ч ч ч ч ч ч ч ч чч ч ч ч чч ч ч ч ч чч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч чч ч ч ч
Методическое совещание «Самообразование педагогов»
Цель:
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства
преподавателей и их компетенций в области определенной науки (учебного предмета) и
методики преподавания, направленной на повышение качества обученности учащихся
«Мастерство учителя – это специальность,
которой надо учиться»
А.С.Макаренко
Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть
методикой преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной
жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным
инструментом профессионального роста педагога и совершенствования мастерства все
чаще выступает самообразование.
человека, которая:
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность
осуществляется добровольно;
управляется самим человеком;
необходима для осознанного совершенствования какихлибо качеств индивида.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с
получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с
источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не
означает, что самообразованием должен и может заниматься педагог со стажем.
Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального
роста педагога, т.к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в
роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в
квалификации Р.Фуллера представлены три стадии профессионального становления
педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
который отмечен личными
(первый год работы,
«выживание»
профессиональными затруднениями);
«адаптация» (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым внимание учителя к
своей профессиональной деятельности);
«зрелость» (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить
свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное
мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую
литературу, познакомиться с передовым опытом ит.п.
Формы организации самообразования
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования,
отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получение
квалифицированной помощи от специалистапреподавателя,
а также
возможность обмена опытом между коллегами.Недостатки:
эпизодичность прохождения курсов;
время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме
работы школы и самого преподавателя;
качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т.к.
нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом
потенциала слушателей
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинств такой формы самообразования:
возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т.к.
структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для
изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
система «ученыйучитель», при которой обучение ведут ученыеспециалисты.
Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени;
дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары,
олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагога время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для
конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
дистанционные курсы проводятся на платной основе;
документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения,
чаще всего не имеют юридической силы, т.е. их не учитывают при проведении
очередной аттестации
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя;
научноисследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научнометодической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научнометодических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий,
содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков,
внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию,
не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего
называют учителя, отсутствие времени, стимулов, нехватка источников,
информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества
– новая форма организации
самообразования учителей
Сетевое педагогическое сообщество – это интернетресурс, созданный для
общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны,
желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную
информацию.Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых информационных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между учителямипрактиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Диагностика и планирование процесса самообразования
Технология организации самообразования педагогов представляется в виде следующих
этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя
на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение
психологопедагогической и методической литературы по выбранной тематике,
планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты
«Оценка уровня готовности педагога к развитию» для выявления способности
учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению,
развитию и саморазвитию учителей в школе (приложение 1), а также примерное
планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2).
2 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических
фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка
экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением
литературы.
3 этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по
теме,
презентация материалов на заседаниях методических объединений,
педагогических советов.
4 этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует
собственный опыт, а также занимается его распространением.
Проект самообразования
Проект (от лат. Рrojektus – буквально – брошенный вперед):
1.Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какоголибо
сооружения или изделия.
2. Предварительный текст какоголибо документа.
3. Замысел, план.
Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения,
в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных
задач с четко определенными целями. (Интернет)
Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение
отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов,
возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Педагогический проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий по
целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периодавремени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству
результатов и специфической организацией
Непосредственная связь с актуальными потребностями и определенным
Основные характеристики проекта
1.
комплексом объективных условий
2. Ориентация на желаемое состояние в будущем
3. Представление как системы средств достижения будущего
4. Определенность начала и окончания проектной работы
5. Четко и ясно сформулированные критерии эффективности
6. Наукоемкий, практикоориентированный, интеллектуальный и информационный
характер
7. «Задачный» характер,
непосредственная связь с необходимостью
последовательно принимать ответственные решения.
Проект самообразования опирается на три начала: дисциплина, информация,
целеустремленность
Цель и задачи проекта
Цель – желаемый результат проектной деятельности, достигнутый в пределах
некоторого интервала времени.
Требования к цели:
реалистичность (проект не должен превратиться в прожект)
диагностичность (наличие измерителей – критериев, методик замера)
операциональность (ранжируемость на более мелкие составляющие)
Задачи – желаемый результат проектной деятельности, характеризующийся набором
количественных данных или параметров этого результата. Задачи определяют
конкретные меры для достижения цели, сопровождающиеся количественными
характеристиками
Структура проекта
Проблема
Тема
Цель
Задачи
Ожидаемый результат
Участники
Сроки
План реализации проекта
Критерии оценки результативности
Результат проекта
Практическая часть (разбиваются по группам, создают проекты).
Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На
каком этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогдане сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную
концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть
компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и
педагогическое сообщество.
Приложение 1.
Диагностика уровня готовности педагога к развитию
Анкета «Выявление способности учителя к саморазвитию»
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого
утверждения балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Утверждение
Баллы
Я стремлюсь изучить себя
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними
делами
Препятствия стимулируют мою активность
Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время
Я анализирую свои чувства и опыт
Я много читаю
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам
Я верю в свои возможности
Я стремлюсь быть более открытым человеком
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные
результаты
Я получаю удовольствие от освоения нового
Возрастающая ответственность не пугает меня
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе
Спасибо!
Обработка результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.3654 баллов – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие
сильно зависит от условий.
1535 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и
саморазвитию учителей в школе»
Инструкция. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной
шкале:
5 – «да (препятствуют или стимулируют)»;
4 – «скорее да, чем нет»;
3 – «и да, и нет»;
2 – «скорее нет»;
1 – «нет»
Препятствующие факторы
Собственная инерция
Разочарование изза имевшихся ранее неудач
Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо принимающих
перемены в Вас и стремление к новому
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т.е.
отсутствие объективной информации о себе
Состояние здоровья
Недостаток времени
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
Стимулирующие факторы
Методическая работа
Обучение на курсах
Пример и влияние коллег
Пример и влияние руководителей
Организация труда в школе
Внимание руководителей к обозначенной проблеме
Доверие
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
Занятия самообразованием
Интерес к работе
Возрастающая ответственность
Возможность получения признания в коллективеСпасибо!
Подсчитайте сумму баллов и занесите в таблицу «Обучение, развитие и саморазвитие
педагога»
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К факт
К =
К макс
Где К факт – сумма баллов, поставленных в анкетах;
К макс – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу.
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
Ф.И.О. педагога Стимулирующие
факторы
Препятствующие
факторы
Система мер
Способность педагогов
к самообразованию
Активное развитие
Не
развитие
Остановившееся
развитие
сложившееся
Приложение 2
Этапы работы над темой самообразования
1. Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом,
наработанным коллегами; сбор библиографии по данной теме; постановка целей
и задач.
2. Выбор теоретического материала, практических методов, формирование научной
основы будущей работы.
3. Адаптация теоретического материала к
конкретной ситуации (классу,
предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг,
анкетирование.
4. Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на
теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности,
рекомендации.
5. Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой
работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите.Анкета «Выявление способности учителя к саморазвитию»
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого
утверждения балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Утверждение
Баллы
Я стремлюсь изучить себя
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними
делами
Препятствия стимулируют мою активность
Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время
Я анализирую свои чувства и опыт
Я много читаю
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам
Я верю в свои возможности
Я стремлюсь быть более открытым человеком
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные
результаты
Я получаю удовольствие от освоения нового
Возрастающая ответственность не пугает меня
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе
Спасибо!Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и
саморазвитию учителей в школе»
Инструкция. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной
шкале:
5 – «да (препятствуют или стимулируют)»;
4 – «скорее да, чем нет»;
3 – «и да, и нет»;
2 – «скорее нет»;
1 – «нет»
Препятствующие факторы
Собственная инерция
Разочарование изза имевшихся ранее неудач
Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо принимающих
перемены в Вас и стремление к новому
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т.е.
отсутствие объективной информации о себе
Состояние здоровья
Недостаток времени
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
Стимулирующие факторы
Методическая работа
Обучение на курсах
Пример и влияние коллегПример и влияние руководителей
Организация труда в школе
Внимание руководителей к обозначенной проблеме
Доверие
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
Занятия самообразованием
Интерес к работе
Возрастающая ответственность
Возможность получения признания в коллективе
Спасибо!