Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»
Оценка 4.6

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
классное руководство
Взрослым
22.09.2019
Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»
Сборник носит рекомендательных характер. Способствует повышению общей правовой культуры учащихся, их родителей, учителей, формированию политической активности. Организуемые занятия ориентированы на выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, на выработку навыков цивилизованных отношений между людьми и строиться на интерактивных развивающих методиках. Правовой всеобуч предусматривает проведение еженедельных 15-минутных занятий в виде ; лекций, классных часов; организации круглого стола по изучения вопросов права и законности
Методический сборник.docx
Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры» (3 кл).     Сорокина С.В. Цель правового всеобуча в школе ­ повышение общей правовой культуры учащихся, их родителей,   учителей,   формирование   политической   активности.   Все   организуемые занятия   должны   быть   ориентированы   на   выработку   элементарных   практических навыков   защиты   личных   прав   и   свобод,   на   позитивную   мотивацию   правомерного поведения, на выработку навыков цивилизованных отношений между людьми и строиться  Правовой   всеобуч   осуществляется на   интерактивных   развивающих   методиках. путем: проведения   еженедельных   15­минутных   занятий;   лекций,   классных часов; организации круглого стола по изучения вопросов права и законности Тема:  Правила поведения в школе. Цель: Учить детей правильно себя вести в школе. Помните о правилах работы в классе!  ­ выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;   ­ вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами;   ­ помогать, если возникнут проблемы;   ­ работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;   ­ испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи всего класса.  Чтение стихотворения Б. Заходер «Перемена». «Перемена, перемена!» ­ Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог – Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели это Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно, С ним – бо ­ о ­ ольшая перемена! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом. Лихо шлёпнулся с перил, Подзатыльник получил. С ходу дал кому­то­ сдачи, Попросил списать задачи  Словом, сделал всё, что мог! Не угонишься за Вовой! Ну а тут – опять звонок. Вова в класс плетётся снова. Бедный! Нет лица на нём. Он, гляди, какой бедовый! ­ Ничего, ­ вздыхает Вова, ­ На уроке отдохнём.  ­ Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10). ­ Мы попробуем изложить правила в стихах. Я буду называть первую строчку, а вы –  последнее слово.  Правила поведения учащихся. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … (внимательным). Всё пиши, не отставая, Слушай не …(перебивая). Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё …(понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать). На математике считают, На перемене … (отдыхают) Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не … (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать). Тема:  Права и обязанности школьника Цель :ознакомить учащихся с правами, формировать представление о правах и  обязанностях; расширять представление об этике человеческих отношений на основе  содержания сказок; учить анализировать и оценивать поведение и поступки героев; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам. Право ребенка­ это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть. А какие права есть у школьника? (ответы детей).  право на жизнь,   право на отдых,  право на полезную и качественную пищу и воду   право на жилье, право на медицинскую помощь, право на образование, право на имя  право на игру,  право на защиту от физического насилия Но помните, ваше право не должно нарушать права других..  Сценка «Игра». (Дети выходят со своих мест и встают вдоль доски.) Ведущий: ­ После уроков ребята решили поиграть.  Дима: ­ давайте поиграем в войну! Вова: ­ Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, полицейским. А ты, Сашка, будешь бандитом. Саша: ­ А я не хочу. Дима: ­ Чего не хочешь? Вова: ­ Как это не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.  Саша: ­ Я не хочу.   Дима: ­ Захочешь.  Саша: ­ Что же вы меня заставите? Ведущий: ­ Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав? Как поступил Вова и Дима? ­Почему они не правы? Прав ли Саша (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)   ­   О   каких   правах   сказочных   героев   идет   речь?   Права,   каких   героев   были нарушены? 1. Сказка «Золушка» Она красива и мила,  Имя её от слова «зола» (Золушка) ­Вспомни,о чем эта сказка?­Какие права были нарушены? (право на отдых, свободу, заботу) 2. Сказка «Красная шапочка», «Колобок». В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Право на жизнь) На сметане мешон, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок. Покатился……… (Колобок) (право на жизнь) 3. Сказка «Айболит» Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор……(Айболит) (право на лечение) 4.Сказка «Три поросенка» «Нам не страшнен серый волк, Серый волк – зубами щелк» Эту песню пели звонко Три весёлых….. (Поросёнка)   (право на жильё) 5.       Сказка «Буратино». А эта дружила с самим Буратино, Зовут её просто, ребята,­…. (Мальвина) (право на учебу)  Итог:   В  жизни   бывают   разные   ситуации,   в   которых   оказывается   человек.   Поэтому нужно быть рассудительными, умными, не торопиться с решениями и выводами. Хочу, чтобы вы   поняли,   что  человек   должен   жить   прекрасной,   полноценной   жизнью,   не   нарушая  прав других людей.  Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/  Право на жизнь  Право на неприкосновенность жилища  Право на свободный труд  Право на свободу вступление в брак  Право на владение личным имуществом  Колобок Кот в сапогах Золушка Сестрица Алёнушка   Три поросёнка   Колобок Золушка   Красная Шапочка      Балда Золушка       Дюймовочка       Алёнушка Красная Шапочка       Буратино     Баба Яга Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 2 Тема: Что такое классный коллектив. Твои права и обязанности в коллективе Цели:  дать   учащимся   представление   о   том,   каким   должно   быть   отношение одноклассников   друг   к   другу,   как   создавать   учебный   коллектив;   формировать   умение жить в нем; раскрыть содержание понятий "коллектив" и "школьные товарищи".  Осмысление   отношений   в   классе (беседа­диалог).  Дружен   ли   наш   класс? Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе?  Вопросы для беседы на тему "Взаимопомощь в учебе". 1) Оказываете ли вы помощь в учении в школе и дома? (ученики приводят свои примеры) 2) Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи? 3)   Обращался   ли   кто­нибудь   из   вас   за   помощью   и   помогал   ли   тот,   к   кому   вы обращались? (высказывания детей)  Вопросы для беседы "Взаимопомощь в самовоспитании". 1) Какие хорошие поступки в своих одноклассниках вы наблюдали? (ответы учащихся) 2) Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (ответы учащихся) 3) Как вы действуете в этих ситуациях? (ответы учащихся) 4)   Проводите   ли   вы   совместно   с   кем­то   из   одноклассников   свободное   время?   Чем занимаетесь? (ответы учащихся) 5) Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (отв.учащихся)  Практическая работа  1) Работа в парах. Проиграйте ситуацию: Одному из вас хочется во время перемены поиграть в шахматы, а другому ­ в шашки. Как вы договоритесь? (у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться). 2) Составление памятки "Правила жизни в коллективе". (высказывания учащихся) ­ Посмотрите, какие правила жизни в коллективе вы не назвали. 3) Работа в группах. Обсудите, какие законы жизни классного кол­ва вы считаете главными. Подведение   итогов   работы   в   группах("Законы   нашей   жизни":закон   уважения,закон дружбы,   закон   храбрости,   закон   любви,   закон   доброты,   закон   милосердия,   закон трудолюбия). ­ Что означают для вас эти законы? (ответы учащихся) ­ Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом? ­ Школьные товарищи ­ это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков ­ свободное время по интересам. Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями. (постер"Фотографии класса")  Звучит песня "Настоящий друг".     Слова: М.Пляцковского, музыка: Б.Савельева. Тема:  Школьный инспектор защищает твои права.  Телефон и почта доверия  Цели: информировать учеников, для чего предназначен и как работает Телефон доверия; мотивировать обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.  Информационная беседе­ диалог для чего нужен телефон доверия (можно использовать сказочный персонаж – игрушку, имитируя диалог) ­ Как вы думаете, в каких случаях ребёнок вашего возраста может обратиться в службу Телефона доверия? (ответы ребят) Версии учеников фиксируются на доске (лучше в столбик). Возможные варианты: ­ ребёнка бьют; обижают; угрожают; не хотят играть; насмехаются и т.д. ­ Что вы обычно делаете в таких ситуациях? (ответы детей: обижаюсь, плачу, дерусь, рассказываю родителям и т.д.) Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 3 ­ Кто в трудной ситуации может вам помочь? (ответы детей также записываются на доске   столбиком   параллельно   первому.   Варианты:   родители,   учитель,   позвоню   маме, старший брат (сестра), друг, Телефон доверия и др. Если дети не называют вариант ­ Телефон доверия – учитель озвучивает и записывает этот вариант сам.) ­ Люди, которые работают на Телефоне доверия, всегда готовы ответить, выслушать, понять и помочь. ­ В школе, на улице у нас много друзей. Там весело и интересно. Но если вы чувствуете себя одинокими даже в весёлой компании сверстников, вас не берут играть, обижают, над вами насмехаются   –   звоните   на   Телефон   доверия.   Звонок   на   Телефон   бесплатный,   анонимный (можно не называть своё имя) и принимается в любое время суток. ­ А можно ли звонить на Телефон доверия просто так, без причины или ради шутки? Почему? (подвести детей к тому, что не надо баловаться, звоня на Телефон доверия, так как в это время не сможет дозвониться человек, которому действительно нужна помощь, потому что оператор будет занят).  Школьный инспектор ОДН Школьных инспекторов ОДН Задачами являются: 1. Защита прав, интересов, свобод несовершеннолетних от несовершеннолетних от противоправных посягательств 3. Оказание правовой помощи в вопросах предупреждения преступлений, правонарушений и безнадзорности. 4. Содействие администрации в проведении мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных учебных заведений обслуживаемых организациях образования. 5. Выявление родителей или лиц их заменяющих, а также иных взрослых лиц, вовлекших несовершеннолетних в преступную либо антиобщественную деятельность. 6. Организация правового воспитания детей и родителей совместно с администрацией школы, в том числе и выступление в СМИ.  Права школьного инспектора: Школьный инспектор по делам несовершеннолетних имеет право осуществлять в полном объеме обязанности, предусмотренные Пр.МВД РК за №603 от 01.11.2004 г.  Подведение итогов ­ Теперь мы с вами знаем, что такое Телефон доверия и для чего он нужен. Кому вы можете рассказать об этом? (родителям, друзьям) ­   Знайте,   что  на   Телефоне   доверия   вас   всегда   выслушают,  помогут   советом   или   добрым словом и дадут почувствовать уверенность в себе. Тема: Как не стать жертвой преступления. Цели:  Обсудить с учащимися проблему личной безопасности человека; развивать у ребят способность   к   размышлению,   умению   делать   выводы;   развивать   умение   общаться   в группе.    ­ Что такое опасность и безопасность?    ­ Жертвой каких преступлений могут стать дети? (ограбление, мошенничество, похищение   Проблема:­ Как дети должны поступать, чтобы не стать жертвами преступника?  Работа в группах. Деление на 4 группы (по желанию).  Анализ ситуаций:1  . Ты остаешься один дома. ­ Как надо поступить, если звонят в дверь?  ­ Надо ли открывать дверь, если услышать знакомый голос? ­ Если человек, который стучит, представляется милиционером? ­ Какой номер телефона надо набрать в трудной ситуации? ­ Как поступить, если кто­то ломает дверь? Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 4 Анализ сказки "Волк и семеро козлят" 2. Ты играешь во дворе. ­ Можно ли пускать в дом незнакомого человека? ­ Можно ли рассказывать незнакомым людям, что есть в твоей квартире? 3. Ты возвращается из школы, из гостей поздно. ­ Как поступить, если за тобой идет подозрительный человек? ­ Какой дорогой можно возвращаться домой? 4. Ты идешь по улице ­ Тебя приглашают покататься на машине  ­ Тебя пытаются силой посадить в машину ­ Тебе приглашают в гости, обещают подарить щенка. ­ Тебя обнимают и гладят другие (незнакомыми или знакомые) люди ­ Нужно ли об этом рассказывать родителям?   "Копилка знаний" или "Мозговой штурм" ­ Давайте  вспомним и напишем на ватмане самые нужные правила личной безопасности. а.) телефоны 01,02,03,        полиция ­ 02;            пожарная часть ­ 01;       поликлиника – 03    телефон доверия  б.) знаки дорожного движения­ светофор в) правила при тревоге. Тема: Что такое взятка? Цель: создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения ­   Ребята,   мы   сегодня   поговорим   о   коррупции.  Поймем,   почему   все   взрослые   говорят: «Коррупция ­ это очень плохо! » За это наказывают. Это противозаконно. ­ Может, вы слышали это слово? Нет? Тогда я расскажу вам сказку, и вам все станет ясно…. (авторская сказка Карповой Т. И.) ­ Жили­были Дед и Баба. И была у них Коза ­ такая добрая, ласковая. Паслась она на лугу и приносила молоко для стариков. Однажды Коза гуляла на лугу и забрела в лес. Кустик за кустик, шла, шла и заблудилась…..День, второй проходит, ­ не найдет Коза дороги домой. Бродит по лесу ­ устала… ., вдруг видит на поляне Теремок. «Как хорошо. В теремке можно отдохнуть», ­ подумала Коза и постучала. Выглянула мышка в окошко. Коза попросила у нее разрешения отдохнуть в теремке, набраться сил. А мышка отвечает: «Заплати мне 100 рублей, тогда пущу! » А Коза говорит: «Мышка, откуда у меня деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой…. Да и в сказке все звери жили в теремке бесплатно! » Мышка отвечает: «Это раньше так было… а теперь я здесь начальник! Плати или уходи! » Заплакала Коза и пошла дальше…. ­Ребята, вам понравился ответ Мышки? Если «да» поднимите синий цветочек, если «нет» ­ то красный. Дети объясняют, почему они подняли тот или иной цвет…Козу вам жалко? (ответы детей) Мышка пользуется тем, что первая нашла теремок, стала начальником и стала брать деньги   за   проживание.   Она   воспользовалась   своим   положением   и   совершает   поступок, противоречащий моральным установкам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Козу в теремок, пока та не заплатит деньги…. Это и есть коррупция. Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Мышка поступает противозаконно.  А теперь слушайте сказку дальше…. Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 5 ­Идет Коза по лесу, плачет, тропинки не видит. И зацепилась за колючий куст, ножку поранила…. больно ножке. Вдруг видит – домик…. «Лесная больница» написано. А работала там Лисичка – медсестричка. Зашла Коза в больницу, попросила помощи у Лисы. А Лиса говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней! Тогда помогу, вылечу! » А Коза говорит: «Да где же я возьму тебе курочек, я дороги в деревню не знаю, ножка сильно боли, ходить не могу… ». «Уходи тогда! », ­закричала Лиса и прогнала Козу. Опять заплакала Коза и пошла дальше… . Ребята,   в   этом   эпизоде   мы   тоже   столкнулись   с   коррупцией.  Поднимите   ваши цветочки.   Вам   понравилось   поведение   Лисы?   Объясните   свой   выбор   цветка.  (ответы детей) . Да. Лиса не хочет лечить Козу, пока та не принесет ей курочек. Это тоже – коррупция, взятка. Это противозаконно!  Что же случилось дальше в сказке….­Идет Коза дальше и видит большую двухэтажную берлогу. На вывеске написано «Хозяин леса – Медведь». «Вот кто мне поможет – Медведь! Он ведь хозяин леса, всех главней, он следит за порядком в лесу. ». Зашла Коза к Медведю, поведала о своем горе…. Пожаловалась… А Медведь говорит: «Не печалься, Коза! Я тебе помогу…. Только у нас скоро лесные выборы, ты проголосуй за меня на выборах нового хозяина леса ­ тогда сразу помогу. «Эх, ­подумала Коза, ­ и ты ищешь выгоду! Не помощник мне Медведь! » и тихонько ушла … . ­  Ребята, оцените поступок медведя, поднимите цветочки. Дети объясняют свой выбор цвета и свое отношение к поведению медведя. Поступок медведя ­ это тоже коррупция. Он использует свою власть и положение ради своей выгоды, подкупает голоса избирателей на выборах. ­ А что надо делать медведю, чтобы   за   него   голосовали   с   желанием   лесные   жители?  (быть   честным,   добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.) ­ Скоро и конец нашей сказочке… Идет Коза дальше, а навстречу ей Заяц, узнал о беде Козы, нашел листик подорожника, приложил к ранке на ножке Козы, обвязал осиновой веточкой. Стало Козе получше. Пошли вместе. Навстречу Ежик. Узнал о беде Козы, угостил ее лесным яблочком. А тут Сорока пролетала мимо, рассказали друзья ей о Козе. А Сорока говорит: «Я в лесу все дороги знаю, идите за мной… » Сорока полетела, а друзья поспешили за ней…. Так она указала путь Козе в деревню к Деду и Бабе. Обрадовались они, увидев свою любимицу, а помощников – добрых лесных зверей отблагодарили подарками. Тут и сказочке конец… . ­    Ребята,   покажите   свое   отношение   к   поступкам   зайца,   ежика   и   сороки.  Дети поднимают   цветочки   и   объясняют   свой   выбор,   высказывают   свое   мнение­А   как   бы   вы поступали на месте героев сказки? Мышки, лисы, медведя и т. д..(Ответы детей.) ­ Скажите. подарки Деда и Бабы для друзей Козы, это коррупция, подкуп. взятка или подарок от души? Как вы думаете? (ответы детей, с помощью педагога)  АКЦИЯ «ЧИСТЫЕ ЛАДОШКИ» Дети на листе чистой бумаги обводят свои ладошки. Вырезают их. С помощью взрослого пишут, какие честные и добрые поступки они совершали. Спасибо, всем!    Тема: Правила школьной жизни­ правила для всех Цель:развитие умений уч. вести себя в соответствии с нравственными нормами,правила ми  этикета,проработанными и внедренными самими уч­ ся в результате групповой работы  Игра с мячом «Знакомство». Эта игра не только служит для знакомства, но и учит принимать   коллективное   решение.   Участники   встают   в   круг.   Начать   игру   может   любой Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 6 ученик.   Он   бросает   мяч   другому   игроку,   отчетливо   называя   свое   имя.   Получивший   мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бросать мяч и называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание на то, что еще не все ученики запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке.  Правила школьной жизни. Вежливые люди всегда здороваются. А кто скажет зачем? В   школе   тоже   принято   желать   друг   другу   здоровья. А   умеете   ли   вы   здороваться   по­ школьному? Давайте попробуем. ­ Здравствуйте, дети!(Скорее всего, дети дружно ответят: «Здравствуйте!») – Все согласны, что в школе так здороваются? Пусть дети предлагают разные варианты, их все можно озвучить.  Школьные знаки.  Сегодня я шла по улице и наблюдала такую картину: мужчина стоял на тротуаре и махал рукой проезжающим мимо машинам. Как вы думаете, зачем он это делал? Когда я подходила к нашей школе, то обратила внимание, что мама грозила своей дочке пальчиком. Что это значит, ребята? Может, вы сможете показать, как она это делала? Значит, людям можно общаться между собой не только словами, но и жестами? Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки, они показывают водителям, где можно   ехать,   а   где   нельзя.   Дорожные   знаки   помогают   нам,   они   подсказывают   правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания, то быть беде! А есть ли в школе правила поведения и какие они? Что можно делать, а что не всегда? Подскажите мне чего нельзя делать на уроке? А как надо вести себя за партой? Что можно делать на перемене? Парта, это не кровать, и нельзя на ней лежать Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно Учитель спросит, надо встать, когда он сесть позволит – сядь Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. Тема: Я­ гражданин Казахстана Цель: Создание условий для осознания учащимися значимости государства и его символов;  развивать познавательный интерес, расширить  кругозор в области гос. символики; воспитывать  чувства патриотизма и любви к своей Родине.  Беседа о Конституции ­ А сейчас я расскажу вам одну сказку: «В одном королевстве жил добрый сказочник народ. И была в этом королевстве большая волшебная книга – Книга Законов, которая учила людей, как нужно правильно жить, как разрешать споры, поступать по справедливости. Всё было хорошо в этом королевстве, но однажды Злой Колдунье не понравилось, что сказочный народ живёт   спокойно   и   мирно.   Она   украла   Книгу   Законов   и   сказочная   страна   превратилась   в Королевство Беззакония…» ­ Хотели бы вы жить в Королевстве Беззакония? Почему? В нашем государстве тоже есть такая книга Законов и называется она Конституция. Конституция –   это   основной   Закон   государства,   который   устанавливает   форму правления в государстве. В нём записаны права и обязанности граждан. ­ Конституция РК была принята 30.08.1995 году. В августе 2015 года страна отмечала 20­ лет нашей   Конституции.   В   Конституции   записано,   что   Казахстан   является   независимым   и суверенным государством. А так же   в ней записаны обязанности граждан по отношению к своему государству. Юные граждане РК, такие как вы обязаны:  уважать символы государства;  учиться в школе;  охранять природу;  любить и уважать своих родителей; Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 7 любить и защищать свою Родину, значит  быть патриотом, гордиться своей Родиной,   уважать   и   соблюдать   Законы   страны, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни. ­ Наряду   с   обязанностями   в   Конституции   записаны   права   граждан.   Например,   право   на личную свободу (ст. 16), право на отдых (ст. 24), право на охрану здоровья (ст. 29)   Сегодня мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется:« Права и свободы человека и гражданина». Права ребёнка надо знать, Не только знать, но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.  Просмотр видеофильма «Я и семья мои права»   Игра «Ассоциации» - Давайте обобщим ваши представления,  предлагается в течение 3 минут написать ассоциации со словом «Конституция»  Тема: Задушевный разговор «Мой дом, моя крепость» Цели: формировать у детей  представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно, отстаивать  это право; приобщать к выполнению одной из обязанностей ­ содержать в чистоте и в  порядке свой дом.   I этап. «Кто не прав?» Обсуждение сказки «Три медведя» по следующим вопросам: Почему злились медведи? За что Мишутка хотел укусить девочку? Понравилось ли вам как медведи отстаивали свои права?  и др Вывод:  нельзя без разрешения входить в чужой дом, пользоваться чужими вещами хозяев, трогать предметы и вещи в чужом доме. Именно это и не понравилось медведям. Обращается внимание   на  то,  что  свои   права   на  имущество   они   отставали   некультурно,   грубо,  можно сказать «по­медвежьи». Девочка заблудилась, нуждалась в помощи. И надо было поговорить с ней, объяснить, что так нельзя, показать дорогу домой. А чтобы посторонний человек не забрался в дом, квартиру, их надо всегда запирать. Получается, что все неправы: и медведи и девочка.  II  этап:  «Чужого брать не надо!» Инсценировка сказки М.Пляцковского «Как две лисы нору делили», которая даст ответ на вопрос: «Что получается, когда хочешь завладеть чужим имуществом?» …..  III  этап.   «Личная   безопасность   дома».   Учитель   доводит   до   сведения   детей,   что встречаются   опасные   люди,     их   называют   преступниками.   Они   могут   ограбить   квартиру, украсть   ребенка   или   даже   убить   человека.   В   классе   стоит   дверь   с   окошечком,   это импровизированный глазок. Поочередно там появляются  картинки. Бабушка просит воды. Когда дети открывают дверь, то у бабушки в руке баллончик с отравляющим веществом. Следующий   гость,   переодетый   доктор,   полицейский   ,   сантехник.   Дети   читают   правила безопасности: Правило   1:  Ни   в   коем   случае   не   открывай   дверь,   если   звонит   незнакомый   человек.  Правило   2:  На   все   вопросы   и   просьбы   незнакомого   человека   отвечай   «нет».  Правило 3: Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач или даже милиционер, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступник может переодеться в любую форму.  Правило   4:  Если   незнакомый   человек   пытается   открыть   твою   дверь,   сразу   же   звони   в полицию по телефону 002 и назови точный адрес. Если в доме нет телефона, зови на помощь из окна или балкона.   Итог разговора. Акцентируется внимание на том, что их обязанность­ содержать свое жилье в чистоте, а вот право­ впускать в дом только того, кого желаешь. Без разрешения Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 8 хозяев никто не имеет право туда войти. Вот поэтому в народе говорят «Мой дом­ моя крепость!. Дом меня оберегает, радует хранит и.т.п. И никто не имеет право нарушать этот покой в моем доме.   Д/з  придумать сказку наоборот: три медведя заблудились и попали к девочке домой. Как повели себя медведи? Тема: «Что такое мелкое хулиганство» (ситуативно – правовой практикум) Цели   и   задачи:  воспитание   правовой   культуры   школьников;   профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних; ознакомление с правовым понятием «хулиганство» и мерами наказаний за данный вид преступления                        «Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожение и повреждение чужого имущества». При совершении хулиганских действий молодёжью нередко причиняется ущерб личности и отношениям собственности. Вред личности выражается в оскорблениях, нанесении ударов, побоев   телесных   повреждений.  Хулиганство   может   выражаться   в   различных   формах: нецензурная   брань,   пьяный   скандал,   драка   с   соседями,   порча   чужого   имущества, переворачивание   скамеек   и   урн   с   мусором,   дебоши   на   дискотеке,   глумление   над слабыми. К   «мелкому»   хулиганству  относятся   нецензурная   брань,   оскорбительное приставание к гражданам, распевание песен непристойного содержания и другие подобные действия,   нарушающие   общественный   порядок   и   спокойствие   граждан.   Подобного   рода действия   не   сопряжены   с   посягательствами   на   здоровье   и   телесную   неприкосновенность граждан,  с  повреждением   и  истреблением   имущества.   Преступления,  относящиеся  к  этой категории, предусматривают  наказание сроком до двух лет.«Злостное» хулиганство  – это хулиганство с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Максимальная   ответственность   за   подобного   рода   преступления   составляет  до   7   лет лишения свободы, и это преступление относится к категории тяжких. Уголовное   наказание   для   преступных   групп.   Под  группой  следует   понимать совместное участие в преступлении 2и более исполнителей без предварительного сговора Лишение свободы – самое строгое наказание несовершеннолетних. Оно назначается осуждённым на срок не выше 10 лет.  В Уголовном Кодексе установлены две минимальные границы возраста ответственности: общая с 16 лет  и особая с 14 лет.         .Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за :   убийство (статья 96),  умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103),   умышленное   причинение   средней   тяжести   вреда   здоровью   при   отягчающих обстоятельствах (статья 104, часть вторая),  изн        асилование ( статья 120),   насильственные действия сексуального характера (статья 121),   похищение человека (статья 125),   кражу(ст.175),   грабеж(ст.178),   разбой(ст.179),    вымогательство(ст.181),    неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах  (иными словами угон)(статья 185, части вторая, третья, четвертая),   умышленное   уничтожение   или   повреждение   имущества   при   отягчающих обстоятельствах (статья 187, части вторая, третья),  Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 9  терроризм (статья 233),     захват заложника (статья 234 ),   заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 242),   хищение   либо   вымогательство   оружия,   боеприпасов,   взрывчатых   веществ   и взрывных устройств (статья 255),   хулиганство при отягчающих обстоятельствах (статья 257, части вторая, третья),   вандализм (статья 258 ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 260),   надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (статья 275, часть вторая),    умышленное   приведение   в   негодность   транспорт   средств   или   путей   сообщения (ст.299) Тема правового лектория: «Умей  общаться со   всеми и всегда». Цель:     такт»; сформировать   понятие   о   ценности   общения,   умения   преодолевать   конфликтные ситуации,  возникающие в процессе общения.   понятиями   «общение,   конфликт,   интонация,    ознакомить   с      Учиться   жить   среди   людей,   уметь   общаться,   так   же   важно,   как   изучать математику или биологию, поскольку общение это главное условие и способ существования людей. Начнем мы с понятия «общение».      О­ объединение, открытость; Б­ близость, безопасность; Щ­ щедрость; Е­ единение,  единомыслие; Н­ необходимость; И­ искренность, истина…Е­ единение, единомыслие Сорокина С.В. Правовой всеобуч 3 класс 10  Конфликт  –  столкновение   противоположных   интересов,   взглядов,   серьезное разногласие, острый спор. Наверно все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой – плохие, приводящие к конфликтам. Упражнение «Ромашка чувств» поможет нам понять, почему так происходит.  Упражнение   «Ромашка   чувств».  Учащимся   предлагается   произнести словосочетание   «давай   дружить»,   как   можно   выразительнее,   отразив   его   интонацией написанной   на   лепестках   ромашки.   Каждый   ученик   по   очереди   выбирает   понравившийся лепесток и произносит нужное слово с выбранной им интонацией.Итак, начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно.  Интонация ­ манера произношения, отражающая чувства или состояние говорящего.  Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают дети).   Упражнение «Театр без слов». Дети объединяются в группы (по 4 человека). Каждой группе предлагаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния   (радость,   любовь,   страх,   злость),   которые   необходимо   изобразить   с   помощью невербального общения другим группам. Члены команды могут задавать вопросы, выяснять в правильном ли направлении они мыслят, но отвечать игрок может только без слов. ­Сейчас ребята я предложу вашему вниманию рассказ, где вы попробуете найти ошибку в общении, повлекшую возникновение конфликта.  Упражнение «Найди ошибку»  Папа подарил Вове на день рождение новые марки. Вова показал их своему приятелю Косте и радостно сообщил: ­ Смотри, какие мне марки папа подарил! Редкие, красивые! Тебе нравится? ­ Да у меня таких навалом! – засмеялся Костя. – И ничего особенного в них нет! А отец твой, по­моему, совсем в марках не разбирается! В общем,  ерундовые марки! Давай я лучше тебе свои покажу? Но Вова не захотел, и потом еще три дня с Костей не разговаривал. Как вы думаете ребята, почему? (отвечают дети). Да ребята. Костя вел себя не тактично. Такт – умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках. Важно научится чувствовать, что нужно другому человеку, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего.  А теперь давайте попробуем из появившихся на экране качеств человека выбрать те, которые помогают общению, а не усложняют его.   Упражнение   «Выбор   качеств».  На   доске   выписаны   качества   человека помогающие   его   общению   и   усложняющие   его:   доброта,   открытость,   подозрительность, внимание,   душевность,   грубость,   тактичность,   зависть,   скупость,   искренность,   лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, честность.  Учащиеся должны выбрать те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению. ­Задумайтесь,   все ли эти качества достаточно развиты у вас?   У каждого из вас на парте лежит памятка с правилами общения. Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение с людьми и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.  Айтжан Б. Е. Семейное право. Учебно­справочное пособие. Алматы, 2003. Закон   Республики   Казахстан   от   17   декабря   1998   года   «О   браке   и   семье»   (с Методическая литература 1. 2. изменениями и дополнениями по состоянию на 27.07.2007 г.) 3. изменениями и дополнениями по состоянию на 27.07.07 г.) 4. №258 «О государственных символах Республики Казахстан» Закон   Республики   Казахстан   от   2   июля   1998   года   «О   борьбе   с   коррупцией»   (с Конвенция ООН «О правах ребенка». Конституционный закон РК от 4 июня 2007 г. Котов А.К. «Суверенный РК: гражданин, нация, народ». ­ Алматы: Жеті жар?ы,1996 г. Конституционный   закон   Республики   Казахстан   «О   государственных   символах 5. Республики Казахстан» от 4 июня 2007 г. // Ведомости Парламента РК. 2007. № 11. 6. 7. Материалы Интернет­сайтов  8. Мицкевич А.В. Методика   правового   воспитания   учащихся/А.В. Мицкевич.   ­   М.: Просвещение, 1982. ­ 223 с.

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник занятий «Школы правовой культуры»

Методический сборник  занятий «Школы правовой культуры»
Скачать файл