МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
химия
8 кл—11 кл
28.07.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»
Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
керамика.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ» В настоящее время керамические материалы делят на грубые и тонкие. Первые   характеризуются   высокой   пористостью   и   высокой водопоглощаемостыо   (не   ниже   5–10   %).   К   ним   относятся:   строительный кирпич,  терракота,  стенная   майолика,  плитка   для   пола,   черепица.   Тонкую керамику, в свою очередь, делят на пористую и плотную. К тонкой пористой относят фаянс, полуфарфор, белую и цветную майолику, а к тонкой плотной керамике – фарфор. Терракота. Терракота – разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, то есть более 5 тыс. лет. Слово «терракота» – итальянское. Его   дословный   перевод   означает   «обожженная   земля».   Терракота выпускается   промышленностью   в   виде   неглазурованных   однотонных керамических   изделий   с   пористым   черепком   красного,   коричневого, кремового   цветов.   Цветной   оттенок   зависит   от   условий   обжига.   Ее водопоглощение   –   от   8   до   10   %.   Глины   для   производства   терракоты распространены довольно широко. В современном строительстве терракота используется в виде архитектурно­декоративных изделий и применяется для художественной   отделки   интерьеров,   оформления   садов,   парков,   в   виде вставок, розеток, барельефов, плиток для стен, садовых дорожек и др. При   обжиге   глины     в     атмосфере     углеводородов,     образующихся, например,   при   сжигании   смолистых   корней   хвойных   деревьев,   можно получить   керамические   изделия   серебристо­черных   тонов.   Этот   цвет обусловлен   графитом,   образующимся   при   каталитическом   разложении углеводородов на поверхности раскаленной глины. Майолика.  Майолика   близка   по   свойствам   и   качеству   к   терракоте, только в отличие от последней покрыта глазурью. Глазурь придает изделию влагонепроницаемость, предохраняет от загрязнений, улучшает внешний вид, повышает прочность. Для майолики доступной и дешевой является соляная глазурь. Для ее нанесения на поверхность изделия в топку раскаленной печи (1040–1180°С)   вводят   каменную   соль   (NaCl)   и   водяной   пар.   При   этой операции в окислительной атмосфере цвет изделия будет коричнево­желтым, а   в   восстановительной   –   серым.   При   соляном   глазуровании   происходит гидролиз хлорида натрия, и хорошие глазури имеют состав от Na2O  0,5А12О3   2,8 SiO2  до  Na2O    Al2O3,  5,5 SiO2.  Полноценная   глазурь  –  прозрачное, бесцветное   вещество   или   окрашенное   стекловидное   покрытие,   хорошо растекающееся   при   нанесении   на   черепок.   Глазурь   обеспечивает   изделию гладкость   поверхности   и   декоративный   эффект.   Прочности   сцепления глазури   с   черепком   способствует   СаО.   Он   приводит   к   образованию промежуточного   слоя,   воспринимающего   и   гасящего   напряжение, возникающее   между   глазурью   и   черепком   при   быстрой   смене   температур вследствие различных коэффициентов температурного расширения. Поэтому в молярных массах содержание СаО доходит до 37–38 %. Слово   «майолика»   происходит   от   названия   острова   Майорка   в Средиземном   море   –   главного   центра   по   экспорту   испано­мавританской керамики в Италию. Майолика широко применялась уже во 2–1­м тысячелетиях до н. э. в Ассиро­Вавилонии, затем в Средней Азии, позднее в Испании и Италии. В X– XII   веках   в   Киевской   Руси   майолику   использовали   для   облицовки   стен, настилки   полов.   В   наше   время   она   широко   применяется   для   отделки интерьеров   общественных   и   промышленных   зданий.   Со   временем   на поверхности   майолики   появляется   сетка   волосяных   трещинок,   что свидетельствует   о   большом   различии   коэффициентов   температурного расширения глазури и черепка. Фаянс.  До   изобретения   фарфора   фаянс   был   самым   ценным керамическим материалом. От фарфора он отличается большим содержанием глины     (до   85   %)     и     характеризуется     более     высокой     пористостью, водопоглощаемостыо   (до   20   %),     а     также     меньшей,   по   сравнению   с фарфором,   механической       прочностью.     Температура     обжига    фаянса значительно   ниже (вплоть до 950°С), чем температура обжига фарфора. В зависимости   от   качества   глины   цвет   фаянса   изменяется   от   белого   до кремового.   По   причине   высокой   пористости   фаянсы   всегда   покрывают глазурью.   Введением   в   состав   фаянса   массы   шамота   –   алюмосиликатного материала, содержащего 30–45 % А12О3  и 54–70 % диоксида кремния SiO2, получают   шамотированный   фаянс,   который   обладает   повышенной термостойкостью и устойчивостью к ударам. Из него изготавливают ванны, раковины и др. Слово   «фаянс»   произошло   от   названия   города   Фаэнца   (в   Северной Италии),  в  окрестностях  которого   в XIV–XV  веках   было   широко   развито керамическое ремесло. В третьей четверти XVI века, вследствие всеобщего восхищения китайским фарфором, в Фаэнца начинает интенсивно развиваться производство белой майолики (в это время в Европе изделия из майолики называли фаянсом). Фаянс,   производившийся   в     характеризовался непросвечиваемостью.   Персидский   фаянс   имел   хорошо   просвечивающийся черепок. Он готовился из массы, богатой кварцем, с небольшими добавками остекленной после обжига глины.   Европе,   На всех старинных фаянсовых изделиях на глазури имеется сетка мелких трещин.   Для   коллекционеров   сетка   трещин   служит   признаком   возраста изделий.   Причиной   разрыва   глазури   является   склонность   фаянса   к поглощению   влаги   и   набуханию,   вследствие   чего   объем   черепка увеличивается в пределах 0,016–0,086 %. Фарфор.  Фарфор   –   самая   благородная   керамика.   Это   материал, состоящий   из   каолина,   глины,   кварца   и   полевого   шпата.   Характерные признаки:   белый   цвет,   отсутствие   пористости,   высокая   прочность, термическая и химическая стойкость.  Различают две основные разновидности фарфора: 1.   Твердый  –   с   небольшими   добавками   полевого   шпата   и   поэтому обжигаемый   при   сравнительно   высокой   температуре:   1380–1460°С.   Масса классического  твердого  фарфора состоит из 25 %  кварца, 25 %  полевого шпата и 50 % каолина и глины. 2. Мягкий  – с повышенным содержанием полевого шпата, обжигается при   температуре  1200–1280°С.   Кроме   полевого   шпата   в  качестве   плавней используется   мрамор,  доломит,   магнезит,  жженая   кость,  фосфорит.   Глина сообщает фарфоровой массе пластичность,  но снижает белизну фарфора. В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром. Впервые  фарфор  был  привезен в Европу из Китая – родины фарфора – в XVI веке. Весь   мир   пользуется   китайской   фарфоровой   посудой.   Расписанные глубоким синим кобальтом чашки, тонкие и прозрачные, со звонким белым черепком, большие и плавные по формам вазы являются предметом обихода людей   всех   стран.   У   себя   на   родине   фарфор,   наравне   с   другими   видами искусства, также имел и имеет по сей день широчайшее применение. Посуда, бассейны   для   рыб,   табуреты,   облицовка   для   архитектурных   сооружений изготовляется   в   керамических   печах   Китая,   служа   многочисленным потребностям человека. Однако   далеко   не   всем   известно,   как   и   когда   создавались   все   эти предметы, в каких условиях и чьими руками они были сделаны. А между тем китайский   фарфор,   занимающий   почетное   место   в   истории   китайского искусства и долгое время бывший валютой, монополией и секретом Китая, имеет свою длительную и сложную историю. Это история веков огромного человеческого труда, бесконечных экспериментов и поисков, стремления к совершенству,   где   тысячи   людей   оставили   следы   своих   открытий,   своего проникновения в тайны природы, своей близости к ее секретам. Уже   в   древности   китайцы   для   своих   гончарных   изделий   употребляли сорта   высококачественной   глины.   Однако   подлинная   заслуга   изобретения фарфора   принадлежит   мастерам   средневекового   Китая.   В   эпоху   Тан,   в период   высокого   расцвета   всех   областей   китайской   духовной   жизни, появились   изделия   из   фарфора,   получившие   быстрое   распространение. Фарфор воспевался поэтами, почитался как драгоценность. Производству   фарфора   в   Китае   способствовали   богатые   залежи необходимых   для   него   материалов:   фарфорового   камня   (естественного соединения полевого шпата и кварца) и местной глины – каолина. Соединение этих   двух   составных   частей   дает   необходимую   пластичность   и сплавляемость.   Обработка   фарфоровой   массы   очень  сложна.   Материалы, прежде чем смешиваться, должны пройти длительную обработку (дробление – для   камня,   промывку   и   длительное   вымачивание   в   воде   –   для   глины). Отформованные   изделия   подвергаются   также   длительной   (около   года) просушке. Роспись   красками,   покрытие   глазурью,   куда   для   придания   цвета добавляют различные оксиды металлов, – это также длительный и сложный процесс,   требующий   великолепного   знания   особенностей   материала, изменения красочного состава после обжига и т. д. Расписанные красками фарфоровые   изделия   заключались   в   особые   капсулы   и   многократно обжигались   при   различной   температуре,   доходящей   до   1400°С.   Обжиг производился в течение нескольких дней, после чего печи, представляющие собой   целые   сооружения,   в   течение   нескольких   дней   остывали.   Однако мастера должны были входить в еще горячие печи, где закладывались новые партии фарфора. Это краткое перечисление процессов изготовления фарфора далеко не исчерпывает всего длительного, кропотливого и многолетнего труда, который вкладывался   в   каждое   художественное   изделие.   Каждый   из   фарфоровых предметов средневекового Китая глубоко продуман, исполнен не как предмет ремесла, а как самостоятельное художественное произведение, выполненное с таким же вдохновением, свободой и смелостью, как и произведения живописи этого времени. Формы танских сосудов округлы, мягки и массивны. Особенно славится в это время белоснежный фарфор, производимый в городе Синчжоу, гладкий и матовый, сохранивший монументальность древних изделий. Многие сосуды этого   времени   расписывались   яркими   цветными   глазурями,   куда примешивались оксиды меди, железа и марганца, дававшие сочные желтые, коричневые,   зеленые   и   пурпурные   тона.   Но   особенного   разнообразия   и благородства фарфор достигает в XI–ХIII веках. Рецептуру европейского фарфора разрабатывал в 1703 году немецкий физик Эренфрид Чирнгауз, который в 1707 году к своим работам привлек Беттлера. В 1708 году Чирнгауз внезапно умирает, и Беттлер выдает себя за изобретателя фарфора. В 1715 году он основывает знаменитую по сей день Мейсенскую фарфоровую фабрику. Российский состав фарфора был разработан Д. И. Виноградовым в 1746 году.   Его   производство   было   налажено   на   императорском   заводе   под Петербургом. Гжель.  Знаменитая   Гжель   –   родина   русского   народного   фарфора   – расположена на обочине Касимовского тракта в 60 км от Москвы. Одно из самых ранних письменных упоминаний о Гжели относится к 1328 году. Это духовная грамота – завещание московского князя Ивана Калиты, по которому он   отписывает   Гжель   старшему   сыну   Семену:   «Собирался   тогда   князь   в Золотую   Орду,   не   зная,   быть   ли   живу,   и   путь   его   лежал   по   Большому Касимовскому   тракту   мимо   Гжели...»   А   в   1663   году   в   Гжели   были обнаружены удивительные глины, когда царь Алексей Михайлович издал указ «О   приискании   для   аптекарских   и   алхимических   сосудов».   С   1710   года Гжельская   волость   была   приписана   к   Аптекарскому   приказу   «для   дела алхимической посуды». При   Петре   I   гжельские   глины   брались   для   изготовления   кирпича   и керамических   плиток,   а   с   середины   ХVIII   века   гжельские   глины   были признаны пригодными для изготовления фарфора. Сначала   гжель   была   гончарной.   Славились   и   гжельская   майолика   с росписью по сырой необожженной эмали. Хранят и сейчас сочность красок расписанные   желтым,   зеленым,   фиолетовым   по   белой   эмали   молочники, кувшины, бражины, квасники. Произведения народных мастеров отличались тонким   мастерством,   безупречным   вкусом.   На   смену   майолике   пришел полуфаянс.   Посуда,   изготовленная   из   белой   керамической   массы,   была толстостенная, тяжелая. Первая половина XIX века – время расцвета фарфорового производства Гжели.   О   высоком   качестве   гжельских   глин   писал   М.   В.   Ломоносов. Исследовал   эти   глины   и   создатель   русского   фарфора   Д.   И.   Виноградов, выбрав две из них, «которые годны быть к порцеллиновому делу», а именно – глину   песчанку­черноземку   и   глину   мыловку­жировку   белую.   Гжельскую глину   вводили   в   фарфоровую   массу,   приготовленную по рецепту Д. И. Виноградова,   и   она   придавала   фарфору   синеватый   или   же   теплый,   чуть желтоватый оттенок, что выгодно отличало его от чисто­белого холодного цвета европейского фарфора. С тех пор и пошла по всей Руси слава о гжельском фарфоре. В   те   времена   почти   половина   всех   фарфоровых   предприятий   России были сосредоточены в Гжели, где выпускались чудесные изделия. «Кобальт»,   или   «шмальта»,   –   это   молотое   стекло   синего   цвета,   к которому   во   время   плавки   было   добавлено   соединение   кобальта.   Так возникла традиция гжельского фарфора, где синие травы и цветы то сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие, подчеркивая его округлую форму. Литейный цех. Здесь в гипсовые формы заливается глиняный раствор, а когда гипс впитает влагу, будущее изделие осторожно вынимают, зачищают швы   и   подвергают  «сушильному»  обжигу   при  900°С.  После  «сушильного» обжига   фарфор   становится   более   прочным,   но   еще   сохраняет   пористость. Теперь изделие направляют в живописный цех, где на матовые фарфоровые стенки   наносят   рисунок.   Ручная   роспись   отличает   гжельский   фарфор   от изделий других промышленных предприятий. Краситель – жидкоразведенный оксид кобальта (III) темно­серого цвета. Но вот расписанное изделие покрывают глазурью, окуная его в смесь из мелкомолотых   стеклянных   фракций   и   воды.   Наступает   время   второго, окончательного   обжига   при   температуре   1350°С.   При   такой   высокой температуре в изделии протекают сложные физико­химические процессы с образованием   стекловидного   расплава.   Оксид   кобальта   (III)   переходит   в оксид кобальта (II), и вместо черного рисунка возникает сапфировое свечение кобальта   с   целой   гаммой   оттенков   нарядного   синего   цвета,   который   не тускнеет   и   через   сотни   лет.   И   вот   из   горна   выходит   готовый   фарфор   со звонким   белым   черепком,   с   блестящей   стекловидной   поверхностью, украшенный росписью голубых тонов. Для подглазурной окраски фарфора применяют оксид кобальта в смеси с полевым шпатом и глазурью. Для   получения   художественных   красок   применяют   синий   кобальт (синь Тенара) – искусственный минеральный пигмент синего цвета, состоящий из   смеси   алюмината   кобальта   и   оксида   алюминия   (СоА12О4  и А12О3). Получают   синий   кобальт   при   прокаливании   обезвоженной   смеси   солей алюминия   и   кобальта   с   добавкой   для   улучшения   цвета   солей   цинка   и ортофосфорной   кислоты   при   температуре   1200–1250°С.   «Кобальтовые цветы» – это минерал эритрин Сo3(А1О4)2  8 Н2О, представляющий собой скопление моноклинных кристалликов, ярко окрашенных в розово­красный цвет с перламутровым отливом. Содержит 37,5 % СоО. Советы коллекционерам Как отличить настоящий коллекционный фарфор от подделки? Как правило, на донце фаянсовых и фарфоровых изделий находится мануфактурная марка, по которой можно установить время и место их происхождения. Эти марки чаще   всего   исполнялись   огнеупорными   красками   (синей,   марганцевой   или черной).   На   другой   керамике   марка   вырезана   или   оттиснута.   Необходимо также учитывать способ исполнения, форму, цвет глазури и   стиль   декора. Для     уверенного     классифицирования     любых     керамических     изделий необходим  долголетний  опыт  или  помощь  специалиста.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ КЕРАМИКИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2017