Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ»
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках
каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору
учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие
специфике гимназии учреждения, в случае отсутствия такой программы среди
опубликованных необходима их корректировка либо создание авторских
программ.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на
непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей
самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько
фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление,
побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее
самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той
цели, для достижения которой они прилагают столько духовных,
интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться
специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках
индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении
одаренного учащегося может реализоваться стратегия ускорения (имеется в
виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими
учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим
познавательным уровням и области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со
стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать
дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности
развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся
должны быть ориентированы на более сложное содержание, направленное на
увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны
органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися
гимназии и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини
курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги,
способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно
практической работы или творческих зачетов и т. п.Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными
учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в
особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся
должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо
подготовленными и способными школьниками. Это позволит создать условия
для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для
выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально
возможного развития всех учащихся. Однако при этом не исключается
возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими
различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп
учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае
необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала
отдельных учебных дисциплин.
Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и
внеурочные.
Основной формой организации учебного процесса в гимназии остается
урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться
значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и
индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить
групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные
формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды
деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы
работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в
условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм,
методов и приемов работы.
кружки,
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию
одаренных учащихся различные факультативы,
конкурсы,
интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и
конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской
работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных гимназистов и на
выявление скрытых одаренности и способностей, является система
внеклассной воспитательной работы в ОУ, основой формирования которой
выступает «погружение в культуру». Функции системы – обучающая,
развивающая и воспитывающая, а организующим началом является игра.