Методический материал "Самообразование педагогов"

  • Документация
  • docx
  • 30.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ч ч ч ч ч ч ч ч чч ч ч ч чч ч ч ч ч чч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч чч ч ч ч
Иконка файла материала материалы самообр..docx
Методическое совещание «Самообразование педагогов» Цель:  Непрерывное   совершенствование   уровня   педагогического   мастерства преподавателей и их компетенций в области определенной науки (учебного предмета) и методики преподавания, направленной на повышение качества обученности учащихся  «Мастерство учителя – это специальность,  которой надо учиться» А.С.Макаренко      Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой   преподавания,   но   и   ориентироваться   в   различных   сферах   общественной жизни,   быть   культурным   человеком   в   широком   смысле   этого   слова.   Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования мастерства все чаще выступает самообразование.   человека, которая:     Под   самообразованием   традиционно   понимают   познавательную   деятельность  осуществляется добровольно;  управляется самим человеком;  необходима для осознанного совершенствования каких­либо качеств индивида.     Способность   к   самообразованию   не   формируется   у   педагога   одновременно   с   получением   диплома   педагогического   вуза,   а   развивается   в   процессе   работы   с источниками   информации,   анализа   и   самоанализа   деятельности.   Однако   это   не означает,   что   самообразованием   должен   и   может   заниматься   педагог   со   стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т.к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли   учителя,   занять   достойное   место   в   обществе   через   профессию.   Например,   в квалификации   Р.Фуллера   представлены   три   стадии   профессионального   становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:   который   отмечен   личными (первый   год   работы,  «выживание»   профессиональными затруднениями);  «адаптация» (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым внимание учителя к своей профессиональной деятельности);  «зрелость» (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).      Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие,   учитель   испытывает   необходимость   изучить   соответствующую литературу, познакомиться с передовым опытом ит.п. Формы организации самообразования       Рассмотрим   наиболее   часто   используемые   формы   организации   самообразования, отметив их преимущества и недостатки. 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.  Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получение квалифицированной   помощи   от   специалиста­преподавателя,   а   также возможность обмена опытом между коллегами.Недостатки: ­ эпизодичность прохождения курсов; ­ время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы школы и самого преподавателя; ­ качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т.к. нет серьезного изучения  потребностей педагогов и  дифференциации   с  учетом потенциала слушателей 2. Получение второго высшего образования или второй специальности.      Главные достоинств такой формы самообразования:   ­   возможность   выстраивать   индивидуальную   траекторию   образования,   т.к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; ­ система «ученый­учитель», при которой обучение ведут ученые­специалисты.         Недостатки:        ­ нехватка у педагогов свободного времени;        ­ дороговизна обучения. 3. Дистанционные   курсы   повышения   квалификации,   конференции,   семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: ­ возможность пройти их в удобное для педагога время; ­   возможность   выбора   темы   по   интересующим   и   наиболее   актуальным   для конкретного педагога вопросам. Недостатки: ­ дистанционные курсы проводятся на платной основе; ­   документы,   подтверждающие   факт   прохождения   дистанционного   обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т.е. их не учитывают при проведении очередной аттестации 4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя; ­ научно­исследовательскую работу по определенной проблеме; ­ посещение библиотек, изучение научно­методической и учебной литературы; ­ участие в педагогических советах, научно­методических объединениях; ­ посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; ­ теоретическую  разработку  и практическую  апробацию разных форм  уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.    Однако как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют   учителя,   ­   отсутствие   времени,   стимулов,   нехватка   источников, информации и др. 5. Сетевые   педагогические   сообщества  –   новая   форма   организации самообразования учителей      Сетевое  педагогическое  сообщество  –  это  интернет­ресурс,  созданный  для общения   единомышленников,   педагогов   различных   регионов   нашей   страны, желающих   поделиться   опытом,   поспорить,   рассказать   о   себе,   узнать   нужную информацию.Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: ­ использование открытых информационных ресурсов; ­ самостоятельное создание сетевого учебного содержания; ­ освоение информационных концепций, знаний и навыков; ­ наблюдение за деятельностью участников сообщества.    Главные преимущества этой формы самообразования: ­ обмен опытом осуществляется между учителями­практиками; ­ методическая помощь является персональной и адресной; ­ попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. Диагностика и планирование процесса самообразования Технология организации самообразования педагогов представляется в виде следующих этапов: 1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на   самостоятельную   работу,   анализ   затруднений,   постановку   проблемы,   изучение психолого­педагогической   и   методической   литературы   по   выбранной   тематике, планирование   и   прогнозирование   результатов.   На   этом   этапе   могут   помочь   анкеты «Оценка   уровня   готовности   педагога   к   развитию»   ­   для   выявления   способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию   и   саморазвитию   учителей   в   школе   (приложение   1),   а   также   примерное планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2). 2 этап  – практический, во  время которого происходит накопление педагогических фактов,   их   отбор   и   анализ,   проверка   новых   методов   работы,   постановка экспериментов.   Практическая   работа   продолжает   сопровождаться   изучением литературы. 3 этап  – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме,   презентация   материалов   на   заседаниях   методических   объединений, педагогических советов. 4 этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Проект самообразования Проект (от лат. Рrojektus – буквально – брошенный вперед): 1.Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого­либо сооружения или изделия. 2. Предварительный текст какого­либо документа. 3. Замысел, план. Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного  периода времени и  при установленном  бюджете, поставленных задач с четко определенными целями. (Интернет) Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение  отдельной   системы   с   установленными   требованиями   к   качеству   результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Педагогический   проект  –  это   комплекс   взаимосвязанных   мероприятий   по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периодавремени, при установленном бюджете, с  ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией   Непосредственная   связь   с   актуальными   потребностями   и   определенным   Основные характеристики проекта   1.   комплексом объективных условий 2.   Ориентация на желаемое состояние в будущем 3.   Представление как системы средств достижения будущего 4.  Определенность начала и окончания проектной работы 5. Четко и ясно сформулированные критерии эффективности  6. Наукоемкий, практикоориентированный, интеллектуальный и информационный характер 7. «Задачный»   характер,   непосредственная   связь   с   необходимостью последовательно принимать ответственные решения.     Проект   самообразования   опирается   на   три   начала:   дисциплина,   информация,   целеустремленность Цель и задачи проекта Цель  –  желаемый   результат   проектной   деятельности,   достигнутый   в   пределах некоторого интервала времени. Требования к цели: ­ ­ ­  реалистичность (проект не должен превратиться в прожект)  диагностичность (наличие измерителей – критериев, методик замера)  операциональность (ранжируемость на более мелкие составляющие)   Задачи  –  желаемый результат проектной деятельности, характеризующийся набором количественных   данных   или   параметров   этого   результата.   Задачи   определяют конкретные   меры   для   достижения   цели,   сопровождающиеся   количественными характеристиками  Структура проекта  Проблема  Тема  Цель   Задачи   Ожидаемый результат ­ ­ ­ ­ ­ ­ Участники  ­ Сроки  ­ План реализации проекта ­ Критерии оценки результативности ­ Результат проекта Практическая часть (разбиваются по группам, создают проекты).     Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогдане   сможет   считать   свое   образование   завершенным,   а   свою   профессиональную концепцию   окончательно   сформированной.   Стать   авторитетным   –   значит   быть компетентным   в   вопросах,   интересующих   не   только   современного   школьника,   но   и педагогическое сообщество. Приложение 1. Диагностика уровня готовности педагога к развитию Анкета «Выявление способности учителя к саморазвитию» Инструкция.  Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует. Утверждение Баллы Я стремлюсь изучить себя Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами Препятствия стимулируют мою активность Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время Я анализирую свои чувства и опыт Я много читаю Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам Я верю в свои возможности Я стремлюсь быть более открытым человеком Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты Я получаю удовольствие от освоения нового Возрастающая ответственность не пугает меня Я положительно отнесся бы к продвижению по службе Спасибо! Обработка результатов Подсчитайте общую сумму баллов. 55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.36­54 баллов – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий. 15­35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития. Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе» Инструкция.  Оцените,   пожалуйста,   перечисленные   ниже   факторы   по   пятибалльной шкале: 5 – «да (препятствуют или стимулируют)»; 4 – «скорее да, чем нет»; 3 – «и да, и нет»; 2 – «скорее нет»; 1 – «нет» Препятствующие факторы Собственная инерция Разочарование из­за имевшихся ранее неудач Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей Враждебность   окружающих   (зависть,   ревность   и   т.п.),   плохо   принимающих перемены в Вас и стремление к новому Неадекватная   обратная   связь   с   членами   коллектива   и   руководством,   т.е. отсутствие объективной информации о себе Состояние здоровья Недостаток времени Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства Стимулирующие факторы Методическая работа Обучение на курсах Пример и влияние коллег Пример и влияние руководителей Организация труда в школе Внимание руководителей к обозначенной проблеме Доверие Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования Занятия самообразованием Интерес к работе Возрастающая ответственность Возможность получения признания в коллективеСпасибо!    Подсчитайте сумму баллов и занесите в таблицу «Обучение, развитие и саморазвитие педагога» Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:         К факт К =         К макс Где К факт – сумма баллов, поставленных в анкетах; К макс – максимально возможное количество баллов в анкетах. Занесите данные в таблицу. Обучение, развитие и саморазвитие педагога Ф.И.О. педагога Стимулирующие факторы Препятствующие факторы Система мер Способность   педагогов к самообразованию Активное развитие Не   развитие Остановившееся развитие сложившееся Приложение 2 Этапы работы над темой самообразования 1. Определение   темы,   знакомство   с   передовым   педагогическим   опытом, наработанным коллегами; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач. 2. Выбор теоретического материала, практических методов, формирование научной основы будущей работы. 3. Адаптация   теоретического   материала   к     конкретной   ситуации   (классу, предмету);   апробирование   на   практике   выбранных   методов;   мониторинг, анкетирование. 4. Создание   собственных   наработок   в   русле   выбранной   темы   с   опорой   на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации. 5. Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите.Анкета «Выявление способности учителя к саморазвитию» Инструкция.  Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:  5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;  4 – скорее соответствует, чем нет;   3 – и да, и нет;   2 – скорее не соответствует;  1 – не соответствует. Утверждение Баллы Я стремлюсь изучить себя Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами Препятствия стимулируют мою активность Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время Я анализирую свои чувства и опыт Я много читаю Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам Я верю в свои возможности Я стремлюсь быть более открытым человеком Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты Я получаю удовольствие от освоения нового Возрастающая ответственность не пугает меня Я положительно отнесся бы к продвижению по службе Спасибо!Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе» Инструкция.  Оцените,   пожалуйста,   перечисленные   ниже   факторы   по   пятибалльной шкале:  5 – «да (препятствуют или стимулируют)»;  4 – «скорее да, чем нет»;  3 – «и да, и нет»;  2 – «скорее нет»;  1 – «нет» Препятствующие факторы Собственная инерция Разочарование из­за имевшихся ранее неудач Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей Враждебность   окружающих   (зависть,   ревность   и   т.п.),   плохо   принимающих перемены в Вас и стремление к новому Неадекватная   обратная   связь   с   членами   коллектива   и   руководством,   т.е. отсутствие объективной информации о себе Состояние здоровья Недостаток времени Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства Стимулирующие факторы Методическая работа Обучение на курсах Пример и влияние коллегПример и влияние руководителей Организация труда в школе Внимание руководителей к обозначенной проблеме Доверие Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования Занятия самообразованием Интерес к работе Возрастающая ответственность Возможность получения признания в коллективе Спасибо!