Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"
Оценка 4.6

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Оценка 4.6
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 3
3 кл—11 кл +1
05.11.2018
Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"
В современном оркестре труба является одним из самых важных и популярных у композиторов инструментов. Данный доклад был написан мною с целью познакомить учеников духового направления с историей появления и развития инструмента до того вида, в котором мы знаем его сейчас.
Методический доклад.docx
Методический доклад История создания применения инструмента. Труба. Выполнил: Преподаватель Бейшеев В.А. ДШИ №1 г. Нерюнгри 2018 Еще в древней Руси трубы имели широкое распространение, особенно в ратном деле. На   каждое   войсковое   подразделение   полагалось   определенное   число   труб,   поэтому летописцы иногда вели счет войск по количеству труб, бубнов и стягов (знамен). Так, при описании междоусобной Липецкой битвы 1216 года суздальских князей Юрия и Ярослава Всеволодовичей летописец указывает, что у Юрия было 17 стягов, 40 труб и столько же бубнов, а у Ярослава – 13 стягов, а труб и бубнов 60. Наиболее раннее упоминание о трубе встречается в повествовании об осаде Киева печенегами в 968 году. Осажденные горожане возвестили о своем безвыходном положении воинов воеводы Притича, стоявших на другом берегу Днепра. Те уселись в насады (ладьи) и затрубили в трубы. К их звукам присоединились городские трубачи. Печенеги решили, что на помощь осажденным пришел князь Святослав и бежали от города. На миниатюрах, изображающих взятие крепостей или осаду городов часто можно увидеть   трубачей.   Они   являлись   участниками   приема   послов,   присутствовали   при заключении мира, входили в княжескую свиту во время торжественных выездов и т.д. Позднее сигнальные трубы в русской армии стали военными регалиями и почитались как   высший   символ   доблести   и   геройства.   За  боевые   отличия,   наряду  со   знаменами   и орденами полки получали серебряные трубы. Так, в 1737 году А. В. Суворов наградил серебряными трубами один из батальонов Измайловского полка, особо отличившийся при взятии турецкой крепости Очаков№ во время Отечественно войны 1812 года серебряными трубами   и   рожками   награждались   многие   отдельные   соединения,   участвовавшие   в Бородинском   сражении   и   изгнании   наполеоновской   армии;   подобных   регалий   были удостоены отдельные полки после крымской, русско­турецкой и русско­японской войн. Серебряные и георгиевские трубы (к последним прикреплялся орден «Георгиевский крест») и рожки как высшие полковые знаки отличия находились под охраной, наравне со знаменами   и   полковыми   штандартами.   Подача   сигналов   на   серебряных   инструментах производилась только в особо торжественных случаях. Широкой   популярностью   пользовалась   труба   и   в   народном   быту.   В   сказаниях   и песнях народ ласково называется ее «трубонькой» и «золотой». Ее можно встретить у многих народов Советского Союза: это – русская пастушья труба, пастушьи трубы гуцулов трембита и молдаван бучум, грузинская хоротото, узбекско­таджикский карнай и др. Древние   трубы   имели   прямой   или   кривой   ствол,   один   конец   его   конусообразно расширялся. Это определялось тем, что первоначально инструменты изготавливались из естественных   материалов   –   костей   зверей,   воловьих   рогов   и   т.д.   Позднее,   когда   было установлено, что звук трубы с более длинным стволом сильнее, ее стали делать больших размеров   из   дерева,   меди,   серебра.   Но   пользоваться   инструментами   длиной   в   два­три метра, особенно в военном деле, было неудобно. Поэтому со временем ствол трубы стали сгибать и таким путем укорачивать длину инструмента. Совершенствование   внешнего   вида   труб   происходило   следующим   образом.   На изображениях XIII и XIVстолетий мы видим инструменты, согнутые в виде зигзага. К XVI веку повсюду окончательно утвердилась форма трубы с дважды согнутым стволом. Она сохраняется   и   до   наших   дней.   В  XVI­XVII  столетиях   существовал   обычай   открывать различные   драматические   действия   торжественным   трубными   фанфарами.   Иногда   для этого сочинялись специальные вступительные пьесы для духовых инструментов – интрады. Например, интрада для трубы есть у австрийского композитора И. Фукса (1660­1741). Но чаще трубачи играли собственную музыку. В 1607 году итальянский композитор К. Монтеверди(1567 – 1643) впервые сочинил фанфару   из   пяти   самостоятельных   партий   труб   в   увертюре   к   опере   «Орфей»   и   тем положил начало применения инструмента в оперном симфоническом оркестре. Однако в дальнейшем труба долгое время не становится еще постоянным участником оркестра. Ей поручаются лишь отдельные эпизоды в музыке воинственного и торжественного характера. Примером использования трубы в оркестре конца  XVII  и начала  XVIII  века может служить оперное творчество французского композитора Ж. Б. Люлли (1632 – 1687). Труба у него присутствует только там, где по ходу действия появляются солдаты. В  XVII  веке наиболее употребительными были трубы  in  D  и  in  C. Размер канала старой трубы  in B был вдвое длиннее современного, поэтому инструмент звучал октавой ниже и, следовательно, натуральный звукоряд начинался с до малой октавы. Применяя мундштук с мелкой и плоской чашкой, исполнитель мог достигать на такой трубе   верхних   натуральных   звуков,   где   их   последовательность   был   гаммообразной. Композиторы  XVII  столетия   использовали   эту   возможность   и   написали   много произведений, в которых поручили натуральной трубе виртуозные партии, охватывающие самый высокий регистр от до второй октавы до до до, и даже ми третьей. Такие партии носили название clarino (кларино). Достигать предельно верхних нот и подвижности на натуральной трубе могли только особо одаренные музыканты. Прославленный трубач и ученый И. Э. Альтенбург (1736 – 1801) отмечал, что исполнение партий clarino было делом нелегким, требующим от трубача природных   подходящих   губ,   крепких   зубов,   гибкого   языка,   хорошего   дыхательного аппарата,   сильного   и   выносливого   организма   и   ко   всему   много   времени   для систематический занятий. Значительную роль в развитии подлинного стиля clarino сыграли итальянские оперные композиторы Л. Страделла (1642 – 1682) и Паллавичино (1630 – 1688). Они продолжили путь для А. Скарлатти (1660 – 1725), Г. Перселла (1659 – 1695) и других композиторов того времени, разрабатывая виртуозные партии труб в высоких регистрах. Вершиной этого приема письма являются партии clarino И. С. Баха (1685 – 1750) и Г. Генделя (1685 – 1759). Великие полифонисты обращались с трубой так же, как и с деревянными духовыми инструментами, они писали для нее партии, насколько возможно похожие на скрипичные. И.   С.   Бах   и   Г.   Гендель   использовали   либо   две­три   трубы   в   оркестровых   сочинениях мужественного   и   величественного   характера,   либо   трубу   как   солирующий   инструмент, которому поручался один из ведущих голосов в сложной полифонической ткани, и тогда труба   успешно   соревновалась   с   другими   инструментами.   Ярким   примером   применения группы из трех труб является Месса си минор И. С. Баха. Участие труб в отдельных частях этого   произведения   придает   музыке   светлый   радостный   колорит.   Сложную   и ответственную партию солирующей трубы мы встречаем в Бранденбургском концерте №2 И. С. Баха для скрипки, флейты, гобоя и трубы с оркестром. Нередко солирующая труба встречается в ораториях и кантатах Баха и Генделя, и трубачу, сопровождающему голос певца,   предоставляется   возможность   продемонстрировать   свое   мастерство   (например, оратория «Самсон», «Ода миру» Генделя). Среди   сольных   произведений   для   трубы,   написанных   в   стиле  clarino,   следует отметить   концерт   для   трубы,   оркестра   и   чембало   Леопольда   Моцарта   (отца   В.   А. Моцарта).  XVIII век характеризуется появлением пассического оркестрового стиля. Полифония уступила   место   гомофонии.   Виртуозная   техника   трубы   померкла.   Вместо   сложных, скрипичных по фактуре партий в предельно высоком, резко звучащем регистре трубе в оркестре   стали   поручать   скромные   мелодические   построения,   гармонические   ноты, выделение акцентов и подчеркивание ритма. Утратив подвижность в верхнем регистре, труба   приобрела   зато   красоту   и   силу   в   средних   регистрах.   Появляясь   в  tutti2,   она предъявляла исполнителю большие технические требования. Несмотря на хорошие звуковые качества и сродный тембр, натуральная труба была далеко несовершенной. Для того, чтобы перестроить ее посредством добавочных крон, требовалось   много   времени.   Композитор   широко   мог   использовать   трубы   только   в основной   тональности.   Когда   же   происходило   отклонение   от   нее,   выбор   натуральных звуков инструмента становился все ограниченнее и, наконец, в отдаленных тональностях труба совсем исчезала из партитуры. На трубе нельзя было играть гаммаобразные последовательности в хорошо звучащем среднем регистре. Композиторам приходилось проявлять необыкновенную выдумку, чтобы поручить ей какую­либо простую мелодию. Поэтому, прежде чем появился вентильный механизм, было сделано много попыток совершенствовать трубу, заполнить значительные интервальные пустоты в ее натуральном звукоряде. Одной из таких попыток явилось изобретение клапанной трубы. Идея применить к медным духовым инструментам клапанный механизм зародилась в России. В 1760 году придворный   музыкант   Кельбель   использовал   это   устройство   в   валторне.   В   1801   году венский   трубач   А.   Вейдингер   сконструировал   клапанную   трубу.   Изготовил   ее   мастер Райдл. У такой трубы на стволе высверливалось от четырех до шести отверстий, которые закрывались   и   открывались   посредством   клапанов   с   длинными   рычагами,   управляемых пальцами левой руки. Клапанные   трубы   не   получили   широкого   распространения,   так   как   отверстия   у медных духовых инструментов, в отличие от деревянных, сильно снижали качество их звука, делали его тусклым. Композиторы не вводили клапанных труб в симфонические и оперные   партитуры,   но   история   знает   пример   великолепного   использования   клапанной трубы  как   сольного   инструмента.   Речь  идет  о   популярном   среди  трубачей   всего   мира произведении – концерте для трубы с оркестром И. Гайдна. Он был написан в 1796 году для трубача А. Вейдингера. Концерт был виртуозен, полон вдохновенной лирики и юмора и требует   от   музыканта   большого   исполнительского   мастерства   –   легкости,   гибкости, умения   хорошо   владеть   верхним   регистром.   Из­за   огромных   технических   трудностей сочинения   и   несовершенства   конструкции   клапанного   инструмента   оно   так   и   не   было исполнено при жизни автора. Стремление расширить натуральный звукоряд привело к применению на старинной трубе «закрытых» звуков. Этот прием, распространенный среди валторнистов, заключался в том, что трубач вводил руку в раструб инструмента, изменяя высоту звуков. Но для того, чтобы исполнитель мог доставать раструб, трубу делали в виде «гирлянды» или полуовала; в последнем случае инструмент носил название «труба­полумесяц» или «stopf­trompete» (закрывающаяся   труба).   «Закрытые»   звуки   были   очень   тихими,   слабыми   и   больше напоминали засурдиненную валторну. Потому и такую трубу скоро забыли. Начиная с конца  XVIII, в течение почти столетия, лучшие английские музыканты применяли трубу с кулисой. Это был инструмент, по конструкции напоминающий тромбон и снабженный коротким коленом, которое раздвигалось рукой исполнителя и возвращалось в свое первоначальное положение пружинным механизмом. Небольшая длина кулисы была достаточна для того, чтобы при полном выдвижении понижать высоту каждого звука на целый   тон   и   таким   образом   расширять   возможности   получения   многих   недостающих хроматических звуков. Кулисная труба пользовалась некоторой популярностью благодаря хорошему качеству звучания. Вентильный   механизм,   превративший   натуральную   трубу   в   хроматическую,   был изобретен в начале XIX столетия. Но еще в 1790 году ирландце Ш. Клаже (1755 – 1820) соединил общим мундштуком две трубы –  in  D  и  in  Es. Инструмент имел один вентиль. Переключаясь с помощью его на одну или другую трубу, исполнитель мог извлекать звуки двух   натуральных   звукорядов.   В   дальнейшем   многие   мастера   и   музыканты   создавали различные   механизмы,   из   которых   оказались   практически   применимы   только   два: помповые (нажимные) и вращающиеся вентили. Франция и Англия предпочли помповые вентили, Германия и Россия – вращающиеся. Основываясь  на некоторых  архивных  данных  о введении  в  1862 году  в  оркестры русских   военных   учебных   заведений   медных   духовых   инструментов   с   двумя   и   тремя вентилями,   а   также   на   свидетельстве   английского   историка   Х.   Фармера,   советский инструментовед   Дмитрий   Рогаль­Левицкий   с   достаточным   основанием   высказывает предположение, что в России раньше, чем в других странах Европы, был создан полный оркестр   вентильных   инструментов.   Эта   же   мысль   встречается   у   А.   Карса,   который заявляет, что в то время, когда в Англии господствовала натуральная кулисная труба, в гвардейских духовых оркестрах Петербурга уже использовались вентильная труба. Вначале вентильные хроматические трубы выделывались прежних размеров в строях ми­бемоль,   фа   или   соль   и   посредством   добавочных   крон   перестраивались   в   другие тональности.   В   дальнейшем,   освоив   технику   владения   хроматическим   инструментом, исполнители,   не   применяя   добавочные   кроны,   стали   транспонировать   свою   нотную строчку, то есть играть на трубе in F партии, написанные в различных строях. Но в этом строе   труба   применялась   недолго,   вскоре   исполнители   начали   отдавать   предпочтение более   высокой   трубе  in  B,   длина   канала   которой   была   вдвое   короче   канала   старого натурального инструмента того же строя. Это была современная труба, распространенная в симфонических оркестрах и сейчас. В 80­90х годах прошлого столетия композиторы стали предъявлять трубе большие требования.   Исполнять   музыку,   написанную   Чайковским,   Римским­Корсаковым, Скрябиным, Штраусом и многими другими композиторами, на старых инструментах стало просто невозможно: их чрезмерная длина затрудняла звукоизвлечение. Прежний мундштук с мелкой чашкой и острыми полями хорошо подходил для того, чтобы играть партии, где каждая нота написана отдельно, и был мало приспособлен для исполнения легато и других штрихов.   Поэтому   трубачи   предпочли   короткий   инструмент,   мундштук   которого   имел более глубокую чашку и округлые поля. Хроматическая труба в современном симфоническом оркестре применяется в двух строях: in B и in C. Труба in B считается излюбленным инструментом русских и советских композиторов, а также пользуется большой популярностью во всех европейских странах, за исключением Франции, где вот уже более пятидесяти лет в оркестрах применяется труба in C. Этот инструмент имеет ту же конструкцию, что и труба in B, но ввиду меньшей длины канала имеет более резкий и открытый тембр. Ее преимущество состоит только в том, что на ней  легче  достигаются  предельно  высокие  ноты.  В симфонических  оркестрах  США музыканты, играя в основном на трубах in B, для исполнения сложных высоких партий все чаще   прибегают   к   трубе  in  C,   не   обращая   внимания   на   менее   красивое   качество   ее звучания. Впервые труба in B, подобная современной, была изготовлена в 1822 году парижским инструментальным мастером Куртуа. В 1840 году известный брюссельский мастер Шарль Сакс (1791 – 1865) сконструировал более совершенный инструмент этого же строя, однако он звучал тоном выше и у исполнителей долгое время успехом не пользовался.

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"

Методический доклад "История создания и применения инструмента. Труба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018