МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М. Дергай
Методический проект
« История развития военно-морского флота на занятиях дополнительного образования ».
Разработал учитель технологии:
Вертков Сергей Николаевич
2021 год
Введение.
Занятия |
ребят в объединении "Умелые руки" закрепляют и |
расширяют |
школьные знания, трудовые умения и навыки. Позволяют получить, дополнительно
к школьным, обширные теоретические и технологические знания и опыт в области разработки и создания различных технических моделей. Развивают творческие способности, формируют психологию созидателя, а также помогают осознанно
выбрать профессию. В результате абсолютное большинство ребят, покидая стены школу, продолжают свое образование в техникумах и вузах технического профиля.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем: для учащихся, согласно школьной программе, предусмотрено 2 урока технологии и 1 урок изобразительного искусства в неделю, что, несомненно, не удовлетворяет потребностям детей в творческой деятельности. Дети, посещающие группы продлѐнного дня, имеют мало возможностей для занятий в каких-либо творческих объединениях учреждений дополнительного образования, поскольку большую часть дня проводят в школе. Поэтому на базе Баклушевской средней общеобразовательной школе было решено открыть творческое объединение «Умелые руки». Работа данного объединения не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия проводятся в учебном классе для трудового обучения, а игровая или соревновательная деятельность в спортивном зале или на пришкольном стадионе. Методические пособия и материалы (чертежи и шаблоны, выкройки деталей) для изготовления моделей на первом году обучения разработаны автором программы и адаптированы к конкретным навыкам работы, заложенным в программе. Для работы на втором и третьем году обучения используются чертежи и материалы, как публикуемые в различных технических изданиях, так и разработанные автором программы, с целью усовершенствования кружковцами приобретѐнных навыков. Для работы в старшей возрастной группе используются чертежи, в основном реальной техники, для изготовления моделей-копий различного класса и масштаба.
Пояснительная записка.
Прежде чем шагнуть на палубу настоящего корабля, многие из увлечённых мечтой о море отдают свой досуг постройке кораблей и судов. Судомоделизм многогранен. Инженеру он помогает оценить правильность новой технической идеи, а школьнику попробовать свои силы в конструировании. Строя модели, обучающиеся приобретает различные знания и навыки. Проектирование и постройка модели знакомят с военно-морским делом, судостроением, основами математики и физики, черчения и геометрии. Моделизм должен отлично владеть столярным и слесарным инструментом.
Активное познание истории развития кораблестроения, морской техники – ещё один важный аспект судомоделизма. Создатель мини-корабля должен отлично знать биографию его прототипа, прежде чем браться за лобзик или напильник, он должен познакомиться с героической судьбой корабля и его экипажа.
Наверное, немногие знают, что постройка моделей судов – очень древнее искусство. На стоянках первобытного человека археологи находят примитивные модели лоток – детские игрушки. В древности модели судов имели и религиозное, культовое, значение. При раскопках в южной Месопотамии в 1929г. Профессор Вулли нашёл очень интересную модель судна, которая была выполнена, вероятно, в четвертом тысячелетии до нашей эры. Эта старейшая модель длиной 65см, изготовленная из серебра, с четырьмя росниями для гребцов и вёслами с лопастями была положена гробницу, что свидетельствует о её культовом характере: по верованиям народов Двуречья, модель лотки должна была облегчить мёртвому переход от земного существования к потустороннему.
В Древнем Египте модели судов также имели
культовое значение, Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна
переплыть мифическую реку Абиалус, поэтому среди предметов, положенных в
гробницы, находили и модели лодок, которые, возможно, изготовляли
специалисты-ремесленники.
Модели судов знаменитых мореплавателей древности – финикийцев – до нас не дошли. Известно лишь несколько барельефов в Сидоне и Тире, а также рисунков на стенках египетских гробниц. На них изображены финикийские суда, как правило, стоящие в гаванях и выгружающие различные товары.
Религиозный и ритуальный характер имели модели судов древних жителей о. Сардиния. В многочисленных нурагах – чрезвычайно любопытных сооружениях из камня, служивших одновременно домом, замком и храмом, - кроме оружия, скульптур и предметов домашнего обихода найдены многочисленные культовые модели судов, изготовленные из бронзы, в носовой части которых имеется орнамент с изображением быков и львов.
Культовое использование моделей судов было свойственно и росстианству. Интерьеры многих католических соборов мира украшают вотив – суда, выполненные моряками в дальних морских плаваниях и подаренные церквам в знак благодарности за благополучное возращение.
Начиная с 17 в. во всех странах к изготовлению моделей судов относятся, как к созданию произведений искусства. Поэтому модели, относящиеся к этому времени, бережно сохраняют в музеях и частных собраниях.
Ко времени морской войны между Францией и Англией относится появление знаменитых маленьких моделей, выполненных военнопленными. Дело в том, что англичане создали в Дартмуре, Дорчестере и Норманн росссе три больших лагеря для военнопленных, которым было разрешено работать. Среди них были искусные мастера по золоту, дереву или слоновой кости, скульпторы, краснодеревщики, часовщики. С помощью простейшего инструмента и небольшого количество материала, который был в их распоряжении, пленные изготовляли модели судов длиной не более 19см.
Паруса и корпус делали из дерева, такелаж – из волос или нитей одежды. Модели устанавливали на украшенные постаменты и закрывали оригинальными стеклянными колпаками. В настоящее время эти модели очень ценятся любителями как особые произведения искусства.
В последние пятьдесят лет постройка моделей судов получила широкое распространение. Воссоздание копий старинных и современных судов – настольных и самоходных – становится увлечением многих людей.
Цель: развитие технических способностей обучающихся в области судомоделизма; содействие формированию гражданско- патриотических качеств личности.
Задачи:
Обучающие:
· создание условий для усвоения обучающимися исторических и технических знаний;
· усвоение основ культуры созидательного труда;
· формирование представлений о технической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
· создание условий для овладения обучающимися:
1. общетрудовыми (работа с набором слесарно–столярного оборудования и др.) и специальными знаниями и умениями (знания морской азбуки , чтение технической документации и др.), необходимыми для поиска и использования технической информации, проектирования и создания продуктов труда;
2. самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
3. безопасными приемами труда.
Развивающие:
· развитие познавательных интересов;
· развитие технического мышления, пространственного воображения;
· развитие интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.
Воспитательные:
· воспитание трудолюбия; бережливости; аккуратности; ответственности за результаты своей деятельности;
· уважительного отношения к результатам своего труда, труда своих товарищей;
· воспитание целеустремленности;
· воспитание ценностного отношения к истории Отечества.
Основы изготовление моделей кораблей.
Всякая модель не только должна давать точное представление о внешнем виде копируемого корабля, но и отвечать всем главным требованиям, предъявляемым к нему. Поэтому каждый моделист, перед тем как начать строить модель, должен познакомиться с теорией корабля. Одним из главным элементов является плавучесть.
Плавучесть- это способность кораблей (судов) держать на поверхности воды, неся на себя рассчитанный груз.
При конструкции и строительстве корабля всегда учитывается возможность сохранить заданную осадку при максимальной нагрузке сверх предусмотренной проектом нормы. Запас плавучести для морских судов составляет 100% его веса. В случае если корабль погрузится в воду по главную палубу, считается, что запас плавучести исчерпан.
Второе, и обязательное, требование, предъявляемое всякому кораблю, - наличие остойчивости.
Остойчивость-это способность корабля, выведенного из положения равновесия, вновь возвращаться в положение равновесия.
Третье, не менее важное, требование – это непотопляемость, или способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться при получении повреждений корпуса или в случае затопления некоторой части помещений.
Кроме этих трёх требований, существуют ещё законы динамики, именуемые ходкостью, управляемостью и качкой.
Ходкостью называется способность корабля перемещаться на воде под действием движущей силы, при которой заданная скорость достигается минимальной затратой мощности механизмов. Для того чтобы корабль обладал достаточной ходкостью, необходимо уменьшить сопротивление воды, то есть обводы корпуса должны быть плавкими и с гладкой наружной обшивкой.
Способность корабля сохранять прямолинейное движение по заданному направлению называется устойчивостью на курсе, то есть корабль должен держаться на курсе при руле, закреплённом в среднем положении.
Поворотливостью называется способность корабля, изменит курс своего движения и двигаться по заранее избранной криволинейной траектории в соответствии с перекладной руля. Когда корабль при помощи руля может быстро изменить свой курс и описать окружность малого диаметра, то говорят, что он поворотлив. Это очень важно для радиоуправляемых моделей. И ещё одно требование, предъявляемое как к кораблям, так и к моделям, - это плавность качки; чем меньше на корабль влияет качка, тем выше его скорость, дольше служат механизмы, не расшатывается корпус и т.д. Все вышеперечисленные требования, предъявляемое к кораблю, называют мореходными качествами.
Исследование и выбор типов кораблей для проектов.
Для реализации поставленной цели были взяты за основу все исторические эпохи: Древний мир, Раннее Средневековье, Средние Века, Позднее Средневековье, Новое Время, Новейшая история. Из каждого исторического периода выбрана модель корабля, отвечающая духу этого времени.
1. Трирема. (Древний мир)
Трире́ма — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами. Триремы получили своё название из-за трёх рядов вёсел, которые, предполагается, располагались одно над другим в шахматном порядке; каждым веслом управлял один человек. Ранние триремы являлись результатом эволюции унирем — античных боевых кораблей с одним рядом вёсел, от 12 до 25 с каждой стороны, и бирем — боевых кораблей с двумя рядами вёсел. Возможно, что первыми построили трирему финикийцы. Являясь самым быстрым и манёвренным боевым кораблём, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н. э., пока не появились более крупные боевые корабли — квадриремы и квинквиремы.
Данную модель изготовили: Савин Вадим
2. Драккар. (Раннее Средневековье)
Драккар — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. В силу своей малой осадки, были удобны для передвижения по рекам и фьордам. По этой же причине драккары зачастую использовались для внезапной высадки войск в атакуемой территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сохранять маскировку до последнего момента.
Модель изготовили: Слезко Даниил
3. Кара́кка. «Санта-Мария». (Средние Века)
Кара́кка— большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий. Из наиболее известных типов корабля - «Санта-Мария». Предполагается, что длина корабля была до 25 м, а ширина - до 8 м. Водоизмещение его было около 1200 т. Трюм корабля был глубиной 3 м, а на палубе была двухъярусная пристройка, где располагались каюты и кладовые. На баке находилась треугольная платформа. «Санта-Мария» (корабль Колумба) была оснащена несколькими пушками разного калибра, предназначенными для стрельбы каменными ядрами.
Модель изготовили: Ермолаев Саша, Перова Полина
4. Галеон.«Сан-Франциско» (Позднее Средневековье).
Галео́н— большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно. При усовершенствовании парусности и артиллерии последняя становилась сильным оружием: сконцентрированная бортовая батарея давала возможность произвести мощный залп по неприятелю. Начиная с XVII века после артиллерийского поединка бой, как правило, заканчивался сдачей полуразрушенного и обессиленного противника ещё до абордажа.
Модель изготовили: Шевелев Максим, Кравченко Настя
5.Кре́йсер. «Варяг »(Новое Время).
Кре́йсер — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, «Варяг» был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.
Модель изготовили: Нуралинов Илья
6. Подводная лодка «К - 21»(Новейшая история).
К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Заложена 10 декабря 1937 года. Спуск на воду 16 августа 1939 года. Строительство завершено 30 ноября 1940 года. 5 июля 1942 года подлодка К-21 атаковала немецкую эскадру. В результате атаки кормовыми торпедами линкор «Тирпиц» получил повреждения, а один эсминец сопровождения потоплен. В октябре 1942 г. подводный крейсер К-21 наградили орденом Красного Знамени.
Модель изготовил: Сидельников Никита
Анализ выполненного и перспективы развития.
По окончанию работы можно с уверенностью сказать, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены. Выполненные творческие проекты по каждой модели корабля приняли участие в конкурсах разного уровня, где были отмечены призовыми местами. В ходе работы над проектами ребята получили моральное и эстетическое удовлетворение, созданные ими модели кораблей получили большое количество положительных отзывов среди учителей и своих сверстников. Одним из главных критериев успешности проекта является возможность продолжения его. Поэтому изучение развития военного флота не заканчивается. Начата работа над созданием модели корабля ВМФ СССР Второй Мировой Войны «Севастополь» и модели современного крейсера ВМФ России «Варяг».
Данная коллекция военных кораблей будет передана в школьный кабинет истории для наглядного пособия, где ученики смогут увидеть в реальности легендарные корабли своих времен.
Литература
1. Бабкин И. А. Подготовка юных судомоделистов. - М.: ДОСААФ, 1988.
2. Бонд Б. Справочник яхтсмена. - Л.: Судостроение, 1989.
3. Военно-морской словарь для юношества: В 2 т. - М.: ДОСААФ1985.
4. Дыгало В. Так повелось на флоте. - М.: ДОСААФ, 1985.
5. Дыгало В. Откуда и что на флоте пошло. - М.: Прогресс, 1993.
6. Изменения и дополнения в правила соревнований по СМС. - М •ДОСААФ, 1994.
7. Курти О. Постройка моделей судов. - Л.: Судостроение, 1989.
8. Катцер С. флот на ладони. - Л.: Судостроение, 1980.
9. Марквард К. X. Рангоут, такелаж и паруса судов. - Л.: Судостроение, 1991.
10. Митрофанов В. П. Школы под парусами. - Л.: Судостроение1989.
11. Правила соревнований по судомодельному спорту. - М.: Патриот, 1991.
12. Программы для внешкольных учреждений. Техническое творчество учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
13. Резникова В. Н. Тестовый контроль знаний. - М.: Просвещение, 1997.
14. Скопцов В. В. Морской исторический сборник, - Л.: Издательский центр «Паллада», 1990.
15. 17.Сахновский Б. М. Модели судов новых типов. - Л.: Судостроение, 1987.
16. Целовальников Л. С. Справочник судомоделиста: В 3 т – М. ДОСААФ, 1978, 1981, 1983.
17. Фирсов Н. И. Петра творенье. - М.: Молодая гвардия, 1992.
18. Шнейдер Н. Г. Модели советских парусных судов. - Л.: Судостроение, 1990.
19. Щетанов Б. В. Судомодельный кружок. - М.: Просвещение, 1983.
20. Журналы “Modell Werft” 2001-2004гг.
21. Журналы “Schiffmodell”2001-2004гг.
22. Интернет сайты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.