МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КАРТОЙ»

  • Памятки
  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 08.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
Иконка файла материала приемы работы с картой.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КАРТОЙ» 1.   Что   такое   обобщенный   прием   самостоятельной   работы? Ориентирование. Картометрические приемы.  Карта является одним из основных источников географических знаний. У вас   уже   есть   большой   опыт   работы   с   географическими   картами.   Вы составляли описания объектов, стран, выявляли связи и между компонентами природы, и в территориально­производственном комплексе и многое другое. Для того, чтобы рационально (то есть экономно во времени и в затрате сил) пользоваться географическими картами как на уроках, так и по окончании школы   –   в   повседневной   жизни   при   решении   разнообразных   практических задач,   надо   не   только   понимать   сущность   карты   как   модели   земной поверхности,   но   и   научиться   способам   деятельности   –   приемам самостоятельной работы, связанным с содержанием знаний о карте. Что такое «прием самостоятельной работы»? Рассмотрим на п р и м е р е действий при выполнении задач на ориентирование в данной точке. Вам   известно,   что  ориентированием   на   местности,  по   плану  или карте, называется определение сторон горизонта. Выполняя задания в разных условиях, вы всегда начинаете с определения в данной точке направления на север.  Далее   применяется   общее   для   всех   ситуаций   п   р   а   в   и   л   о: противоположным направлению на север будет южное, справа – на восток, слева   –   на   запад.   Ваши   действия   различаются   только   при   определении направления на север: на местности вы для этого используете компас или находите его с помощью Солнца, Полярной звезды, местных признаков. По плану местности определяете направление на север по обозначенной стрелке или по рамке плана, по карте находите меридианы (север –юг) и параллели (восток – запад). В   обобщенной   формулировке   приемом   самостоятельной   работы   по ориентированию в данной точке называется система действий, выполняемых в определенной последовательности по п р а в и л у:  чтобы сориентироваться  в данной точке, надо определить направление на север (способы – варьирующие, в  зависимости   от   содержания   задания),  в  противоположной   стороне   будет направление на юг, справа – на восток, слева – на запад. Обычно каждый обобщенный прием имеет подчиненные ему – частные. В свою   очередь,   частный   может   быть   обобщенным   по   отношению   к   другим частным (см. схему):Слово «ориентирование» произошло от латинского oriens, что в переводе означает «восток». Оно употреблялось в VI–XV вв. тогда, когда надо было определить стороны горизонта. В те времена основной стороной горизонта считался восток; карты составляли жители Европы, и мир воспринимался ими с евроцентристской позиции.     находится В   основе   всех   частных   приемов ориентирования схема взаиморасположения   сторон   горизонта.   В морском   флоте   эти   направления   или   угол между   ними   называют  румбом.  Окружность горизон­та делят на 32 румба, величина угла между ними равна 11,5° (рис. 21). Обобщенный   прием   вы   сможете   считать усвоенным для самостоятельной работы тогда, когда   не   только   назовете   состав   и последовательность действий, но и сможете   его применить в задании нового содержания, дополняя его новыми  действиями (или, напротив, что­то исключая). Попытайтесь выполнить  задания и сформулировать соответствующий прием (то есть назвать действия  и их последовательность). Задания: 1. Определите направление течения реки Нил. Какие реки мира текут в этом же направлении?  2. Определите направление течения реки Амазонки.  3. В каком направлении протянулись Скандинавские горы? 4. В каком направлении протянулись горы Гималаи?  5. В каком направлении течет Гольфстрим?  6. В каком направлении находятся в Антарктиде станции «Восток» и  «Русская» относительно станции «Молодежная»?  7. В какой части Тихого океана и в каком направлении относительно Австралии находятся острова Новой Зеландии?8. В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса?  9. Придумайте 3 задания на ориентирование, обменяйтесь заданиями с товарищами, проверьте правильность их выполнения. Для   всех   обобщенных   приемов   самостоятельной   работы   характерны наиболее   общие   действия,   так   же,   как   и   для   общих   понятий   характерны обобщенные (существенные) признаки. Преимущество   знания   системы   действий   в   краткой   формулировке обобщенного приема заключается в том, что на основе знания состава приема у вас формируются умения выполнять все задачи, связанные с ним (н а п р и м е р, с ориентированием). Для   пользования   географическими   картами   необходимо   усвоить картометрические   приемы  самостоятельной   работы,   к   числу   которых относятся умения измерять и вычислять те или иные величины.  2. Определение географических координат. Задания: 1. Повторите, что называется географической широтой и что  называется географической долготой. 2. Определите географические координаты города Каир и  острова Кергелен. Сформулируйте прием: какие действия и в какой  последовательности вы выполняли?  3. Определите географические координаты городов Кейптаун и Буэнос­ Айрес. Сравните, чем отличается состав приемов при выполнении этого задания и предыдущего. Какие действия были общими? Сформулируйте обобщенный   прием:   определение   географических   координат   точки   по карте. 4.   Поступил   сигнал   SOS   (сигнал   бедствия)   о   кораблекрушении, сообщены географические координаты: 55° ю. ш., 55° з. д. Сформулируйте прием:   какие   действия   надо   выполнить   при   определении   точки   по заданным   координатам   (то   есть   при   выполнении   обратной   задачи   по сравнению с заданиями 2, 3)? Какие действия можно назвать общими при выполнении этого и предыдущих заданий 2, 3? Обобщенный   прием   определения   географических   координат   точки   по карте формулируется в виде п р а в и л а:  чтобы определить географические координаты точки, надо сначала определить полушарие, в котором находится заданная  точка,  затем  найти  проходящие  через   нее  параллель   и  меридиан, прочитать   обозначающие   их   числа.   (Если   же   точка   находится   на необозначенной линии градусной сетки, то надо знать, что через каждую точку их можно провести и вычислить по обозначениям на рамке карты.) При выполнении задания 1–3 вы обучались приемам, которые были для вас приемами учебной работы.  После выполнения более сложных следующихзаданий вы уже усвоили основные действия, составляющие прием, и он стал для вас приемом самостоятельной работы; некоторые действия в нем вы выполняете теперь автоматически (н а п р и м е р, сразу же обращаетесь к обозначениям градусов на карте). И вы сможете его применять к широкому кругу задач, касающихся географических координат. Задание.  Придумайте   задания,   требующие   применения   приемов работы   с   географическими   координатами   (в   разных   вариантах), обменяйтесь ими с товарищами, проверьте правильность выполнения – не допущена   ли   при   этом   распространенная   ошибка:   часто   г.   ш.   точки, находящейся в Южном полушарии между обозначенными параллелями, отсчитывают от ближайшей к ней параллели не к югу от экватора, а к северу. Объясните, почему допускается такая ошибка. Примеры   практических   заданий   на   определение   координат   на мелкомасштабных картах: 1. В 1856  г.  английский  путешественник  Давид  Ливингстон  совершил открытие   замечательного   объекта.   Найдите   его   на   карте   по координатам 18° ю. ш., 26° в. д.  2.   Самый   высокий   водопад   мира   низвергается   с   высоты   1054   м. Укажите его название, если его координаты 6° с. ш. ,61° з. д.  3.   Найдите   на   карте   местоположение   Таинственного   острова, последнего прибежища капитана Немо: 35° ю. ш.,150° з. д. 4.   Определите   по   карте   координаты   следующих   географических объектов: гора Народная, г. Норильск, влк. Ключевская Сопка, г. Баку, г. Москва, Магелланов пролив, пос. Мирный. 5. Какие острова расположены между: а) 12–26° ю. ш. и 43–51° в. д. б) 53–55° ю. ш. и 65–71° з. д. 3. Определение расстояний по карте. Точные   расстояния  по   мелкомасштабным   картам  можно   получить,  если они   выполнены   в   проекции,   не   искажающей   длину   по   направлениям, составляющим главный масштаб карты.    (Сформулируйте п р и е м:  измерение расстояния по карте с помощью масштаба.) Более   или   менее   точные   результаты   по   картам   других   проекций получаются только при измерении расстояний недалеко от центра карты. Задание.  Придумайте   задание   на   определение   расстояния   в   любой части карты, измерьте его, используя масштаб карты; измерьте это же расстояние   по   глобусу;   определите   разницу   в   результатах   и   объясните причину ее появления.Результаты   измерений   по   мелкомасштабным   картам   обычно сопровождаются словами: «около... километров», «почти...». Проще   всего   определять   расстояние   в   том   случае,   если   измеряемый отрезок совпадает с линиями меридиана или параллели, используя знания о длине   1°   меридиана   и   экватора   (111,3   км)   или   читая   обозначения   длины одного градуса параллелей от 0 до 90° г. ш. у рамки карты. Задания: 1.   Определите   протяженность   Африки   по   меридиану   20°   в.   д.,   по параллели   10°   с.   ш.   и   по   экватору.   Сформулируйте   и   запишите обобщенный   прием   (в   форме   правила):   как   определять   расстояния   по линиям градусной сетки карты? 2. Обратная задача: о. Сахалин протянулся вдоль меридиана примерно на 1000 км. Скольким градусам дуги равно расстояние между крайними точками острова? Определить   большие   расстояния   по   мелкомасштабной   карте   можно   с помощью  ортодромии  –   кратчайшей   прямой   между   двумя   точками   на поверхности   Земли.   Этот   способ   особенно   важен   при   определении кратчайшего воздушного и морского пути. Для построения ортодромии, н а п р и м е р, между Москвой и Гаваной, вначале изучается маршрут по глобусу. Кратчайшее   расстояние   между   этими   городами   определяют   с   помощью хорошо натянутой смоченной прочной нити, которая представляет собой дугу большого круга, проходящего через центр Земли. Она показывает кратчайший путь   между   городами.   Ортодромия   пересекает   меридианы   под   разными углами и проходит через некоторые заметные ориентиры (населенные пункты, береговую   линию   и   т.   п.).   Определяют   географические   координаты   этих ориентиров и по ним наносят на карту положение ортодромии (см. рис. 22). Кратчайший путь для самолета на карте изображен плавной кривой линией. Действительное расстояние между городами вычисляется с помощью циркуля по   линейному   масштабу   карты.   (Объясните,   почему   кратчайший   путь изображен на карте кривой линией.).  В   определении   расстояний   по   карте   важную   роль   играют   ваши представления   о   расстояниях   на   земной   поверхности.   Представления   о сравнительно коротких расстояниях (100 м, 1 км, 3 км) вы приобретаете во время ходьбы по местности, поездок на велосипеде; о больших расстояниях – в   длительных   походах,   поездках   на  автомашине,   во   время   полета   в самолете. Чаще всего представления о расстояниях связаны со временем, затраченным   на   перемещение.   (Вспомните   формулу,   по   которой   можно вычислить расстояния при равномерном движении.)Рис. 22. Ортодромия – кратчайшее расстояние между Москвой и Гаваной Ваши представления могут служить «эталоном» для глазомерной оценки расстояния на местности, а также при чтении плана, карты. Если, например, длина   школьного   здания   равна   20   м,   то   при   глазомерной   оценке   длины пришкольного участка, вспоминая «эталон», вы мысленно «укладываете» его на расстояние, которое надо определить. При работе с географической картой более мелкого масштаба в качестве «эталонов» расстояний можно использовать представления о протяженности отдельных объектов. Н а п р и м е р, Каспийское море протягивается с севера на юг более чем на 1000 км, а Черное море – с запада на восток – около 1200 км.   Расстояние   между   Москвой   и   Санкт­Петербургом   около   600   км. (Приведите   другие   примеры   и   определите   с   помощью   этого   приема расстояние по карте, интересующее вас.) При   чтении   географических   карт   используются   и   такие   приемы картометрических работ, как определение высот и глубин от уровня океана. Задания: 1. Назовите объект на суше и с помощью шкалы высот определите его высоту; сформулируйте п р а в и л о:   какие действия для выполнения задания надо применить?  2. Аналогичное задание: определите глубину выбранной точки на карте.  3. Выберите объект рельефа и определите его относительную высоту над другим объектом, н а п р и м е р, горы над равниной. 4. Приемы использования условных знаков карты. За   каждым   условным   обозначением   карты   скрыто   географическое содержание. И крайне важно грамотно их использовать. Так, длину можно определять только по линейным знакам (н а п р и м е р, по обозначению реки на   карте   нельзя   измерять   ее   ширину),   площадь   –   по   площадным,   а   по безмасштабным   –   только   объект   и   его   местоположение.   Опыт   изучения географии   в   предыдущих   классах   и   знания   о   карте,   обобщенные   приемы работы с нею, которые вы приобрели при изучении данного курса географии,подготовили вас к важнейшему приему самостоятельной работы –  чтению карты. Для вас карта стала «вторым языком географии». Узнавая объекты на карте   и   пользуясь   пояснениями   к  условным   знакам,   вы   готовы   теперь ответить на вопрос: «Что я вижу? Какие объекты и явления?», дать некоторые качественные   и   количественные   характеристики   объектов   и   явлений   и, главное (то есть то, что может только карта), рассказать о географическом положении, взаимном расположении и пространственных связях. Используя пространственные представления и дополнительные источники знаний (фото, картины,   описания,   рисунки,   статистические   материалы   и   др.),   можно создавать образ (представление) местности (объекта, явления) с достаточным соответствием реальной действительности. Использование условных знаков позволяет: 1)   сильно   уменьшить   изображение,   чтобы   охватить   необходимую территорию; 2) показать рельеф; 3) показать те объекты, которые не отображаются на карте; 4)   отобразить   на   карте   не   только   внешний   вид,   но   и   внутренний   вид объектов; 5)   показать   распространение   явлений,   которые   не   воспринимаются органами чувств; 6) исключить малозначительные явления и показать их общие свойства. Тематическая карта:  – математическая основа;  –   карта   (гидрографическая   сеть,   населенные   пункты,   элементы тематического содержания, легенда); –   содержание   вспомогательных   значений   (цифровые   данные,   текстовое описание).  Вопросы и задания: 1.   Что   называется   географической   картой?   Назовите   основные свойства карты.  2.   Приведите   примеры,   подтверждающие,   что   каждый   обобщенный прием   самостоятельной   работы   имеет   подчиненные   ему   частные приемы.  3.   Назовите   новые   виды   картографических   моделей   поверхности; каково их значение?  4. Что такое картографическая проекция? Назовите их основные виды, положительные   и   отрицательные   свойства.   Заполните   таблицу «Зависимость искажений на карте от вида проекций»: № Название проекции Характер искажения на карте Пример объекта,  где отражено искажение5. Сравните изображения Западной Сибири на физических картах мира и России. Объясните причины различия.  6. Заполните таблицу «Способы изображения географических объектов и явлений на картах»: № Название способа изображения Что обозначает Назовите не менее 3 названий изолиний, применяемых для изображения географических объектов и явлений.  7. Что называется ориентированием? Приведите примеры,  подтверждающие, что в этом понятии заложены виды умственной и  практической деятельности.  8.   Обозначьте   на   контурной   карте   мира   по   географическим координатам   свой   населенный   пункт,   а   в   Южном   полушарии   точку, симметричную его положению относительно экватора. Какое время года сейчас   там?   Какое   время   в   данный   момент   показывают   там   часы? Какова продолжительность дня и ночи?  9. Придумайте задания на ориентирование по географической карте: прямую и обратную задачи.  10. Придумайте задание, которое требует работы с географическими координатами (можно в сюжете). 11.   Назовите   основные   приемы   самостоятельной   работы   из   группы картометрических, приведите примеры их состава действий.  12.   Длительное   время   в   разных   странах   использовались   карты,   в которых   нулевой   меридиан   был   проведен   через   о.   Ферро   (в   группе Канарских островов), в других – через Париж, Берлин, в России – через Пулковскую обсерваторию (под Санкт­Петербургом), в Великобритании – по   Гринвичу   (обсерватория   под   Лондоном).   При   использовании   таких старых карт приходилось прежние начальные меридианы переводить на Гринвичский. Придумайте задания: назвать пункты с разной географической долготой, отсчет   которых   сделан   от   принятых   раньше   нулевых   меридианов,   и определить их долготу от Гринвичского меридиана. Пример: долгота пункта 6°15'39" Пулковского меридиана; требуется определить г. д. этого пункта от Гринвичского меридиана. (Географическая долгота названных выше нулевых меридианов   по   Гринвичу:   о.   Ферро   –   17°40'   к   западу,   Берлин   –   13°24'   к востоку, Париж – 2°20' к востоку; Пулково – 30°21' к востоку.)Д о п о л н е н и е:  Гринвичский меридиан как начальный был принят по международному  соглашению  в 1884  г.  В России  до 1839  г.  нулевым  был меридиан острова Ферро, а до 1917 г.– Пулковский.  13.   Что   такое   «ортодромия»?   В   решении   каких   проблем   она   особо нужна?  14. Что означает понятие «чтение карты»? Какие приемы  самостоятельной работы необходимы для чтения карты? Приведите  примеры.