МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОСОБОГО КОНТИНГЕНТА
Москвитина Л.В., учитель математики и информатики
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить»
(Дистерверг)
В требования Федерального Государственного образовательного стандарта входит формирование универсальных учебных действий:
личностные (оценочные); регулятивные (организационные); познавательные
(интеллектуальные); коммуникативные
(продуктивное общение в совместной деятельности).
На современном уроке регулятивные УУД основополагающие для организации самостоятельной деятельности учащихся в обучающем процессе. Выпускник школы, конкурентный на рынке труда, по мнению работодателя, должен умеют:
Ø самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, ставя перед собой цели;
Ø самостоятельно планировать действия для решения разнообразных вопросов;
Ø самостоятельно прогнозировать и видеть возникающие в реальном мире
трудности,
Ø самостоятельно корректировать пути рационального преодоления трудностей, используя современные технологии;
Ø самостоятельно оценивать уровень развития собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня и т.д.
А учитывая специфику преподавания у особого контингента, у которого личностный и коммуникативные действия уже развиты должным образом. Следовательно актуально развитие регулятивных действий. Это так же поможет нашим ученикам в ресоциализации, ведь функция регулятивных УУД в организация учащимся своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно;
планирование—
определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата;
составление плана и последовательности действий; прогнозирование –
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
контроль в форме
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение
необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка
– выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Из выше перечисленного, для разработки методического комплекса были выбраны следующие показатели, которые более приемлемы для учащихся УКП по социальному статусу и возрасту:
1. целеполагание (адекватность принятие задачи как цели);
2. планирование (регламентирование выполнения действий в соотнесении с определенными условиями);
3. контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
4. оценка (констатация достижения поставленной цели, меры приближения к ней, причин неудачи, отношение к успеху и неудаче).
Критерии оценивания определены следующим образом:
0 –
отсутствуют;
1 - умения «элементарные» (А.А. Степанов), «первоначальные», «простые и специальные», идущие вслед за знаниями (Г.И. Щукина);
2 - умения «более высокого
порядка» (Т.А. Ильина), «сложные и обобщенные» (А.В. Усова),
«умение-мастерство» (К.К. Платонов).
Для развития самостоятельной деятельности, а следовательно и регулятивных УУД более приемлемы технологии:
модульная, т.к. сущность этой технологии состоит в
том, что ученик с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может
работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в
себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению
поставленных дидактических целей;
проектная, т.к. при выполнении каждого этапа
проекты ученик формирует регулятивные УУД (целеполагание, планирование,
прогнозирование, саморегуляция, коррекция и оценка).
Работая в особых условиях и в соответствии с требованиями ФГОС, учитель разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут ученика, который по тем или иным причинам не может присутствовать на уроках. Презентуемый индивидуальный образовательный маршрут по геометрии для 9 и 10 класса является целым методическим комплексом, который состоит из:
1. индивидуального образовательного маршрута;
2. методических рекомендаций по работе с индивидуальным образовательным маршрутом для ученика;
3. справочника;
4. комплекта маршрутных листов по изучению новых тем;
5. дидактического материала для зачетов;
6. методических рекомендаций по проектной деятельности;
7. рабочей программы;
8. стандарта модульной программы;
9. электронного файла.
Изучая учебный материал по такому комплексу, ученик развивает регулятивные УУД:
1. целеполагание через постоянную работу по постановки цели и оценки еѐ достижения, заполняя таблицу целеполагания ( приложение 1);
2. контроль и коррекцию через разработанный комплекс заданий в маршрутных листах (приложение 2);
3. самооценку через постоянную работу по заполнению таблицы самостоятельной фиксации результатов обучения (приложение 3).
В ходе обучения по такому методическому комплексу, ученики показывают хорошие учебные результаты (приложения 4 и 5), что дает право сделать вывод о том, что методический комплекс способствует развитию регулятивных УУД у учеников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.