Методическая разработка - Тренинг для педагогов по теме: "Толерантное общение"
Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
12.05.2019
Данная методическая разработка тренинг по теме: "Толерантное общение" познакомить педагогов с видами общения и научить их приемам активного слушания, сформирует навыки безоценочного общения.
Основными задачами данного тренинга:
- показать механизмы создания неэффективной коммуникации;
- выявить факторы, которые влияют на искажение информации;
- развивать навыки невербальной передачи информации;
- усвоить понятие «толерантность».
Тренинг для педагогов Толерантное общение.doc
Тренинг для педагогов по теме: «Толерантное общение»
Цель: познакомить участников с видами общения и научить их приемам
активного слушания; формировать у учителей навыки безоценочного общения.
Задачи:
показать механизмы создания неэффективной коммуникации;
выявить факторы, которые влияют на искажение информации;
развивать навыки невербальной передачи информации;
усвоить понятие «толерантность».
Ход занятия.
1. Разминка « Эмоция по кругу
»
Участники тренинга с помощью мимики по очереди изображают какую
нибудь эмоцию, состояние. Другие пытаются отгадать. Игра заканчивается, когда
все участники передадут свои эмоции. Тренер задает вопросы:
Легко ли было передавать собственную эмоцию? А отгадывать чужую?
Что вы чувствовали, когда передавали позитивные эмоции? А негативные?
2. Принятие правил. Мозговой штурм.
3. Информационное сообщение
« Слушать – понимать – взаимодействовать
»
Один разумный и ироничный человек заметил: «Разговор – это соревнование,
в котором первого, кто задержал дыхание, провозглашают хорошим собеседником».
Во время общения между людьми происходит очень сложный процесс понимания.
Среди факторов неумение слушать часто становится основной причиной
неэффективного общения, непонимания и даже конфликтов. Дело в том, что
уровень нашего внимания нестабилен, он колеблется. Посторонние мысли
деформируют смысл услышанного. Наше эмоциональное состояние также
отвлекают внимание от того, что говорит собеседник, и мы «отключаемся», или уже
заготавливаем хороший ответ, пропуская много важной информации. Умение
слушать является важнейшим условием эффективного общения.
Активное слушание – это не просто молчание, это активная деятельность,
своеобразная работа, которую вызывает желание услышать, интерес к собеседнику.
Чтобы определить, использует ли человек приемы активного слушанья, нужно
обратить внимание на то, ставит ли он уточняющие вопросы, есть ли обратная связь
с помощью парафраза («Правильно ли я вас понял, что…). Далее тренер знакомит с уровнями активного слушания, приемом
независимой оценки. Объясняет, насколько важно не заразиться от собеседника его
эмоциями.
4. Упражнение
« Сплетня
».
Шесть участников выходят из аудитории. Седьмому демонстрируют
картинку, которую он должен внимательно рассмотреть и содержание которой
должен запомнить. После этого участники, которые были за дверью, по одному
заходят в аудиторию. Их задание – внимательно выслушать седьмого участника,
который расскажет содержание картинки, и как можно точнее пересказать это
содержание следующему участнику. Последние два игрока должны нарисовать на
доске информацию, которую услышали. Все остальные участники молча наблюдают
и запоминают все подробности, чтобы быть готовыми к анализу упражнения.
Вопросы для обсуждения:
Что происходило с информацией, которая передавалась участниками, во
время выполнения упражнения?
Изменилась ли информация в финале? Почему это произошло?
Какие факторы влияли на процесс передачи информации?
К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?
5.
Упражнение
« Свидание
».
Тренер объединяет участников в четыре группы, раздает каждой группе
конверты с набором отдельных предложений, которые нужно разместить
последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получился законченный рассказ.
Потом представитель каждой группы презентует результат. (Карточки к заданию
даны в приложении). Обычно ктолибо задает вопрос: «А как же правильно должен
звучать рассказ?» Люди привыкли действовать стереотипно, с оглядкой на кемто
придуманные каноны. Здесь не может быть правильного или неправильного ответа,
ведь каждый может пояснить логику его построения. Мы учимся принимать и
уважать мнение других, которое тоже имеет право на жизнь.
6.
Разминка
« Атомы и молекулы
».
Тренер предлагает участникам подвигаться по залу в разных направлениях и с
разной скоростью (броуновское движение). По его команде все объединяются в
«молекулы» с изменяющимся количеством атомов (сначала психолог объединяет
учителей в пары, потом в тройки, пятерки, чтобы процесс объединения в группы
стал более спонтанным). 7.
Информационное сообщение
« Толерантная личность.
Понятие «толерантность» впервые начали употреблять в 18 веке. В своем
«Трактате о веротерпимости» Вольтер писал: «Безумием считается убеждение, что
все люди должны думать одинаково об определенных вещах».
Понятие
толерантности неодинаково в разных культурах и зависит от исторического опыта
народов. (Тренер раскрывает понятие толерантности в разных культурах). В наше
время толерантность понимают как уважение и признание равенства, отказ от
доминирования и принуждения, признания права других на собственные мысли и
взгляды. Таким образом, толерантность прежде всего направлена на принятие
других такими, какие они есть, и взаимодействие с ними на основе согласия.
Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Они
критически относятся к себе и не пытаются во всех бедах обвинять других.
Толерантный человек не разделяет мир на два цвета – черный и белый. Он всегда
готов выслушать и понять другие точки зрения. Чувство юмора и способность
посмеяться над своими слабыми сторонами – особая черта толерантного человека.
У того, кто способен на это, меньше потребность доминировать и
пренебрежительно относиться к другим людям. Толерантная личность совмещает
положительное отношение к себе с позитивным и доброжелательным отношением к
другим.
8.
Упражнение
« Согласие, несогласие, оценка
»
Участники объединяются в три группы. Каждой группе дается карточка с
вариантом задания.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете согласие;
составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы высказываете свое
несогласие;
составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете оценку
действий или поступков другого человека.
На выполнение задания дается 5 минут. После этого каждая группа
демонстрирует результаты своей работы. После обсуждения на плакате
записываются те фразы, которые можно использовать в толерантном общении.
« Черты толерантной личности.
9.
Тест
Каждый участник получает бланк «Черты толерантной личности»
Черты толерантной личности
А\Б
Хорошо работает на правах партнерства Принимает других такими, какие они есть
Не осуждает других
Имеет чувство юмора
Может простить чужую слабость
Доверяет людям
Проявляет терпение
Умеет владеть собой
Признает различие во взглядах
Умеет слушать
Способен на сопереживание
Проявляет альтруизм
Отказывается от доминирования
Уважает права других
Признает равенство других
Инструкция: сначала в столбик «А» поставьте «+» против тех трех качеств,
которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «» напротив тех трех
качеств, которые у вас наименее выражены. Потом в столбик «Б» поставьте «+»
напротив тех трех качеств, которые наиболее характерны для толерантной
личности. Тренер подсчитывает общегрупповое количество отмеченных плюсом
качеств в колонке «Б» по каждому параметру и записывает в бланк, который
демонстрируется на доске. Три качества, которые набрали наибольшее количество
баллов, и являются ядром толерантной личности, по мнению группы. Задание:
сравните представление о толерантной личности каждого из вас с общегрупповым
представлением. Сравните представление о себе с портретом толерантной
личности, созданным группой.
Возникали ли трудности при выполнении теста?
Для чего мы выполняли это задание?
10.
Упражнение
« Плакат толерантности
»
Участники объединяются в четыре группы. Каждая группа получает ватман
формата А1, фломастеры, краски, ножницы, журналы. Они готовят плакат
толерантности в виде коллажа из цветных рисунков ( предварительно среди детей
проходит конкурс рисунков на тему «Толерантность»), вырезок из журналов.
Спикеры групп презентуют свои наработки. 11.
Домашнее задание
« Тайный друг
»
Тренер предлагает каждому участнику вытянуть из коробки один из
свернутых листочков бумаги, развернуть его, прочитать имя участника тренинга,
которое там написано, и никому не говорить. С этого момента избранный человек
становится «тайным другом» того, кто вытянул его имя. В течение указанного
времени участники должны, не обнаруживая себя, оказывать знаки внимания своему
«другу»: делать комплименты, помогать в работе, дарить маленькие сувениры,
поддерживать в сложных ситуациях и т.д. Вместе с тем еще постараться угадать,
кто вытянул их имя, в центр чьего внимания попали они сами.
12.
Подведение итогов тренинга.
В течение 5 минут предлагается выполнить своеобразный самоотчет.
Участникам предлагается записать в блокнотах и продолжить предложения:
Сегодня на занятии я делала…
Во время занятия я чувствовала…
Сегодня я узнала…
В дальнейшем я буду использовать…
Участники благодарят друг друга за активную работу и прощаются.
Методическая разработка - Тренинг для педагогов по теме: "Толерантное общение"
Методическая разработка - Тренинг для педагогов по теме: "Толерантное общение"
Методическая разработка - Тренинг для педагогов по теме: "Толерантное общение"
Методическая разработка - Тренинг для педагогов по теме: "Толерантное общение"
Методическая разработка - Тренинг для педагогов по теме: "Толерантное общение"
Методическая разработка - Тренинг для педагогов по теме: "Толерантное общение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.