Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАБОТЕ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет.
По своей природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том,
что не все из них об этом знают.
Проблема "нераскрытости" детей заключается в том, что воспитание в
семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система
образовательного процесса в школе не позволяет "рассмотреть" особенности
каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе
предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований,
которые к нему предъявляются.
И на таком фоне особенности системы дополнительного образования
имеют свои преимущества.
Ведь основная функция системы дополнительного образования
детей – дети должны соответствовать самим себе.
Время, которое ребенок проводит на кружковых занятиях, позволяет
уделить более пристальное внимание каждому ребенку, а именно:
– выявить его сферу интересов;
– определить особенности психофизиологической личности ребенка;
– развить способности ребенка;
– помочь ребенку выявить его профессиональные наклонности;
– поверить ему в свои способности, в свою неповторимость;
– осознать себя, как личность.
Приемы педагогической аттракции, здесь могут быть самыми разными – от
непосредственного прямого воздействия – педагогического управления до
педагогической помощи и педагогического сопровождения – метода, который
предоставляет больше свободы воспитаннику в его действиях. Занятия в
кружках предполагают, что дети в процессе занятий приобретают не только
различные навыки, но и получют дополнительные знания по предметам.
Для более полной реализации целей и задач образовательной программы
используются элементы личностноориентированной модели образования.
Личностноориентированная модель образования базируется на
следующих постулатах:
– если есть возможность убеждать, а не приказывать, педагог выбирает
просьбу и убеждение;
– если есть возможность не подавлять ребенка, а строить отношения на
равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных;– если есть возможность не навязывать детям, ученикам чтолибо, а
предоставлять свободу выбора, то педагог предоставляет им свободу выбора;
– если есть возможность принять учащихся такими, какие они есть, то
педагог принимает их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и
недостатками;
– если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то этот
шанс надо использовать.
Таким образом, предлагаемая модель образования базируется на
равноправии субъектов педагогического процесса, принятии ценности
внутреннего мира каждого каждым, организации совместной деятельности на
основе сотрудничества.
Для реализации этой модели образования необходимо ведение
нетрадиционных форм работы с учащимися, например групповых занятий по
психологии с элементами социальнопсихологического тренинга. В этом
контексте хотелось обозначить личностные характеристики педагога, которые
обеспечивают эффективность данной деятельности. По мнению известного
гуманистического психолога Карла Роджерса, это – теплота в
отношениях, искренность, эмпатия и, безусловно, позитивное
отношение к другим людям, а также уверенность в себе, оптимизм,
интуиция и настойчивость.
Без них невозможно достичь результата в любом деле, а тем более в
оказании психологопедагогической поддержки подрастающим людям.
Существует простое педагогическое правило:
"Внушай уверенность и помогай!"
В наших силах внушить ребенку, что он талантлив, что он обладает
способностями в познании разных наук, что у него есть необходимые
личностные качества, которые в дальнейшем помогут ему работать в
различных сферах.
Формы и методы, которые используются в процессе обучения, просты и
понятны каждому педагогу:
индивидуальная работа,
работа в группах,
проведение тестов,
решение творческих задач,
просмотр видеофильмов,
проведение занятий с элементами тренинга и т. д. и т. п.