МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОСОБОГО КОНТИНГЕНТА

  • Занимательные материалы
  • Особые потребности
  • pdf
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистерверг) В требования Федерального Государственного образовательного стандарта входит формирование универсальных учебных действий:  личностные (оценочные);  регулятивные (организационные);  познавательные (интеллектуальные);  коммуникативные (продуктивное общение в совместной деятельности). На современном уроке регулятивные УУД основополагающие для организации самостоятельной деятельности учащихся в обучающем процессе. Выпускник школы, конкурентный на рынке труда, по мнению работодателя, должен умеют самостоятельно выполнять поставленные перед ним задачи. А учитывая специфику преподавания у особого контингента, у которого личностный и коммуникативные действия уже развиты должным образом. Следовательно актуально развитие регулятивных действий. Это так же поможет нашим ученикам в ресоциализации, ведь функция регулятивных УУД в организация учащимся своей учебной деятельности.
Иконка файла материала Методический комплекс.pdf

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОСОБОГО КОНТИНГЕНТА

Москвитина Л.В., учитель математики и информатики

                                                                                  «Плохой         учитель        преподносит         истину,

хороший учит ее находить»

 (Дистерверг)

В требования Федерального Государственного образовательного стандарта входит формирование универсальных учебных действий:

 личностные (оценочные);  регулятивные (организационные);  познавательные (интеллектуальные);  коммуникативные (продуктивное общение в совместной деятельности).

На современном уроке регулятивные УУД основополагающие для организации самостоятельной деятельности учащихся в обучающем процессе. Выпускник школы, конкурентный на рынке труда, по мнению работодателя, должен умеют:

Ø   самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, ставя перед собой цели;

Ø   самостоятельно планировать действия для решения разнообразных вопросов;

Ø   самостоятельно прогнозировать и видеть возникающие в реальном мире

трудности,

Ø   самостоятельно корректировать пути рационального преодоления трудностей, используя современные технологии; 

Ø   самостоятельно оценивать уровень развития собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня и т.д. 

А учитывая специфику преподавания у особого контингента, у которого личностный и коммуникативные действия уже развиты должным образом. Следовательно актуально развитие регулятивных действий. Это так же поможет нашим ученикам в ресоциализации, ведь функция регулятивных УУД в организация учащимся своей учебной деятельности:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 планирование— определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Из выше перечисленного, для разработки методического комплекса были выбраны следующие показатели, которые более приемлемы для учащихся УКП по социальному статусу и возрасту:

1.    целеполагание (адекватность принятие задачи как цели);

2.    планирование (регламентирование выполнения действий в соотнесении с определенными условиями);

3.    контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

4.    оценка (констатация достижения поставленной цели, меры приближения к ней, причин неудачи, отношение к успеху и неудаче).

Критерии оценивания определены следующим образом:

0  – отсутствуют;

1  - умения «элементарные» (А.А. Степанов), «первоначальные», «простые и специальные», идущие вслед за знаниями (Г.И. Щукина); 

 2 - умения «более высокого порядка» (Т.А. Ильина), «сложные и обобщенные» (А.В. Усова), «умение-мастерство» (К.К. Платонов).

Для развития самостоятельной деятельности, а следовательно и регулятивных УУД более приемлемы технологии:

 модульная, т.к. сущность этой технологии состоит в том, что ученик с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей;

 проектная, т.к. при выполнении каждого этапа проекты ученик формирует регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, коррекция и оценка).

Работая в особых условиях и в соответствии с требованиями ФГОС, учитель разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут ученика, который по тем или иным причинам не может присутствовать на уроках. Презентуемый индивидуальный образовательный маршрут по геометрии для 9 и 10 класса является целым методическим комплексом, который состоит из:

1.      индивидуального образовательного маршрута;

2.      методических рекомендаций по работе с индивидуальным образовательным маршрутом для ученика;

3.      справочника;

4.      комплекта маршрутных листов по изучению новых тем;

5.      дидактического материала для зачетов;

6.      методических рекомендаций по проектной деятельности;

7.      рабочей программы;

8.      стандарта модульной программы;

9.      электронного файла.

Изучая учебный материал по такому комплексу, ученик развивает регулятивные УУД:

1.      целеполагание через постоянную работу по постановки цели и оценки еѐ достижения, заполняя таблицу целеполагания ( приложение 1);

2.      контроль и коррекцию через разработанный комплекс заданий в маршрутных листах (приложение 2);

3.      самооценку через постоянную работу по заполнению таблицы самостоятельной фиксации результатов обучения (приложение 3).

В ходе обучения по такому методическому комплексу, ученики показывают хорошие учебные результаты (приложения 4 и 5), что дает право сделать вывод о том, что методический комплекс способствует развитию регулятивных УУД у учеников