Методический материал на тему "История казачества Дона в пословицах и поговорках"
Оценка 4.7

Методический материал на тему "История казачества Дона в пословицах и поговорках"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +1
6 кл—11 кл
06.01.2017
Методический материал на тему "История казачества Дона в пословицах и поговорках"
Подборка пословиц и поговорок казаков Дона, передающих их быт и особенности нрава, особенности их воспитания и в особенности - воспитания патриотизма. Данный материал можно использовать на уроках литературы (в том числе и при изучении "Тихого Дона" М.Шолохова в 11 классе, а также во внеурочной деятельности
пословицы и поговорки Дона.docx

Казачья жизнь в пословицах и поговорках вольного Дона

1. «Родился казак, без крику ни как» - говорили наши предки при рождении сильного, крикливого младенца.

2. Считалось, что с рождением сына в семье, все беды и горести должны покинуть стены казачьего куреня или хаты:

 «Родился казак – горе под ноги»; «Сын не ворог, асчастье на порог». – Значит появился новый воин, добытчик и достатчик, принёсший семье новый земельный пай. Ибо по обычаю донских казаков, в отличие от обычая казаков – калмыков, земельные «паи» полагались только сыновьям.
3.  На Дону имена детям давались не только по святцам. Зачастую, в старые времена, прозвище напрочь вытесняло имя собственное, и писалось даже в официальных документах. Недаром говорится:

 «Казак ещё не родится, а именем обзаводится».

 «Зодорв будет казак – спит как байбак», – так говорилось о спящих здоровым сном детях.

4. Казачьи семьи всегда отличались многочисленным потомством:

 «Деток полна печь, негде и клопу прилечь».


5. Но когда рождались одни девочки, казачий курень могла посетить нужда из-за малоземелья:

 «Казак с казачкой извелись, одни девки повелись». «Коли у казака дочь, так и с глаз, и с сердца прочь» - выйдет замуж, и поминай как звали.

6.Чуть ли не с пелёнок начиналось воспитание будущего казака-воина. Воспитание суровое и даже жестокое по нынешним изнеженным временам: «Пори за дело, а не когда голова заболела». То есть не похмелье и в гневе. «Сечь -  секи, да больше гутарь да реки» - Больше убеждай словом и собственным примером, ибо если:

«Со зла бить, в старости одному бирюком выть».

7. Внушалось несмышлёнышам уважение к старости и к старикам, увечным ветеранам:

 «Почитай старого, да возлюби малого»;

 «Помоги казак увечному, не зымай калечного (убогого разумом)»; «Первый кусок старику, второй – убогому, люду многому».

8. Не забывали донцы Бога и заповеди его:

 «Живи по людски, да по божьи, божески»;

«Никого казак не бойся, только Бога ты побойся»;

 «Не живи как хочется, а живи как Бог велит».

9. Но с другой стороны подмечали донцы жадность и стяжательство поповское: «Попу всё то полезно, что в мошну пролезло»;

«Утиного зоба не накормишь, поповского кармана не наполнишь».

10.  Учили казачат почитать религиозные праздники, но особо Престольный праздник хутора или станицы. У нас отмечается «Престол» и по сей день. Не обходились они без семейных и дружеских застолий, гульбы. Но в меру, не до беспамятства:

«Во имя праздника Христова, не грех нам выпить и простого» то есть водки. «Пришёл праздник Престол, станица за стол».

11. Особая забота о душе:

 «Душа казачья не кошка, мясом не накормишь».

«Кому душа – грош, а казаку, вынь да положь»;

«Душа не сосед, её не обойдёшь и на мякине не проведёшь»;

«Казак душу не заложит, скорее голову положит». 

12. С трёх лет казачат начали готовить к воинской службе. Прежде всего над ними совершали обряд пострига, известный ещё со времён Киевской Руси, но сохранившийся лишь на Дону. Мальчику подстригали первый раз волосы и сажали на отцовского коня, давая ему в руки поводья и шашку. С этого времени начиналась трудная воинская учёба и не всем она давалась легко:

 «Казак жилы порвёт, да всё поймёт (да до всего дойдёт)».

13. Несмотря на воинственный нрав наших предков, убийство, даже врага или зверя на охоте (гульбе), считалось грехом, который нужно замаливать для спасения души:

«В грехах донцы каются, чтоб потом не маятся». И перед схваткой или выстрелом, казаки произносили молитву или первые слова её: «Отцу и сыну и святому Духу».

14. Внушались малолеткам и неписанные донские обычаи, запрещавшие какое либо воровство и грабёж по станицам и хуторам Войска Донского, но допускавшего его в набеге или походе

: «Казак не варнак, грабит не всяк»;

«Казак, что волк, что ухватит, то и съест»;

«Были бы зубы, а где хлеб взять казаки знают».

15. Постепенно казачата подрастали и отцы начинали готовить сыновьям боевых коней. К ним же на вольном Дону испокон веков относились с особым уважением и любовью. Ибо конь для казака означал жизнь и волю:

«Конь для казака отец родной, а сабля острая – мать

«Коня казаку купить, - что жизнь новую начать»;

«Казаку на коне ладнее чем на скамье»;

«Казак будет голодать, а коня накормит».

«Казак голоден, а конь его сыт»;

«Казаку – конь себя дороже»;

«Казак без коня, хоть плачь – сирота».


16. Не меньше скакуна ценилось доброе оружие, добываемое казаками в сражениях и схватках, и оплаченное казачьей кровью. Ведь своего оружия донцы не производили. Сабли, панцыри, ружья, пистолеты и пушки, всё это отбивалось у татар, турок, персов, ляхов и других неприятелей: «

Хорошая турка (ружьё), спины не трёт»;

«Ольстрамы-чушки(седельные кобуры для пистолетов) – казачьи подружки»; «Донец с «дончихой»(пикой) не знает лиха»;

«Тугой лук казаку сердечный друг»;

«Сабля наша острая не сломается, она из кольца в кольцо свивается».


17. Так же воспитывалась у малолеток  выносливость и неприхотливость в пище и в быту:

 «У наших казаков, обычай таков: где пролезешь, там и спать ложись»;

«Казаки, что дети: и много поедят, и малым наедятся»;

 Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает»;

«Казак еды не просит, а дадут не бросит»;

 «Казак дымом греется, шилом бреется, чистым небом укрывается и о доме думкой мается»;

 «Казак на земле спит, чистым небом укрывается». 

18. Но  особо ценился у казаков ум и смекалка, без которых не проживёшь ни в степи, ни в морском походе. Не в чести на Дону была русская поговорка: «Сила есть, ума не надо». Ведь «Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся». Знали казаки цену своему уму:

«Зипуны у нас серые, а умы бархатные»;

 «Казак хоть и сер, да ум у него не чёрт съел».

19. По обычаям предков, кровью оплаченным, казаку в походе запрещалось пить хмельное под страхом смерти:

 «Казак во хмелю – голова во хмелю»;

 « На авось казак на коня садиться, на авось его и конь бьёт(пьяного)»;

«Лучше казаку водиться с дураком, чем с кабаком».

«Пить казаче – пей, а голову на плечах имей».

Хотя бывало всякое и пропивались казаки по дурному делу в дым

. А потому и до беды бывало не далече:

«Садится на коня пьян, так и  головой в бурьян»;

«Забрался хмельной в гай (камышовую топь), а думал, что рай».

Не уважали пьяниц на Дону, пени налаживали старики, да секли нещадно за буйство на майдане:

 «Вино пить – биту на майдане быть».

20. Проходило время и подросшие казаки входили в пору женитьбы, дела серьёзного:

«Казаку жениться – не мёду напиться».

 Засылались сваты и сватьи к невестам: «Сажай казак сватьицу да под матицу»

«Вот и сговор уж свершился, казак с девкой обручился».

«Казак женился – на век заложился»;

«Жена не сапог, с ноги не снимешь».


А в семье, как известно, не без скандалов, разрешались которые по разному: «Казак клином, а баба блином доймёт», - коли жена с умом.

«Казак бабу палкой, она его скалкой».

  Но и женившись казак не должен был забывать о своём воинском долге: «Жениться казак, женись, да за подол не держись»;


21. Рождались в молодой семье дети. До трёх лети мальчики  и девочки воспитывались женщинами:

 «Кушай казачок кашу с ложки, станешь вскорости на ножки».

 С трёх лет мальчиками начинали заниматься отцы и деды. Обучали езде на коне, стрельбе из ружья и лука, ставили руку и обучали рубке саблей или шашкой

22. Особо скажем о рыбе, втором казачьем хлебе. Сотни рыбоспетных заводов солили, коптили и вялили её в громадных количествах. Многочисленные казачьи артели ловили рыбу в Дону, Сев.Донце, Хопре, Чире, Медведице, Маныче. Отсюда и многочисленные пословицы и поговорки:

«Донцы осетринники, балычники, станичники».

 «У донцов осётр почитаем как святой Пётр».

«Коли осётр засетится, казак лицом светится» - знатная добыча попалась!

«У казаков помыслы, всё о рыбных промыслах». Донская осетрина, белужина, севрюжина шли в Москву к царскому и боярским столам: «Рыба белуга не для всякого друга».

23.Однако основным источником существования донских казаков были их походы за зипунами; то есть за добычей.
Главный в походе человек – атаман.

«Атаманом станица крепка»;

«Без атамана  - казак сирота»;

«Атаман первый в совете и первый в ответе». Не казаки, а он в первую голову отвечает за успех или неудачу похода.

 «Атаману дремать – беде бывать». Хоть и неказист атаман, лишь бы к победе привёл: «Не велик атаман, да булава при нём» - символ атаманской власти.

24. Выпавший на их долю долг по защите отечества казаки всегда выполняли с честью.

«Казачья доля – сабля и воля»;

«Казачья доля – чистое поле, да вольная воля»; «

Казачья доля – биться с погаными в поле». И ни кто не был рад встрече с казачьей саблей


25. Проходили годы, вырастали дети, рождались внуки и приходила пора неизбежная:

 «Живи казак, коли можется, помирай казак, коли хочется».

 «Ни кто от смерти не убежит, она нас всех сторожит»;

«Казак умирает в поле, а не в земной юдоле»;

«Хочешь казак в рай, на печи не помирай»;

«Лучше смерть в поле, чем в бабьем подоле».

Хоронили умерших и погибших донцы на могилках-кладбищах, поминали их добрым словом, да хлебным вином:

«Помянем кума (свата, брата), пусть и там будет его жизнь богата»;

«Кому вина попить, а комуи воды не пить».

Вот и завершился цикл казачьей жизни, от рождения до самой смерти. 


 

Казачья жизнь в пословицах и поговорках вольного

Казачья жизнь в пословицах и поговорках вольного

Помоги казак увечному, не зымай калечного (убогого разумом)»; «Первый кусок старику, второй – убогому, люду многому»

Помоги казак увечному, не зымай калечного (убогого разумом)»; «Первый кусок старику, второй – убогому, люду многому»

В грехах донцы каются, чтоб потом не маятся»

В грехах донцы каются, чтоб потом не маятся»

Так же воспитывалась у малолеток выносливость и неприхотливость в пище и в быту: «У наших казаков, обычай таков: где пролезешь, там и спать ложись»; «Казаки,…

Так же воспитывалась у малолеток выносливость и неприхотливость в пище и в быту: «У наших казаков, обычай таков: где пролезешь, там и спать ложись»; «Казаки,…

Вино пить – биту на майдане быть»

Вино пить – биту на майдане быть»

Однако основным источником существования донских казаков были их походы за зипунами; то есть за добычей

Однако основным источником существования донских казаков были их походы за зипунами; то есть за добычей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017