МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
Иконка файла материала принципы и методы выявления.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  «ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» Выявление   одаренных   детей   –   продолжительный   процесс,   связанный   с анализом   развития   конкретного   ребенка.   Эффективная   идентификация одаренности посредством какой­либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.   Поэтому   вместо   одномоментного   отбора   одаренных   детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей   в   процессе   их   обучения   по   специальным   программам   (в   системе дополнительного   образования)   либо   в   процессе   индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).  Психометрические   тесты   могут   использоваться   в   качестве   одного   из множества   источников   дополнительной   информации   в   рамках   программы идентификации   одаренного   ребенка,   но   ни   в   коем   случае   не   в   качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».  Психолого­педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:  1)   комплексный   характер   оценивания   разных   сторон   поведения   и деятельности   ребенка,   что   позволит   использовать   различные   источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;  2) длительность процесса идентификации;  3)   анализ   поведения   ребенка   в   тех   сферах   деятельности,   которые   в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;  4)   экспертная   оценка   продукта   деятельности   детей   (рисунков, стихотворений,   технических   моделей,   способов   решения   математических задач и пр.) с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации и   соответствующей   предметной   области   деятельности   (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д);  5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному   уровню   его   психического   развития,   но   и   с   учетом   зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной  и образовательной   среды   при   разработке   индивидуализированной   стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно   организовывать   определенные   развивающие   влияния   и   снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;  6)   многократность   и   многоэтапность   обследования   с   использованием множества   психодиагностических   процедур,   отбираемых   в   соответствии   с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;7)   диагностическое   обследование   желательно   проводить   в   ситуации реальной   жизнедеятельности,   приближая   его   по   форме   организации   к естественному эксперименту;  8)   использование   таких   предметных   ситуаций,   которые   моделируют исследовательскую   деятельность,   и   позволяет   ребенку   проявить   максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;  9)   анализ   реальных   достижений   детей   и   подростков   в   различных   спортивных   соревнованиях, предметных   олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;    конференциях, 10)   преимущественная   опора   на   экологически   валидные   методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной   ситуации,  –   анализ   продуктов   деятельности,  наблюдение,   беседа, экспертные оценки учителей и родителей.  Однако   комплексный   подход   к   выявлению   одаренности   не   избавляет полностью   от   ошибок.   В   результате   может   быть   «пропущен»   одаренный ребенок   или,   напротив,   к   числу   таковых   может   быть   отнесен   ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).  При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:  а)   актуальный   уровень   развития   одаренности,   достигнутый   на   данном возрастном этапе;  б)   особенности   конкретных   проявлений   одаренности,   связанные   с попытками ее реализации в различных видах деятельности;  в) потенциальные возможности ребенка к развитию.