Методический материал " Практические рекомендации по внедрению пальчиковых игр в воспитательно-образовательный процесс".
Оценка 4.6

Методический материал " Практические рекомендации по внедрению пальчиковых игр в воспитательно-образовательный процесс".

Оценка 4.6
docx
06.01.2021
Методический материал " Практические рекомендации по внедрению пальчиковых игр в воспитательно-образовательный процесс".
Рекомендации по внедрению пальчиковых игр в воспитательно - образовательный процесс..docx

Практические рекомендации по внедрению пальчиковых игр в

воспитатель - образовательный процесс.

Часто в своей практике я вижу, что пальчики у детей  малоподвижны,  движения  их  отличаются  неточностью  и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку,  зашнуровать  ботинки.   Поэтому решила на практике работать над вопросом развития мелкой моторики рук  посредством пальчиковых игр у детей  раннего возраста.

В своей практике пальчиковые игры включаю не только в ходе образовательного процесса, но и в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулки, самостоятельная игровая деятельность), перед началом продуктивной деятельности ( рисованием, лепкой, аппликацией), чтением художественной литературы, даже просто успокоить, привлечь к себе детей, переключить их с одного вида деятельности на другой. Иногда пальчиковая игра помогает установить контакт с новым ребенком, для этого использую игру « Покажи мне ладошку». Эта игра очень нравится детям, потом они самостоятельно в нее играют.

Если возможно, то тему месяца связываю с темой пальчиковых игр. Использую индивидуальный   подход, детям с более слабой моторикой упражнения попроще, а тем, у кого моторика развита сильнее более сложные упражнения. Но начинать всегда нужно с более простых.  Важно работу проводить систематически, ежедневно (2-3 раза в день). Особое внимание уделяю детям с отклонениями в речи, с ними дополнительно занимаюсь упражнениями. В течение месяца работа проводится по 2-3 играм, потом постепенно ввожу новую игру. Предпочтение отдаю индивидуальной или подгрупповой форме работы.

Пальчиковых игр очень много, в работе с детьми использую опыт  педагогов - практиков Ткаченко Т.А., Савиной Л.П, Анищенко Е.С. и др.

В своей работе активно  использую пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале (потешки, песни). Так как они увлекательны и очень нравятся детям.

Детям очень нравятся упражнения с самомассажем кистей рук. Хотелось бы отметить, что для эффективности самомассажа кисти рук можно использовать шестигранный карандаш ( массаж ладоней карандашом). Для привлечения детей к массажу карандашом, на карандаш сверху прикрепили контейнер от киндера, в который насыпали мелкие элементы и красиво оформили (веселые мордашки). Таким образом,  при выполнении упражнений издается звук, привлекающий малышей.

Это не совсем обычный массаж. Предложить детям такой массаж можно перед рисованием, лепкой, аппликацией. В процессе дети  поиграют с карандашами,  помассируют ладони и пальцы. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сопровождается проговариванием коротких стихотворений и рифмовок, потешек.

Перед проведением пальчиковых игр соблюдаю  следующие правила, которые рекомендуют  педагоги - практики:

- прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, пробую поиграть самостоятельно, добиваюсь четких движений руки и пальцев; 

- перед каждой игрой настраиваю, мотивирую детей ,можно рассмотреть тот объект, который планируем отображать;

- начинаю пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Для этого упражнения можно дать детям резиновые игрушки, мячики; 

- при разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняю  медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, беру  его руку в свою и действую вместе с ним;

- добиваюсь, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет;

- пальчиковые игры  проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, повторяю с детьми хорошо знакомые, полюбившиеся им игры и одновременно разучиваем  новые; 

- стараюсь применять различные пальчиковые игры, в которых используется сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев; 

- придерживаюсь нормированной продолжительности пальчиковых игр, которая  зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день; 

- игру повторяю , как для правой, так и для левой руки;

- стараюсь произносить тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять просто движения вместе с взрослым.

На сегодняшний день, в своей работе придерживаемся следующих  методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.

1.     Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, рассматриваем предметы, иллюстрации, при этом отрабатываем необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

2.     Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3.     Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.     Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно демонстрирую собственную увлечённость игрой.

5.     При выполнении упражнений стараюсь вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.     Слежу за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7.     Стараюсь добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы дети получали положительные эмоции.

8.     Все указания даю спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказываю помощь.

9.     В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

12. Очень чётко придерживаюсь следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13.  Никогда не принуждаю! Пытаюсь разобраться в причинах отказа или меняю игру.

При разучивании игры следует соблюдать следующие этапы:

- сначала показываю игру малышу сама;

-  показываю игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка;

- ребёнок выполняет  движения одновременно со мной, сама же

 проговариваю текст;

-ребёнок выполняет движения сам, если нужно помогаю,  текст

 произношу сама;

-ребёнок выполняет движения и проговаривает текст самостоятельно,  если нужно подсказываю и помогаю.

Для получения максимальной результативности  игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

- чередовались три типа движений: сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

- использовались изолированные движения каждого из них.

Важно отметить, что достичь устойчивых результатов помогает также использование разнообразных форм работы с родителями. Родители вовлекаются в образовательный процесс, повышают свою компетентность в вопросах воспитания и обучения детей. В своей практике использую:

- индивидуальные беседы с родителями детей;

- размещаю информацию в родительском уголке на темы :

« Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста», « Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики», « Какие игрушки приобретать малышу для развития мелкой моторики», « Какой подручный материал можно использовать для развития мелкой моторики рук» и т. д.;

- консультации для родителей, на которых можно объяснить, что надо обучать ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, пазлы, мозаика, игры-шнуровки и т.д.;

- размещаю рекомендации родителям в виде памяток, в которых рекомендую давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость;

-предлагаю в домашнее пользование специальную литературу, картотеку используемых пальчиковых игр, чтобы родители могли в них играть дома с детьми;

- проводили на родительском собрании семинар-практикум  для родителей « Играем пальчиками и развиваем мелкую моторику рук»;

- привлекаю родителей к оказанию помощи при изготовлении дидактического материала для развития мелкой моторики.

Считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа с детьми в этом направлении, при тесном взаимодействии с родителями, будет способствовать  хорошей результативности.

                                             

 

 


 

Практические рекомендации по внедрению пальчиковых игр в воспитатель - образовательный процесс

Практические рекомендации по внедрению пальчиковых игр в воспитатель - образовательный процесс

В своей работе активно использую пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале (потешки, песни)

В своей работе активно использую пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале (потешки, песни)

Для этого упражнения можно дать детям резиновые игрушки, мячики; - при разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняю медленно

Для этого упражнения можно дать детям резиновые игрушки, мячики; - при разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняю медленно

На сегодняшний день, в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр

На сегодняшний день, в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста», «

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста», «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2021