Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«ТЕСТ НА ИЗУЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ
ЗАДАЧ НА ВООБРАЖЕНИЕ»
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с
нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов,
например, ствол с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т. д., и
простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.).
Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7–8 лет просят дорисовать каждую из
фигур так, чтобы получилась какаянибудь картинка. Предварительно можно
провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что
бывают похожи облака на небе, и т. д.).
О б р а б о т к а д а н н ы х. Выявляют степень оригинальности, необычности
изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на
построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не
дорисовывает его, а рисует рядом чтото свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное,
схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными
деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в
какойнибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая
зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому
сюжету (девочка гуляет с собачкой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно поновому. Если в
1–4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок
(кружок – голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из
второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже
не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).