методический семинар

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

выступление на методическом семинаре педагогов по внедрению федерального государственного общеобразовательного стандарта в системе среднего школьного образования. Рассмотрены основы критического мышления, проблемной ситуации, разноуровневого подхода к решению образовательных задач. Выступление оформлено в виде эссе - рассуждения, что делает его доступным и понятным.
Иконка файла материала мет сем.doc
Анализируя свой еще не очень богатый педагогический опыт, а также посещая уроки своих коллег, я задалась вопросом: «Что ожидает ученик от урока?» Ответ не   заставил   себя   долго   ждать   ­   много   нового,   интересного,   необычного, нестандартного. И эти ожидания не напрасны, ведь и   ФГОС нацелен на выпуск образованной,   творческой,   активной   личности,   способной   к   развитию познавательной   и   творческой   деятельности.   Как   увлечь   ребенка,   а   главное представить   столь   сложный   предмет   как   физика   в   новом   виде,   понятном   для ребенка? Как не обмануть его ожидания?   Сложность   еще   и   в   том,   что   по   данным   эмпирического   исследования учащихся   нашей   школы   67%   ребят   склонны   к   изучению   гуманитарных   наук, нежели к предметам естественно – математического цикла, как пробудить в них интерес к моему предмету?  Ведь физика – это наука об окружающем нас мире, применение   которой   сопровождает   человека   постоянно:   электрический   ток, движение автомобиля, ­ примеров огромное количество. Решение   пришло   вместе   с   вопросом   семиклассника:   «А   вы   нам   покажете какой   –   нибудь   опыт?»   И   я   задумалась….Опыт…Эксперимент…..   Подробно   в контексте   педагогической   теории   проблему   интереса   к   предмету   рассмотрел Константин Дмитриевич Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес   в   обучении,   отмечая,   что   «одна   из   самых   важных   задач   обучения   — открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание». Высказывания К. Д. Ушинского натолкнули меня на мысль о внедрении экспериментирования в свою практическую деятельность как одного из методов, способствующих повышению интереса к предмету.Поэтому   свою   цель   деятельности   я   определила   как   повышение результативности   обучения   учащихся   через   организацию   экспериментальной деятельности на уроках физики. Как известно, есть цель – надо проложить тропу к результату,   поставив   перед   собой   задачи   и   направив   свою   деятельность   на   их решение. 1. Вовлечь школьников в деятельность по изучению физической картины для накопления ими опыта, осознания и принятия ценностей.  2. Развить интерес к предмету через мотивацию детей к обучению.  3. Формировать у учащихся основы системного физического мышления. 4.Содействовать самостоятельности,   проявлению     сотрудничества обучающихся, посредством не только учебной, но и внеурочной деятельности. Решить первую задачу мне помогает эксперимент как средство активизации познавательной деятельности учащегося. В своей практике я иду:«От простого к сложному».     Так,   в   седьмом   классе,     в   ходе   изучения   темы   «Диффузия»,   я провожу следующий опыт: смешиваю перманганат калия с водой и сразу прошу учащихся   понаблюдать   за   тем,   что   произошло.     Ребята   начинают   рассуждать: «перманганат калия смешался с водой, растворился». Таким образом, подвожу ребят   к   пониманию   такого   процесса   как   диффузия   –   процесс   проникновения одного вещества в другое.  Решение второй задачи, считаю очень важным, так как процент учащихся – гуманитариев   в   школе   достаточно   высок.   Чтобы   повысить   мотивацию   ребят   к изучению физики, развиваю в них интерес к предмету также через эксперимент. Так,   например,   при   изучении   темы   «Атмосферное   давление»   обычный   опыт   с яйцом и бутылкой не просто увлек   ребят, но и послужил хорошим средством мотивации,   благодаря   чему   и   я   получила   желаемый   результат.   Ребятам   было интересно узнать: как яйцо, которое минуту назад прочно держалось на горлышкебутылки – смогло так легко в нее упасть? Кроме того, эксперимент – это еще и связь с жизнью, а именно применение знаний на практике.  Например,   при   изучении   темы   «Атмосферное   давление»   обычная   бутылка сыграла роль барометра, при помощи которого ребята определили взаимосвязь давления и высоты. Так от урока к уроку я увлекаю учащихся своим предметом, выходя за рамки своей урочной деятельности. Постепенно я получаю желаемый результат, о чем свидетельствуют и повышение качества знаний, и  результативное участие ребят в олимпиадах Но   физика   это   не   только   экспериментальное   исследование,   но   еще   и теоретическая   обоснованность,   а   именно   вывод   формул   и   законов,   на   основе которых   строится   решение   физических   задач.   И   вот   на   этом   этапе   обучения интерес ребят заметно снижается, так как они сталкиваются с трудностями при решении задач, и, отталкивая учебник физики, говорят: «Я не смогу, это сложно и непонятно». И передо мной, как перед учителем, встает еще одна важная задача : «Формирование у учащихся основ системного физического мышления». Мир, в котором   мы   живем,   представляет   собой   сложную   систему.   Для   гармоничного существования   в   этом   мире   человек   должен   обладать   системным   мышлением, независимо от той отрасли, где он трудится.   Именно   использование   эксперимента   на   каждом   уроке   физики   помогает развить системное мышление, а именно видеть физику не как расчлененную науку на   голые   факты,  законы   и  формулы,  а  представлять   систему   окружающей   нас действительности.   Системное   физическое   мышление   помогает   развивать творческий   подход   к   решению   задач,   уметь   находить   нестандартные   решения, способствует процессу становления развитой личности способной к познавательно –   деятельностной   реализации.   Во   время   эксперимента   учащиеся   трогают, прощупывают,   собирают   установку,   а   при   решении   задач   они   не   видят,   что происходит   на   самом   деле.   И   в   этом   случае   имеют   место   экспериментальныезадачи.   Так,   например,   при   решении   задач   механики   в   старших   классах   очень сложно распознать характер движения тела, направление силы, и здесь на помощь также приходит эксперимент.  Вот к примеру задача: «Шарик, подвешенный на нерастяжимой нити, после абсолютно неупругого соударения о брусок оторвался от нити. Какую скорость приобрел брусок?» Ребятам сложно представить, что произойдет с шариком, какая сила на него действует и что при этом получил брусок. Задача из ЕГЭ. Но, после демонстрации   учащиеся   наглядно   определяют   схему   решения   и   с   легкостью   решение составляют   алгоритм   решения   задачи. экспериментальных   задач,   способствует   развитию   как   системного   физического   Таким   образом, мышления,   так   и   интереса   к   физике.   Мне   отрадно   отметить,   что   количество учащихся,   которые   выбирают   физику   в   качестве   экзаменационного     предмета, увеличилось на 18 % по сравнению с прошлым годом.   Я уже говорила сегодня о том, что со своими учащимися я вышла за рамки урока и в 7 – 8 классах во время внеурочной деятельности в рамках работы клуба «Юный физик», а в 9 – 11 классах в рамках работы кружка «В мире физических открытий», мы в ходе совместного сотрудничества углубляемся в мир физики. Совместно   с   ребятами   мы   планируем,   изобретаем,   придумываем   что   –   то новое, используя самые обычные предметы, так как учащимся очень интересно, когда   в   эксперименте   участвуют   не   только   готовые   приборы,   но   и   обычные подручные   материалы,   хотя   могу   отметить,   что   материально   –   техническое обеспечение кабинета физики позволяет мне проводить физический эксперимент и лабораторные работы.Так во время внеурочной деятельности после изучения темы: «Сообщающиеся сосуды»   в   седьмом   классе   появился   фонтан,   который   девятиклассники впоследствии автоматизировали. В 9 – м классе был изобретен макет кукольного домика, с демонстрацией последовательного и параллельного соединения, а в 10 – м   классе   была   изобретена   3   –  d  пирамида.   Занятия   в   рамках   внеурочной деятельности   развивают   творческий   подход   к   решению   задач,   а   также   навыки коммуникации и сотрудничества, что является особенно важным при групповой   Вся   эта   деятельность   содействует   развитию   у   учащихся работе. самостоятельности, сотрудничества и помогает решению четвертой задачи.   С готовыми работами ребята участвуют в выставках научно – технического творчества, и имеют результаты, на их основе строятся исследования для научно – практических конференций. Таким образом,  эксперимент не только  помогает  активизировать   внимание учащихся, повышает мотивацию, развивает навыки сотрудничества, но и развивает универсальные учебные действия ребят, а, значит, отвечает основным требованиям ФГОС, но и способствует повышению результативности обучения в целом. Таким   образом,     через   экспериментирование   я   развиваю   познавательную активность  учащихся,  обеспечиваю  мотивацию,  пробуждаю  интерес  к  изучению науки, что в целом ведет к повышению результативности обучения, что и является моей конечной целью.