Методическое портфолио
Оценка 4.8

Методическое портфолио

Оценка 4.8
docx
22.10.2020
Методическое портфолио
Выступление Методическое портфолио.docx

Здравствуйте, коллеги и уважаемые члены жюри!

Мне хотелось бы представить Вам свое методическое портфолио.

(2 слайд) «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать самому — и я пойму», по моему мнению, данная китайская поговорка, как нельзя лучше демонстрирует нам способ познания физики.

(3 слайд) Постоянное обновление содержания образования, быстро меняющиеся приоритеты накладывают отпечаток на учебно-познавательный процесс, требуют переосмысления и перестройки его организации. Одна  из задач современной школы заключается в научении каждого школьника сознательно и творчески управлять своей учебной деятельностью, ориентироваться в стремительном потоке учебной информации и самостоятельно добывать знания. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.   Для того, чтобы произошла активазация учебно-познавательной деятельности, у школьника должна присутствовать внутренняя мотивация.

(4 слайд) Я считаю, что внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Я стараюсь выстроить свой урок таким образом, чтобы мотивация стала естественной потребностью ученика, а в дальнейшем продолжать формировать, развивать и стимулировать ее.

( 5 слайд) Физическая теория: законы, понятия

    Я, как учитель физики уверена, что излагать материал урока нужно доказательными приемами -  это значит, его нужно выводить либо из опыта, либо теоретически, используя при этом умозаключения по индукции, дедукции и аналогии.

Для наибольшего эффекта на своих занятиях создаю ситуации, в которых ученики сами: 

- находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

- отстаивают свое мнение;

- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

- оценивают ответы и письменные работы товарищей;

- занимаются обучением отстающих;

- объясняют более слабым ученикам непонятные места;

- самостоятельно выбирают посильное задание.

(6 слайд) Для ученика важно на уроке наглядно убеждаться во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Этому способствуют многосторонние межпредметные связи. При изучении темы «Оптические приборы. Глаз» рассматриваем оптические иллюзии, без которых не было бы мира изобразительного искусства, архитектуры, телевидения, при изучении темы «Давление твердых тел» объясняем почему нет гор в 10 раз выше Эвереста, почему давление осы на кожу человека при укусе такое же, как и в центре Земли – 300 млрд.Па, и т.д. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Использование межпредметных связей на уроках способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности ученика.   

Для трансляции информации на уроке выполняются компьютерные презентации, проекты, составляются выступления, доклады, изготавливается дидактический материал.  Готовые электронные пособия, авторские проекты учеников и учителя в форме презентаций могут быть использованы в качестве дидактического материала для учеников, пропустивших занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 7 слайд) Физические задачи

     Неограниченные возможности для развития мышления ученика открываются перед учителем при обучении решению физических задач. Необходимо лишь, чтобы обучение решению задач служило не только усвоению и запоминанию формул, законов, а было бы направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, учило бы поиску решения задачи. На своих уроках, приступая к решению задачи,  мы с учениками, прежде всего,  представляем себе явление, описанное в условии задачи. Далее более внимательно вчитываемся в условие задачи и пытаемся понять, какие объекты описаны в условии задачи, что о них известно. Когда условие проанализировано, приступаем к краткой записи задачи. Если необходимо делаем чертеж. Только после этого приступаем к поиску решения задачи.

      При получении ответа не заканчивается решение задачи, ответ нужно проанализировать. Выявить, правдоподобен ли полученный ответ.

Однако решение задач способствует развитию мышления школьников лишь в том случае, если каждый ученик решает задачу сам, прилагая для этого определенные усилия.

(8 слайд) Для развития творческих способностей  в ходе обучения ставлю ученика в такие ситуации, в которых он  вынужден высказывать предположения, строить догадки, проявлять и развивать свою интуицию.

     (9 слайд) Эффективно применяю различные задачи, способные пробудить желание изучать физику.

ü Задачи с использованием логических цепочек;

ü Качественные проблемные задачи (с межпредметным содержанием):

(Такие вопросы учителя как: "Почему дрова зимой колются хорошо?" (10 кл.), "Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?" (Теплопроводность, 8 кл.), "В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?" (Скорость движения молекул и температура тела, 7 кл.) и другие являются для учащихся проблемными. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом,  ученики подводятся и к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями);

ü   Экспериментальные задачи:

(Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мои ученики обучаются умению самостоятельно пополнять знания. Этот прием способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету);

ü   Самостоятельное составление задач:

(С целью развития мышления предлагаю учащимся задания по самостоятельному составлению задач. Такие задания могут быть весьма разнообразными. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д.);

ü   Задачи — таблицы; Графические задачи;

Чтобы не подрывать у ученика веру в свои силы и способности, подбираю задачи, таким образом, чтобы они соответствовали уровню развития познавательных сил учащегося.    

(10 слайд) Лабораторный практикум

     Фронтальные опыты, проводимые на уроках физики, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Ученики с большим интересом смотрят опыты, которые на уроке ставит учитель, а еще с большим интересом самостоятельно выполняют опыты. Добывать часть новых знаний ученики должны путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. Если опыт проводит  учитель, то ученики почти исключительно пользуются зрительными ощущениями и отчасти слуховыми, при этом достигается известная наглядность. При самостоятельных же лабораторных работах умственная деятельность учащихся сопровождается ещё и деятельностью органов движения (моторность). Объединяются мысль, слово (запись) и действие.

Например, рассматривая вопрос о различной теплопроводности тел (8-й класс), я провожу опыт по нагреванию двух металлических прутиков, к которым при помощи пластилина на равных расстояниях друг от друга прикреплены металлические кнопки. По очерёдности отпадения кнопок учащиеся видят, что медь проводит тепло лучше, чем железо. Но если провести самостоятельное испытание, когда ученики взявшись за концы медной и железной проволоки нагревают в пламени спиртовки другие концы, то это будет убедительнее.

(11 слайд) Домашняя работа

   Домашняя учебная работа дополняет деятельность ученика на уроках, отличается большей самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.

   Для формирования познавательных интересов к выполнению домашних заданий стараюсь  разнообразить их виды, формы. Не ограничиваюсь в домашнем задании механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом включаю наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами.

 (12 слайд)  Одним из  элементов  современного образовательного процесса, являются информационные технологии. Они дают огромные возможности не только для саморазвития педагогов, но и для совершенствования учебного процесса и повышения эффективности преподавания физики.

С помощью компьютера можно осуществить текущий контроль деятельности ученика. При изучении физики компьютер дает возможность эксперимента, реально неосуществимого на практике, виртуального физического эксперимента. Кроме того, есть научно-популярные фильмы, показывающие связь с жизнью.

Информационно — коммуникативные технологии использую: 

1.         при объяснении нового материала;

2.         при организации самостоятельной работы ученика на уроке;

3.         при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ;

4.         при повторении, закреплении и контроле знаний.

(13 слайд) Вывод: Я вижу основную цель обучения в развитии ученика, воспитании Человека, Личности. И первостепенная задача для меня – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

(14 слайд) Спасибо за внимание!


 

Здравствуйте, коллеги и уважаемые члены жюри!

Здравствуйте, коллеги и уважаемые члены жюри!

Физические задачи Н еограниченные возможности для развития мышления ученика открываются перед учителем при обучении решению физических задач

Физические задачи Н еограниченные возможности для развития мышления ученика открываются перед учителем при обучении решению физических задач

По очерёдности отпадения кнопок учащиеся видят, что медь проводит тепло лучше, чем железо

По очерёдности отпадения кнопок учащиеся видят, что медь проводит тепло лучше, чем железо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020