Методический материал по русскому языку для 5 класса по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"

  • Рабочие листы
  • docx
  • 18.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочий лист по русскому языку для 5 класса по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"
Иконка файла материала РУСС ЯЗ 10.12 .2024.docx

Десятое декабря.

Классная работа.

Второстепенные члены предложения. Определение.

ФИ________________________________________ 5 _________ класс

 

1.ПОВТОРЕНИЕ /выдели в предложениях грамматическую основу/

·         Светлана  — моя лучшая подруга. 

·         Лес, точно терем расписной.

·         Прозрачен и чист горный воздух.

·         Пятеро друзей играют в хоккей.

·         Книга  — источник знаний. 

·         На полке лежали книги и тетради.

·         Москва — столица  России. 

·         В лесу раздавался топор дровосека.

2.НОВАЯ ТЕМА

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?

3. РАБОТАЕМ   ВМЕСТЕ.

 

*Подчеркните определения в предложениях. Определите их падеж.

 

§  Я напился вкусной холодной воды из-под крана.

§  Не всегда удаётся успеть на последний трамвай.

§  Я иногда стараюсь писать красивым почерком.

§  Маленький скворец поёт красивые песни на своём птичьем языке.

§  Наша мама накормила младшего братика жидкой кашкой.

§  Над головой раскинулось необъятное небо.

§  Рыжий кот греется в солнечных лучах.

§  Корова даёт вкусное и полезное молоко.

§  Русский язык – наш родной язык.

§  Алексей получил хорошую оценку за школьное сочинение.

§  Он метал стать успешным человеком.

§  На моём любимом уроке мы работали с увеличительным стеклом.

4. РАБОТАЕМ   С   ТЕКСТОМ /найти и выделить определение/. 

 

      Адрес  земляники  у  лесных  пней  спрашивай. Земляника  любит  расти  там, где  светло: по  лесным  опушкам, пригоркам  и  вырубкам.  

     Адрес  черники  и  брусники  узнай  у  лохматых  и  хмурых  елей. Это  обычная  ягода  для  елового  бора. Только  в  брусничном  бору  будет  посуше, чем  в  черничном.  

     Малине  нужна  самая  лучшая  лесная  земля. Поэтому  она  заселяет  гари, забирается  в  овраги. 

     Адрес  клюквы  болото, где  хозяином  зелёный  мох  сфагнум. 

     Чтобы  не  зря   ходить  по  ягодным  адресам, надо  знать  время  созревания  ягод. Земляника  в  июне, черника, голубика, костяника, малина  в  июле, брусника  в  августе.

 

5.НОВАЯ ТЕМА

Несогласованное определение — это такое определение, которое при изменении главного слова по роду, числу, падежу не изменяется вслед за ним, а остаётся в одной и той же форме. Тетрадь (какая?) в клетку.

Согласованные определения согласуются с определяемым (главным) словом в

роде, числе и падеже. Пример: синее платье, синего платья, синему платью.

 

6. РАБОТАЕМ  ВМЕСТЕ

*Задание: выпишите из предложений согласованные и несогласованные определения, укажите, чем они выражены.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

согласованное

несогласованное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)    Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода.

2)    На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин. От дерева к дереву протянулись первые серебристые нити паутины.

3)    В комнату вошла женщина в пальто из кожи.

4)    Давайте выслушаем вашего соседа справа.

5)    Он имела неприятную привычку подслушивать.

6)    Кормушку для птиц можно сделать своими руками.

 

 

 

Десятое декабря.

Домашняя работа.

Второстепенные члены предложения. Определение.

ФИ________________________________________ 5 _________ класс

 

 

*Задание: выпишите из предложений согласованные и несогласованные определения, укажите, чем они выражены.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

согласованное

несогласованное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)    Природа чувствует скорое приближение весны.

2)    Первые лучи солнца пробивался в окна сквозь складки занавесок. Темнели картины, блестела посуда из хрусталя.

3)    Мы увидели берёзовые рощи, речки под старыми ивами.

4)    Вслушаешься в неё и поймёшь её язык.

5)    Бабушка любила чай вприкуску.

6)    Многие имеют привычку щуриться.

7)    На столе стояли приборы из розового фарфора.

8)    Ящики для цемента должны иметь плотное дно.

9)    Женщина в косынке направилась к своему вагону.