Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с
анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация
одаренности посредством какойлибо одноразовой процедуры тестирования
невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей
необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных
детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе
дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного
образования (в условиях общеобразовательной школы).
Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из
множества источников дополнительной информации в рамках программы
идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве
единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок
является «одаренным» либо «неодаренным».
Психологопедагогический мониторинг, используемый с целью выявления
одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники
информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации;
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков,
стихотворений, технических моделей, способов решения математических
задач и пр.) с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации
и соответствующей предметной области деятельности (математиков,
филологов, шахматистов, инженеров и т. д);
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к
актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны
ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и
образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии
обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по
особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых
можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать
типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием
множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с
предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации
реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к
естественному эксперименту;
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют
исследовательскую деятельность, и позволяет ребенку проявить максимум
самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных
спортивных соревнованиях,
предметных олимпиадах,
творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;
конференциях,
10) преимущественная опора на экологически валидные методы
психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в
реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа,
экспертные оценки учителей и родителей.
Однако комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет
полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный
ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок,
который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности
(случаи рассогласования диагноза и прогноза).
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном
возрастном этапе;
б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с
попытками ее реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка к развитию.