выступление на методическом семинаре педагогов по внедрению федерального государственного общеобразовательного стандарта в системе среднего школьного образования. Рассмотрены основы критического мышления, проблемной ситуации, разноуровневого подхода к решению образовательных задач. Выступление оформлено в виде эссе - рассуждения, что делает его доступным и понятным.
мет сем.doc
Анализируя свой еще не очень богатый педагогический опыт, а также посещая
уроки своих коллег, я задалась вопросом: «Что ожидает ученик от урока?» Ответ
не заставил себя долго ждать много нового, интересного, необычного,
нестандартного. И эти ожидания не напрасны, ведь и ФГОС нацелен на выпуск
образованной, творческой, активной личности, способной к развитию
познавательной и творческой деятельности. Как увлечь ребенка, а главное
представить столь сложный предмет как физика в новом виде, понятном для
ребенка? Как не обмануть его ожидания?
Сложность еще и в том, что по данным эмпирического исследования
учащихся нашей школы 67% ребят склонны к изучению гуманитарных наук,
нежели к предметам естественно – математического цикла, как пробудить в них
интерес к моему предмету? Ведь физика – это наука об окружающем нас мире,
применение которой сопровождает человека постоянно: электрический ток,
движение автомобиля, примеров огромное количество.
Решение пришло вместе с вопросом семиклассника: «А вы нам покажете
какой – нибудь опыт?» И я задумалась….Опыт…Эксперимент….. Подробно в
контексте педагогической теории проблему интереса к предмету рассмотрел
Константин Дмитриевич Ушинский. В своей теории он психологически обосновал
интерес в обучении, отмечая, что «одна из самых важных задач обучения —
открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и
внимание». Высказывания К. Д. Ушинского натолкнули меня на мысль о внедрении
экспериментирования в свою практическую деятельность как одного из методов,
способствующих повышению интереса к предмету. Поэтому свою цель деятельности я определила как повышение
результативности обучения учащихся через организацию экспериментальной
деятельности на уроках физики. Как известно, есть цель – надо проложить тропу к
результату, поставив перед собой задачи и направив свою деятельность на их
решение.
1. Вовлечь школьников в деятельность по изучению физической картины для
накопления ими опыта, осознания и принятия ценностей.
2. Развить интерес к предмету через мотивацию детей к обучению.
3. Формировать у учащихся основы системного физического мышления.
4.Содействовать
самостоятельности,
проявлению
сотрудничества
обучающихся, посредством не только учебной, но и внеурочной деятельности.
Решить первую задачу мне помогает эксперимент как средство активизации
познавательной деятельности учащегося. В своей практике я иду:«От простого к
сложному». Так, в седьмом классе, в ходе изучения темы «Диффузия», я
провожу следующий опыт: смешиваю перманганат калия с водой и сразу прошу
учащихся понаблюдать за тем, что произошло. Ребята начинают рассуждать:
«перманганат калия смешался с водой, растворился». Таким образом, подвожу
ребят к пониманию такого процесса как диффузия – процесс проникновения
одного вещества в другое.
Решение второй задачи, считаю очень важным, так как процент учащихся –
гуманитариев в школе достаточно высок. Чтобы повысить мотивацию ребят к
изучению физики, развиваю в них интерес к предмету также через эксперимент.
Так, например, при изучении темы «Атмосферное давление» обычный опыт с
яйцом и бутылкой не просто увлек ребят, но и послужил хорошим средством
мотивации, благодаря чему и я получила желаемый результат. Ребятам было
интересно узнать: как яйцо, которое минуту назад прочно держалось на горлышке бутылки – смогло так легко в нее упасть? Кроме того, эксперимент – это еще и
связь с жизнью, а именно применение знаний на практике.
Например, при изучении темы «Атмосферное давление» обычная бутылка
сыграла роль барометра, при помощи которого ребята определили взаимосвязь
давления и высоты. Так от урока к уроку я увлекаю учащихся своим предметом,
выходя за рамки своей урочной деятельности. Постепенно я получаю желаемый
результат, о чем свидетельствуют и повышение качества знаний, и результативное
участие ребят в олимпиадах
Но физика это не только экспериментальное исследование, но еще и
теоретическая обоснованность, а именно вывод формул и законов, на основе
которых строится решение физических задач. И вот на этом этапе обучения
интерес ребят заметно снижается, так как они сталкиваются с трудностями при
решении задач, и, отталкивая учебник физики, говорят: «Я не смогу, это сложно и
непонятно». И передо мной, как перед учителем, встает еще одна важная задача :
«Формирование у учащихся основ системного физического мышления». Мир, в
котором мы живем, представляет собой сложную систему. Для гармоничного
существования в этом мире человек должен обладать системным мышлением,
независимо от той отрасли, где он трудится.
Именно использование эксперимента на каждом уроке физики помогает
развить системное мышление, а именно видеть физику не как расчлененную науку
на голые факты, законы и формулы, а представлять систему окружающей нас
действительности. Системное физическое мышление помогает развивать
творческий подход к решению задач, уметь находить нестандартные решения,
способствует процессу становления развитой личности способной к познавательно
– деятельностной реализации. Во время эксперимента учащиеся трогают,
прощупывают, собирают установку, а при решении задач они не видят, что
происходит на самом деле. И в этом случае имеют место экспериментальные задачи. Так, например, при решении задач механики в старших классах очень
сложно распознать характер движения тела, направление силы, и здесь на помощь
также приходит эксперимент.
Вот к примеру задача: «Шарик, подвешенный на нерастяжимой нити, после
абсолютно неупругого соударения о брусок оторвался от нити. Какую скорость
приобрел брусок?» Ребятам сложно представить, что произойдет с шариком, какая
сила на него действует и что при этом получил брусок. Задача из ЕГЭ. Но, после
демонстрации учащиеся наглядно определяют схему решения и с легкостью
решение
составляют алгоритм решения задачи.
экспериментальных задач, способствует развитию как системного физического
Таким образом,
мышления, так и интереса к физике. Мне отрадно отметить, что количество
учащихся, которые выбирают физику в качестве экзаменационного предмета,
увеличилось на 18 % по сравнению с прошлым годом.
Я уже говорила сегодня о том, что со своими учащимися я вышла за рамки
урока и в 7 – 8 классах во время внеурочной деятельности в рамках работы клуба
«Юный физик», а в 9 – 11 классах в рамках работы кружка «В мире физических
открытий», мы в ходе совместного сотрудничества углубляемся в мир физики.
Совместно с ребятами мы планируем, изобретаем, придумываем что – то
новое, используя самые обычные предметы, так как учащимся очень интересно,
когда в эксперименте участвуют не только готовые приборы, но и обычные
подручные материалы, хотя могу отметить, что материально – техническое
обеспечение кабинета физики позволяет мне проводить физический эксперимент и
лабораторные работы. Так во время внеурочной деятельности после изучения темы: «Сообщающиеся
сосуды» в седьмом классе появился фонтан, который девятиклассники
впоследствии автоматизировали. В 9 – м классе был изобретен макет кукольного
домика, с демонстрацией последовательного и параллельного соединения, а в 10 –
м классе была изобретена 3 – d пирамида. Занятия в рамках внеурочной
деятельности развивают творческий подход к решению задач, а также навыки
коммуникации и сотрудничества, что является особенно важным при групповой
Вся эта деятельность содействует развитию у учащихся
работе.
самостоятельности, сотрудничества и помогает решению четвертой задачи.
С готовыми работами ребята участвуют в выставках научно – технического
творчества, и имеют результаты, на их основе строятся исследования для научно –
практических конференций.
Таким образом, эксперимент не только помогает активизировать внимание
учащихся, повышает мотивацию, развивает навыки сотрудничества, но и развивает
универсальные учебные действия ребят, а, значит, отвечает основным требованиям
ФГОС, но и способствует повышению результативности обучения в целом.
Таким образом, через экспериментирование я развиваю познавательную
активность учащихся, обеспечиваю мотивацию, пробуждаю интерес к изучению
науки, что в целом ведет к повышению результативности обучения, что и является
моей конечной целью.
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.