МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
Иконка файла материала формы обучения.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и   реализацию   их   потенциальных   возможностей,   является   одной   из приоритетных   социальных   задач   современного   общества.   Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при   отсутствии   валидных   методов   идентификации   одаренности   эта   работа может   привести   к   негативным   последствиям.   Вместе   с   тем   выбор психодиагностических   процедур   и   методов   работы   с   одаренными   детьми определяется исходной концепцией одаренности. Типы образовательных структур для обучения одаренных детей В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:  а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников,   а   также   обучающие   учреждения   для   детей   дошкольного   и младшего   возрастов,   обеспечивающие   преемственность   среды   и   методов развития детей при переходе в школу;  б)   систему   общеобразовательных   школ,   в   рамках   которых   создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;  в)   систему   дополнительного   образования,   предназначенную   для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление,   поддержку   и   развитие   их   способностей   в   рамках   внешкольной деятельности;  г)   систему   школ,   ориентированных   на   работу   с   одаренными   детьми   и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе   получения   общего   среднего   образования   (в   том   числе   лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т. п.). Обучение детей в условиях общеобразовательной школы Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.).  Работа   по   индивидуальному   плану   и   составление   индивидуальных программ   обучения   предполагают   использование   современных информационных   технологий   (в   том   числе   дистанционного   обучения),   врамках   которых   одаренный   ребенок   может   получать   адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.    наставник   (тьютор).   Тьютором   может Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может быть сыграть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска   помочь   своему   подопечному   выработать   наиболее   эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.    Занятия по свободному выбору – факультативные и особенно организация малых групп – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию   обучения,   предполагающую   применение   разных   методов работы.   Это   помогает   учесть   различные   потребности   и   возможности одаренных детей.  Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми,   как   организация   исследовательских   секций   или   объединений, предоставляющих   учащимся   возможность   выбора   не   только   направления исследовательской   работы,   но   и   индивидуального   темпа   и   способа продвижения   в   предмете.   Исследовательская   деятельность   обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.  Сеть   творческих   объединений   позволяет   реализовать   совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут   привлекаться   к   совместной   работе   с   педагогами   и   одновременно являться   руководителями   классных   исследовательских   секций   по   данному предмету.  Однако   привлечение   одаренных   учащихся   к   работе   исследовательских объединений   предполагает   предварительную   подготовку,   целью   которой является   развитие   интересов   и   общих   навыков   исследовательской   работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может осуществляться как в рамках специального обучения в шестой (развивающий) день, так и во время факультативных занятий.  Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является   проектный   метод.   С   учетом   интересов   и   уровней   дарования конкретных   учеников   им   предлагается   выполнить   тот   или   иной   проект: проанализировать   и   найти   решение   практической   задачи,   выстроив   свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей   позиции.   Такая   форма   обучения   позволяет   одаренному   ребенку   и учиться   вместе   со   сверстниками,   и   оставаться   включенным   в   привычные социальные   взаимоотношения,   и   вместе   с   тем   качественно   углублять   своизнания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.  Наиболее   благоприятные   возможности   для   обучения   одаренных   детей предоставляют следующие формы обучения: Дифференциация   параллелей.  В   школе   предусматривается   несколько классов   внутри   параллелей   для   детей   с   разным   видом   способностей.   Эта форма обучения является перспективной, начиная со старшего подросткового возраста   (с   9   класса),   и   особенно   актуальна   для   тех   одаренных   детей,   у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.  Перегруппировка   параллелей.  Школьники   одного   возраста распределяются   для   занятий   по   каждому   учебному   предмету   в   группы, учитывающие   их   сходные   возможности.   Один   и   тот   же   ребенок   может заниматься какими­нибудь предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) – в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по­ новому.   Эта   форма   обучения   оказывается   полезной   для   учеников   всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство.  Выделение   группы   одаренных   учащихся   из   параллели.  Предполагается объединение   в   группу   5–8   наиболее   успевающих   в   каждой   параллели школьников, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще   около   20   учеников.   С   этим   классом   обычно   работает   специально подготовленный   учитель,   который   дает   группе   одаренных   усложненную   и обогащенную   программу.   Обучение   основной   части   класса   и   группы одаренных ведется параллельно, что предусматривает различные задания. Эта форма   обучения   оказывает   положительное   влияние   в   первую   очередь   на академические результаты группы одаренных детей.  Попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что   дает   одаренным   детям   возможность   для   общения   со   сверстниками   и позволяет   им   находить   равных   себе   в   академическом   отношении   детей   и соответствующее   содержание   образования.   При   этой   форме   способные ученики   имеют   возможность   участвовать   в   течение   части   учебного   дня   в занятиях старшеклассников. Наиболее естественный вариант заключается в том,   что   одаренные   дети   имеют   возможность   заниматься   со   старшими школьниками   тем   предметом,   по   которому   они   более   всего   успевают, занимаясь   всеми   остальными   предметами   со   своими   сверстниками.   Впоследний   год   (или   несколько   лет)   одаренные   дети   должны   получить возможность   доступа   к   занятиям   по   избранным   ими   предметам   на университетском уровне.  Обогащенное   обучение   для   отдельных   групп   учащихся   за   счет сокращения   времени   на   прохождение   обязательной   программы.  В   этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий   результат,   ему   разрешается   сократить   обучение   по   обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения.  Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по   тем   или   иным   основаниям   (уровню   интеллектуальных   способностей, академическим достижениям и т. п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие: создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся   (а   не   только   для   одаренных)   благодаря   дифференциации, индивидуализации   и   гибкости   учебного   процесса;   реалистичность осуществления,   обусловленная   отсутствием   необходимости   в   каких­либо организационных,   управленческих   изменениях   на   уровне   организации учебного   процесса   в   школе,   наличии   дополнительных   помещений, преподавательских кадров и т. п.; «массовость» применения, что связано с тем,   что   одаренные   дети   есть   везде   (в   больших   и   малых   городах,   селах, населенных пунктах и т. п.). Важно   иметь   в   виду,   что   выбор   и   применение   той   или   иной   формы индивидуализации   и   дифференциации   обучения   должны   быть   основаны   не только   на   возможности   конкретной   школы,   но   и,   прежде   всего,   на   учете индивидуальных  особенностей ребенка, которые должны определять выбор оптимальной   для   него   стратегии   развития.   В   частности,   применение различных   форм   организации   учебного   процесса   в   целях   дифференциации обучения   для   одаренных   учащихся,   основанных   на   идее   группировки одаренных детей в определенные моменты образовательного процесса, может быть   эффективно   только   при   условии   изменения   содержания   и   методов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного   только   темпом   прохождения   учебной   программы,   что   не является   достаточным   для   действительного   развития   таких   детей, удовлетворения   их   индивидуальных   познавательных   запросов,   в   силу   чего выделение   одаренных   учащихся   в   отдельную   группу   может   иметь   больше отрицательных последствий, чем положительных.  Обучение детей в системе дополнительного образования Дополнительное   образование   предоставляет   каждому   ребенку возможность   свободного   выбора   образовательной   области,   профиляпрограмм,   времени   их   освоения,   включения   в   разнообразные   виды деятельности   с   учетом   их   индивидуальных   склонностей.   Личностно­ деятельный  характер  образовательного процесса  позволяет  решать одну  из основных   задач   дополнительного   образования   –   выявление,   развитие   и поддержку одаренных детей.  Дополнительное   образование   –   процесс   непрерывный.   Он   не   имеет фиксированных   сроков  завершения   и   последовательно   переходит   из   одной стадии   в   другую.   Индивидуально­личностная   основа   деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.  В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:  1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;  2)   работа   по   исследовательским   и   творческим   проектам   в   режиме наставничества   (в   качестве   наставника   выступают,   как   правило,   ученый, деятель науки и культуры, специалист высокого класса);  3) очно­заочные школы;  4) каникулярные сборы, лагеря, мастер­классы, творческие лаборатории;  5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; 6) детские научно­практические конференции и семинары.  В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития   одаренности,   как   единство   и   взаимодействие   искусств,   что   в обычной   школе   затруднено   предметным   расчленением   содержания образования. Обучение   в   школах,   ориентированных   на   работу   с   одаренными детьми (лицеях, гимназиях, нетиповых образовательных учреждениях высшей категории и т. п.). Если   целесообразность   обучения   детей   с   определенными   видами одаренности (например, в области музыки или балета) в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных   классов   и   школ   для   обучения   детей   с   общей   одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Это связано с тем, что раздельное   обучение   детей   с   общей   одаренностью   имеет   как   очевидные преимущества, так и недостатки. Большим преимуществом однородных групп является   возможность   достижения   наиболее   адекватной   скорости продвижения в обучении. В однородном классе могут быть созданы условия, наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в разнородном классе самые способные часто оказываются недогруженными. Во­вторых, в однородных   классах,   как   правило,   с   одаренными   детьми   работают   болееопытные учителя. В разнородных классах, где среди 20–30 детей находятся лишь несколько особо способных учащихся, учителя не успевают накопить достаточного опыта работы с ними. В однородных классах, напротив, учителя имеют возможность стать специалистами по обучению одаренных.  В   то   же   время   объединение   в   однородные   классы   имеет   и   недостатки, поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров, формирует   у   учащихся   элитарное   сознание.   Следовательно,   оптимизация образования   для   одаренных   заключается   в   нахождении   баланса   между обучением   в   однородных   и   разнородных   группах   и   индивидуальными занятиями.   Необходимо   подчеркнуть,   что   целесообразность   любой   формы дифференциации должна оцениваться с позиции пользы не только для группы одаренных, но и всех учеников.  При   принятии   решения   о   создании   особых   школ   и   классов   следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей. Такой анализ позволяет считать целесообразным создание подобного рода школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью только в тех случаях, когда имеются:  1)   научно   обоснованная   программа   обучения   одаренных   детей   и положительные результаты ее применения на практике;  2)   соответствующая   этой   программе   система   выявления   детей,   в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения;  3)   квалифицированные   кадры   педагогов   и   психологов,   способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей;  4)   система   обратной   связи,   позволяющая   отслеживать   эффективность работы   образовательного   учреждения   и   появление   любых   нежелательных отклонений   в   его   работе   (в   том   числе   отработанная   система   экспертизы работы подобных школ, психолого­педагогический мониторинг учащихся и т. д.);  5)   гарантии   привлечения   детей   в   школы   и   классы   для   одаренных   на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности   «нестрессового»   выхода   оттуда   на   любом   возрастном   этапе; 6) бесплатное обучение в школах и классах для одаренных.  Учитывая   особые   потребности   и   возможности   детей   с   общей одаренностью,   а   также   цели   обучения   таких   детей,   можно   выделить необходимые   требования   к   программе   обучения   для   интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:  – включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать   интерес   одаренных   детей   к   универсальному   и   общему,   ихповышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;  –   использовать   в   обучении   междисциплинарный   подход   на   основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит   стимулировать   стремление   одаренных   детей   к   расширению   и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;  –   предполагать   изучение   проблем   «открытого   типа»,   позволяющих учитывать   склонность   детей   к   исследовательскому   типу   поведения, проблемности   обучения   и   т.   д.,   а   также   формировать   навыки   и   методы исследовательской работы;  –   учитывать   интересы   одаренного   ребенка   и   в   максимальной   мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;  –   содействовать   изучению   способов   получения   знаний   (процедурных знаний, или «знаний о том, как»); – обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания,   форм   и   методов   обучения   вплоть   до   возможности   их корректировки   самими   детьми   с   учетом   характера   их   меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;  – поддерживать и развивать самостоятельность в учении;  –   гарантировать   наличие   и   свободное   использование   разнообразных источников и способов получения информации;  –   предусматривать   качественное   изменение   самой   учебной   ситуации   и учебного   материала   вплоть   до   создания   специальных   учебных   комнат   с необходимым   оборудованием,   подготовки   специальных   учебных   пособий, организации   полевых   исследований,   создания   «рабочих   мест»   при лабораториях, музеях и т. п.;  –   обучать   детей   оценивать   результаты   своей   работы   с   помощью содержательных   критериев,   формировать   у   них   навыки   публичного обсуждения   и   отстаивания   своих   идей   и   результатов   творческой деятельности;  – способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;  –   включить   элементы   индивидуализированной,   психологической поддержки   и   помощи   с   учетом   своеобразия   личности   каждого   одаренного ребенка.  Учитывая   многообразие,   разноликость   и   индивидуальное   своеобразие феномена   одаренности,   организация   работы   по   обучению   и   развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);  2)   в   какой   форме   может   проявиться   одаренность:   явной,   скрытой, потенциальной;  3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных   способностей;   психологическая   поддержка   и   помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг   образовательных   технологий,   программ   и   образовательных учреждений и т. д.;  4)  какой тип  образовательного учреждения  целесообразно использовать: специально   ориентированную   на   работу   с   одаренными   детьми   гимназию, общеобразовательную   массовую   школу,   учреждение   дополнительного образования и т. д.  В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен   иметь   возможность   получить   в   школе   такое   образование,   которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.  Тем   не   менее   необходимо   признать,   что   наиболее   перспективной   и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации»,   то   есть   на   основе   смешанного   обучения   при   условии осуществления  дифференцированного  и  индивидуализированного  подходов. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста   квалификации   педагогов,   внедрения   развивающих   и личностноориентированных   методов   обучения,   использования   ресурсов Интернет­технологий,   создания   обогащенной   школьной   образовательной среды   и   т.   д.   существующие   на   данный   момент   варианты   «внешней дифференциации», возможно, окажутся сведенными к минимуму.