Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"
Оценка 4.9

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
1 кл—7 кл
17.02.2019
Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"
В данном материале подробно рассматривается вопрос об использовании информационно- коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства: возможности и особенности применения из опыта работы. Как сделать урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка? Использование мультимедиа презентаций, слайд - фильмов, видеоматериалов, тестовых заданий, интерактивной доски. Материал можно использовать учителям начальной и основной школы.
Использование ИКТ на уроках ИЗО.docx
Пурлушкина   Светлана   Владимировна,   учитель   начальных   классов,   ИЗО,   ОРКСЭ Муниципальное   общеобразовательное   учреждение   «Сторожевская   средняя общеобразовательная школа» Республика Коми «Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства» Обучение   учащихся   по   Федеральным   государственным   Стандартам     требует   от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Перед учителем поставлены иные цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.  Одной  из  важных задач каждого  преподавателя является  развить у детей интерес  к учению,   научить   учиться.   Организовывать   процесс   таким   образом,   чтобы   учащиеся задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?».     Главной   целью   предмета   «Изобразительное   искусство»   является   развитие   у   детей эстетического отношения к окружающему миру.   Основными   задачами   уроков   изобразительного   искусства   является   знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно­изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.  Использование     ИКТ     на   уроках   изобразительного   искусства   открывает   новые возможности: • • • • • • • помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства  обогащает учащихся знаниями в их образно­понятийной целостности и эмоциональной  окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Одним из очевидных достоинств урока с применение ИКТ на уроках изобразительного искусства  является Усиление  наглядности. Напомним  известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким­нибудь пяти не известным ему   словам,   и  он  будет  долго   и  напрасно  мучиться  над  ними;  но  свяжите   с  картинками двадцать таких слов ­ и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый   набор   таблиц,   схем,   репродукций,   иллюстраций.   В   таком   случае   проектор может оказать неоценимую помощь. Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение исторических событий и фактов может сопровождаться показом слайдов с картами, схемами и фотографиями. Изобразительное   творчество   ­   одно   из   любимейших   занятий   детей.   Эта   работа   требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует... Но наступает тот момент, когда юный художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти компьютер. Основная цель предмета «Изобразительное искусство» ­ помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности. Как   сделать   каждый   урок   радостным,   интересным,   а   главное   –   направленным   на развитие каждого ребенка? Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио ­ и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на уроках ­ лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная   информация,   помещенная   на   слайдах,   малоэффективна,   так   как   отвлекает   от наглядной,   и   самое   главное   –   живую   речь   педагога   сложно   заменить   каким   –   либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма   сопровождается   лекцией   или   комментарием   учителя.   При   этом   предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается   своя   мультимедийная   библиотека,   максимально   приближенная   к   учебному процессу. Слайд­фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило,   не   имеет   текстового   сопровождения,   демонстрация   сопровождается   кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце   нужно   показывать   произведения,   несложные   по   композиции,   приближенные   к   теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.   Они   позволяют   менять   виды   деятельности,   урок   становится   более   ярким   и эмоциональным,   а   работы,   выполненные   учащимися,   творческими,   и   полностью раскрывающими тему. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт­минутки”   для   повторения   пройденного   материала,   для   создания   проблемы   в   начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое. Тестовые   задания.  Выведенные   на   экран,   тестовые   задания   позволяют   использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого,   что   они   это   знают,   умеют   и   могут,   определяется   уровень   восприятия   материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание­выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание­сопоставление (установить связь в двух списках); задание­ранжирование (правильная последовательность). Уроки с мультимедийными презентациями и слайд­фильмами широко использую: во время знакомства с творчеством художников; при изучении жанров изобразительного искусства; при изучении тем по декоративно – прикладному искусству; при изучении законов композиции.  Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки; Я пыталась экспериментировать: в одном классе давала урок старым способом – проходил по рядам от первых до последних, показывала вырезки с фотографиями или репродукциями, а в другом   –   ребята   смотрели   презентацию   темы   на   большом   экране.   Благодаря   большому формату ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие   просмотры   с   комментариями   педагога   производят   на   учащихся   неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству. После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока тоже возможны варианты. Например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает   множество  вопросов.  При  работе с  красками  к доске  крепится  лист  бумаги,  с помощью  красок  и   кисти   показываю  приемы  рисования.   Это  тоже  неудобно,  ведь   краска может потечь с вертикальной поверхности. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. Или при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию. Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя Графический редактор “Paint”. Все дети, включая самых слабых, не   бояться   ошибиться,   работают   с   интересом,   активны,   азартны.   Исчезают   комплексы, зажатость,   скованность,   страх   перед   результатом.   Занятия   с   использованием   компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу,   что   научиться   управлять   кисточкой   и   получать   результат   можно,   только   имея достаточный   теоретический   и   практический   багаж   знаний   и   навыков   в   изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться   осознанно   и   с   долей   ответственности.   Композиции   становятся   более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.  Большим подспорьем в работе учителя является наличие в классе Интерактивной доски. Ее применение на уроке даёт учителю изобразительного искусства, ряд преимуществ: ­   можно   полностью   управлять   любой   компьютерной   демонстрацией   –   выводить   на   экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать   с   любыми   компьютерными   программами   (например,   разгадывать   всем   классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране); ­ всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи; ­ работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или   иной   прием   работы   сразу   всему   классу   (например,   выполнить   анализ   композиции картины, выстроив композиционную схему прямо по репродукции). ­   благодаря   наглядности   и   интерактивности,   класс   вовлекается   в   активную   работу, обостряется   восприятие,   повышается   концентрация   внимания,   улучшается   понимание   и запоминание   материала.   Включенные   в   состав   программного   обеспечения   интерактивной доски   различные   спецэффекты   позволяют   акцентировать   внимание   учеников   на   наиболее существенных фрагментах урока (например, с помощью экранной лупы можно рассмотреть отдельные детали картины с увеличением). ­  при  подготовке  к уроку  не  обязательно использовать  интерактивную   доску,  достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это   позволяет   готовить   и   подбирать   нужные   материалы   к   уроку   на   любом   компьютере (например, домашнем). ­   можно   применять   свои   ранее   созданные   презентации,   без   каких   ­   либо   изменений   или переработать их с использованием возможностей интерактивной доски, сохранив изменения в данном программном обеспечении. Основные методы использования ИКТ на уроках: 1. Использование электронных наглядностей: ­ представление материала с помощью компьютера (презентации); ­ видео материал; ­ аудиоматериал;  ­ интерактивная доска. 2. Отработка определенных навыков и умений: ­ использование электронных учебно­методических комплексов; (мультимедийные программы гжель, хохлома… 3. Организация исследовательской деятельности обучающихся. В последние годы для совершенствования и оптимизации работы педагогов, улучшения образовательного   процесса   Министерством   образования   и   науки   РФ   создан специализированный ресурс –  портал с банком готовых электронных образовательных ресурсов. Проект федерального центра информационно­образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.  В своей практике я активно использую данные готовые ЭОР: это и лекции об отдельной картине,   или   творчестве   какого­либо   художника,   контрольные   задания,   или   объяснение нового материала. Учет достижений психологии позволяет сформулировать  ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране ­ информация на экране должна быть структурирована; ­ визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию; ­ темп работы должен варьироваться; ­ периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука; ­ содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным. Активное использование ИКТ­технологий, к сожалению, зачастую приводит  к следующей проблеме в работе учителя – несоблюдение санитарно­гигиенических норм учащимися при работе за компьютером, а также учителем ­ при показе визуальных материалов урока. Необходимо   в   своей   работе   неукоснительно   соблюдать   утвержденные   «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». ВЫВОДЫ В   результате   изучения   литературы   и   передового   и   личного   педагогического   опыта   по применения   ИКТ   на   уроке   изобразительного   искусства,   я   сделала   вывод,   что   диапазон использования   этой   технологии   в   учебно­воспитательном   процессе   очень   велик:   от применения   в   качестве   инструмента   художественной   деятельности,   до   способов предъявления   учебной   информации.   При   этом   компьютер   является   мощным   средством повышения   эффективности   обучения,   позволяет   усилить   мотивацию   ученика.   Одним   из источников   мотивации   является   занимательность.   Возможности   компьютера   здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь   многофункциональным   техническим   средством   обучения.   Не   менее   важны   и современные   педагогические   технологии   и   инновации   в   процессе   обучения,   которые позволяют   не   просто   “вложить”   в   каждого   обучаемого   некий   запас   знаний,   но,   в   первую очередь,   создать   условия   для   проявления   познавательной   активности   учащихся. Информационные   технологии,   в   совокупности   с   правильно   подобранными   (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся,   вариативности,   дифференциации   и   индивидуализации   обучения   и   воспитания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности   использования   в   соответствии   с   поставленными   целями   и   задачами,   от типологии урока. Преимущества  использования  компьютерных  технологий  в  преподавании  изобразительного искусства очевидны Таким   образом,   использование   компьютерных   технологий   позволяет   изменить   учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. ЛИТЕРАТУРА Антонова Т. С., Харитонов А. Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, № 5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994. Гершунский   Б.   С.   Компьютеризация   в   сфере   обучения:   проблемы   и   перспективы.   ­ М.:Педагогика, 1987. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. ­ 1996. ­ №1. Концепция модернизации российского образования на период до 2015года. URL: htth//www. informika/ru/text/goscom/.  Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе   школьного   образования. Полат Е. С., ­ М., АСНДЕМА, 2001. Роберт И. В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. ­ 2001. ­ №5.

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Методический материал "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019