Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ СТИМУЛЯЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Репродуктивные умения с/р
– делить материал на составные
части;
– выделять главное в тексте, в
устном изложении;
– составлять план;
– составлять тезисы;
– составлять конспект текста;
– составлять конспект объяснения;
– уметь дословно рассказывать
(пересказывать);
– уметь составлять реферат по
материалу статьи, книги;
– уметь пользоваться справочной
литературой;
– находить конкретные примеры
понятия,
(перевод
абстрактного в конкретное) по
образцам
правила
Творческие умения с/р
уметь
– уметь увидеть проблему;
– уметь сформулировать проблему;
– уметь выдвинуть гипотезу;
– уметь составить план решения
проблемы, задачи;
– уметь делать обобщение, выводы;
–
систематизировать
материал;
– уметь составить доклад по теме
(на основании разных источников);
– уметь перекодировать материал
(изобразить его в виде схемы,
рисунка, диаграммы, таблицы);
– уметь решить задачу;
– уметь делать прогноз
Организационнорефлексивные умения
– уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);
– уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и
неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с
целями);
– уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную
деятельность, психические состояния
ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Приемы,
относящиеся
к содержанию
Приемы,
использующие
внешние
средства
обучения
Приемы,
относящиеся к
характеру
познавательной
деятельности
Приемы,
относящиеся к
характеру
отношений учителя
и учащихсяЗанимательность Исторические
сведения
учащихся
Умения учиться
Тонус
эмоциональной
деятельности на
уроке
Доброжелательност
ь учителя
Наглядность
Технические
средства
обучения
Нестандартные
формы урока
(ролевые игры,
деловая игра и
т. д.)
Организационны
е формы работы
(работа в парах,
группах и т. д.)
Постановка и
решение учебных
проблем
Показ в
известных
знаниях нового
аспекта
Связь с
жизнью
Новизна
Творческие работы Оптимистический
подход к ученикам
Исследовательский
подход
Открытость и
естественность
учителя
Структуриров
ание
содержания
Дидактические
игры, когда
действия учащихся
являются предметом
содержания
изучаемого
Способность
учителя к эмпатии
и рефлексии
ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
Типы
самостоятельно
й работы
1.
Самостоятельн
ые работы по
образцу
(репродуктивн
ое мышление)
Особенности
познавательной
деятельности
учащихся
Узнавание,
опознавание,
различение,
установление
подобия,
текстуальное
воспроизведение,
подведение нового
фактора под
известное понятие
Виды учебных заданий
– Решение типовых задач, примеров
по образцу;
– выполнение упражнений по образцу
и алгоритму;
– оформление иллюстраций к
изучаемым вопросам по образцам;
– проведение наблюдений, опытов,
лабораторных работ по образцам и
инструкциям;
– изготовление предметов и их частей
по образцам и инструкциям;
– дословный пересказ;2.
Трансформати
вные
(реконструктив
ные) работы, I
уровень
творчества
Осмысливание и
видоизменение,
отображение
внутренней
структуры
объектов, описание
и анализ действий с
объектом,
предвидение
возможных исходов
– перечисление свойств, признаков,
фактов;
– нахождение готовых ответов в
тексте;
– группировка, отбор материала по
образцам и примерам;
– нахождение конкретных примеров
понятия, составление правил по
данным образам
– Использование текстуальных
формулировок в новых сочетаниях;
– логически преобразованное
воспроизведение текста;
– составление ответа на вопрос на
основе различных источников
информации;
– отделение существенного в
материале от несущественного (в
текстовом виде или схематично);
– составление планов по темам;
– конспектирование;
– решение задач в нестандартных
ситуациях на изменение известных
правил, законов;
– составление задач, тезисов;
– проведение опытов, наблюдений,
лабораторных работ по неполным
(свернутым) инструкциям;
– изыскание новых средств
иллюстрирования изучаемых
вопросов;
– интерпретация (объяснение) схем,
графиков;
– задания на сравнение;