Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"
Оценка 4.9

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
физическая культура +1
Взрослым
14.02.2019
Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"
В представленной модели вы найдете описание взаимодействия различных организаций, разного уровня и возможностей. Наша организация Центр физического развития работает над данной моделью уже 3 года и имеет положительнве результаты. С докладом на эту тему выступали на конкурсе "Дополнительное образование в Новгородской области"
описание эффективной модели.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО­ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА  «ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ГОРОДА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА Утверждаю:  Директор МАУДО «ДЮСШ «ЦФР С.И. Ященков  _______________ Модель дополнительной активности обучающихся  Срок реализации модели 5 лет Разработчики: Бойцова Н.С.  заместитель директора  по учебно­воспитательной  работе Гурина О.В. методист Великий Новгород 2018 год Модель дополнительной активности обучающихся  МАУДО «ДЮСШ «ЦФР» города Великого Новгорода Дополнительное образование детей сегодня является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким  уровнем инновационной активности. Интеграционный и межведомственный  характер позволяет объединять в структуре этой системы учреждения и  организации образования, спорта, культуры, здравоохранения, науки и  техники. Это создает условия для расширения доступности и обеспечения  опережающего развития дополнительного образования детей. Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные  общеобразовательные программы реализуются в соответствующих  учреждениях, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях,  колледжах, охватывает различные сферы и направления деятельности –  образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и  технику. Дополнительное образование детей на конкретной территории, как  правило, представляет собой разнородную совокупность учреждений,  реализующих дополнительные общеобразовательные программы,  «привязанные» к типу образовательного учреждения (с типовыми штатами,  «жестко» прописанными видами деятельности и т.д.), при практическом  отсутствии горизонтальных взаимодействий между ними для решения общих  задач, что и является важнейшей характеристикой сетевой организации  образовательного пространства. Учреждение МАУДО «ДЮСШ «ЦФР» (далее – учреждение) имеет в  своем активе, как вертикальные, так и горизонтальные взаимодействия, три  года полноценной положительной работы по модели дополнительной активности обучающихся, её успешность по различным критериям дают  возможность для создания данного утверждения. Актуальность разработки модели «дополнительной активности  обучающихся» объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают  на первый план не исполнительность, а активность и инициативность, которые нужно целенаправленно, последовательно формировать с раннего возраста,  поскольку именно данная черта личности может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Процесс дополнительной активности детей в различных видах  внеучебной деятельности происходит в рамках школьных и внешкольных  объединений в результате внутришкольного, внутриотраслевого и  межведомственного взаимодействия организаций.  1. внутришкольное взаимодействие: структурные подразделения учреждения (Центр по военно­ патриотическому воспитанию (далее ­ ЦВПВ), Центр по дополнительному  образованию (далее ­ ЦДО), Центр тестирования по выполнению нормативов  испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно­спортивного комплекса  «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее ЦТВФСК «ГТО») 2. внутриотраслевое взаимодействие: ОУ г. Великого Новгорода, ДОУ г. Великого Новгорода, УДО, г.  Великого Новгорода,  РИПР,  НовГУ  имени Ярослава Мудрого,  Комитет по  образованию Администрации Великого Новгорода,  Министерство  образования Новгородской области ­ межведомственное взаимодействие: Управление по физической культуре спорту  Великого Новгорода,  Министерство спорта и молодежной политики Новгородской области, ОАУЗ  «Новгородский врачебно—физкультурный диспансер»,  «РОО»  Федерация  легкой атлетики Новгородской области», Общественная организация «Федерация художественной гимнастики Новгородской области», РОО  «Федерация шахмат» Новгородской области, Центр спортивной подготовки,  Региональное отделение ДОСААФ России НО, Центр профессиональной  подготовке УМВД России по НО, Военный комиссариат по городу Великий  Новгород, Новгородскому и Батецкому районов, УФСИН России по  Новгородской области, Совет ветеранов  г. Великого Новгорода, Главное  Управление МЧС России по Новгородской области. Цель модели дополнительной активности обучающихся ­  внутришкольное, внутриотраслевое и межведомственное взаимодействие  организаций для создания условий формирования активности обучающихся  средствами дополнительного образования детей. Созданная модель дополнительной активности обучающихся решает  следующие задачи: управленческую ­ управление деятельностью по развитию  дополнительного образования, увеличение охвата дополнительными  общеобразовательными программами и спортивно­массовой деятельностью  детей; педагогическую – обеспечивание объединения учебно­методических  материалов, непрерывное обновление содержания дополнительного  образования детей, взаимосогласованность учебных планов и дополнительных  общеобразовательных программ; создание единого образовательного  пространства в области дополнительного образования детей, позволяющего  обучающимся иметь реальную возможность выбора содержания и направления дополнительного образования с учетом их личных интересов и возможностей; экономическую ­ оптимизация ресурсов в сети дополнительного  образования детей, экономия бюджетных средств; социальную — обеспечение доступности и качества дополнительного  образования детей, достижение вариативности дополнительных общеобразовательных программ, предоставление полного спектра услуг по  дополнительному образованию детей с учетом реальных запросов  потребителей и приоритетов образовательной политики. Этапы реализации модели А. Проектировочный (2 года) 1.Постановка задачи 2.Построение концептуальной схемы модели 3.Формализация поставленной задачи, сбор данных статистики и их  обработка 4.Выбор модели Б. Преобразующий (2 года) 1.Построение модели 2.Проверка адекватности модели 3.Проведение моделирования В. Обобщающий (1 год) 1.Сбор результатов 2.Анализ результатов В данный момент разработка модели проходит стадию Б. 2, третий год  работы, уже есть промежуточные результаты в соответствии с основными  индикаторами и показателями модели. Адекватность модели.  Итак, истинность модели показывает,  насколько знания, полученные с ее использованием, соответствуют  действительности. Однако бывает и так, что даже заведомо неправильная  модель может быть достаточной для достижения цели моделирования. В этом случае говорят уже не об истинности, а об адекватности модели. Модель, с помощью которой успешно достигается поставленная цель, называется  адекватной этой цели. Причем в большинстве случаев адекватность модели  можно оценить количественно, т.е. указать, насколько данная модель  соответствует цели моделирования. Ключевые механизмы внедрения модели Ключевые механизмы внедрения модели обусловлены основными  положениями государственной политики в сфере модернизации системы  образования. Они направлены на обеспечение вклада образования в улучшение жизни детей и формирование человеческого капитала нашей страны.  Выделяются нормативно­правовые, информационно­аналитические,  программно­методические, культурно­образовательные, организационно­ управленческие, кадровые, финансово­экономические и ресурсные механизмы внедрения описанной выше модели. Нормативно­правовые механизмы: совершенствование нормативной базы, обеспечивающей развитие  дополнительного образования детей; разработка и реализация требований к профессиональной деятельности  педагогических работников в сфере дополнительного образования детей; организацию образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам в образовательных организациях разных  типов и видов; разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных  программ. Информационно­аналитические механизмы: информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и  объективной информации о качестве дополнительного образования детей,  образовательных результатах; формирование системы информационного сопровождения развития  дополнительного образования детей; создание информационной электронной сети для информационного  обеспечения педагогов, детей и их родителей (законных представителей)  совершенствование единой системы учета личных достижений  обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам; открытость и доступность информации, связанной с развитием  образования, основными инновационными проектами, реализующимися в  отрасли. Программно­методические механизмы: ориентация программного поля дополнительного образования на  потребности населения и инновационной экономики, развития  инфраструктуры для исследовательской и конструкторской деятельности; обновление содержания и материальной базы дополнительного  образования детей для повышения привлекательности программ, особенно по  естественнонаучной и технической направленностям; программно­целевое управление, которое позволит решать проблемы  дополнительного образования детей на основе выделенных в концепции  направлений, концентрировать для этого необходимые средства и ресурсы,  рационально их использовать; региональные целевые комплексные программы и проекты по  актуальным направлениям развития дополнительного образования детей, в  которых будут определены конкретные мероприятия, сроки, ответственность  и необходимое финансирование; формирование авторских коллективов ученых и практиков для  разработки комплексных целевых программ развития муниципальных и  региональных систем дополнительного образования детей; создание учебно­методических комплексов дополнительных  общеобразовательных программ, разработка пособий, обеспечивающих  педагогам и родителям (законным представителям) обучающихся  возможность разноуровневой работы. Культурно­образовательные механизмы: сохранение и укрепление здоровья детей за счет создания  здоровьесберегающих условий обучения; обеспечение равных возможностей доступа к качественным услугам  дополнительного образования детей независимо от района их проживания; проведение мероприятий по выявлению и развитию «одаренности»,  самореализации и социокультурной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощи детям, попавшим в сложные жизненные  ситуации; обеспечение обновления содержания и форм работы в сфере  дополнительного образования детей, которые органично сочетают виды  организации досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с различными  формами образовательной деятельности и создают условия для профилактики девиантного поведения путем решения проблемы занятости обучающихся; создание условий для развития потенциала одаренных детей, детей с  ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в сложных  жизненных ситуациях; расширение возможностей профильного обучения и предпрофильной  подготовки обучающихся за счет включения в этот процесс возможностей  системы дополнительного образования детей. Организационно­управленческие механизмы: формирование эффективной сети (инфраструктуры) образовательных  организаций, реализующих услуги в сфере дополнительного образования  детей различной ведомственной принадлежности, в том числе из  негосударственного сектора; повышение эффективности внутришкольного, межотраслевого,  межведомственного и внутриведомственного взаимодействия организаций,  реализующих дополнительные общеобразовательные программы, увеличения  инвестиционной привлекательности системы дополнительного образования  детей; сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования  детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и  саморегулирования; изучение и учет социального заказа и запросов рынка труда на  дополнительное образование детей; расширение возможностей сетевого взаимодействия различных типов  учреждений и организаций, осуществляющих дополнительное образование  детей в целях обеспечения его востребованности, привлекательности и  результативности; создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания  дополнительного образования детей и повышение качества дополнительных  образовательных услуг; привлечение представителей общественности к оценке результатов  деятельности. Кадровые механизмы: привлечение высококвалифицированных специалистов из различных  отраслей науки, культуры, спорта; разработка показателей эффективности деятельности руководителей и  педагогов учреждений дополнительного образования детей; формирование заказа на подготовку и повышение квалификации кадров, повышение профессионального уровня педагогических работников. Финансово­экономические механизмы: целевое финансирование, предполагающее формирование бюджета; повышение ответственности за эффективное расходование средств, в  частности, за счет использования механизма публичности; прозрачность распределения бюджетных средств, эффективность их  использования, в том числе за счет концентрации ресурсов на приоритетные  направления развития дополнительного образования детей; расширение спектра внебюджетной деятельности, введение платных  дополнительных услуг. Основные индикаторы и показатели типовой модели 1. Организационно­правовое обеспечение образовательного процесса  (основные и дополнительные общеобразовательные программы) 2. Спортивно­массовая работа учреждения (количество участников  спортивно­массовых мероприятий) 3. Контингент обучающихся. Результаты освоения реализуемых  образовательных программ (полнота реализации учебных планов, количество занимающихся в образовательном учреждении, организация  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей,  количество присвоенных спортивных разрядов и званий в  образовательном учреждении) 4. Методическая работа учреждения (структурные подразделения  Городской методической службы) 5. Кадры (количество административных работников и специалистов,  количество педагогических работников (тренеров­преподавателей,  педагогов организаторов, педагогов дополнительного образования) в  образовательном учреждении) Источники формирования сведений о дополнительной активности  обучающихся: внутренняя активность – активность обучающихся, организованная на  базе учреждения); внешняя активность – посещение дополнительных спортивно ­  массовых мероприятий, организованных учреждением; В зависимости от характера деятельности обучающегося выделим  следующие уровни активности: информационная активность, при которой ребенок получает и  накапливает информацию об интересующем его виде деятельности; имитационная (подражательная) активность, при помощи которой  опыт деятельности накапливается через опыт другого; творческая активность; это более высокий уровень, поскольку здесь  имеет место большая степень самостоятельности; на этом уровне надо понять  задачу и отыскать средства ее выполнения. Развитие дополнительной активности представляет тот идеальный  вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в  соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой  самоопределения личности в окружающей среде. Таким образом, на основании проведенного анализа дополнительная  активность понимается нами как меняющееся свойство личности, которое  означает глубокую убежденность ребенка в необходимости познания,  творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в  осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и  непосредственном активном участии в спортивно­ массовой деятельности. В общей структуре содержания образовательного процесса в системе  дополнительного образования детей на каждом из четырех уровней  активности детей выделяются следующие составляющие его компоненты: опыт освоения знаний: результат освоения — новые знания; опыт практической деятельности: результат освоения — мастерство; опыт развивающей творческой деятельности: результат освоения —  мастерство; опыт эмоционально­ценностных отношений  обучающихся: результат освоения – социокультурные и духовно­нравственные ценности, устойчивое  объединение обучающихся и педагогов. Таким образом, предлагаемая нами модель развития системы  дополнительного образования детей и совокупность механизмов их  реализации могут способствовать достижению эффективности и  результативности образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам. Возможность свободного выбора модели  дополнительного образования детей дает возможность, с одной стороны,  построить адекватную конкретным условиям территории (муниципального  образования, микрорайона и пр.) систему предоставления дополнительных  образовательных услуг детскому населению, а с другой стороны – повышает  ответственность руководителей и педагогов дополнительного образования за  свою работу. Список литературы Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации. Книга для  учителя / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына. —  СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена. Васильева, С.В., Балебанова Е.В. Современные формы патриотического  воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования  детей. / С.В. Васильева, Е.В. Балебанова // Муниципальное образование:  инновации и эксперимент. Вельская Е.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала  учащихся через систему дополнительного образования. // Муниципальное  образование: инновации и эксперимент. Ислентьева, Е.В. Информационное обеспечение управления  учреждением дополнительного образования детей / Е.В.Ислентьева //  Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Концепции долгосрочного социально­экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 г. — URL:http://mon.gov.ru/edu­ politic/priority Межведомственная программа развития дополнительного образования  детей в Российской Федерации до 2020 года, Проект, направленный в регионы для ознакомления Департаментом дополнительного образования детей,  воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки РФ от 26.12.2012 г.). [Электронный ресурс] —  URL:http://dopedu.ru/attachments/article/263/megvedomst­programma.pdf Подвозных, Г.П., Беднова В.И., Игошина О.Ф. О формах сетевого  взаимодействия общего и дополнительного образования в организации  внеурочной деятельности обучающихся. / Г.П.Подвозных, В.И.Беднова, О.Ф.  Игошина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"

Методический материал "Модель дополнительной активности обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019