Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
«ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного
ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть
описан следующими признаками:
1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются
три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана
своя специфическая стратегия ее осуществления:
– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях
поиска решения в заданной ситуации;
– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого
овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее
появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля
деятельности, выражающегося в склонности «все делать посвоему» и
связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой
саморегуляции.
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая
структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе
разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной
области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста
поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер
(увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать
общие закономерности).
4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные
дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем
способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в
целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной,
обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан
следующими признаками:
1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам
предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам,
растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности
(физической,
художественновыразительной и т. д.),
сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
познавательной,2) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в
ненасытной любознательности, а также готовности по собственной
инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятия или сферам
деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность какимлибо предметом,
погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к
определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное
упорство и трудолюбие.
4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной
информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5) Высокая требовательность к результатам собственного труда,
склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении,
стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не
обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным
признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и
особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих
проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания
деятельности и социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из
этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его
на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.