Инновация: (англ. innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
www.themegallery.com
Инновация – глубинные изменения в образовательной системе, меняющая суть взаимоотношений (ценностей и целей) субъектов образовательного процесса
Новшества – внешние изменения (улучшения) определенных параметров и характеристик образовательной системы, изначально не предполагающие ценностных изменений во взаимоотношениях субъектов образования
Инновации и новшества в образовании
Инновационное образование — обозначающий такой тип образования, который подготовит человека к жизни в динамичных, быстро меняющихся условиях.
Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения смысловых и иных компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п. Непременное и обязательное условие в инновационной деятельности - распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек, высокообразованный специалист (Хуторской А.В.)
www.themegallery.com
Инновационная деятельность
www.themegallery.com
Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.
Второй тип - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной и (или) управленческой деятельности.
Два типа инноваций
Инновационный продукт
Инновационный продукт, представляет собой модель инновационной практики образовательного учреждения (педагога), обеспечивающей высокую результативность, востребованность в системе образования, готовность к публикации и распространению.
Инновационный образовательный продукт представляет собой учебно - методический результат обобщения образовательной практики, отчужденный от автора в форме: • учебно-методического описания организации образовательного процесса (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.);
описания необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности;
комплекта нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно- методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.)
www.themegallery.com
Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют:
www.themegallery.com
По масштабу вносимых изменений
локальные
модульные
системные
независимые друг от друга изменения компонентов
Взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций
полная реконструкция системы как целого
www.themegallery.com
По характеру вносимых изменений
радикальные
комбинаторные
модифицирующие
основаны на принципиально новых идеях и подходах
новое сочетание известных элементов
совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы
www.themegallery.com
По проблематике
инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системообразу -ющей деятельности на основе концептуальных идей
инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно- воспитатель- ного процесса
инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структуриро- вания
инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления
Четыре ключевых компонента инновации:
www.themegallery.com
Креативность — умение генерировать новые идеи.
Стратегия — выяснение того, является ли эта идея такой уж новой и полезной с точки зрения развития успешной корпоративной деятельности.
Реализация — переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг. Именно на этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных идей, и соответственно теряются шансы создать для организации новую успешную модель
Прибыльность (результативность) — повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи
образ современной школы
Переход на новые образовательные стандарты.
Система поддержки талантливых детей.
Совершенствование учительского корпуса .
Изменение школьной инфраструктуры.
Сохранение и укрепление здоровья школьника.
Расширение самостоятельности школы.
www.themegallery.com
К внешним рискам относятся:
изменения в законодательной базе на уровне правительства .
невостребованность образовательных услуг, которые оказывает школа (предпрофильная подготовка и профильное обучение,) в социуме;
ограниченное финансирование инновационных проектов;
классно-урочная система.
www.themegallery.com
К внутренним рискам относятся:
недостаточный уровень методологической культуры педагогов для освоения нововведений;
недостаточный уровень социальной зрелости обучающихся;
слабая информированность родительской общественности об инновационной деятельности образовательного учреждения.
www.themegallery.com
Инновационные направления
метод проектов;
модульное обучение;
технология критического мышления;
технология развивающего обучения;
игровые технологии;
информационно-коммуникационная технология;
технология «Педагогические мастерские»;
технология интерактивного обучения;
технология проблемного обучения.
www.themegallery.com
Показатели оценивания нововведений:
www.themegallery.com
Общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
Полезность (практическая значимость инновационных процессов);
Реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).
Методическая разработанность (эксперимент, проверенная, обоснованная практика);
Возможность освоения новшества потенциальными участниками (сложность и доступность технологии, новшества).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.