Методический семинар
Оценка 4.6

Методический семинар

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
физика
7 кл—11 кл
29.05.2017
Методический семинар
выступление на методическом семинаре педагогов по внедрению федерального государственного общеобразовательного стандарта в системе среднего школьного образования. Рассмотрены основы критического мышления, проблемной ситуации, разноуровневого подхода к решению образовательных задач. Выступление оформлено в виде эссе - рассуждения, что делает его доступным и понятным.
мет сем.doc
Анализируя свой еще не очень богатый педагогический опыт, а также посещая уроки своих коллег, я задалась вопросом: «Что ожидает ученик от урока?» Ответ не   заставил   себя   долго   ждать   ­   много   нового,   интересного,   необычного, нестандартного. И эти ожидания не напрасны, ведь и   ФГОС нацелен на выпуск образованной,   творческой,   активной   личности,   способной   к   развитию познавательной   и   творческой   деятельности.   Как   увлечь   ребенка,   а   главное представить   столь   сложный   предмет   как   физика   в   новом   виде,   понятном   для ребенка? Как не обмануть его ожидания?   Сложность   еще   и   в   том,   что   по   данным   эмпирического   исследования учащихся   нашей   школы   67%   ребят   склонны   к   изучению   гуманитарных   наук, нежели к предметам естественно – математического цикла, как пробудить в них интерес к моему предмету?  Ведь физика – это наука об окружающем нас мире, применение   которой   сопровождает   человека   постоянно:   электрический   ток, движение автомобиля, ­ примеров огромное количество. Решение   пришло   вместе   с   вопросом   семиклассника:   «А   вы   нам   покажете какой   –   нибудь   опыт?»   И   я   задумалась….Опыт…Эксперимент…..   Подробно   в контексте   педагогической   теории   проблему   интереса   к   предмету   рассмотрел Константин Дмитриевич Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес   в   обучении,   отмечая,   что   «одна   из   самых   важных   задач   обучения   — открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание». Высказывания К. Д. Ушинского натолкнули меня на мысль о внедрении экспериментирования в свою практическую деятельность как одного из методов, способствующих повышению интереса к предмету. Поэтому   свою   цель   деятельности   я   определила   как   повышение результативности   обучения   учащихся   через   организацию   экспериментальной деятельности на уроках физики. Как известно, есть цель – надо проложить тропу к результату,   поставив   перед   собой   задачи   и   направив   свою   деятельность   на   их решение. 1. Вовлечь школьников в деятельность по изучению физической картины для накопления ими опыта, осознания и принятия ценностей.  2. Развить интерес к предмету через мотивацию детей к обучению.  3. Формировать у учащихся основы системного физического мышления. 4.Содействовать самостоятельности,   проявлению     сотрудничества обучающихся, посредством не только учебной, но и внеурочной деятельности. Решить первую задачу мне помогает эксперимент как средство активизации познавательной деятельности учащегося. В своей практике я иду:«От простого к сложному».     Так,   в   седьмом   классе,     в   ходе   изучения   темы   «Диффузия»,   я провожу следующий опыт: смешиваю перманганат калия с водой и сразу прошу учащихся   понаблюдать   за   тем,   что   произошло.     Ребята   начинают   рассуждать: «перманганат калия смешался с водой, растворился». Таким образом, подвожу ребят   к   пониманию   такого   процесса   как   диффузия   –   процесс   проникновения одного вещества в другое.  Решение второй задачи, считаю очень важным, так как процент учащихся – гуманитариев   в   школе   достаточно   высок.   Чтобы   повысить   мотивацию   ребят   к изучению физики, развиваю в них интерес к предмету также через эксперимент. Так,   например,   при   изучении   темы   «Атмосферное   давление»   обычный   опыт   с яйцом и бутылкой не просто увлек   ребят, но и послужил хорошим средством мотивации,   благодаря   чему   и   я   получила   желаемый   результат.   Ребятам   было интересно узнать: как яйцо, которое минуту назад прочно держалось на горлышке бутылки – смогло так легко в нее упасть? Кроме того, эксперимент – это еще и связь с жизнью, а именно применение знаний на практике.  Например,   при   изучении   темы   «Атмосферное   давление»   обычная   бутылка сыграла роль барометра, при помощи которого ребята определили взаимосвязь давления и высоты. Так от урока к уроку я увлекаю учащихся своим предметом, выходя за рамки своей урочной деятельности. Постепенно я получаю желаемый результат, о чем свидетельствуют и повышение качества знаний, и  результативное участие ребят в олимпиадах Но   физика   это   не   только   экспериментальное   исследование,   но   еще   и теоретическая   обоснованность,   а   именно   вывод   формул   и   законов,   на   основе которых   строится   решение   физических   задач.   И   вот   на   этом   этапе   обучения интерес ребят заметно снижается, так как они сталкиваются с трудностями при решении задач, и, отталкивая учебник физики, говорят: «Я не смогу, это сложно и непонятно». И передо мной, как перед учителем, встает еще одна важная задача : «Формирование у учащихся основ системного физического мышления». Мир, в котором   мы   живем,   представляет   собой   сложную   систему.   Для   гармоничного существования   в   этом   мире   человек   должен   обладать   системным   мышлением, независимо от той отрасли, где он трудится.   Именно   использование   эксперимента   на   каждом   уроке   физики   помогает развить системное мышление, а именно видеть физику не как расчлененную науку на   голые   факты,  законы   и  формулы,  а  представлять   систему   окружающей   нас действительности.   Системное   физическое   мышление   помогает   развивать творческий   подход   к   решению   задач,   уметь   находить   нестандартные   решения, способствует процессу становления развитой личности способной к познавательно –   деятельностной   реализации.   Во   время   эксперимента   учащиеся   трогают, прощупывают,   собирают   установку,   а   при   решении   задач   они   не   видят,   что происходит   на   самом   деле.   И   в   этом   случае   имеют   место   экспериментальные задачи.   Так,   например,   при   решении   задач   механики   в   старших   классах   очень сложно распознать характер движения тела, направление силы, и здесь на помощь также приходит эксперимент.  Вот к примеру задача: «Шарик, подвешенный на нерастяжимой нити, после абсолютно неупругого соударения о брусок оторвался от нити. Какую скорость приобрел брусок?» Ребятам сложно представить, что произойдет с шариком, какая сила на него действует и что при этом получил брусок. Задача из ЕГЭ. Но, после демонстрации   учащиеся   наглядно   определяют   схему   решения   и   с   легкостью   решение составляют   алгоритм   решения   задачи. экспериментальных   задач,   способствует   развитию   как   системного   физического   Таким   образом, мышления,   так   и   интереса   к   физике.   Мне   отрадно   отметить,   что   количество учащихся,   которые   выбирают   физику   в   качестве   экзаменационного     предмета, увеличилось на 18 % по сравнению с прошлым годом.   Я уже говорила сегодня о том, что со своими учащимися я вышла за рамки урока и в 7 – 8 классах во время внеурочной деятельности в рамках работы клуба «Юный физик», а в 9 – 11 классах в рамках работы кружка «В мире физических открытий», мы в ходе совместного сотрудничества углубляемся в мир физики. Совместно   с   ребятами   мы   планируем,   изобретаем,   придумываем   что   –   то новое, используя самые обычные предметы, так как учащимся очень интересно, когда   в   эксперименте   участвуют   не   только   готовые   приборы,   но   и   обычные подручные   материалы,   хотя   могу   отметить,   что   материально   –   техническое обеспечение кабинета физики позволяет мне проводить физический эксперимент и лабораторные работы. Так во время внеурочной деятельности после изучения темы: «Сообщающиеся сосуды»   в   седьмом   классе   появился   фонтан,   который   девятиклассники впоследствии автоматизировали. В 9 – м классе был изобретен макет кукольного домика, с демонстрацией последовательного и параллельного соединения, а в 10 – м   классе   была   изобретена   3   –  d  пирамида.   Занятия   в   рамках   внеурочной деятельности   развивают   творческий   подход   к   решению   задач,   а   также   навыки коммуникации и сотрудничества, что является особенно важным при групповой   Вся   эта   деятельность   содействует   развитию   у   учащихся работе. самостоятельности, сотрудничества и помогает решению четвертой задачи.   С готовыми работами ребята участвуют в выставках научно – технического творчества, и имеют результаты, на их основе строятся исследования для научно – практических конференций. Таким образом,  эксперимент не только  помогает  активизировать   внимание учащихся, повышает мотивацию, развивает навыки сотрудничества, но и развивает универсальные учебные действия ребят, а, значит, отвечает основным требованиям ФГОС, но и способствует повышению результативности обучения в целом. Таким   образом,     через   экспериментирование   я   развиваю   познавательную активность  учащихся,  обеспечиваю  мотивацию,  пробуждаю  интерес  к  изучению науки, что в целом ведет к повышению результативности обучения, что и является моей конечной целью.

Методический семинар

Методический семинар

Методический семинар

Методический семинар

Методический семинар

Методический семинар

Методический семинар

Методический семинар

Методический семинар

Методический семинар
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017