Методический материал по предупреждению неуспеваемости по математике
Оценка 4.9

Методический материал по предупреждению неуспеваемости по математике

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
математика
5 кл—9 кл
15.03.2021
Методический материал по предупреждению неуспеваемости по математике
Недаром говорят, что математика — это настоящее искусство. Правда, из-за своей сложности математика не каждому доступна. В каждом классе найдутся ученики, которые попали в разряд неуспевающих. Наличие пробелов в знаниях приводит к снижению темпа работы так, что обучающийся не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков. Что приводит к снижению самостоятельности, организованности и т.д., которые нужны для успешности в обучении.
предупреждение пробелов в знаниях по математике.docx

Предупреждение пробелов в знаниях по математике

Работа выполнена

учителем математики

МКОУ Дресвянской ООШ

Маслянинского района НСО

Скрябиной Натальей Александровной

 

Недаром говорят, что математика — это настоящее искусство. Правда,  из-за своей сложности математика не каждому доступна. В каждом классе найдутся ученики, которые попали в разряд неуспевающих. Наличие пробелов в знаниях приводит к снижению темпа работы так, что обучающийся не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков. Что приводит к снижению самостоятельности, организованности и т.д., которые нужны для успешности в обучении.

Задача  учителя – помочь таким учащимся справиться с возникшими трудностями.  Для этого необходимо выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках, а затем провести работу по ликвидации этих пробелов.

Отставания обучающихся можно выявить с помощью  наблюдений и диагностики. Наблюдая за реакцией обучающегося на трудности и успехи в выполнении заданий, на устные опросы можно определить, является ли причиной незнание материала или это психологический барьер. Диагностика даст представление об отставании обучающегося по данной теме.

Каковы бы ни были причины неуспеваемости, считаю, что начинать надо учить учиться. Для этого отрабатывать, например, как правильно оформить краткую запись задач, разобрать алгоритмы решения задач и уравнений, развивать скорость чтения, самостоятельность, самоконтроль  и т.д. Даже простое трудолюбие и усидчивость необходимо вырабатывать. Так, многие девятиклассники не используют предлагаемое время на экзамене полностью из-за того, что у них просто не хватает усидчивости. А если бы проявили они трудолюбие, то возможно решили бы и из второй части одно – два задания.

Следующим шагом (хотя это делается параллельно) считаю развитие познавательного интереса к учению, который за собой приводит к мотивации изучения предмета. Для того, чтобы заинтересовать обучающихся,  а главное не оттолкнуть, необходимо использовать все возможности учебного материала:

1.              Необходимо изложение нового учебного материала преподносить эмоционально, наглядно – образно.  В настоящее время у детей преобладает клиповое мышление и им легче информацию воспринять с картинки, с экрана, с доски. Чтобы обучающиеся не были пассивными слушателями, следует их вовлечь в игру, проблемную ситуацию и т.д.

В настоящее время большим помощником учителю является Интернет. Используя различные программы или платформы можно заинтересовать обучающихся изучением математики. Так, тему можно зашифровать в виде GR-  кода или ребуса, кроссворда и т.д. Так как современные дети любят гаджеты, то можно использовать электронную тетрадь.

2.              Развивать коммуникативные навыки через организацию сотрудничества на уроках в группах. Мне нравится технология КСО, когда любой ученик может со своей проблемой, по данному материалу обратиться к ученику, который уже эту тему изучил. При этом оба ученика получают развитие: первый разбирается в теме, а второй ее повторяет и учится логично излагать свою мысль. Также выполняем комментированное письмо и взаимопроверку по эталону.

3.              Изложение материала вести по принципу «от простого к сложному», не переходить на более сложные задания, если непонятны простые. Для помощи создаются карточки – алгоритмы выполнения данного задания. Для отработки знаний, а также проверочные работы, есть готовые карточки, например, на Учи.ру или Я.Класс. На Учи.ру мне нравятся карточки – тренажеры они позволяют обучающемуся разобрать с данной темой до конца, карточку невозможно пройти, если постоянно допускаешь ошибки. Во время работы обучающемуся, если он ошибается, идет подсказка алгоритма выполнения задания и при выполнении промежуточного задания идет поощрение. Материал расположен по нарастающей. Каждый обучающийся работает в своем темпе, я не ограничиваю во времени.

4.              Поощрять успехи обучающегося на каждом этапе работы. Иногда за все задание обучающийся не получил бы одобрение учителя, но поддержка на промежуточных этапах дает свои плоды – ученик выполняет все задание, хотя без похвал он мог бы и не решиться начать делать данное задание.

5.              Домашнее задание следует давать дифференцированно, а лучше индивидуально.  Оно должно опираться на тот материал, с которым работал обучающийся на уроке, чтобы перед глазами был образец, алгоритм  выполнения задания. Не следует перегружать домашнее задание, нужно создавать ситуацию успеха.

Домашнее задание можно задавать на сайтах Учи.ру и Я.Класс. Они хороши тем, что работу задать можно индивидуально, задать несколько попыток выполнения задания, задать время выполнения и быстрая обратная связь - сразу выставляется отметка и показываются допущенные ошибки.

6.              Работа над ошибками проводится после любой проверочной работы. В дальнейшей работе при повторении, в виде устного счета, разбираются и повторяются алгоритмы выполнения данных заданий.

7.              Рефлексия. Неуспевающего обучающегося следует оценивать с ним самим, его предыдущими знаниями, продвижением вперед. Пусть это будут маленькие шажки, но они вперед.

8.            Дополнительные занятия имеют место быть, но они не всегда  эффективны. Обучающийся после уроков выполнил нужные задания, а через пару дней опять наделал ошибок. Для лучшего запоминания правил, формул, алгоритмов применяю жизненную ассоциацию. Например:

·          При применении распределительного свойства: a(b+c) = ab+ac 

a – хозяин , b и  c – гости. Хозяин наливает гостям чай.

·        При умножении многочлена на многочлен: (a+b)(2a -3)=2a2 –3a+2ab -3b   a –хозяин, b – хозяйка, 2a и 3- гости. Хозяин наливает чай, а хозяйка раздает кусочки торта, по очереди.

·        При решении уравнения 6х – 5= 2х +3

6х и 2х – это члены одной семьи, 5 и 3 – члены другой семьи, = - это река. Они хотят соединиться. Для того, чтобы соединиться необходимо реку переплыть. Но, переплыть сухим, не получиться, придется на другом берегу переодеться, т.е. сменить знак.

·     При приведении подобных слагаемых, чтобы не считали буквенные выражения с числами, добавляю слова. Например: при упрощении выражения говорить  (арбуза) + 3(рубля) + 4а(арбуза) - 1(рубль) = 6а+2 (арбузы и рубли сложить нельзя).

Считаю, что правильно проведенная работа по предупреждению ошибок даст желаемые результаты и неуспевающих обучающиеся станет намного меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предупреждение пробелов в знаниях по математике

Предупреждение пробелов в знаниях по математике

В настоящее время большим помощником учителю является

В настоящее время большим помощником учителю является

Работа над ошибками проводится после любой проверочной работы

Работа над ошибками проводится после любой проверочной работы

Методический материал по предупреждению неуспеваемости по математике

Методический материал по предупреждению неуспеваемости по математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2021