Методический день «Как не сгореть на работе»
Оценка 5

Методический день «Как не сгореть на работе»

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
Взрослым
12.04.2019
Методический день «Как не сгореть на работе»
Цель: формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности. В данной статье раскрыто понятие эмоциональное выгорание педагогов, показано влияние на психическое и физическое здоровье преподавателей. Представлены методы и приемы коррекции: Упражнение «Откровенно говоря», Релаксация, Игра «Дождь в лесу», Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения.
эмоциональное выгорание.doc
Методический день «Как не сгореть на работе» Цель:  формирование   навыков   регуляции   психоэмоциональных   состояний,   профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Должны мы бороться за детские души,  Должны, должны… Но что если под поучительской чушью В нас нету души? Учитель – он доктор, а не поучитель, И школа – роддом. Сначала вы право учить получите –  Учите потом. Должны мы бороться за детские души Прививкой стыда, Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче Из них никогда. Нопрежде чем лезть с поучительством грозным И рваться в бои За детские души, пора бы нам, взрослым, Очистить свои… Е.Евтушенко   Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания   деморализации,   разочарования   и   крайней   усталости,   наблюдаемых   у   специалистов, работающих в системе профессий «человек­человек».  Французский философ  XVI  века М. Монтень писал: ценный плод здоровья – возможность получать удовольсвие». Получать удовольствие  от собственной  профессии  – значит  быть  мастером своего  дела. Быть мастером – жить в гармлонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителе Учителя­мастера? Редкая   профессия   сравнится   с   учительской   по   тем   эмоциональным   нагрузкам,   которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. В газете «Школьный психолог» опубликованы материалы исследований Н. А. Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа   педагогов   наступает   «эмоциональное   сгорание»,   а   к   40   годам   работы   «эмоционально сгорают»   все   учителя   (!),   что   проявляется   в   их   несдержанности,   грубости,   неуверенности, тревожности. Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий   к   истощению   эмоциональных,   энергетических   и   личностных   ресурсов   работающего человека. Учитель,   из   года   в   год   работающий   в   таких   условиях,   с   высокой   долей   вероятности 2 подвергается   опасности,   называемой   «синдром   эмоционального   выгорания»,   приводящей   к профессиональной деформации личности. Одной   из   главных   причин   эмоционального   срыва   является  тревожность,  которая   может выступать в двух проявлениях: Как   ситуативная  (в   данный   момент   неблагоприятная   ситуация)   и   как   черта  личности. Многократно   повторяющиеся   неблагоприятные   ситуации   могут   способствовать   тому,   что   у человека развивается личностная тревожность. Нет такого человека, который никогда бы не испытывал тревоги…Волноваться естественно. В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой. Тревога означает, что ваш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы. Нужна ли вообще человеку тревожность как личностная характеристика? (Работа с анкетой) Причины напряженности педагогов:  Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций  Загруженность рабочего дня  Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки  Чувствительность к имеющимся трудностям  Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе  Требование творческого отношения к профессиональной деятельности  Нестабильность заработной платы Проявление СЭВ у педагогов (по стажу работы):  Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет  8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10­летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со   стажем   более   10   лет   выработаны   определенные   способы   саморегуляции   и психологической защиты)  22% – от 15 до 20 лет  Стадии эмоционального выгорания: 1. Снижение самооценки. 2. Стадия одиночества. 3. Эмоциональное истощение, соматизация, потеря трудоспособности! Упражнение «Откровенно говоря» 1. Физиологическая саморегуляция. «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из­за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. Проявляется через «Мышечный панцирь». Он образуется у людей, не 3 умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. Способы физиологической саморегуляции:  Различные движения потягивания и расслабления мышц  Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.  Способы физиологической саморегуляции:  Релаксация   –  это   метод,   с   помощью   которого   можно   частично   или   полностью избавляться от физического или психического напряжения. Текст к упражнению «Сад моей души»  Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.  Сейчас я буду предлагать вам кое­что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.  Перед   вами   из   темноты   появляются   красивые   резные   ворота,   вы   протягиваете   руку   и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат   цветов   и   свежесть   утреннего   воздуха.   Вас   наполняет   ощущение   внутренней   свободы   и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место. Игра «Дождь в лесу»  Станьте в круг, друг за другом. Вы деревья в лесу. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко­высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (подняться на носки, высоко поднять руки, перебирая пальцами. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (Раскачиваться в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья  почувствовали первые нежные капли дождя (Легкими движениями пальцев касаться спины стоящего впереди). Дождик стучит все сильнее и сильнее (Усилить движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от  сильных ударов дождя своими ветвями (Провести ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». 3. Естественные способы регуляции организма  4     длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение,  танцы,   музыка.   баня, сауна, массаж;  горячая ванна с пеной;   SPA­процедуры. 4. Способы эмоциональной саморегуляции:  смех, улыбка, юмор;  размышления о хорошем, приятном;  рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;  мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);  «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;  вдыхание свежего воздуха;  чтение стихов;  высказывание похвалы, комплиментов кому­либо просто так.  Занятие любимым делом ­ хобби. 5. Экспресс­приемы снятия эмоционального напряжения. Эффективным средством снятия напряжения является  расслабление  на фоне  йоговского дыхания:  сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте  так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки. 5 Потягивание. Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь. Улыбка  передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10­15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте   свой   голос,   чтобы   он   не   дрожал.   Вы   можете   говорить   себе:   «Я   должен   быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе. 6. Самовнушение и самопоощрение Мудры. Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Это мудра Земли: улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку. Найдите   свою   мантру   (девиз   жизни),   которая   спасёт   от   уныния   и   отчаяния   в   тяжёлые времена,   мантру,   которая   успокаивает   и   повышает   ваше   настроение.   У   каждого   человека   она, конечно, будет своя. Приведу примеры таких мантр, своеобразных «волшебных слов», которые ведут нас по жизни: • «Я об этом сейчас не буду думать. Я подумаю об этом завтра», – так говорила Скарлетт О'Хара. • «Спокойствие,   только   спокойствие.   Это   всё   дело   житейское!»   –   любил   повторять симпатичный Карлсон. «Я – самая обаятельная и привлекательная!» – таким аутотренингом занималась героиня • популярного одноимённого российского фильма. • «Ребята, давайте жить дружно!» – ещё одна мантра, принадлежащая симпатичному коту – герою мультфильма. Найдите для себя простые и мудрые слова, своеобразную жизненную мантру, которая будет вести вас по жизни, успокаивая и ободряя, вдохновляя и взбадривая. Найдите любимые стихи, интересные цитаты и высказывания известных людей. Пусть выбранные вами строки помогают вам жить, создают жизненную перспективу. Формула   выживаемости   профессора   В.М.Шепеля:   на   каждые   6   часов   бодрствования должен   приходиться   один   час,   посвященный   себе,   своему   отдыху,   здоровью.   Это   время восстановления физических сил организма, время релаксации (расслабления), способ переключения мыслей. Научитесь   жить   с   юмором.  «Юмор   –   соль   жизни,   –   говорил   К.   Чапек.   –   Кто   лучше 6 просолен, дольше живет». Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это  установка человека на то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, совершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствия от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость. Метафорическая авторская сказка Надежды Николаевны Амбросьевой «Камин».  Камин Жил­был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаку, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина падала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень благодарны и на все лады расхваливали его. Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин! Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит. Что бы мы без него делали!  Очень   такие   речи   Камину   нравились,   приятно   было,   когда   он   даже   глаза   закрывал   от удовольствия.  И возомнил  наш камин  о  себе,  что  он такой  важный,   такой  нужный,   ну  просто незаменимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот полыхает наш камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:  ­Уймись, отдохни, – просили по­хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его. ­Ну что за дурень, что за балбес! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется, бестолочь. Обиделся Камин и в отпуск ушел. ­Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят – и в сущности, за одно и то же дело, – думал он. Ах, Камин, Камин… Как втолковать ему, что мало иметь желание кого­то одаривать, надо, чтобы этот кто­то имел ответственное желание дары принимать. Таким образом, заботьтесь о своем психическом здоровье, коллеги! Не доводите уровень психических нагрузок до критических! 7

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»

Методический день «Как не сгореть на работе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2019