Методический семинар «Игровые технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС».
Оценка 4.7

Методический семинар «Игровые технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС».

Оценка 4.7
docx
01.04.2020
Методический семинар «Игровые технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС».
методический семинар.docx

Методический семинар «Игровые технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС».

С.И. Дюбо, учитель биологии и химии

высшей  квалификационной категории

МБОУ К-Е СОШ №5

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представиться, Дюбо Светлана Ивановна, учитель биологии и химии МБОУ Куго-Ейской СОШ №5.  Стаж моей педагогической работы 22 года.

Мой девиз: «Если педагог умеет понять ученика, проникнуться в его заветное стремление, он непременно подберет ключик к сердцу ученика»

 

О чем ребенок думает часами?
Чем занят он в любой свободный миг?
Что он считает важными делами?
Несложно дать ответ без толстых книг.

Игрой ребенок поглощен всецело,
Часами пропадает он в игре,
Своим важнейшим увлечен он делом
В саду, с друзьями, дома, во дворе.

Все, что в него природа заложила,
Он учится использовать в игре;
Все, что дремало, набирает силу,
Готовясь к взрослой непростой поре.

Слайд 2

Сегодня хочу представить Вашему вниманию материалы из опыта работы на тему «Игровые технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС».

Слайд 3

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.

Слайд 4

Увеличение нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению биологии и химии, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течение всего урока.

Актуальным на сегодняшний день являются применение инновационных технологий в образовательном процессе, т.е. использование особых форм, методов, способов, приемов в учебно - воспитательной деятельности.

Одним из приоритетных мест в моей практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и активной деятельность учащихся на творческо-поисковом уровне.

Слайд 5

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения, посредством которой,  я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Еще Василий Александрович Сухомлинский - известный  наш педагог-новатор говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Слайд 6

Использование методов и форм игровой технологии позволяет мне формировать у ребят :

·                                  коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные действия, распределять роли, умения договориться);

·                                  познавательные УУД (умения анализировать,систематизировать, сравнивать, находить закономерности);

·                                  личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);  

·                                  регулятивные универсальные учебные действия (планировать, оценивать, корректировать правильность выполнения действий).

Слайд 7

Цель применения данной  технологий: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках биологии и химии через развивающие игры.

         Исходя из этой цели, задачи, которые я перед собой ставлю:

·        создание творческой атмосферы;

·        развитие познавательной активности на уроках;

·        формирование умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, оценивать свою учебную деятельность.

Считаю, что уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Дети становятся  активными, решая игровые задачи, включаются  в совместную деятельность, и, получая результат, они неосознанно достигают педагогической цели, которую я ставлю перед ними.

Слайд 8

В игровой технологии я использую следующие компоненты:

Мотивационный компонент связан с отношением учащегося к содержанию и процессу деятельности.

Ориентационно - целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.

Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владея познавательными учебными действиями смогут ими воспользоваться.

Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

 

Слайд 9

Эти компоненты включают ряд структурных элементов

Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.

Игровую ситуацию создаю в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый города, акватория океана и т.д.). В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые я соединяю с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

         Правила игры  всегда соответствуют «профессиональной деятельности» участника игры и направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях: слушать, решать задачу, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние - наличие переживания, активизация воображения участников, эмоциональное отношение к действительности. И это все поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности.

 Ну, конечно же,  результат игры. Обязательно определяю результат для себя, как учителя (какие умения продемонстрировала игра, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (какой интерес пробудила игра, принесла моральное удовлетворение). При этом можно отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.

Слайд 10

Игровая технология позволяет обеспечить единство эмоционального и рационального в обучении, способствует использованию знаний в новой ситуации. Для меня педагогическая игра представляет собой три последовательно идущих этапа.

1. Подготовка к игре: когда я определяю тему и содержание данной игровой формы, определяю группу участников, распределяю роли, и т.д.

2.      Проведение игры. Важной чертой этого этапа является создание эмоционального настроя и заинтересованности учащихся, создание игровой ситуации.

3.      Подведение итогов игры. При подведении итогов  исхожу из конечного результата игровой формы, степени усвоения материалов темы, проявления креативности мышления к решению заданий. В ходе анализа итогов совместно с учащимся обсуждаем, что удалось и на что еще следует обратить внимание.

Слайд 11

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

Слайд 12

Ребятам очень нравятся уроки КВНы

Слайд 13

Уроки- викторины

Слайд 14

В своей работе я использую различные формы технологии игрового обучения, которые могут выступать как составляющие урока, так и быть рассчитаны на весь урок. Вот некоторые примеры:

В 5- 9 классах использую  Игру «Да-Нетка». Загадывая термин или какой либо биологический  или химический процесс, явление отвечаю на вопросы учащихся «да» или «нет», а ребята пытаются найти ответ

Игра «Верю-неверю»

Игра ’’Заполни пробелы”

Детям предлагается текст, в котором опущены отдельные слова,  чаще всего это термины, они  вписывают эти слова в пустое окошко. Например: Клетка снаружи имеет плотную  . Под … расположено живое бесцветное полужидкое вещество - ... , в которой находит­ся округлое или  овальное тельце - ... . В цитоплазме расположены полости - ..., заполненные ... , и многочисленные мелкие тельца - ... . Зеленые пластиды носят название ...

Игра "Третий лишний"

Игра может быть использована при изучении тем "Корень", "Побег", "Цветок и плод", "Отдел Покрытосеменные растения". При этом могут быть использованы гербарные экземпляры, карточки с рисунками растений (биологическое лото). Игра может просто проводится на слух. Определив лишнее растение, нужно назвать признак, отсутствие которого и делает растение лишним. Признаки самые разные в зависимости от изучаемой темы: жилкование, корневая система, строение плода, видоизменение корней и т.д. Если игра проводится в виде соревнования, то я составляю задания так, чтобы в конце из первых букв лишних слов подучилось ключевое слово, а игроки должны его составить и назвать как можно быстрее хором.

Зачеркните лишнее вещество, для двух оставшихся веществ укажите класс веществ, к которому они относятся.

I Вариант CaO, CO2,KOH | II Вариант HCL, H2SO4, CaO.

Дайте названия всем веществам.

Игра «Рассказ-небылица»

Игру можно использовать практически при изучении любой темы. Ребята должны уличить во вранье  Мюнхгаузена или поправить Незнайку, т.е. найти ошибки в их рассказе. Количество ошибок я называю детям. Рассказы я или составляю сама, либо беру с прошедших уроков из работ учащихся. Могу также дать такое задание предварительно на дом (т.е. объявляю конкурс "Вралей”,’’Незнаек", "Мюнхгаузенов"). В конце игры необходимо исправить ошибки и дать объяснение.

Я практикую использование биологических сказок, которые преподношу детям в игровом виде.

Игра "Крестики-нолики"

При игре в «Крестики - нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак этот указывается в условиях игры.

а) Выигрышный путь – названия металлов

Слайд 15

Использую интеллектуальные игры.  К ним относятся викторины, загадки, интерактивные головоломки, «биологические» или «химические» лабиринты.  Любимой игрой на внеурочных занятиях является игра-квест, что в переводе значит поиск. Это разновидность игровых форм обучения, в которой: во-первых, достижение конечной цели происходит через поиск промежуточных решений; во-вторых, имеется система подсказок при отсутствии «точного путеводителя» по квесту.

Слайд 16

Много внимания уделяю вопросам охраны природы, экологическому воспитанию на отдельных этапах урока или на занятиях кружка «Юный эколог».

Слайд 17

На протяжении нескольких лет со своими детьми принимаем участие в  проведении Всероссийских экологических уроках-играх «Разделяй с нами», «Мир без мусора», «Вода России», «Хранители воды», «Мобильные технологии» и т.д. Эти игровые уроки помогают мне и моим детям совершить путешествие во времени и заглянуть в историю «мусорной» проблемы, познакомить учеников с проблемой изменения климата и рассказать о том, как с помощью простых  действий дома и в школе можно внести свой вклад в решение глобальных проблем нашей Земли. А еще познакомиться с современными инновационными идеями и проектами, разработанными школьниками, студентами и различными компаниями. В интерактивной части  этих уроков школьников ждет ролевая игра: ребята на время становятся государственными деятелями, бизнесменами, учеными, гражданскими активистами и объединяют свои усилия для окончательного и бесповоротного решения экологической проблемы!

Слайд 18

Несомненно, использование игровых технологий дает положительные результаты.

Изучая труды педагогов, методистов и погружаясь в собственный практический опыт, я пришла к выводу, что для успешной реализации ФГОС необходимо делать акцент на использовании игровых технологий на своих уроках, так как:

·         это средство реализации системно-деятельностного подхода.

·         повышает интерес детей к предмету, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияет на эффективность формирования познавательных мотивов.

Слайд 19

 

И в заключении мне бы хотелось сказать:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

Слайд 20

Спасибо за внимание!


 

Методический семинар «Игровые технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации

Методический семинар «Игровые технологии на уроках биологии и химии в условиях реализации

Одним из приоритетных мест в моей практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и активной деятельность учащихся на…

Одним из приоритетных мест в моей практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и активной деятельность учащихся на…

Слайд 8 В игровой технологии я использую следующие компоненты: •

Слайд 8 В игровой технологии я использую следующие компоненты: •

Слайд 10 Игровая технология позволяет обеспечить единство эмоционального и рационального в обучении, способствует использованию знаний в новой ситуации

Слайд 10 Игровая технология позволяет обеспечить единство эмоционального и рационального в обучении, способствует использованию знаний в новой ситуации

Если игра проводится в виде соревнования, то я составляю задания так, чтобы в конце из первых букв лишних слов подучилось ключевое слово, а игроки должны…

Если игра проводится в виде соревнования, то я составляю задания так, чтобы в конце из первых букв лишних слов подучилось ключевое слово, а игроки должны…

В интерактивной части этих уроков школьников ждет ролевая игра: ребята на время становятся государственными деятелями, бизнесменами, учеными, гражданскими активистами и объединяют свои усилия для окончательного…

В интерактивной части этих уроков школьников ждет ролевая игра: ребята на время становятся государственными деятелями, бизнесменами, учеными, гражданскими активистами и объединяют свои усилия для окончательного…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020