Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Принципы, цели, содержание и методы обучения.
Общие принципы обучения
К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех
детей школьного возраста, относятся:
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип учета возрастных возможностей.
Цели образования
Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой
социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают
определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания,
которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в
определенных предметных областях, а также создание условий для
познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В
зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или
иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к
одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие
моменты.
Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях,
составляющих общее среднее образование. В то же время психологические
особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении
этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в
отношении традиционной цели обучения,
связанной с усвоением
определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой
специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и
широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие
целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных
областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и
возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в
отдельных предметных общеобразовательных областях или в других
областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для
многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть
нелегким делом.Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является
обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и
дарований с целью их последующей реализации в профессиональной
деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно
значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую
очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной
цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность
ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо
важная задача обучения одаренных детей.
Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью
могут быть выделены следующие:
– развитие духовнонравственных основ личности одаренного ребенка,
высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое
применение оно будет иметь);
– создание условий для развития творческой личности;
– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие
самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
– обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого
уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого
уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с
индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Содержание образования
В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к
разработке содержания учебных программ.
1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности
определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях,
когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и
отсутствия необходимых условий обучения применение других форм
организации учебной деятельности не представляется возможным.
2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,
которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной
конкретной области знания или области деятельности. При этом
предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей
знания.
3)
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное
содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет
установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточновремени для свободных,
деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
нерегламентированных занятий любимой
4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование
личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит
в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений,
поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует
формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных
областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие
программы не существуют как самостоятельные
(учебные,
общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных
программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.
Методы и средства обучения
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся
являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития
познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к
обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и
основными являются методы творческого характера – проблемные,
поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с
методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы
имеют высокий познавательномотивирующий потенциал и соответствуют
уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они
исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих
важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости,
самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и
способности к сотрудничеству и др.).