Методический материал к проведению тематической Недели музыки

  • Документация
  • Мероприятия
  • docx
  • 28.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание мероприятий «Недели музыки» (в контексте задач музыкального воспитания ФГОС) строится на основе календаря  знаменательных и памятных дат, посвященных персоналиям отечественной музыкальной культуры. Учитель музыки осуществляет выбор разработанных мероприятий (а также их тематики и заданий) с ориентацией на реализацию преемственных связей со «своим» учебным материалом, на котором он работает на уроках музыки со школьниками.
Иконка файла материала Методический материал к проведению тематической Недели музыки.docx
Методический материал к проведению тематической Недели музыки Дмитрий Степанович Васильев­Буглай и его деятельность в Тамбове 9   августа   –   130   лет   Дмитрию   Степановичу   Васильеву­Буглаю   (1888­1956), советскому композитору, одному из первых авторов советской песни, мастеру хоровой музыки,   собирателю   народных   песен.   Заслуженный   деятель   искусств   РСФСР   (1947). Лауреат Сталинской премии III степени (1951).  Д.С. Васильев­Буглай родился в Москве в многодетной семье железнодорожного рабочего. С восьмилетнего возраста обучался в Московском Синодальном училище, где в период   директорства   А.Д.   Кастальского,   наряду   с   другими   предметами,   давали   уроки композиции.   По   окончании   училища   с   1906   года   странствовал   по   России,   работая   с хоровыми коллективами в Тамбове, городах Закавказья, Средней Азии, Сибири.  С энтузиазмом воспринял революцию. С 1918 года возглавил работу музыкального отдела   Тамбовского   Пролеткульта.   Участвовал   в   издававшихся   в   Тамбове   «Сборниках революционных хоров», где опубликовал свои хоровые обработки революционных песен и гимнов, в т.ч. «Интернационала», «Варшавянки», «Марсельезы».  Организовал собственный любительский хор из 150 человек, с которым разъезжал по фронтам   Красной   Армии   с   агитационным   репертуаром   до   1921   года.   По   окончании Гражданской войны переехал в Москву. С 1932 г. – член Союза композиторов. С 1931 по 1933 гг. работал в Удмуртии в фольклорных экспедициях. Им было собрано более 500 народных песен, из  них 30 обработано для фортепиано. Обладал самобытным складом музыкального   мышления.   Свою   главную   творческую   задачу   он   формулировал   как «создание   музыки   распевного   слова».   Склонность   к   народно­песенному   мелосу проявлялась в его собственных сочинениях и в органичных обработках народных песен и даже в его агитационных произведениях.  Одним   из   первых   произведений,   создавших   известность   Васильева­Буглая,   стала песня «Проводы» («Как родная меня мать провожала»). Ее мелодия – вариант шуточной украинской народной песни. Васильев­Буглай соединил ее со стихами Демьяна Бедного. Эта   песня   стала   поистине   массовой   в   1920­1930­е   гг.,   ее   пели   на   праздниках,   на демонстрациях, в быту.  Творчество  Песни:  «Марш коммунаров» (1918)  «Баллада об убитом красноармейце»  «Проводы» на слова Д. Бедного (1921)  «9 января» на слова В.Т. Кириллова (1925)  «Красная молодёжь» на слова Г.Г. Фейгина (1924)  «Микулин ход» на слова П.В. Орешина (1924)  «Урожайная плясовая» на слова П. Резапкина (1929)«Гибель Чапаева» на слова М.А. Долинова  Оперы: «Родина зовёт» (1937), «Колобок» (1941).  Оратории:  «Полтава»   по   А.С.   Пушкину   (1944),   «Девушка   и   Смерть»   по   М. Горькому (1949).  Кантаты: «Бородино» на слова М.Ю. Лермонтова (1942), «Москва» (1947).  https://www.youtube.com/watch?v=H5OQQc920WQ  – Песня «Как родная меня мать провожала», исполняет народный коллектив.  https://www.youtube.com/watch?v=ePvXt2d3Jlw    –   Песня   «Как   родная   меня   мать провожала» в исполнении Казачьего Кубанского хора. Композитор Тихон Николаевич Хренников 10 июня – 106 лет со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова (1913­ 2007), советского   и   российского   композитора,   пианиста,   педагога,   музыкально­общественного деятеля.   Председатель   Правления   Союза   композиторов   СССР   (1948­1991).   Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской премии (1974), трёх Сталинских  премий второй степени (1942, 1946, 1952)  и Государственной премии СССР (1967).  В 1933 году Тихон  Николаевич  был приглашен  работать в Московский  детский театр, которым руководила Наталия Ильинична Сац (театральный режиссёр, первая в мире женщина – оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог). В 1941 заведовал музыкальной частью театра Красной Армии.  С   1961   года   Хренников   преподавал   в   Московской   консерватории   (с   1966   – профессор).   С   1948   генеральный   (с   1957   –   первый)   секретарь   Правления   Союза композиторов СССР.  Тихон Хренников внес в музыкальную лексику свою интонацию, присущую только ему, свои гармонические обороты, пусть несколько неожиданные, но очень свежие, естественные. Евгений Светланов Тихон Хренников обладает свежестью мелодического дара, его музыка проникнута непосредственной простотой и выразительностью. Владимир Немирович­Данченко  Песни Тихона Хренникова были, есть и всегда будут верными и любимыми спутниками моей жизни. Эльдар Рязанов  Творчески   развивая   традиции   русской   классики   и   советской   музыки,   Тихон Николаевич Хренников претворил в своих произведениях интонации русской народной и советской   массовой   песни.   Музыка   композитора   проникнута   оптимизмом, жизнерадостностью,   мужественной   героикой,   светлым   лиризмом,   юмором   и   энергией творческого созидания.Автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 9 инструментальных концертов, музыки для 30   кинофильмов,   многочисленных   произведений   камерной,   вокальной   и   программной музыки и музыки для театральных постановок. Хренников написал музыку к 30 фильмам, включая шедевры советского кинематографа: «Свинарка и пастух» (1941); «В шесть часов вечера после войны» (1944); «Поезд идёт на восток» (1947); «Капитанская дочка» (1958); «Гусарская баллада» (1962); «Руслан и Людмила» (1972).  Цитаты Хренникова:  «Сочинение музыки – это, конечно, нелегкий труд, но и великая радость… Я работаю   всегда   и   безмерно   счастлив,   что   буквально   каждый   час   жизни   заполнен музыкой». «О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало… Я сделал для себя вывод: человек должен не слишком торжествовать от успехов и не падать духом при неудачах».  «Труд музыканта – нескончаемое подвижничество».  https://khrennikov.ru/dom­muzej  – дом­музей Т.Н. Хренникова в г. Ельце.  Прочтите:  Кокарев А. Тихон Хренников: серия «Жизнь замечательных людей». – М.: Молодая гвардия, 2015. – 320 с. Модест Ефимович Табачников – русский и советский композитор 13 августа – 105 лет со дня рождения Модеста (Мануса) Ефимовича Табачникова (1913­1977) – русского и советского композитора. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Музыкой начал увлекаться с самого детства, «стремился играть на всех возможных инструментах».   Играл   в   духовом   оркестре,   в   оркестре   народных   инструментов   при фабричном   клубе.   Но   любимыми   инструментами   оставались   фортепиано   и   аккордеон, которыми он виртуозно владел.  С   1931   по   1936   гг.   учился   на   дирижерском   факультете   Одесского   музыкально­ театрального института.  Первой широко известной песней Табачникова стала «Мама» (1937), написанная с поэтом Г. Гридовым и исполненная К. Шульженко. Получила популярность и шуточная песня  «Дядя   Ваня»  (1939).  В  1940­1941  гг.  Табачников  заведовал  музыкальной  частью Одесской киностудии.  В годы войны Модест Ефимович – художественный руководитель ансамбля песни и пляски   2­й   Гвардейской   армии,   руководитель   музыкальной   части   фронтового   театра «Весёлый десант». Песни композитора, которые получили признание у бойцов Советской Армии и в тылу: «Давай закурим, товарищ, по одной», «Одессит Мишка». Среди известных песен послевоенного периода: «У Черного моря», «Нет, не забудет солдат», «Я музыкой живу».  За годы композиторской деятельности Табачников написал оперетты («Сенсация», «Люблю, люблю» и др.), музыку к 50 драматическим спектаклям и 7 кинофильмам, более 230 песен. Исполнителями его песен были самые популярные певцы того времени: Клавдия Шульженко,   Леонид   Утесов,   Пётр   Лещенко,   Марк   Бернес,   Эмиль   Горовец,   Владимир Трошин, Гелена Великанова и т.д.Словарь понятий  Концерт  (лат.   сoncertо   –   состязаюсь)   –   публичное   исполнение   музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров по определённой, заранее составленной программе. Концерт обладает значительным потенциалом, культурно­просветительской и образовательно­воспитательной   функциями,   способствует   воспитанию   слушательской   и поведенческой культуры подрастающего поколения.  Песня – наиболее распространённый род вокальной музыки; различают народную и авторскую (композиторскую) П., которые постоянно взаимодействуют: элементы народной П. используются композиторами в своём творчестве. П. различаются по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т.п. (революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, для профессиональных певцов и для массового исполнения и т.п.). П. свойственно неразрывное единство слова и мелодии. Мелодия П. является обобщённым выражением образного   содержания   текста   в   целом.   В   то   же   время   мелодия   и   текст   сходны   по структуре;   состоят   из   равных   построений:   строф   или   куплетов   (часто   с   рефреном   – припевом).   Внутреннее   расчленение   музыкальной   строфы   (куплета)   соответствует расчленению строфы поэтической.  Хор  (греч.   –   толпа,   собрание)   –   хоровой   коллектив,   певческий   коллектив, музыкальный   ансамбль,   состоящий   из   певцов   (хористов,   артистов   хора),   совместное звучание   человеческих   голосов;   отличается   от   ансамбля   большим   количеством исполнителей. Руководит хором дирижёр/хормейстер; в церковном хоре – регент.  В исполнительской практике существуют женские, мужские, смешанные, детские хоры. Детский хор состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх: сопрано   (дискантов)   I   и   II   и   альтов.   Взрослые   хоры   по   составу:   мужские,   женские   и смешанные. Голоса смешанного хора: сопрано (высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские) и басы (низкие мужские).  В   хоре   мальчиков   и   юношей   партию   сопрано   исполняют   мальчики   (дисканты), партию   альтов   –   низкие   мальчиковые   голоса;   партии   теноров   и   басов   в   таком   хоре исполняются мужчинами. По манере пения различают: академические хоры, поющие в манере, основанной на принципах   и   критериях   музыкального   творчества   и   исполнительства,   выработанных профессиональной музыкальной культурой и традициями оперного и камерного жанров; народные хоры, поющие в народной манере: опора на традицию бытового народного пения, использование   натурального   регистрового   звучания   голосов,   подголосочно­ полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.