В статье даны определения проекта, метода проекта. Представлены умения и навыки, которые формируются во время проектирования и исследования у обучающихся на уроке и во внеурочное время. Даны рекомендации для педагогов начальной школы по организации данной работы. Также представлены этапы реализации проекта.
Урок-проет.docx
«Урок – проект»
Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта,
состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его
представления в рамках устной или письменной презентации».
Проект – это совокупность определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета,
создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая
деятельность.
Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать
образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные
проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности
учащегося.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления. Этот метод всегда ориентирован самостоятельную деятельность
учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся
выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с
доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различаю
исследовательские, творческие. Приключенческоигровые, информационные и
практикоориентированные проекты.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебнопознавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение
общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности
является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте
деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей
и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана,
программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации
проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это
возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта
деятельность позволит прочить себя индивидуально или в группе, попробовать
свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично
достигнутый результат. Это деятельность, направлена на решение интересной
проблемы, сформулированном зачастую самими учащимися в виде задачи, когда
результатом этой деятельности — найденный способ решения проблемы носит
практический характер, имеет важное принадное значение и, что весьма важно,
интересен и значим самим их открывателей. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя —это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое
позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению
проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач,
вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности
ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения
проблемы проекта);
представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально
подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной
презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и
сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации,
и усвоению
необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том
числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии
изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы,
детализации и обобщению).
Для обучающихся в начальной школе
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать
возрастные психологофизиологические особенности детей младшего
школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания
учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования,
обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в
области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта ил и исследования целесообразно ограничить 12
неделями в режиме урочновнеурочных занятий или 12 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению
приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.
Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки
наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками
информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег
педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и
исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях,
начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов,
рефлексия, планирование действий и так далее), возможно проведение в 3м
классе во 2м полугодии одного проекта или исследования, в 4м — двух
проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени,
проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное
время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.
информационных источников,
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности
обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов,
оборудования,
консультантов и пр.),
формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и
исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе
работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий
поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соеди
няются в общее технологическое умение в процессе работы над проектом или
исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и
методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное
введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения
практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым
распределением работы и группе.
Мыследеятелъностные:
Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности
нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её.
штурм),
проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение
гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения
(гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности,
планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
выдвижение идеи
(мозговой
Презентационные:
построение устного доклада (сообщения) о
проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации
(продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности,
подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить
компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в
гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов. Информационные: структурирование информации, выделение главного,
приём и передача информации, представление в различных формах,
упорядоченное хранение и поиск.
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места,
подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов
(реактивов),
наблюдение хода
эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
проведение собственно эксперимента,
Этапы реализации проекта:
1.«Запуск» проекта (Разработка проектного задания);
Задача этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и
распределение в них ролей, определение источников информации, постановка
задач, выбор критериев оценки результатов.
2.Сбор информации;
Задача этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и
парах, анализируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
3.Подготовка продукта и презентации проекта;
4.Презентация;
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
5.Рефлексивное последствие.
Ученики – участники проекта делятся мнениями, отвечают на вопросы.
(Например: Работу какой творческой группы вы хотели бы особо оценить? Что
не удалось в нашем проекте? Какие рекомендации вы хотели бы дать своим
коллегам на будущее?)
Продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет
результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы,
которые находят практическое применение в реальной жизни.
Методический материал по теме "Урок-проект"
Методический материал по теме "Урок-проект"
Методический материал по теме "Урок-проект"
Методический материал по теме "Урок-проект"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.