Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста
«Картотека словесных игр по речевому развитию
для детей 4-6 лет»
В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей
Цели речевых игр:
- развития речи и мышления детей;
- активизация, обогащение их словарного запаса;
- улучшение фонематического слуха у детей.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Зайчик летом, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Днем светло, а ночью...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою...
Я умею...
Я помогу...
Я хочу...
Я принесу...
В) Догадайся и подскажи:
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый... - орел;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- воронье, серое... - крыло;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой – малый:
Подобрать ласкательное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Два – один:
Образование из двух простых слов одного сложного:
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- небо и склон - небосклон,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- лист и падать – листопад.
Г) Поймай мяч:
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- береза - березовый,
- солнце - солнечный,
- весна - весенний,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:
Согласие – несогласие:
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
4. Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
5. Какие слова обозначают транспорт?:
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
6. Смысловые ряды:
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
7. Отгадай предмет:
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.
8. Что общее у предметов?:
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
У трех предметов:
9. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
10. Отгадай название предмета по описанию:
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
11. Подберите соответствующих животных к следующим словам:
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.