Методический проект "Детский сад - территория здоровья"
Оценка 4.6

Методический проект "Детский сад - территория здоровья"

Оценка 4.6
docx
26.09.2023
Методический проект "Детский сад - территория здоровья"
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Территория здоровья.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Бендерский детский сад №28»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«Детский сад – территория здоровья»

 

 

 

 

 

Подготовила: Яцко М.Н.

Зам. заведующего по ОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Бендеры

 

Участники проекта: педагоги ОДО, дети, родители

Сроки реализации: 2022-2024 гг. (долгосрочный)

Тема проекта: «Детский сад – территория здоровья»

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

У биологии жесткие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. Известно, что здоровье только на 7 - 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Сегодня четко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5 -7 лет.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

МОУ «Бендерский детский сад №28» начал функционировать 10.11.1973 году. Капитальный ремонт здания произведён в 2019 году. Групповые комнаты и спальни небольшие, но светлые и тёплые.

На сегодняшний день в нашем саду функционируют 8 групп: общее число детей на начало 2023 года -130 детей.

В 2-х I младших группах (от 1,8 до 3 лет) –  25д.;

Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) – 20д.

В средней группе (от 4 до 5 лет) –  18д.;

В старшей группе (от 5 до 6 лет) – 20д.;

В 2-х подготовительных группах (от 6 до 7 лет) – 32р.;

Разновозрастная группа (от 3 до 7 лет) – 15д. с молдавским языком обучения

 

Реализуемые основные и дополнительные образовательные программы

Программы, реализуемые в ОДО

Реализуемые программы (указывается полное наименование/информация, без сокращений)

Примечание

Основная

Парциальная

Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб: Детство – Пресс

 

Основная образовательная программа МОУ «Бендерский детский сад №28» 

Григорьева Г.Г. Играем с малышами. Игры и игровые упражнения по физическому, речевому, сенсорному развитию детей до 3-х лет. М.: Просвещение

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (3–7 лет) М.: ТЦ Сфера

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников (3–5 лет). Программно-методические материалы  М.: Баласс

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Программно-методические материалы по развитию социально-коммуникативных навыков и безопасного поведения детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс

 

Выводы: Программы реализуются в полном объеме.

 

Информация о реализации приоритетных направлений деятельности

п/п

Организация дошкольного образования

Приоритетное направление деятельности

Используемая программа (указывается полное наименование/информация, без сокращений)

1

2

3

4

 

 

МОУ «Бендерский детский сад №28»

Физическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно – эстетическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

Зимонина В.В. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. Расту здоровым. Программа и методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях всех видов.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике

«Са-Фа-Дансе»

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. В мире прекрасного. Программно-методическое пособие по воспитанию детей средствами изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности «Росинка»

Каплунова И., Новоскольцева И. Программа «Ладушки» СПб.: Композитор

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» СПб. Детство – Пресс

Колесникова Е.В. «От звука к букве»

 

Наше ОДО является детским садом общеразвивающего вида. Предметно- развивающая среда соответствует требованиям ГОС ДО: оснащенный музыкальный, спортивный зал, театрализованная и изо –студия.

В наших группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую и фронтальную работу.

В учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии:

- физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой), гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;

- технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;

Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

- утренняя гимнастика

- индивидуальная работа

- физминутки

- подвижные и спортивные игры

- оздоровительный бег

- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»

- спортивные досуги и праздники

- музыкальные и физкультурные занятия.

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение для повышения активности детей. В нашем ОДО действует для детей среднего, старшего и подготовительного возраста кружок «Ритмика».

Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально).

Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Итак,   здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Актуальность

Результаты некоторых исследований указывают на тот факт, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26—38%; дети двигаются лишь около 30% времени пребывания в детском саду, остальное время они находятся в малоподвижном или неподвижном состоянии.

Это не соответствует биологической потребности детского организма в движении. Необходимо так организовать занятия физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ОДО.

Потребность в движении, повышенная двигательная активность — наиболее важные биологические особенности детского организма. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физических упражнений, правильно организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста. Поэтому требуется особое внимание к обеспечению соответствующего возрасту режима двигательной активности.

Задача педагогов и родителей — создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?

Как привить навыки здорового образа жизни?

Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях.

 

На что направлен наш проект по созданию здоровьесберегающей среды в нашем ОДО?

Во-первых, этот проект не является общепринятым набором лечебно- профилактических или физкультурных мероприятий. Он представляет собой систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

Во-вторых, этот проект позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей. Это дает возможность построить схему пересечения. Вспомним, например, что закаливание является и общеукрепляющим организм средством, и в то же время является отличной профилактикой простудных заболеваний.

Целью проекта является создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ОДО путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ОДО.
  3. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирования компетентности здоровьесбережения дошкольников
  4. Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
  5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.
  • Повышение валеологической грамотности родителей.
  • Улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым), повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

Основные принципы проекта:

1. Это принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

3. «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Этап I (2022 год)

Информационно-аналитический

Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится

на основе показателей:

— общей заболеваемости

— острой заболеваемости

— заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;

— процента часто болеющих детей;

— индекса здоровья;

— процента детей, имеющих морфофункциональные отклонения;

— процента детей с хроническими заболеваниями;

— удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;

— распределения детей по группам здоровья.

Оценка состояния здоровья детей за три года

Год

Число пропущенных дней, по болезни одним ребёнком

Кол-во и % часто болеющих детей

Кол-во и % детей с хроническими заболеваниями

Кол-во и % детей с нарушениями здоровья, вызванного адаптацией в ОДО

2022

22

18 (12,5%)

10 (7%)

6 (4,2%)

2023

15

16 (11,3%)

8 (5,7%)

4 (2,8%)

2024

12

17(11,5%)

7(4,5%)

5(3,2%)

Мы можем отметить, что наметились положительные тенденции в укреплении здоровья детей.

Данные по травматизму

 

2021-2022

2022-2023

2023-2024

На занятиях

-

-

-

В режимные моменты

-

-

-

На прогулке

-

-

-

 

Распределение детей по группам здоровья

Группы здоровья

Показатели по учебным годам

 

2022

2023

2024

 

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

I

0

0

0

0

0

0

II

42

82,4%

45

85%

36

72%

III

9

17,6%

8

15%

14

28%

IV

-

-

-

-

-

-

 

В целом распределение детей по группам здоровья за последние три года имеет стабильные показатели, наблюдаются незначительные изменения в порядке 5-8 процентов. Наиболее хорошие показатели в 2022 учебном году.

Результаты социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников (по В.Г. Алямовской)

Получены следующие результаты:

ответы недостоверны — 0;

семья ведет в целом здоровый образ жизни — 25%;

семья тяготеет к здоровому образу жизни — 32%;

здоровый образ жизни в семье не сложился — 43%;

Из полученных результатов следовал вывод, что часть родителей (48%) пытается вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), а значит, у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой трудной области как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.

Выводы:

оценка и анализ здоровья детей, компетентности здровьесбережения педагогов, валеологической грамотности родителей выявили ряд негативных факторов:

- высокий процент (11,5%) часто болеющих детей;

- недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%) и прироста психофизических качеств за год (12,4%)

- практически половина семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей;

- знания детей о гигиене, режиме, привычках правильного питания и безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3%).

                                                                  Этап II (2023 год)

Проектно-технологический

                                    Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на всех уровнях: информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить следующие:

  • организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);
  • психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое  педагог оказывает на детей; с психолого-психологическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своём здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);
  • социально-адаптирующие и личностно – развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);
  • лечебно-оздоровительное (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Основные блоки работы:

1. Изучение физических и психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

2. Физкультурно-оздоровительная работа.

3. Воспитание культуры здоровья воспитанников.

4. Формирование психологического здоровья.

5. Лечебно-профилактическая работа.

6. Экспериментальная работа.

7. Повышение профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.

8. Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами детства по вопросам здоровьесбережения.

Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи:

  • Развивать двигательные качества и обеспечить нормальный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка
  • Поддерживать и стимулировать стремление дошкольников к творческому самовыражению в движении.
  • Развивать интерес к различным видам спорта, приобщая к первоначальной спортивной активности.
  • Развивать физические качества (волю, целеустремлѐнность, выносливость, смелость).
  • Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности и формировать двигательные умения и навыки.

 

Физическое воспитание строится в следующих направлениях:

-            разумное определение суммарных объемов нагрузок на ребенка;

-            локальность действия упражнений для укрепления мышц, поддерживающих правильную осанку, свод стопы, обеспечивающих работу кисти;

-            развитие двигательных качеств (ведущих в разные годы жизни);

-            развитие потребности в движениях, обогащение двигательного опыта за счет освоения полезных основных движений с учетом взаимосвязи их формирования с развитием двигательных качеств;

-            закаливание за счет использования различных средств физического воспитания, в том числе и физических упражнений разного вида (основной гимнастики, плавания, подвижных игр, спортивных упражнений) для повышения общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям;

-            профилактика и коррекция отклонений в развитии отдельных систем организма;

-            развитие психических процессов, познавательной творческой активности в двигательной деятельности;

-            развитие социально значимых личностных качеств - настойчивости, любознательности, самостоятельности, организованности;

-            развитие ребенка как субъекта двигательной деятельности, в которой он приобретает компетенции, позволяющие осознать свое «Я», свои способности, проявить любознательность, инициативность.

 

                                               Модель двигательного режима

 

Виды занятий

Особенности организации

Физкультурно - оздоровительные занятия

1.                   

Утренняя гимнастика

 

Ежедневно на открытом воздухе или в группе.

Длительность 5-10 минут.

2.                   

Динамическая пауза

Ежедневно во время перерывом между организованной образовательной деятельностью (с преобладанием статистических поз).

Длительность 5-7 минут

3.                   

Физкультминутка

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания организованной образовательной деятельности.

4.                   

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно во время утренней и вечерней  прогулки.

Длительность 20-30 минут.

5.                   

Индивидуальная работа по развитию движений

Во время утренней  прогулки, ежедневно.

 

6.                   

Гимнастика после дневного сна в сочетании с обширным умыванием

Ежедневно, по мере пробуждения детей.

Длительность 10 минут.

7.                   

 Гимнастика. Постепенное пробуждение после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения детей.

Длительность 10 минут.

8.                   

Ритмическая гимнастика (кружок)

 2 раза в неделю и по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания организованной образовательной деятельности.

Длительность 10-30 (в зависимости от возраста).

9.                   

Корригирующая гимнастика

Ежедневно во всех видах деятельности

Длительность 7- 10 минут.

Учебные занятия

1.                   

Физическая культура

Проводятся 3 занятия в неделю, в теплый период года большинство занятий на свежем воздухе в зависимости от погоды.

Длительность 15-25 (в зависимости от возраста).

Самостоятельные занятия

1.                   

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Физкультурно-массовые занятия

1.                   

Недели здоровья

Один раз в квартал

2.                   

Физкультурный досуг

Один раз в месяц.

Длительность 20-40 минут (в зависимости от возраста)

3.                   

Физкультурно-спортивные праздники

Два раза в год. Длительность 40 - 60 минут.

4.                   

Игры-соревнования между возрастными группами

 

 

Один-два раза в год. Длительность 30-40 минут.

 

 

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ОДО и школы

1.                   

Участие родителей, младших школьников в

физкультурно-оздоровительных,

массовых мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий

 

 

Особое внимание в работе коллектива по здоровьюсбережению детей  занимает корригирующая гимнастика:

*     Профилактика плоскостопия и искривление позвоночника;

*     Пальчиковая гимнастика;

*     Дыхательная гимнастика;

*     Гимнастика для глаз;

*     Точечный массаж и самомассаж;

*     Психогимнастика и релаксация;

*     Динамические паузы и физкультминутки.

 

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

  • повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
  • совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
  • повышение физической работоспособности;
  • нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
  • повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

 

Система общеоздоровительных мероприятий

в детском саду включает:

  • обучение уходу детей за своим телом;
  • закаливание;
  • витаминизация блюд,
  • оптимизация двигательной активности,
  • комплексы оздоровительных упражнений,
  • дыхательные упражнения,
  • система физкультурно-оздоровительных мероприятий,
  • самомассаж грудной клетки, стоп и голени, точечный,
  • лечебная гимнастика для стоп,
  • закаливание с использованием корригирующих дорожек,
  • обширное умывание,
  • полоскание полости рта,

 

Воспитание культуры здоровья

Задачи:

  • Развитие здоровьесберегающих навыков и умений.
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму, формировать культурно- гигиенические навыки.
  • Формировать привычку к здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

 

Валеологическое образование – это составная комплексного процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Оно направлено на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья и благополучия. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, основывается на осознанном отношении ребенка к своему здоровью.

Поэтому важно следующее:

1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определять свои состояния и ощущения;
  • формирование мотивов ЗОЖ, убедить: если беречь свое тело, правильно питаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастешь крепким, красивым, умным;
  • выработка стойкой привычки к самомассажу;
  • создание условий для формирования навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
  • ознакомление детей с возможными травмирующими ситуациями;
  • обучение ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • обучение некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов «неотложки»).

 

Лечебно-профилактическая работа

Задачи:

  • Обеспечить индивидуальные меры укрепления здоровья детей.
  • Профилактика инфекционных заболеваний.

Профилактическая работа направлена на повышение сопротивляемости и защитных сил организма.

Основные лечебно-профилактические мероприятия в ОДО:

1. Самомассаж

2. Лечебное полоскание горла

3. Витаминотерапия (Ревит, витаминизация третьего блюда)

4. Точечный массаж

Профилактика заболеваемости:

1. Дыхательная гимнастика в игровой форме

Оздоровление фитонцидами:

1. Чесночно-луковые закуски

2. Ароматизация помещений (аромотерапия эфирными маслами: мята перечная, шалфей, эвкалипт и др.).

Повышение профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении

Формы работа с воспитателями

- семинары

- консультации

- выступления на педсоветах

- работа творческих групп

- открытые просмотры

-мастер-классы

-работа по проектам

 

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения

Направления взаимодействия ОДО и семьи в воспитании у детей потребности здорового образа жизни:

1.    Пропаганда здорового образа жизни.

В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т.д.

В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т.п.

Посещение родителями открытых физкультурных занятий, развлечений, досугов, а также их непосредственное участие в соревнованиях, развлечениях;

Ознакомление с протоколами контрольно-срезовых занятий;

Оформление экрана заболеваемости;

Оформление фотостендов, видеоматериалов.

 

2. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни

  • Обсуждение программы оздоровительной деятельности
  • Организация оздоровительной среды в группе (увлажнители воздуха (хотя бы самодельные фонтанчики), подбор специальных комнатных растений, ароматизация помещения, кварцевание помещения с помощью бактерицидных ламп, специальная музыкальная программа и др.)
  • Оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении.
  • Оформление спортивного участка на территории детского сада.
  • Совместная организация спортивных мероприятий.
  • Изготовление тренажеров для стоп.

 

Совместная работа воспитателей и родителей

- объединенный совет педагогов и актив родителей

- родительский комитет

Работа с родителями

 

• родительские собрания

• консультации специалистов

• открытые просмотры

• участие в досугах и праздниках

 

Сотрудничество с социальными институтами детства

1. Сотрудничество с учреждениями образования, культуры, здоровья:

-          МОУ «БСОШ №13»

-          ДДЮТ (Буревестник)

-          Филиал №3 городской библиотека.

-          Поликлиника микрорайона «Борисовка».

2. Разнообразные формы сотрудничества.

-          Информационный обмен.

-          Совместные планы, проекты, мероприятия.

3. Информирование населения о деятельности МОУ:

-          Сайт МУ «УНО г. Бендеры»

Преемственность со школой

- проведение общих мероприятий

- консультации

- дни «открытых дверей»

- семинары

Этап III (2023 – 2024 год)

Ресурсное обеспечение

                             ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Кадровое обеспечение. Подбор квалифицированных специалистов.
  • Методическое обеспечение: программы, конспекты занятий, медико - педагогическая документация, отчетная документация.
  • Развитие материально-технической базы ОДО, создание современной оздоровительной среды в ОДО.
  • Санитарно-гигиенические условия. Организация работы согласно требований СанПиНа.

Перспективы развития кадров

  • Повышение квалификации педагогических кадров и персонала в вопросах здоровьесбережения.

Санитарно-гигиенические условия

1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.

2. Рациональное построение режима дня.

3. Организация образовательного процесса согласно требований к максимальной учебной нагрузке детей.

4. Обеспечение безопасных условий пребывания в ОДО.

5. Санитарно-просветительская работа (с сотрудниками и родителями),

6. Соблюдение режима двигательной активности.

7. Полноценное сбалансированное питание

 

Средства реализации проекта:

1.  Оптимизация режима двигательной активности, создание модели двигательного режима, технологии здоровьесбережения.

2. Разработка показателей компетентности здоровьесбережения, сформированности культуры здоровья на всех возрастных этапах.

3. Слаженная работа музыкальным руководителем, воспитателями, медиками в вопросах обеспечения психологического здоровья.

4. Эффективная работа по вопросу повышения профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.

5. Создание эффективной системы взаимодействия с семьями воспитанников, посредством создания и функционирования семейного клуба «Бендерские удальцы»

 

                                                            Этап IV (2024 год и далее)

Контроль и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью

КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ

Эффективность мероприятий по оздоровлению

Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится

на основе показателей:

— общей заболеваемости (уровень и структура);

— острой заболеваемости (уровень и структура);

— заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;

— процента часто болеющих детей;

— индекса здоровья;

— процента детей с хроническими заболеваниями;

— удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;

— распределения детей по группам физического воспитания;

— распределения детей по группам здоровья.

Критерием эффективности комплекса и его мероприятий является показатель качества оздоровления, определяющийся отношением числа часто болеющих детей, снятых с учета после выздоровления, к общему числу часто болеющих детей, прошедших курс оздоровления.

Гигиеническое воспитание и обучение родителей

Значительное влияние на здоровье детей, их социально-психологическую адаптацию оказывают факторы социального риска, действующие на уровне семьи. К числу таких факторов следует отнести:

  • социально-гигиенические (плохие материально-бытовые условия, низкий уровень общей и санитарной культуры, тяжелые или вредные условия труда родителей и т.д.);
  • медико-демографические (многодетность, неполные семьи, возраст родителей до 20 лет и т.д.);
  • социально-психологические (наличие вредных привычек, неблагополучный психологический климат и др.).

Гигиеническое воспитание и обучение родителей — важное условие сохранения и укрепления здоровья детей. При этом особое значение имеет постоянная связь родителей с дошкольным учреждением.

Основными звеньями в этой работе являются:

  • характер и объем медико-социальной помощи, направленный на устранение или снижение влияния факторов риска на здоровье ребенка;
  • повышение уровня социально-правовой грамотности семей, целенаправленная санитарно-просветительная работа с учетом характера влияния факторов социального риска.

 

Медико-педагогическое наблюдение и контроль.

Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами- специалистами 2 раза в год.

Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей (сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций); осуществляет медицинский контроль состояния здоровья детей (допуск к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений в зависимости от группы здоровья и физкультурной группы каждого конкретного ребенка.

Врачи-специалисты (хирург, стоматолог) поликлиники 1 раз в год осуществляют обследование детей по поводу наличия и коррекции вторичных отклонений в физическом развитии (нарушения в области опорно-двигательного аппарата).

Старшая медсестра ОДО регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий обеспечение влажной ежедневной уборки групповых помещений, соблюдение воздушно-теплового режима.

Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы. Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях физическими упражнениями. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.

Мониторинг эффективности здоровьесберегающего воспитательного пространства ведется по следующим направлениям:

  • Здоровье (индекс здоровья, группа здоровья, заболеваемость)
  • Физическое развитие (антропометрические показатели)
  • Анализ и оценка природо-экологических, гигиенических факторов, позитивного и негативного материала здоровьесберегающей среды
  • Культура здоровья (убеждения, потребности, мотивы, знания, умения субъектов образовательного процесса в здоровьесбережении)
  • Удовлетворенность родителей деятельностью ОДО, педагогического коллектива ОДО и учреждений района результатами социальной адаптации.
  • Двигательные способности (координационные, скоростно-силовые, силовые, гибкость, выносливость)
  • Двигательная активность (объем, интенсивность)

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Участники проекта: педагоги ОДО, дети, родители

Участники проекта: педагоги ОДО, дети, родители

МОУ «Бендерский детский сад №28» начал функционировать 10

МОУ «Бендерский детский сад №28» начал функционировать 10

Организация дошкольного образования

Организация дошкольного образования

В учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии: - физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А

В учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии: - физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А

Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение для повышения активности детей

Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение для повышения активности детей

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна

Оптимизировать оздоровительную деятельность в

Оптимизировать оздоровительную деятельность в

Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья…

Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья…

На занятиях - - -

На занятиях - - -

ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей; - знания детей о гигиене, режиме, привычках правильного питания и безопасного поведения часто…

ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей; - знания детей о гигиене, режиме, привычках правильного питания и безопасного поведения часто…

Формирование психологического здоровья

Формирование психологического здоровья

Я», свои способности, проявить любознательность, инициативность

Я», свои способности, проявить любознательность, инициативность

Учебные занятия 1.

Учебные занятия 1.

Точечный массаж и самомассаж;

Точечный массаж и самомассаж;

Развитие здоровьесберегающих навыков и умений

Развитие здоровьесберегающих навыков и умений

ЗОЖ, убедить: если беречь свое тело, правильно питаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастешь крепким, красивым, умным; выработка стойкой привычки к самомассажу; создание условий для…

ЗОЖ, убедить: если беречь свое тело, правильно питаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастешь крепким, красивым, умным; выработка стойкой привычки к самомассажу; создание условий для…

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения

Работа с родителями • родительские собрания • консультации специалистов • открытые просмотры • участие в досугах и праздниках

Работа с родителями • родительские собрания • консультации специалистов • открытые просмотры • участие в досугах и праздниках

Санитарно-гигиенические условия

Санитарно-гигиенические условия

Критерием эффективности комплекса и его мероприятий является показатель качества оздоровления, определяющийся отношением числа часто болеющих детей, снятых с учета после выздоровления, к общему числу часто…

Критерием эффективности комплекса и его мероприятий является показатель качества оздоровления, определяющийся отношением числа часто болеющих детей, снятых с учета после выздоровления, к общему числу часто…

Медико-педагогическое наблюдение и контроль

Медико-педагогическое наблюдение и контроль

Двигательная активность (объем, интенсивность)

Двигательная активность (объем, интенсивность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2023