования дидактических игр на уроках математики для развития
логического мышления обучающихся. Таким образом, практика
работы с дидактическим материалом на уроках математики в 3 классе подтверждает
целесообразность включения игр в арсенал приемов, активизирующих развитие
логического мышления обучающихся. Практическое исследование показало также, что
у младших школьников существенно повышается познавательный интерес, так как урок
математики становится более ярким, эмоционально насыщенным. У детей формируется
положительная мотивация к обучению, развивается произвольное внимание, увеличивается
работоспособность, формируется умение работать в команде.
С развитием технологий и доступностью средств обучения, таких как интерактивные доски, планшеты и смартфоны, применение дидактических игр становится более разнообразным и доступным. Раскрою некоторые современные тренды в использовании дидактических игр на уроках математики. Сюда можно отнести игры с виртуальной реальностью (VR) и дополненной реальностью (AR: эти технологии позволяют создавать учебные сценарии, в которых ученики могут взаимодействовать с математическими концепциями в виртуальном или дополненном пространстве. Особо следует отметить адаптивные обучающие программы: множество образовательных платформ предлагают адаптивные игры и задания, которые настраиваются под уровень и потребности каждого ученика. Соревновательные игры и рейтинговые системы также могут повысить эффективность образовательного процесса, так как введение элементов соревнования и рейтингов позволяет мотивировать учащихся к достижению высших баллов и улучшению своих результатов.
Последние цифровые обучающие технологии, к которым относятся облачные платформы и совместное обучение, имеют возможность доступа к математическим играм и задачам через облачные хранилища, поэтому ученики могут совместно работать над заданиями, обмениваться знаниями и решениями. Применение элементов геймификации, таких, как бонусы, достижения и награды, отлично стимулировует интерес учеников к учебному материалу (Ахмедова, 2022).
Таким образом, проведенное практическое исследование и анализ современных возможностей использования дидактических игр на уроках математики подтверждают важность роли применения таких игр в образовательном процессе. Разнообразие доступных игр и современные технологии делают этот метод обучения еще более привлекательным и доступным. Учителя, использующие дидактические игры, могут вдохновить учеников на интерес к математике и обеспечить им необходимые навыки для успешного развития в современном мире. Дополнительные современные исследования в этой области призваны поддерживать развитие инновационных методов обучения, которые посредством применяемого электронного дидактического материала будут способствовать более эффективной организации образовательного процесса.
Библиографический список
1. Ахмедова Г.И. Использование дидактических игр в технологии обучения в начальных классах//Экономика и социум. - 2022. - № 8 (99). - С. 130-136.
2. Вахобова Х. Ю. Дидактические игры как образовательное средство на уроках математики в начальных образованиях// Oriental Art and Culture. – 2023. - № 2, С. 642-646.
3. Джураева П.С. Роль дидактических игр на уроке математики в начальных классах// Наука XXI века. -2018. - № 10. – С. 8-13.
4. Смыкалова Е. В. Математика. 3 класс. Задачи. Развивающие игры. Учебное пособие. М.: Издательство СМИО ПРЕСС, 2019. – 80 с.
5. Тарасова А.П., Шаталова Е.В. Дидактические игры на уроках математики как средство логического мышления младших школьников// Дидактика математики: проблемы и исследования. – 2023. - № 2 (58). – С. 85-91.
6. Головачёва Р.И. Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр// Вестник образования России. – 2021. - № 4. – С. 56-62.
7. Новикова Л.С. Этапы работы над развитием логического мышления на уроках математики в начальной школе//Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. - 2016. - № 4 .- С 103- 108.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.