МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
30.07.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»
Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
методы и средстваобучения.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» Методы   обучения   как   способы   организации   учебной   деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными   являются   методы   творческого   характера   –   проблемные, поисковые,   эвристические,   исследовательские,   проектные   –   в   сочетании   с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.  Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры обучающихся IX класс Мыслительные умения и навыки 1.  Развивать   мысль   в   логике   поставленного   вопроса,   ставить   встречные вопросы,   включаться   в   коллективное   обсуждение,   овладевать   нормами диалогической речи. Излагать отобранный и систематизированный материал в соответствии с поставленной учебной задачей, используя при необходимости приемы   проблемного   изложения,   различные доказательства. Делать сообщения, доклады на основе различных источников знания, включая циклы теле­ и радиопередач. Учиться готовить рефераты с элементами   анализа,  свободным   использованием   цитат,  ссылок   на  авторов, введением собственных оценок и выводов. Самостоятельно устанавливать в ответе межпредметные связи.    форму   рассуждения, 2.   Пользоваться   следующими   видами   письменных   работ:   выписками (цитаты), изложением, сочинением, записью под диктовку, планом, тезисами, конспектом,   отзывом,   рецензией,   заметкой,   объявлением,   распиской, протоколом,   заявлением,   автобиографией.   Делать   выписки   в   связи   с изучаемым   материалом,   писать   сочинения   (400–850   слов)   по   одному   или нескольким   произведениям,   по   источникам   разного   характера   (например художественный текст и его экранизация); постоянно пользоваться планами, тезисами, конспектами для сокращения и передачи содержания; вести записи лекций, выступлений учащихся; уметь написать рецензию на книгу, фильм, спектакль;   анализировать   разностороннюю   информацию   во   внеклассной учебно­познавательной работе.  Ознакомиться с понятиями «структура» и «система». Совершенствовать умения   осуществлять   целостный   анализ   в   единстве   содержания   и   формы. Упражняться   в   анализе   учебной   информации   межпредметного   характера, учиться   анализировать   межпредметные   связи   и   умения.   Совершенствовать умение   анализировать   свою   познавательную   деятельность,   а   также познавательную   деятельность   учителя   и   одноклассника   по   самостоятельно составленным   логическим   схемам.   Учиться   применять   освоенные   виды анализа   в   разнообразной   творческой   деятельности.   Пользоваться сформированными   умениями   выделять   главное   для   выявления   системы алгоритмов, опорных конспектов и т. д. Учиться самостоятельно составлять сложные планы, тезисы, конспекты.    взаимосвязи, 3.   Учиться   сравнивать   содержание   нескольких   тем,   тенденции, закономерности,   методы   работы. Совершенствовать умение сравнивать учебно­познавательную, практическую и организационную деятельность разных лиц групп и коллективов. Переносить знание о сути и правилах­ориентирах сравнения на другие предметы и виды деятельности,   учиться   составлять   модели   сравнения.   Делать   выводы   из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам.    общеучебные 4.   Широко   применять   сформированные   во   II–VIII   классах   умения эмпирического   и   теоретического   обобщения,   начать   формирование обобщений диалектического типа. Продолжать учиться использовать ТСО и другие   средства   обучения   для   обобщения   информации,   полученной   в классной   и   домашней   работах.   Учиться   обобщать   данные,   полученные   в процессе   сравнения   сложных   объектов.   Обобщать   материал   нескольких учебных тем, тенденций, закономерности, связи, отношения при выполнении проблемных заданий сравнительно­систематизирующего характера. Находить межпредметные   связи   в   учебном   задании,   параграфе,   теме,   обобщать общеучебные методы и приемы работы. Совершенствовать умение обобщать познавательную,   общественную,   другую   деятельность   лиц,   групп   и коллективов.   Учиться   составлять   самостоятельно   правила­ориентиры приемов   умственной   деятельности.   Овладевать   проблемным   обобщением информации, результатов дискуссии, деловой игры.  5.   Применять   умения   строить   эмпирические   определения   в   учебно­ познавательной   деятельности.   Познакомиться   с   сутью   и   структурой некоторых видов научных определений (генетических, системных). Учиться анализировать   и   оценивать   определения   учителя,   учебника,   товарища, составлять   схемы   и   правила   определений.   Пользоваться   для   построения правильных определений различных средствами обучения.  6.   Учиться   применять   сформированные   во   II–VIII   классах   умения эмпирической   и   теоретической   конкретизации   в   работе   с   различной   по источнику,   характеру   сложности   и   назначению   информацией,   выражая результаты   в   развернутом   рассказе,   отчете,   докладе,   сочинении.   Начать формирование   конкретизации   типа   «восхождение   от   абстрактного   к конкретному».   Учиться   исследовать   общие   положения,   тенденции,   законы, соотнося   с   явлениями,   процессами   реального   мира,   расшифровывать обобщенные   методы   учебной   деятельности.   Конкретизировать межпредметные связи параграфа, темы, разделы. Применять знания о сути, структуре   и   правилах­ориентирах   в   учебно­познавательной   деятельности, учиться   составлять   такие   правила   в   ходе   групповой   и   самостоятельной работы.  7.   Применять   умения   и   навыки   доказательства   и   опровержения, сформированные   во   II–VIII   классах,   при   решении   познавательных   и практических задач, в рассуждениях, дискуссиях, в отчетах о лабораторных и практических работах, об экскурсиях. Осмысленно владеть сутью структуры и   правилом­ориентиром   доказательства.   Осваивать   опыт   проблемного доказательства   и   опровержения   дедуктивным   способом.   Знакомиться   с новыми способами опровержения, доказательства противоположного тезиса, опровержения результатов. Переносить освоенные способы на внеклассную, учебную, практическую, организационную и общественную работу.  Применять опыт творческой деятельности, полученный во II–VIII классах, при   решении   новых   задач.   Понимать   предложенную   проблему.   Оценивать проблемную   ситуацию,   формулировать   проблему,   аналогичную   данной.   На основе   наблюдений,   опытов,   анализа   различной   информации   учиться формулировать   и   обосновывать   гипотезу,   осуществлять   ее   доказательство. Строить   план   решения   той   или   иной   задачи.   Комбинировать   и преобразовывать   известные   способы   решения,   учитывая   возможные альтернативы.   Сравнивать   разные   варианты   решений,   осуществлять   поиск новых.   Переносить   добытые   знания   и   способы   деятельности   на   решение проблем   внутрипредметного   и   межпредметного   характера,   в   домашнюю   и другую внеклассную работу познавательного и практического характера.  Умения   и   навыки   работы   с   книгой   и   другими   источниками информации   доступную   учебную   тему. 1.   Самостоятельно   изучать   рекомендованные   программой   отдельные первоисточники,   Выполнять   задания воспроизводяще­творческого   характера   с   преобладанием   элементов творческой   деятельности;   проблемные   задания   сравнительно­обобщающего типа. Устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний, пользоваться   различными   приемами   анализа   и   синтеза,   применять   их   к материалу межпредметного характера. Владеть приемами доказательства.  2.   Определять   структуру   звучащего   текста,   соответствие   литературной формы   содержания   текста.   Использовать   различные   формы   фиксирования звучащего   текста   (план,   тезисы,   конспект,   таблицы,   графики).   Критически воспринимать   свою   и   чужую   звучащую   речь,   определять   способы   ее совершенствования.   Овладевать   особенностями   языка   учебных   передач   по радио и телевидению. Умения   и   навыки,   связанные   с   культурой   устной   и   письменной   речи 1. Анализировать смысл и характер вопросов. Развивать мысль в логике поставленного   вопроса,   аргументировать   свою   позицию.   Пользоваться формами диалогической речи для решения различных учебных задач. Логично излагать   материал   межпредметного   характера,   взятый   из   различных дисциплин при раскрытии одного вопроса, использовать приемы проблемного изложения   материала.   Применять   средства   наглядности   (ТСО,   записи, зарисовки, чертежи) во время собственного ответа. Рецензировать учебный материал, ответ ученика, придавая анализу целостную, законченную форму.  2.   Использовать   следующие   виды   письменных   работ:   выписку,   план, тезисы, конспект, сочинение, доклад, реферат, отзыв, рецензию, аннотацию, заметку,   запись   под   диктовку,   объявление,   расписку,   протокол,   заявление, автобиографию.   Писать   сочинение   (350–400)   слов   разных   видов,   тексты докладов,   рефератов,   рецензии,   аннотации   к   книгам,   фильмам,   теле­   и радиопередачам.   Пользоваться   выписками   из   книг.   Вести   записи   за докладчиком,   учителем,   лектором.   Пользоваться   сокращенными   видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма), редактировать свой и чужой текст.  X класс Мыслительные умения и навыки 1.   Широко   применять   сформированные   умения   эмпирического, теоретического и структурно­генетического анализа в классной и домашней работах   различного   характера.   Уметь   определять   сущность   и   структуру учебной информации. Совершенствовать умение анализировать информацию межпредметного характера, вычленять и анализировать межпредметные связи (пространственные,   временные,   причинно­следственные,   иерархические   и другие).   Уметь   анализировать   художественное   произведение,   научно­ популярный   текст,   диалогическую   речь,   вопросы   с   точки   зрения   единства формы   и   содержания.  Строить   ответ,   учитывая   логику   вопросов,   диалога. Учиться   анализировать   сложные   методы   учебно­познавательной деятельности:   моделирование,   системно­структурный   подход,   восхождение от абстрактного к конкретному и другие.  2. Учиться выделять главное в различной информации, в сложных методах познавательной деятельности, фиксировать результаты в различных знаковых и образных формах. Понимать зависимость результатов выделения главного от   цели   и   точки   зрения.   Самостоятельно   составлять   опорные   конспекты, тезисы,   сложные   планы.   Творчески   пользоваться   правилами­ориентирами выделения главного, учиться составлять такие правила самостоятельно. 3. Активно применять в различных видах учебной деятельности все формы сравнения   (параллельное,   последовательное,   отсроченное;   частичное   и полное;   эмпирическое   и   теоретическое).   Уметь   выполнять   задания сравнительного   обобщающего   характера,   составлять   системно­структурные характеристики   объектов.   Продолжать   учиться   сравнивать   способы деятельности   (методы,   приемы,   алгоритмы),   способы   решения   задач. Пользоваться   межпредметным   сравнением   явлений   в   родственных   языках, теориях,   законах.   Продолжать   учиться   сравнивать   учебно­познавательную, практическую,   организационную,   общественную   деятельность   разных   лиц, групп,   коллективов.   Применять   известные   правила­ориентиры   и   модели сравнения.   Делать   из   сравнения   теоретические   и   практические   выводы, заканчивать их обобщением.  4. Учиться системно­структурному анализу, сравнению и обобщению. На основе   теоретических   знаний   и   правил­ориентиров   выполнять   задания проблемно­обобщающего   характера,   устанавливать   межпредметные   связи   в рассказе учителя, ответе товарища, обобщать ход дискуссии, деловой игры, итоги конкурса, телепередачи, спектакля. Обобщать различную деятельность лиц, групп и коллективов, методы познавательной и практической работы. Фиксировать   обобщение   в   удобной   и   краткой   форме.   Учиться   приемам мысленного моделирования.  5.   Совершенствовать   умение   определять   понятия.   Применять   умение строить эмпирические и теоретические определения при освоении различной информации.  6. Творчески использовать сформированные умения конкретизировать для исследования и расшифровки различной по источнику, объему и сложности информации. Применяя методы системно­структурного анализа, сравнения и обобщения,   учиться   выражать   результаты   конкретизации   в   развернутой системе   суждений   (рассказе,   отчете   о   наблюдении,   лаборатории   и практической работах, в сочинении, докладе, дискуссии).  7.   Активно   применять   сформированные   умения   доказательства   и опровержения, учиться способам опровержения (с помощью контрпримеров, контрообразов).   Осмысленно   владеть   сутью,   структурой   и   правилом­ ориентиром   доказательства   в   отчетах,   докладах,   сочинениях.   Уметь отстаивать свой тезис, приводить  аргументы в его защиту, делать выводы, опровергать   аргументацию   оппонента.   Учиться   находить   необходимую   и достаточную   аргументацию   при   решении   познавательных   задач,   в самостоятельных исследованиях.  8.   Применять   известные   процедуры   творческой   деятельности   для понимания   проблем   и   проблемных   ситуаций.   Использовать   приемы проблемного изложения, уметь активно включаться в эвристическую беседу, решать   различные   познавательные   задачи.   Переносить   добытые   знания   и способы   деятельности   на   решение   проблем   межпредметного   характера,   во внеклассную работу.  Умения   и   навыки   работы   с   книгой   и   другими   источниками информации  1.   Самостоятельно   изучать   отдельные   вопросы   школьной   программы, фиксировать   в   записях   их   основное   содержание;   анализировать   учебный материал,   вскрывать   закономерности,   выявлять   аналогии.   Овладевать наиболее общими способами решения относительно широкого круга проблем данной   научной   области,   приемами   систематизации   учебного   материала внутри   предмета   на   основе   межпредметных   связей.   Уметь   устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний и приемов умственной деятельности.  2. Владеть навыком аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на   слух.   Осуществлять   в   зависимости   от   поставленной   цели   локальный (частичный)   или   целостный   (всесторонний)   анализ   звучащего   текста. Использовать различные формы записи в процессе слушания учебных текстов, сформированные приемы осмысления учебных радио­ и телепередач.  3. Систематически работать в библиотеках с общественно­политичес­кой, научной, художественной,  справочной  литературой,  совершенствовать  свою библиографическую   грамотность.   Развивать   умение   в   короткий   срок подобрать   необходимую   литературу,   использовать   рациональные   способы ознакомления   с   нею   с   целью   обработки   и   систематизации   интересующей информации.  Развитие исследовательских умений и навыков Развивать следующие исследовательские умения и навыки:  – выявление и постановка проблемы;  – уточнение неясных вопросов;  – формулирование гипотезы;  – планирование и разработка исследовательских действий;  – сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);  – сопоставление данных и умозаключений;  – подготовка и написание сообщений;  – выступление с подготовленным сообщением;  – переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;  – проверка гипотез;  – построение обобщений и выводов.  Мыслительные умения и навыки  XI класс 1.   Осознание   необходимости   применять   различные   виды   анализа   в зависимости   от   цели   и   характера   учебного   задания.   Уметь   выявлять тенденции,   закономерности,   переносить   сформированные   аналитические умения   с   одного   вида   деятельности   на   другой.   Пользоваться сформированными   умениями   анализа   различных   способов   учебной деятельности   в   репродуктивных   и   творческих   заданиях.   Учиться анализировать ход дискуссии, удерживая в поле зрения основную тему.  Развивать   умение   анализировать   деловые   и   имитационные   игры. Использовать различные технические средства при выполнении аналитических действий.  Применять сформированное умение выделять главное, переносить его на различные виды деятельности (учебной, трудовой, общественной и другой). Уметь   выделять   главное   в   различной   по   объему,   характеру   и   назначению информации,   в   способах   деятельности   методологического   характера. Фиксировать главное в различной знаковой и образной форме. Анализировать данные и самостоятельно составлять опорные конспекты­модели выделения главного,   тезиса,   сложные   планы,   самостоятельно   составлять   правила­ ориентиры   выделения   главного.   Ввести   умение   выделять   главное   в   общую систему умений мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение и т. д.).  2.   Творчески   применять   сформированные   за   годы   обучения   различные виды   и   формы   сравнения.   Выполнять   проблемные   задания   на   основе сравнительно­структурного   подхода.   Выполнять   познавательные   задания различной степени сложности, в основе которых лежит сравнение.  Продолжать   учиться   сравнивать   способы   деятельности,   в   том   числе методологического   характера,   пользоваться   межпредметным   сравнением. Творчески   применять   основные   правила­ориентиры   и   модели   сравнения, учиться   самостоятельно   фиксировать   результаты   сравнения   в   различной знаковой форме. Делать теоретические и практические выводы из сравнения, заканчивая его обобщением, применять прием сравнения и его результаты в творческой деятельности.  Применять   сформированные   умения   обобщать   различную   по   источнику, объему,  характеру,  сложности  информацию.  Продолжать   учиться  наиболее сложным   способам   обобщения:   диалектическому,   системно­структурному. Выполнять   задания   проблемно­обобщающего   характера,   устанавливать межпредметные связи в различной учебной информации. Широко переносить умение   обобщать   на   другие   виды   деятельности   (практическую, организационную, общественную и т. д.), учиться обобщать методы и приемы интеллектуальной   и   практической   деятельности,   в   оптимальной   форме фиксировать обобщение.  4. Применять умения строить эмпирические и теоретические определения при   освоении,   примении   и   обобщении   различной   учебной   информации. Совершенствовать   оценочные   суждения   по   заданным   критериям,   учиться устанавливать такие критерии самостоятельно.  5. Творчески применять сформированные умения, конкретизировать для исследований,   расшифровки   и   применения   различной   информации. Продолжать учиться наиболее сложным видам конкретизации; восхождения от абстрактного к конкретному на основе системно­структурного анализа и моделей.   Уметь   расшифровывать   межпредметные   связи   в   различной информации. Учиться переносить умения и навыки конкретизации на другие виды деятельности, расшифровывать  обобщения, данные в любой знаковой форме.  6. Активно применять освоенные виды доказательств: прямое и косвенное, индуктивное   и   дедуктивное,   доказательство   по   аналогии.   Владеть   всеми видами   опровержения.   Участвовать   в   докладах,   диспутах,   конференциях, уметь отстаивать свои взгляды, ставить вопросы.  7.   Пользоваться   некоторыми   методами   научного   познания.   Уметь проблемно излагать знания, участвовать в эвристической беседе и проводить ее в младших классах, выполнять учебные исследования.  8.   Использовать   сформированные   мыслительные   умения   и   навыки самообразования.   Творчески   применять   знания,  умения,   навыки   и   способы познавательной   деятельности   в   новых   условиях,   в   том   числе   в   различных видах   научно­образовательной   и   поисково­творческой   деятельности   (на уроках, семинарах, практикумах, конференциях, факультативах, собраниях, политинформациях, в учебном и социальном проектировании и т. д.). Развитие исследовательских умений и навыков Развивать следующие исследовательские умения и навыки:  – выявление и постановка проблемы;  – уточнение неясных вопросов;  – формулирование гипотезы;  – планирование и разработки исследовательских действий;  – сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);  – анализ и синтез собранных данных;  – сопоставление данных и умозаключений;  – подготовка и написание сообщений;  – выступление с подготовленным сообщением;  – переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;  – проверка гипотез;  – построение обобщений и выводов;  – разработка проекта;  – защита проекта.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2017