МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
химия
8 кл—11 кл
28.07.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»
Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
железо и жесть.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ» В древности железо ценилось очень высоко: в государстве хеттов в XIV веке до н. э. железо стоило в 5 раз дороже золота, в 20 раз дороже серебра, в 6400 раз дороже меди. Вполне естественно, что и профессия кузнеца у многих народов относилась к наиболее уважаемым. Среди богов разных   верований почти единственным рабочим был бог­кузнец: у греков – Гефест, у римлян – Вулкан, у славян – Сварог. Гефест прославился среди богов тем, что наряду с изготовлением вещей чисто   утилитарных   –   молний   и   щита   для   Зевса,   колесницы   для   Гелиоса, оружия для греков Троянской войны – он выковывал и художественные вещи: изящно украшенные кубки, чаши, украшения. На Руси первыми коваными и достаточно широко распространенными художественными изделиями, вероятно, были светцы (подставка для лучины, освещающей жилье). Со   временем   посредством   художественной   ковки   было   создано множество   замечательных   декоративных   вещей:   узорными   решетками загораживали   окна,   украшали   камины,   фонари   и   многое   другое.   К   числу лучших   образцов   художественной   ковки   относятся   решетки,   украшающие набережные и улицы Санкт­Петербурга. Их общая протяженность 53570 м. К этому   следует   прибавить   10830   м   литых   чугунных   решеток.   Наиболее замечательная   среди   них   –   решетка   Летнего   сада   (архитекторы   Ю.   М. Фельтен и П. Е. Егоров) со стороны Невы, выкованная тульскими мастерами в 1771–1784 гг. Не перечесть всех видов красивых вещей, которые создавались в старину из железа. Так, во Владимиро­Суздальской Руси высокого уровня достигло искусство изготовления просечного железа. Для получения металлического ажурного   кружева   на   железный   лист   наносили   рисунок,   а   затем   ручным способом мастер просекал его в нужных местах. Далее поверхность лудили, воронили, иногда покрывали позолотой. Из лент просечного железа делали карнизы и подзоры крыш и куполов церквей и богатых домов; ими украшали двери, окна и т. п. В некоторых древних строениях Великого Устюга до сих пор сохранились украшения из просечного железа, дошли до нашего времени и сундуки, шкатулки, иконы, декорированные тем же способом.  Исконно русским способом следует назвать «мороз по жести». Сундуки, обитые   жестью   золотистого   цвета,   имеющей   узор,   похожий   на   морозное стекло   или   листья   папоротника,   делали   обычно   с   «затеями»:   различными тайниками,   музыкальными   замками,   потайными   стержнями,   с   помощью которых   сундук   можно   было   прочно   привинтить   к   полу   или   столу.   Для получения на жести золотистых  узоров  мастер  брал  царскую водку  (смесь азотной и соляной кислот), к которой добавлял масляный лак, поваренную соль   и   немного   зеленой   или   желтой   краски.   Для   нанесения   смеси   на поверхность жести применяли сухую заячью лапку – ее не разъедает царская водка. После равномерного нанесения смеси жесть прогревали на открытом огне,   сбрызгивали   холодной   водой,   а   появившийся рисунок   закрепляли раствором соды. После остывания лист с появившимся рисунком покрывали лаком и вырезали из него детали для украшения ларцев. Все эти секреты были бы безвозвратно утрачены, если бы не талантливый художник­самоучка Борис Александрович   Холмогоров,   разгадавший   и   возродивший   искусство получения «мороза по жести». Благодаря его стараниям в художественных салонах вновь стали появляться шкатулки, сияющие золотом узоров. Всем   известны   жостовские   подносы.   Кстати,   в   старину   подносы украшали   по   краю   тонким   просечным   кружевом.   Впервые   подносы, расписанные   по   фону   и   покрытые   лаком,   появились   в   Нижнем   Тагиле   – городе, основанном тульским кузнецом Никитой Демидовичем Антуфьевым в 1725 году. Из   ковкого   кровельного   железа   уральские   кустари   делали   столики, ковши, шкатулки и покрывали их лаковой росписью. Каждая семья бережно хранила секреты своего дела, передавая их по наследству. Одной из самых знаменитых   была   семья   Худояровых.   По   преданию,   крепостной   Демидова старообрядец   Андрей   Степанович   Худояров   изобрел   замечательный, прозрачный   как   стекло   и   очень   твердый   лак,   на   котором   не   остаются царапины   от   ножа.   Сверкающая   его   поверхность   не   боялась   ни   горячего самовара, ни случайно пролитого кипятка или даже кислоты. Изготовление   каждого   подноса   состояло   из   выполнения   множества операций.   Начинал   работу   кузнец:   он   выкраивал   кровельными   ножницами кусок железа нужной формы, подбирал шесть заготовок – одна чуть меньше другой – и укреплял их на особой чугунной желобитне. Мастер­отковщик специальным молотом бил по заготовкам до тех пор, пока они не приобретали форму подноса. Далее подгибали края, по ним просекали прорезное кружево либо приделывали ручки. Затем шпаклевали, шлифовали, покрывали олифой и лакировали. Тагильские мастера использовали фоны разных цветов, иногда раскрашивали   поднос   «под   малахит»   или   «под   черепашку».   После   сушки поднос вновь тщательно шлифовали и передавали на роспись. Разнообразие форм,   великолепные   росписи   обеспечили   нижнетагильским   подносам огромную популярность. С   1825   года   железные   подносы   с   росписью   начали   выпускать   в подмосковном   селе   Жостово.   На   первых   порах   роспись   была   сюжетной: тройки, чаепития, гулянья, разнообразные ландшафты. Но со временем все это   вытеснили   цветы,   которые   были   особенно   уместны   для   украшения гостиных, трактиров, чайных. Подносное   дело   вновь   пережило   яркий   расцвет,   но   только   без худоярского лака. Секрет его изготовления строго оберегался, а затем был утрачен.   Зато   так   сложилось,   что   многослойная   декоративная   роспись жостовских умельцев перешла в Нижний Тагил. В наше время лаковые подносы делают на Жостовской фабрике декоративной росписи   и   нижнетагильском   заводе   «Эмальпосуда».   На   смену   желобитням пришли станки, штампующие заготовки 25 размеров и форм; грунт теперь растирают   в   механических   глиномешалках;   «воронение»   производят   в электропечах. А роспись по­прежнему создается умелыми руками мастеров.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ЖЕЛЕЗО И ЖЕСТЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2017