Методическое пособие
Оценка 4.6

Методическое пособие

Оценка 4.6
doc
19.02.2020
Методическое пособие
Методическое пособие(конкурс).doc


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дворец школьников» Арского МР РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические материалы

 

к общеобразовательной общеразвивающей  программе

естественнонаучной направленности

«Юный гений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Разработала:

 педагог дополнительного образования

Сафина Гульнара Исламовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Арск

Разумная занимательность с детьми имеет большую педагогическую ценность. Для младших школьников присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. А математический кружок - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Важно, чтобы каждое занятие содержало игру или соревнование. Это оживляет  деятельность ребят, повышает интерес  к занятиям, способствует лучшему пониманию материала .          

Только многообразная внеклассная работа способна удовлетворить повышение потребности современных детей и развивать их богатые творческие способности.

Данное пособие является необходимым дополнением к дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программе естественнонаучной направленности «Юный гений». Пособие  полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, содержит материалы для контроля и оценки качества подготовки учащихся 4 класса, различные материалы для проведения олимпиад, тестов, математических игр. Представлены четыре раздела : I раздел- «Мониторинг»,  II раздел «Математические олимпиады», III раздел  «Математические игры-состязания», IV раздел «Реши-ка меня».

  Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, будет полезно учителям математики для внеурочной деятельности по математике, для проведения в школе недели математики

 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А. Сухомлинский) .

 

 

I раздел- «Мониторинг»

Входной мониторинг (в начале учебного года)

Вариант 1

 1. Реши задачу.

Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько потребуется метров ткани, чтобы сшить 12 таких платьев?

2. Найди значения выражений (запиши решение в столбик).

109 * 7 686 : 7 608 – 359        3 * 251 792 : 3 328 + 296

3. Вычисли:

72 + 48 : (3 * 2) = (230 + 600) – (570 - 70)

4. Вычисли периметр и площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 3 см.

5. Продолжи ряд чисел, записав ещё 3 числа: 608, 618, 628, …….

6. Составь выражение, для вычисления которого надо выполнить (по порядку) вычитание, деление, сложение.

7.* Логическая задача.

В большой клетке попугаев в 2 раза больше, чем в маленькой, а в маленькой на 5 попугаев меньше, чем в большой. Сколько попугаев в большой клетке?

Вариант 2

1.Реши задачу.

За 6 м ленты заплатили 18 р. Сколько рублей стоит 9 м такой ткани?

2. Найди значения выражений (запиши решение в столбик).

407 * 2 278 * 3 706 – 428       * 2 774 : 2 246 + 479

3. Вычисли:   41 – 3 * (63 : 9) (980 - 800) + (320 - 20)

4. Вычисли периметр и площадь квадрата со стороной 7 см.

5. Продолжи ряд чисел, записав ещё 3 числа: 995, 985, 975, …….

6. Составь выражение, для вычисления которого надо выполнить (по порядку) деление, сложение, умножение.

7.* Логическая задача.

В цирке выступали обезьянки на двух- и трёхколёсных велосипедах. Сколько было двух- и трёхколёсных велосипедов, если всего было 8 велосипедов и 21 колесо?

 

 

 

Промежуточный мониторинг(в конце 1 полугодия)

1 вариант

А1  Как записать цифрами число триста пятнадцать тысяча семь?

        1) 3157                2) 30157                3) 315007                4) 31507

А2  Пять одинаковых тетрадей стоят 65 рублей. Сколько рублей стоят 8 таких же тетрадей?     1) 520              2) 73                 3) 13                 4) 104

А3  Укажи количество цифр в записи произведения в выражении 

        1) 6                        2) 5                        3) 4                        4) 3

А4  Какое действие в выражении нужно делать первым     

            1) сложение        2) вычитание        3) деление                 4) умножение

А5  Какое число является решением уравнения  

        1) 32                        2) 64                        3) 80                        4) 18

А6 Длина прямоугольника 8 см, что на 3 см  больше ширины. Найдите площадь этого прямоугольника?

        1) 40                        2) 88                        3) 24                         4) 38

А7  Когда папе было 32 года, сыну исполнилось 7 лет. Сейчас папе 41 год. Сколько лет сыну?

        1) 16                        2) 17                        3) 18                        4) 15                

А8  Какое неравенство неверно

        1) 12 ч < 1 сут     2) 3 ч > 100 мин        3) 85 мин > 2 ч          4) 61 с < 2 мин

А9  Масса 2 коров такая же, как и масса 6 телят. Какова масса теленка, если масса коровы 480 кг?

        1) 60 кг                2) 40 кг                3) 80 кг                4) 160 кг

А10  Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого 75 км/час , второго – на 30 км/час меньше. Через какое время расстояние между ними будет 600 км.

        1) 5 часов                2) 6 часов                3) 7 часов                4) 8 часов

 

Ответом на задания В1-В5  должно быть некоторое целое число.

В1  К числу 225 слева приписали цифру 9. Во сколько раз увеличилось данное число?

 В2  В летнем лагере 258 детей и 26 воспитателей. В автобус помещается 45 пассажиров. Сколько автобусов потребуется, чтобы всех перевезти из лагеря в город?

В3  Сколько на рисунке треугольников?

 

В4  Велосипедист проехал в первый день 4 части всего пути, во второй – 6 частей, а в третий – 2 части. Сколько километров проехал велосипедист за три дня, если в третий день он проехал 8 км ?

 

В5 Мальчик носил воду пятилитровым ведром, а девочка – трехлитровым. Всего мальчик вылил в бочку на 12 литров больше, чем девочка. Сколько литров воды принес мальчик, если они ходили одинаковое количество раз?

 

 

2 вариант

А1 Как записать цифрами число пятьсот тысяч тринадцать?

        1) 5013                2) 50013                3) 500013                4) 5000013

А2 Четыре одинаковые ручки стоят 48 рублей. Сколько рублей стоия 7 таких же ручек?

        1) 336                2) 55                        3) 12                        4) 84

А3 Не вычисляя определите, сколько цифр должно быть в частном 111111 : 3

        1) 3                        2) 4                        3) 5                        4) 6

А4 Какое действие в выражении нужно делать последним     

            1) сложение        2) вычитание        3) деление                 4) умножение

А5 Какое число является решением уравнения  

        1) 55                        2) 110                3) 95                        4) 23

А6 Ширина прямоугольника 7 см, что на 2 см  меньше длины. Найдите площадь этого прямоугольника?

        1) 63                        2) 35                        3) 24                         4) 32

А7 Когда маме было 35 лет, дочери исполнилось 9 лет. Сейчас маме 42 года. Сколько лет сейчас дочери?

        1) 15                        2) 16                        3) 17                        4) 18

А8 Какое неравенство неверно

        1) 1ч<100 мин        2) 25 ч > 1 сут        3) 75 мин > 2 ч        4) 160с < 3 мин

А9 Масса 2 львиц такая же, как и масса 8 львят. Какова масса львенка, если масса львицы 320 кг?

        1) 160 кг                2) 60 кг                3) 40 кг                4) 80 кг

А10 Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два грузовика и встретились через 3 часа. Первый ехал со скоростью 43 км/ч, а второй со скоростью – на 12 км/ч большей. Найдите расстояние между городами.

1)  294 км                2)  222 км                3)  165 км                4)  516 км

 

Ответом на задания В1-В5  должно быть некоторое целое число.

В1 К числу 320 слева приписали цифру 8. Во сколько раз увеличилось данное число?

В2 В загородный оздоровительный лагерь нужно отправить 312 детей и 34 воспитателя. В автобус помещается 42 пассажира. Сколько автобусов потребуется, чтобы всех перевезти в оздоровительный лагерь?

 

В3  Сколько на рисунке треугольников?

 

В4  Для приготовления компота взяли 3 части яблок, 2 части слив, 6 частей абрикосов. Яблок взяли 600 г. Сколько граммов всех фруктов потребовалось для приготовления компота?

 

В5 Девочка прочитала 2 книги – 150 страниц и 240 страниц. Вторую книгу она читала на 3 дня дольше. Сколько дней девочка читала обе книги, если ежедневно прочитывала одинаковое количество страниц?

Итоговый мониторинг (в конце учебного года)

Вариант 1

1.Найди число, в котором 4 сотни миллионов, 1 сотня тысяч, 3 десятка тысяч, 5 десятков и 4 единицы.

1)400130054 2)40130054 3)4103054 4)400135004

2. На мосту висит знак, указывающий, что под ним может проплыть судно высотой не более 3 м 60 см. Какой высоты судно сможет проплыть под этим мостом?    1) 3 м 65 см 2) 3 м70 см  3) 3 м7 см 4) 4 м

3. Найди пример с ответом 71009.

1)70000+1000+9 2)700000+10000+90 3)7000+1000+9 4)7000+100+9

4. Каким числом является результат действия 19004 : 4?

1)двузначным 3) четырёхзначным 2)трёхзначным 4) пятизначным

5. Реши уравнение: 63:9+(а—47)х6=49. Выбери правильный ответ.

1) а=54 2) а=52 3) а=40 4) а=56

6. Реши задачу. Выбери правильный ответ.

Привезли 360 заготовок для деталей. Мастер может изготовить все детали за 6 дней, его ученик –за 12 дней. За сколько дней мастер и ученик могут выполнить всё задание, работая вместе?

1) 2 дня 2) 3 дня 3) 4 дня 4) 5 дней

7. В парк приехали 24 четвероклассника и их учительница. Они решили все вместе прокатиться на «Колесе обозрения». Какое наименьшее число кабинок им понадобится, если кабинки «Колеса обозрения» четырёхместные?

1) 6 2) 7 3) 21 4) 25

8.Реши пример. Выбери верный ответ.

(287:7+24 х 3)—(91:7)+45

1)144 2) 104 3) 171 4)145

9. В каком случае надо поставить знак

1) 6 …5 2) … 3) …. 4) ….5    8 8 10 10 7 7 9 9

10. Реши задачу. Выбери верный ответ.

Хозяйка сварила варенье из 12 кг клубники и 4 кг вишни, расходуя на каждую банку одинаковую массу ягод. Всего у неё получилось 8 банок. Сколько банок каждого варенья она сварила?

1)7 и 1 2) 6 и 2 3) 5 и 3 4) 4 и 4

11.Раздели столбиком с остатком: 15414:48

1)321(ост6) 2) 322 (ост 4) 3)314 (ост 12) 4) 331(ост 8)

12. Сколько треугольников на рисунке?

   2) 2 3) 3 4) 4

13*.Реши задачу. Запиши решение к ней.

Из двух посёлков, расстояние между которыми 80 км, одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного 5 км/ч, а другого-4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

14*. Выпиши решение, которым находили периметр квадрата?

8 х 4         7 х 7        (4+2) х 2        9 х 3

15*. Прочитай и реши задачу. Запиши решение.

Один отрез ткани стоит 300 руб, а второй отрез такой же ткани стоит 450 руб. В первом отрезе на 2 метра ткани меньше, чем во втором. Сколько метров ткани в каждом отрезе?

16*. На диаграмме показана высота скамейки и высота домика на детской площадке.                                                              

На сколько сантиметров скамейка ниже домика? Запиши вычисление.

ВАРИАНТ 2

1.Найди число, в котором 87 единиц класса миллионов, 49 единиц класса тысяч, 47 единиц класса единиц.

1) 870409047 2)87049047 3)87490047 4) 807049470

2. Запиши величины 90 мин, 55 с, 1 ч в порядке возрастания их значений.

1)90мин, 55с,1ч 2)55с,1ч,90мин 3)90мин,1ч,55с 4)1ч, 55с, 90мин

3.Найди пример с ответом 706000.

1)74600—4000 2)7460000—400000 3)746000—40000 4)746000--400000

4. В каком случае в результате деления получится пятизначное число?

1)1120 : 70      2) 22330 : 110    3)17920: 64     4) 53015 : 5

5.Реши уравнение: (14+ а х7) :7=42—37 Выбери верный ответ.

1) а=2    2) а=3     3) а=4     4) а=5

6. Реши задачу. Выбери правильный ответ.

В четырёх пакетах умещается 15 кг крупы. Сколько нужно пакетов, чтобы разместить 75 кг крупы?  1) 15 п 2) 9 п 3) 20 п 4) 25 п

7. Для изготовления кружки требуется 200 г глины? Какое наибольшее число таких кружек можно сделать из 900 г глины?   1) 700 2) 100 3) 5 4) 4

8. Реши пример. Выбери верный ответ.

340+3 х(107--89):9       1) 346 2) 364 3) 345 4) 354

9. В каком случае надо поставить знак ?

1) 2 ….2) ….1 3) ….. 8 4) 3…..6                       4 4 5 5 9 9 7 7

10. Реши задачу. Выбери верный ответ.

В один магазин привезли 24 мешка картофеля, а в другой –28 мешков. Во второй магазин привезли на 160 кг больше, чем первый. Сколько килограммов картофеля привезли в каждый магазин?

1)1000кг и 1160 кг 2) 860кг и 1020кг 3) 1060кг и 1220кг 4) 960кг и 1120кг

11. Раздели столбиком с остатком: 33699 : 54

1)623(ост 2) 2) 624 (ост 3) 3) 620 ( ост 23) 4) 612 ( ост 56)

12. Сколько четырёхугольников на рисунке?

     1)1 2) 2 3) 3 4) 4                                          

13*. Реши задачу. Запиши к ней решение.

Из двух городов, расстояние между которыми 150км, одновременно в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость одного 75 км/ч, а другого-85км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?

14*. Выпиши решение, которым находили периметр квадрата?

6 х 3       5 х 5      7 х 4      (6+3) х 2

15*. Прочитай и реши задачу. Запиши решение.

На зиму заготовили 57 л томатного сока и 84 л яблочного сока в одинаковых банках. Яблочного сока было на 9 банок больше, чем томатного. Сколько банок яблочного и сколько банок томатного сока было заготовлено?

16*. На диаграмме показан рост четырёх мальчиков.

Найди разницу между самым высоким и самым низкорослым мальчиком. Запиши вычисление.

 

II раздел «Математические олимпиады»

Эффективной формой внеклассной работы по математике является олимпиада, которая в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности благотворно действуют на развитие ребёнка, стимулируют интерес не только к математике, но и к другим наукам.

Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

Основным материалом для олимпиад являются задачи. Разумеется, задачи не должны дублировать материал учебника, а во многих случаях они носят нестандартный характер и могут соответствовать принципу опережающего обучения. Главное, чтобы ребёнок смог проявить смекалку. Эффектны простые задачи, требующие неожиданного поворота мысли.

Задания должны быть посильны для детей. Обязательно должны быть задания, нетрудные для большинства учеников, а также и задания потрудней. Расчёт такой: чтобы каждый ученик выступил успешно, т.е. решил как можно больше заданий. Вместе с тем, должно быть лишь несколько абсолютных победителей, т.е. детей, решивших все задачи.

Задачи должны быть разнообразными и интересными. Целесообразно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, а иногда к сказочным сюжетам. Не надо пренебрегать и игровыми ситуациями. Можно предложить практические задания или задачи отвлечённого характера. Очень важно, чтобы они увлекли детей, поставили перед ними вопросы, полезные для дальнейшего умственного развития.

                                   Олимпиада №1

 

1. Найдите выражение, которое представлено в виде суммы различных разрядных слагаемых.

а) 3950+2   б) 8000+40+1   в) 6000+5+4   г) 7200+300+80+2

2. Цифра 3 числа 123 945 записана в разряде: 

а) единиц     б) единиц тысяч    в) сотен     г) сотен тысяч

3. Укажи, какое действие выполняется последним в выражении 32*11+425:17-77

а) умножение   б) сложение   в) вычитание   г)  деление

4. Уменьшаемое равно 5км560м, разность равна 4км440м. Чему равно вычитаемое?

а) 1км120м   б) 10км   в) 1км130м   г) 9км900м

5. Какое из неравенств  является верным?

а) 8дм>1м    б) 900м<1км    в) 50мм>5см    г) 1000000мм<1км

6. Найди значение а в уравнении  а : 4 = 600 – 280

а) 80              б)  70            в) 1208         г) 1280

7. Значение какого выражения найдено правильно?

а) 703-132=671    б) 804-278=626   в) 677+128=805    г) 622-439=143

8. Реши задачу и выбери верный ответ.

Два автомобиля выехали навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 450 км. Скорость первого автомобиля 70 км/ч. Какова скорость второго автомобиля, если они встретились через 3 часа?

а) 240 км/ч    б) 80 км/ч    в) 240 км    г) 210 км

 9. На обувной фабрике за 7 дней сшили 2 800 пар обуви. Сколько пар обуви сошьют на фабрике за 9 дней, если в день будут шить на 32 пары обуви больше?

а) 3 888   б) 3 088    в) 3 024    г) 3 600

10. Муравей находится на дне колодца глубиной 30м. За день поднимается на 18м, а за ночь сползает вниз на12м. Сколько нужно дней муравью, чтобы выбраться из колодца?

а) 3дня    б) 6 дней     в) 5дней     г)  4 дня

 

Олимпиада №2

1. Какую цифру надо зачеркнуть в числе 7839 так, чтобы получилось трёхзначное число, наименьшее из возможных?                                                 А) 8                   Б) 7                  В) 3                   Г) 9

2. Обезьяна подбрасывала вверх фрукты. Яблоко она подбросила выше груши. Грушу ниже апельсина, но выше банана.  Яблоко ниже апельсина. Где правильно составлена диаграмма, показывающая высоту, на которую подбрасывались фрукты?

3. Фигуру склеили из одинаковых по размеру заштрихованных квадратов со стороной 2 см. Затем вырезали одинаковые маленькие квадраты со стороной 1 см (на рисунке они не заштрихованы). Чему равна площадь полученной фигуры?

А) 25 см2                         Б) 19 см2       В) 31 см2                         Г) 36 см2

4. На часах – время отправления теплохода из Самары. Через 145 минут он должен прибыть в Тольятти. Найди время прибытия теплохода в Тольятти.

А) 9 ч 10 мин                       Б) 8 ч 50 мин

В) 9 ч 45 мин                       Г) 10 ч 10 мин

5. На кочке сидели и весело квакали несколько лягушек. Затем на эту кочку взобрались ещё столько же лягушек, а потом ещё 6. Вдруг половина всех лягушек прыгнула в воду. Сколько лягушек сидело на кочке первоначально, если сейчас их на кочке осталось 15?

А) 15                     Б) 9              В) 12                     Г) 30

6. Сколько распилов надо сделать, чтобы распилить 5 шестиметровых и 7 четырёхметровых брёвен на куски длиной по 1 м?

А) 46                   Б) 38          В) 48                   Г) 58

7. Винни Пух, Пятачок и Кролик вместе съели 72 конфеты. Кролик и Пятачок съели одинаковое количество конфет, а Винни – в 4 раза больше, чем съел Пятачок. Сколько конфет съел Винни?

А) 24                     Б) 48               В) 36                     Г) 42

8. В некотором царстве объявился змей восемнадцатиголовый и начал людей похищать. Иван, крестьянский сын, вступил в бой с драконом. Одним ударом Иван может отрубить дракону сразу 5 голов. Но вместо каждых 5 голов тут же появляются 2 новые. Сколько ударов мечом должен сделать Иван, чтобы отрубить все головы дракона?

А) 6                     Б) 7                 В) 5                     Г) 4

9. Посмотри на рисунок. Сколько всего отличающихся друг от друга наборов из трёх фигур разной формы – квадрата, треугольника и круга — можно из них составить? (Одни и те же фигуры можно использовать в разных наборах, но не должно получиться два абсолютно одинаковых набора. Порядок расположения фигур в наборе значения не имеет.)

 

А) 3                     Б) 6                       

В) 12                   Г) 14

10. В 4 одинаковых ящиках и 5 одинаковых коробках было всего 35 кг печенья, а в 8 таких же ящиках и 8 таких же коробках всего 64 кг печенья. Сколько печенья было в одном ящике?

А) 3 кг                  Б) 6 кг            В) 4 кг                  Г) 5 кг

 

 

 

 

Олимпиада №3

1. Скутер проехал от Москвы до Ногинска столько же километров, сколько минут он ехал. Какое расстояние от Москвы до Ногинска, если скутер был в пути 1 час?

А) 30 км         Б) 40 км     В) 50 км        Г) 60 км

2. Крот обещает полевой мыши подарить половину половины своих запасов зерна, если она поможет ему жениться на Дюймовочке. Это составляет 360 зёрен.  Сколько всего зёрен лежит в кладовой у крота?

А) 90 зёрен    Б) 180 зёрен    В) 720 зёрен     Г) 1440 зёрен

3. Коля живёт на 1 этаже. Каждый день он поднимается пешком на 7 этаж, чтобы навестить своего заболевшего друга Петю. Сколько времени Коля тратит на весь подъём, если подъём на каждый этаж занимает полминуты?

А) 3 мин      Б) 4 мин   В) 6 мин       Г) 7 мин  

4. Какой пример решён верно?

А) (3 + 3) ∙ 3 + 3 ∙ 3 = 33                  Б) 3 + 3 ∙ 3 ∙ 3 + 3 = 33

В) 3 ∙ 3 ∙ (3 + 3) + 3 = 33                  Г) 3 ∙ 3 + 3 ∙ 3 + 3 = 33

А) 37        Б) 79    В) 23       Г) 102

6. Из 7 кг яблок можно получить 3л сока. Сколько яблок необходимо для получения 36л сока?

А) 12 кг         Б) 84 кг          В) 108 кг         Г) 21 кг

7. Чему равна ширина прямоугольника, площадь которого равна 294см2, а длина больше ширины в 6 раз?

А) 6 см               Б) 7 см            В) 8 см            Г) 9 см

8. Собака погналась за лисицей, которая была от неё на расстоянии 280м.  Сколько времени потребуется собаке, чтобы догнать лисицу, если лисица пробегает за 1 минуту 430 м, а собака – 470 м?

А) 5 мин        Б) 30 мин               В) 7 мин           Г) 1 час

9. Чему равна площадь фигуры?

 

 

А) 120 см                   Б) 64 см

В) 112 см                   Г) 128 см

 

10. Ученик 4 класса принял участие в конкурсе по разгадыванию ребусов. Необходимо было разгадать 10 ребусов. За каждый правильно разгаданный ребус засчитывали 4 очков, а за неразгаданный ребус снимали 2 очка. Ученик набрал 22 балла. Сколько ребусов он не разгадал?

А) 5                 Б) 4                В) 3              Г) 2

 

Олимпиада №4

1. (1 балл) В школе учатся 369 учащихся. Можно ли утверждать, что хотя бы у двоих из них день рождения в один и тот же день?

а) нельзя    б) можно

2. (2 балла) Бумажный квадрат со стороной 9 см разрезали на квадратики со сторонами 1 см. Прикладывая встык один квадратик к другому, из них выложили ленту шириной 1 см. Чему равна длина полученной ленты?

3. (3 балла) Сумма двух чисел равна 208. Чему равно второе число, если оно больше первого в 7 раз?

4. (3 балла) Крестьянин копал картофель. Он собрал 60 вёдер по 7 кг и 30 вёдер по 9 кг. Какое минимальное количество мешков понадобится для этого картофеля, если в мешок входит не более 40 кг картофеля?

5. (4 балла) Оля купила набор пирожных. Если их раскладывать по 2 штуки на каждую тарелочку, то без пары останется 1 пирожное. Если раскладывать по 3 пирожных, то на одной из тарелочек их будет только 2. Если раскладывать по 4 пирожных, то на одной тарелочке их будет лежать только 3. Сколько пирожных в наборе? (Найди наименьшее число из возможных.) 

6. (5 баллов) Семеро мальчиков играли в настольный теннис. Каждый сыграл по одному разу с каждым из своих соперников. Сколько всего игр провели мальчики?

7. (6 баллов) В розарии посадили на 76 красных роз больше, чем жёлтых. После того, как посадили ещё по 7 красных и жёлтых роз, красных стало в 2 раза больше, чем жёлтых. Сколько всего роз стало в розарии?

8. (6 баллов) Один тигр и один лев за сутки вместе съедают 16 кг мяса. В цирке есть 3 тигра и 4 льва. Они за сутки съедают 55 кг мяса. Сколько мяса за сутки съедают 4 льва и 3 тигра по отдельности?

Ответ:  Львы _________  Тигры __________

9. (7 баллов) Поросёнок Наф-Наф построил себе дом и решил выложить пол кухни, имеющий квадратную форму, квадратными плитками. Он уже выложил плитки в один ряд по всему периметру кухни. На это у него ушло 28 плиток. Сколько ещё плиток нужно положить Наф-Нафу, чтобы выложить плитками весь пол?           

10. (8 баллов) В сундуках лежат сапоги-скороходы, шапка-невидимка и скатерть-самобранка, по одному предмету в каждом сундуке. Где лежат сапоги-скороходы, если только одна из надписей над сундуками правдивая, а остальные ложные?

 

 

а)             б)            в)

 

Всего: 45 баллов.

 

 

 

 

 

III раздел»Математические игры-состязания»

Викторина

Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений учащихся – в конце урока. Викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке. Класс делится на три команды по числу рядов. Баллы, заработанные во время викторины, записываются на доске. «Стоимость каждого вопроса» может быть различна (Но это не обязательно), ее заранее я сообщаю ученикам.

Математический турнир

Математический турнир можно проводить по–разному. Если его проводить в неурочное время, то он требует тщательной подготовки как учеников, так и учителя. Время проведения должно быть определено заранее, ученики получают определенное задание еще до начала турнира; учителю необходимо продумать до мелочей все задания турнира, все игры, которые будут на нём разыгрываться. Я опишу математические турниры, которые обычно провожу на уроках в 5-7 классах. Турнир проводится в конце урока, когда ученики немного устали. Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: 2-3 задачи или 5-6 примеров. Члены команды могут консультироваться друг с другом. Через 8-10 минут начинаем турнир. Капитаны команд вызывают по одному участнику команды соперников. Эти два ученика обмениваются заданиями, идут к доске и начинают решение, затем вызывается другая пара учеников и так далее. Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит наибольшее количество заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Я выступаю в роли арбитра. Участникам турнира выставляются оценки в журнал, подводятся итоги. Обычно на такие турниры я отвожу 15-20 минут. Количество заданий определяется многими факторами: целью турнира, наличием времени, содержанием заданий, составом играющих. Очевидно одно: если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то вряд ли бы все ученики решили предложенные им 5 примеров и прослушали бы внимательно решение ещё пяти аналогичных.

Эстафета

Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту, и по команде ученик заполняет первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передаёт таблицу своему соседу и т.д. Последний ученик в ряду бежит к моему столу. За быстрое решение дополнительно даётся один балл. При проверке я учитываю правильность заполнения таблицы. Обычно за каждую правильно заполненную клетку – один балл. При подведении итогов учитывается поведение всего ряда во время эстафеты.

 

 

Аукцион

Аукцион можно проводить разными способами. Вот один из них: игра по типу чайнворда. Задание состоит в том, чтобы составить цепочку геометрических (алгебраических) терминов по такому принципу: каждый следующий термин начинается с той буквы, какой оканчивается предыдущий. Буква «ь» во внимание не берётся. Основное условие: принимаются только те термины, которые имеют прямое отношение к изученному материалу. Если на одну букву будет предложено несколько терминов, то в чайнворд записывается тот термин, который назвали последним. Если на последнюю букву названного термина не находится предложений, то берется предыдущая буква в этом слове и т.д. Соревнование заканчивается, когда на доске записано цепочка терминов и следующих предложений нет. В процессе записи терминов над каждым из них ставят номер соответствующей команды. Побеждает та команда, у которой набралось наибольшее число терминов. С геометрическими фигурами я выставляю на аукцион параллелограмм, трапецию, прямоугольник, ромб, квадрат. Задача команд: «купить» фигуру, указав какое-нибудь ее свойство. Фигура достается той команде, которая больше знает об этой фигуре. Затем выставляется другая фигура… Побеждает команда «купившая» наибольшее число фигур.

 

Состязание «Конкурс знатоков»

Младшие школьники с интересом смотрят телепередачу «Что? Где? Когда?» Многие мечтают стать участниками подобной игры, но игры их уровня. Состязания знатоков в форме викторины можно провести на одном из занятий математического кружка. Состязание «Конкурс знатоков» мы проводим в два этапа - отборочный и заключительный. На отборочном этапе выявляются знатоки, из которых составляются команды для участия в заключительном этапе. Состязание проводим следующим образом: капитан раскручивает рулетку. Стрелка указывает на I конверт. Ведущий вскрывает его, читает вопрос и команда отвечает. На обдумывание каждого вопроса даётся 2 минуты.. Капитан или член команды отвечает на вопрос. Если ответ неверный, ведущий просит помощи зрителей. Всего на отборочном этапе мы предлагаем 9 вопросов. Соревнование состоит не более, чем из 9 раундов. Выигравшей считается та команда, которая первой наберёт 5 очков.


Интерактивная игра по математике «Своя игра»

Игра направлена на развитие познавательной активности, сообразительности, логического мышления, навыков коллективной работы, расширение кругозора учащихся по истории математики. Правила игры аналогичны правилам одноименной телепередачи. Цель игры: набрать наибольшее количество баллов по итогам трёх туров, которые содержат различные вопросы по математике.

IV раздел «Реши-ка меня»

ТЕСТ: Геометрические фигуры

Данный тест можно провести в начале учебного года. Он напрямую связывает детей с математикой. При проведении теста ребята сами себе дают характеристику.

Задание. Из пяти фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги, выберите одну, которая вам больше понравилась и начертите её к себе в тетрадь. А теперь прочтите характеристики людей, выбравших ту или иную фигуру

КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

ПРЯМОУГОЛЬНИК:
Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

ТРЕУГОЛЬНИК:
Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели.
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

КРУГ:
Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

ЗИГЗАГ:
Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих.

Задачи в стихотворной форме

1. Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

     2 – под березой, 1 – у осины.

     Сколько их будет в плетеной корзине?

2. Под кустом у реки  жили майские жуки:

    Дочка, сын, отец и мать, кто их может сосчитать?

3. Расставил Андрюшка в 2 ряда игрушки.

    Рядом с матрешкой – плюшевый мишка.

    Вместе с лисой – зайка косой.

    Следом за ними – еж и лягушка.

    Сколько игрушек расставил Андрюшка?

4. Подарил утятам ежик 8 кожаных сапожек.

    Кто ответит из ребят, сколько было всех утят?

5. Подогрела чайка чайник, пригласила 9 чаек.

    «Приходите все на чай!» Сколько чаек, отвечай!

6. Сидят рыбаки,  стерегут поплавки.

    Рыбак Корней поймал трех окуней.

    Рыбак Евсей –четырех карасей.

    Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

7. Раз к зайчонку на обед прискакал дружок-сосед.

    И по 5 морковок съели.

    Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?

8. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

   Для Наташи, Коли, Вовы пироги уже готовы,

   Да еще 1 пирог кот под лавку уволок.

   Да еще из печки пять маме нужно вынимать.

   Если можешь, помоги – сосчитай-ка пироги!

9. Яблоки в саду поспели мы отведать их успели.

    5 румяных, наливных, 3 с кислинкой, сколько их?

10.В снег упал Сережка, а за ним Алешка.

     А за ним Маринка, а за ней Иринка,

     А потом упал Игнат, сколько было всех ребят?

11.Испекла нам бабушка вкусные оладушки.                                                                             

     Всего оладий 27 по три нам хватило всем.

      Кто ответит из ребят, сколько будет же внучат?  

12.Полюбуйтесь-ка сами: мчатся тройки с бубенцами.

     Сосчитать коней мы просим, если троек 8. 

13.На заборе расфуфырились коты, распушили свои длинные хвосты.

     А хвостов то было 8. Сколько лап? У кого спросим?   

 

Занимательные задачи

1.         Сколько детей находится в семье, если у двух сестер есть еще по одному брату у каждой? (четверо детей)

2.         Кошка Ася родила 10 котят. Сколько коробок нужно принести, чтобы в каждой из них было по два котенка? (пять коробок)

3.         Сколько нужно вырезать равных квадратиков, чтобы обклеить ими куб? (шесть квадратов)

4.         Уберите лишнюю цифру из этого ряда чисел: 7 9 3 8 5 (цифра восемь)

5.         Маша, Саша и Петя стояли в очереди за конфетами. Кто за кем стоял, если Саша не был первым, а Маша не была первой и последней (Петя, Маша, Саша).

6.         Кузней за свой рабочий день подковал 5 лошадей. Сколько подков ему пригодилось? (20 подков)

7.         Если отрезать у треугольника один из углов, сколько углов у него станет? (4 угла)

8.         Если к деньгам, которые у меня есть, прибавить половину имеющейся суммы, то у меня получится 60 рублей. Сколько денег у меня есть? (40 рублей).

9.         Запряженная тройка лошадей, в день пробегает 5 км. Сколько км пробегает каждая лошадь? (5 км)

10.      Запишите пример из трех пятерок, чтобы в результате получилась цифра два. ( (5+5):5)

11.      Палку распилили на шесть частей. Сколько раз пришлось распилить палку? (Три раза)

12.      Каким образом нужно разместить палку на столе, чтобы получился треугольник? (Необходимо положить палку на угол стола)

13.      Курица на одной ноге весит 4 кг. Сколько будет весить курица, если ее поставить на обе ноги? (4 кг)

14.      Сколько концов у пяти палок? А сколько у пяти с половиной палок? (10 и 12 концов)

15.      Два отца и два сына зашли в кафе и заказали каждому по стакану сока. Сколько стаканов сока они заказали? (3 стакана, потому что дед, папа и сын)

16.      В полночь начался дождь. Можно ли смело утверждать, что через 48 часов на улице будет тепло и солнечно? (нет, потому что через 48 часов будет ночь)

17.      На кухне лежат шесть яблок. Три яблока зеленых и три красных. Сколько нужно взять яблок в кухне без света, чтобы среди них было хоть одно зеленое яблоко? (4 яблока)

18.      Грузовому автомобилю необходимо проделать путь из точки «А» в точку «Б». Расстояние от точки «А» до точки «Б» составляет 50 км. Сколько топлива потратит автомобиль на дорогу, если известно, что расход топлива на 100 км составляет 10 литров. (5 литров)

19. Сколько детей находится в семье, если у двух сестер есть еще по одному брату у каждой? (четверо детей)

20. Кошка Ася родила 10 котят. Сколько коробок нужно принести, чтобы в каждой из них было по два котенка? (пять коробок)

21. Сколько нужно вырезать равных квадратиков, чтобы обклеить ими куб? (шесть квадратов)

22. Уберите лишнюю цифру из этого ряда чисел: 7 9 3 8 5 (цифра восемь)

23. Маша, Саша и Петя стояли в очереди за конфетами. Кто за кем стоял, если Саша не был первым, а Маша не была первой и последней (Петя, Маша, Саша).

24. Кузней за свой рабочий день подковал 5 лошадей. Сколько подков ему пригодилось? (20 подков)

25. Если отрезать у треугольника один из углов, сколько углов у него станет? (4 угла)

26. Если к деньгам, которые у меня есть, прибавить половину имеющейся суммы, то у меня получится 60 рублей. Сколько денег у меня есть? (40 рублей).

27. Запряженная тройка лошадей, в день пробегает 5 км. Сколько км пробегает каждая лошадь? (5 км)

28.  Запишите пример из трех пятерок, чтобы в результате получилась цифра два. ( (5+5):5)

29.  Палку распилили на шесть частей. Сколько раз пришлось распилить палку? (Три раза)

30.  Каким образом нужно разместить палку на столе, чтобы получился треугольник? (Необходимо положить палку на угол стола)

31.  Курица на одной ноге весит 4 кг. Сколько будет весить курица, если ее поставить на обе ноги? (4 кг)

32.  Сколько концов у пяти палок? А сколько у пяти с половиной палок? (10 и 12 концов)

33.  Два отца и два сына зашли в кафе и заказали каждому по стакану сока. Сколько стаканов сока они заказали? (3 стакана, потому что дед, папа и сын)

34.  В полночь начался дождь. Можно ли смело утверждать, что через 48 часов на улице будет тепло и солнечно? (нет, потому что через 48 часов будет ночь)

35.  На кухне лежат шесть яблок. Три яблока зеленых и три красных. Сколько нужно взять яблок в кухне без света, чтобы среди них было хоть одно зеленое яблоко? (4 яблока)

36. Грузовому автомобилю необходимо проделать путь из точки «А» в точку «Б». Расстояние от точки «А» до точки «Б» составляет 50 км. Сколько топлива потратит автомобиль на дорогу, если известно, что расход топлива на 100 км составляет 10 литров. (5 литров) По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а на встречу им 1 серая и 1 белая утка. Сколько всего уток?(2)

37. 2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет)

38. При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора? (8 метров)

39. “Дай мне 5 рублей, - говорит брат сестре, - тогда у нас будет денег поровну”. Сестра дала ему 5 рублей. На сколько больше денег было у сестры, чем у брата, сначала? (На 10 рублей)

40. На театральной сцене – замок принцессы. Герой по имени Зигфрид должен увидеть свою невесту. Появляется переодетый злодей – Ротбарт. С ним его дочь – Одилия. Она настолько похожа на Одетту, что Зигфрид принимает её за свою невесту. Возникает привидение Одетты и исчезает. Зигфрид понимает обман и в отчаянии убегает… Сколько действующих лиц из названных осталось на сцене? (2)

41. На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Убрать крайние карандаши)

42. Имеются песочные часы на 3 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как сделать это с помощью этих песочных часов? (Следует поставить эти часы в рабочее положение одновременно. Когда песок в трёхминутных часах истечёт, нужно положить яйцо в кипящую воду. Оставшееся время действия семиминутных часов и будет равно 4 минутам.)

43. Имеются 2 бидона ёмкостью 2 и 7 литров. Как с помощью этих бидонов набрать из речки 3 литра воды? (Надо набрать бидон ёмкостью 7 литров и дважды вычерпать из него воды бидоном ёмкостью 2 литра.)

44. На грядке сидели 6 воробьев ,к ним прилетели еще 5. Подкрался кот и схватил одного воробышка. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ни одного)

45. Разделите 3 яблока между тремя детьми так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось в корзинке. (Отдать вместе с корзинкой)

46. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате ?  (Четыре)

47. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько детей у отца ? (Семь)

48. Две крестьянки шли в город и встретили по дороге еще трех крестьянок. Сколько всего крестьянок шло в город? (Две)

49. Горели 5 свечей. Две из них погасли. Сколько свечей останется? (Две)

50. Летела стая уток. Всего семь. Одну убили . Сколько осталось? (Одна)

Загадки  по математике.

Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе, во время отдыха, так как всегда интересны детям.

Загадки знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.

Любая загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета (абстрагирование), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез).

После отгадывания загадки задача педагога - добиться обоснованного доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни». Такая работа развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений. Всё это в дальнейшем будет способствовать формированию обобщений, умению давать определения понятиям (по ближайшему роду и видовому отличию), развитию мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез).

1. Этот конь не ест овса, вместо ног – 2 колеса. Сядь верхом да мчись на нем, только лучше правь рулем! (Велосипед)

2. Один сторож, много веток: все по горнице гуляют, сор повсюду собирают. (Веник)

3. На 2 пальца меня надевают и что нужно мною разрезают. (Ножницы)

4.                 Работать примется одна – другая ей тотчас поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки)

5.                 Рядышком двое сидят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (Глаза)

6.     8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (Паук)

7.                 У двух матерей по 5 сыновей. (Пальцы)

8. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы.) 
9. На лесенке - стремянке развешаны баранки. 
Щелк да щелк – пять да пять – так мы учимся считать. (Счеты.) 
10. Черненькая, хвостатенькая, не лает, не кусает, А из класса в класс не пускает. (Двойка.) 
11. Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра-акробатка? 
Если на голову встанет ровно на три больше станет. (Шесть) 
12.Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. 
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры) 
13.Пять котят песок копают, три на солнце загорают, 
Два купаются в золе. Сколько всех? Скажите мне. (Десять) 
14. Восемь пар танцуют польку, а всех танцоров сколько? (Шестнадцать) 

 

Игра на внимание

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово “три” -
Приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом,
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду “раз, два, … марш!”
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок-другой, а лучше… пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать,
Ну что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность взять?

 

Шарады.

1.     Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдёшь его
Почти под домом каждым. (По-два-л)

2.     Возьмите наименьшее трехзначное число
И букву назовите рядом с ним одновременно.
И вы одно получите из слов,
Которым называют кучу сена. (Сто-г)

3.     Я приношу с собою боль,
В лице больного искаженье,
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложенья.
(Ф-люс – П-люс)

4.     С буквой “Л” - в игре в футбол –
Часто слышим слово…
С “Д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало,
Просто… (год)

5.     Я нелюбимая оценка в дневнике,
Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа,
Но если внутрь меня поставить “Е”,
То среди женского я рода. (Два – Дева)

6.     Число я – меньше десяти,
Тебе легко меня найти,
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья)

7.     Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено. (Дача – задача)

8.     Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
Но вставленная буква “Б” одна
Меняет слова смысл – денежная единица. (Руль – рубль)

9.       Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» —
Будет круглое число.  (Сурок — сорок)

10.  Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То сразу превращусь я в знак сложенья.  (Флюс — плюс)

11.   С буквой «Р» — с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без «Р» — нужна для счёта,
Цифрой быть — её работа.            (Шерсть — шесть)

12.  Число я меньше десяти.
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.    (Семь- семья)

13.  Читаем мы направо смело —
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево —
Увидим разновидность древа.  (Куб — бук)

14.  Рождаюсь на мебельной фабрике я
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою —
Названье большому числу я даю.        (Стол — сто)

15.   Я с «Л» смягчённым — под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым — в комнате твоей
И в геометрии фигура.          (Уголь — угол)

16.  С «Д» — давно я мерой слала,
С «Т» — уж нету выше балла.     (Пядь — пять) 

17.  Счастливой цифру ту считают,
При счете её применяют.
А «М» вот на «Т» поменяли —
И рыбы немало поймали.             (Семь — сеть)

18.   С «К» — для продуктов годна,
С «М» — для сложенья нужна.
(Сумка — сумма)С «Ш» — для счёта я нужна,
С «М» — обидчикам страшна!          (Шесть — месть)

19.   С глухим шипящим —
Кругл, как мячик.
Со звонким —
Как огонь, горячий.              (Шар — жар) 

20.   С глухим шипящим я —
Числительное.
Со звонким — имя
Существительное.    (Шесть — жесть)

21.   С «К» — фигура без углов,
С «Д» — дружить с тобой готов.  (Круг — друг) 

22. «В» — отрезок не простой —
С направлением, с длиной.
С «С» же станет частью круга,
Что дуга стянула туго.          (Вектор — сектор)

23.   Геометрическое тело,
А в нём вода вскипела.   (Куб)

24.   Первый слог — нота,
Второй слог — нота.
А в целом —
Только часть чего-то.  (До + Ля = Доля)

25.   Игра — в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело.      (Поло + Вина = Половина) 

26.  Предлог стоит в моём начале,
В конце же — загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.   (За + Дача = Задача)

27.  Вначале — двойка. Далее — мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком — обозначенье,
Дробящее на дозы обученье.  (Пара + Граф = Параграф)

28.   Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно.    (Дробь) 

29.   Первая — такой многоугольник,
Знать который должен каждый школьник.
На второй гимнасты выступают,
Их она под купол поднимает.   (Трапеция)

30.  Первую находим, вычисляем,
Много формул для неё мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.  (Площадь)

 

 

Головоломки

Составить пример, вставляя знаки «+», «-», «х», «/»

4 4 4 4 = 10      4 4 4 4 = 9         4 4 4 4 = 8        4 4 4 4 = 7     4 4 4 4 = 6

Головоломки «Путалки гнома».

Задание 1. Как всегда, Путалка одну из цифр записал не верно. Исправьте ошибку.

Задание 2. Найдите ошибки и исправьте их. Все цифры должны быть разными.

Задание 3. В каждом примере Путалка ошибся и одну из цифр написал неверно. Найдите ошибки в этих заданиях. Все цифры разные. (Ответы не изменяются, ошибки ищите среди множителей, делимого и делителя.)

7. Головоломки.

Задание 1. Впишите в пустые кружки числа от 4 до 9, чтобы их сумма в каждом из пяти рядов (двух вертикальных, одном горизонтальном и двух наклонных) была одинакова. Все цифры в задании разные.

  Ответ: сумма 18.

Задание 2. Заполните пустые кружки цифрами от 2 до 5, чтобы их сумма в вертикальном, горизонтальном рядах была одинакова.

Все цифры в задании разные.

           Ответ: сумма 10.

 

Задание 3.

Впишите в пустые кружки числа от 1 до 9, чтобы в каждом ряду (горизонтальном, вертикальном и диагональном) сумма цифр равнялась 21.

Одинаковых цифр в задании нет.

 

Задание 4.

Впишите в пустые кружки подходящие цифры от 1 до 8 таким образом, чтобы их сумма в каждом из грех рядов была одинакова. Все цифры в задании разные.

 

 

 

 

Ребусы

 

Ребусы по математике                        Ребусы по математике

 

Ребусы по математике                       Ребусы по математике

 

МЕЛ-АУЛ=ЛАЙ, У=4

математические ребусы 1                                        математические ребусы 2 

математические ребусы 3                                     математические ребусы 5

ПРО 100 Р                       5, Н И Ц А                      А К 3 С А

100 ЛИЦА                       ПО 2 Л                            С 3 ЖИ 

ПРЕ 100 Л                       ПА 3 ОТ                        100 ЛБ 

Р1А                                  КИС .                             7Я                3 О

 

Кроссворды

 

По горизонтали:

1. Действие, обратное умножению.

2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.

3. Название знака действия.

4. Наименьшее однозначное число.

 

По вертикали:

5. Наименьшая единица времени.

6. Число, выраженное единицей шестого разряда.

7. Фигура, ограниченная окружностью.

 

 

 

 

 

 

 

КРОССВОРД

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

                                            1000 – 784 – 213 =

 

 

 


254 – 128 – 125=

 


                                 354 + 176 – 526 =

 

746 – 329 – 412 =                                                          

                                                                                                      342 – (274 + 66) =

По горизонтали: 3. Период в 100 лет. 4. Результат сложения. 6. Четырехугольник, у которого все углы прямые. 8. Что получится, если к разности прибавить вычитаемое? 9. Результат вычитания.

По вертикали: 1. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 2. Промежуток времени, равный 60 минутам. 4. Что получится, если из суммы вычесть слагаемое. 5. Прибор для измерения длины предметов. 7. Промежуток времени, равный 12 месяцам.

По горизонтали:

1. 2х - 6= 2;

2. Число, которое прибавляют.

3. Сумма длин всех сторон треугольника.

4. Число.

5. Арифметическое действие.

6. Число, показывающее количество единичных квадратов в геометрической фигуре.

7.Трудный путь от условия к ответу.

8. Излишек.

9. аb = с + d.

10. То, на что делят.

 

По вертикали:

1. Угломер.

2. То, что стоит под чертой.

3. Место, на котором стоит цифра в записи числа.

4. Пятнадцатиминутное сумасшествие (школьное).

5. Записная книжка ученика.

6. Отрезок, делящий круг пополам.

7. Числа, соединенные знаками действий (образец для подражания).

8. Есть у уравнения и растения.

9. Результат сложения.

10. Он бывает натуральным.

11. Записывается с помощью цифр.

1. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат);

2. Если к значению разности прибавить вычитаемое, то получим…(уменьшаемое);

3. Стороны прямоугольника попарно…(равны);

4. Великий философ, его именем назвали таблицу умножения (Пифагор);

5. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего меньшее…(вычесть);

6. Прямая, которая имеет начало и конец, называют…(отрезок);

7. В выражениях со скобками в первую очередь выполняем действие в…(скобках);

8. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо…(разделить);

9. Царица наук (математика);

10. Результат деления называют значение…(частного).

 

1. Результат действия сложения. (Сумма.)

2. Название компонента действия умножения. (Множитель.)

3. Фигура, полученная пересечением двух прямых. (Угол.)

4. Результат действия деления. (Частное.)

5. Число, полученное при умножении. (Произведение.)

6. Очень плохая оценка знаний. (Единица.)

7. Действие, обратное сложению. (Вычитание.)

 

Используемая литература.

1.     Игнатьев Е.И. В царстве смекалки или арифметика для всех / Е.И. Игнатьев. – Ростов-на-Дону, 1995.

2.     Перельман Я.И. Живая математика / Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1974.

3.     Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5 -11 классы, Волгоград: Учитель,2006.

4.     Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва “Просвещение”, 1990.

5.     Шуба М.Ю Занимательные задания в обучении математике Москва “Просвещение”, 1994.

6.      Ерохина Е.В. Игровые уроки математики 5 – 11классы. “Грамотей” 2004

Перечень сайтов

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

http://ped-kopilka.ru/ - учебно-методический кабинет

https://logiclike.com/  - онлайн-платформа для развития логики и математических способностей


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец школьников»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец школьников»

Разумная занимательность с детьми имеет большую педагогическую ценность

Разумная занимательность с детьми имеет большую педагогическую ценность

I раздел- «Мониторинг» Входной мониторинг (в начале учебного года)

I раздел- «Мониторинг» Входной мониторинг (в начале учебного года)

Промежуточный мониторинг (в конце 1 полугодия) 1 вариант

Промежуточный мониторинг (в конце 1 полугодия) 1 вариант

А1 Как записать цифрами число пятьсот тысяч тринадцать? 1) 5013 2) 50013 3) 500013 4) 5000013

А1 Как записать цифрами число пятьсот тысяч тринадцать? 1) 5013 2) 50013 3) 500013 4) 5000013

Итоговый мониторинг (в конце учебного года)

Итоговый мониторинг (в конце учебного года)

Сколько треугольников на рисунке? 2) 2 3) 3 4) 4 13*

Сколько треугольников на рисунке? 2) 2 3) 3 4) 4 13*

Для изготовления кружки требуется 200 г глины?

Для изготовления кружки требуется 200 г глины?

II раздел «Математические олимпиады»

II раздел «Математические олимпиады»

Значение какого выражения найдено правильно? а) 703-132=671 б) 804-278=626 в) 677+128=805 г) 622-439=143 8

Значение какого выражения найдено правильно? а) 703-132=671 б) 804-278=626 в) 677+128=805 г) 622-439=143 8

Тольятти. Найди время прибытия теплохода в

Тольятти. Найди время прибытия теплохода в

Олимпиада №3 1. Скутер проехал от

Олимпиада №3 1. Скутер проехал от

Бумажный квадрат со стороной 9 см разрезали на квадратики со сторонами 1 см

Бумажный квадрат со стороной 9 см разрезали на квадратики со сторонами 1 см

III раздел»Математические игры-состязания»

III раздел»Математические игры-состязания»

Аукцион Аукцион можно проводить разными способами

Аукцион Аукцион можно проводить разными способами

IV раздел «Реши-ка меня» ТЕСТ:

IV раздел «Реши-ка меня» ТЕСТ:

КРУГ: Самая доброжелательная из пяти фигур

КРУГ: Самая доброжелательная из пяти фигур

Да еще 1 пирог кот под лавку уволок

Да еще 1 пирог кот под лавку уволок

Запишите пример из трех пятерок, чтобы в результате получилась цифра два

Запишите пример из трех пятерок, чтобы в результате получилась цифра два

Если отрезать у треугольника один из углов, сколько углов у него станет? (4 угла) 2

Если отрезать у треугольника один из углов, сколько углов у него станет? (4 угла) 2

При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по

При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по

Загадки по математике. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, пытливость, тренируют внимание, память, мышление

Загадки по математике. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, пытливость, тренируют внимание, память, мышление

Пять котят песок копают, три на солнце загорают,

Пять котят песок копают, три на солнце загорают,

Я приношу с собою боль, В лице больного искаженье,

Я приношу с собою боль, В лице больного искаженье,

Я приношу с собою боль, В лице большое искаженье

Я приношу с собою боль, В лице большое искаженье

С «К» — для продуктов годна,

С «К» — для продуктов годна,

А целое мы все решали И у доски, и за столом

А целое мы все решали И у доски, и за столом

Задание 2 . Найдите ошибки и исправьте их

Задание 2 . Найдите ошибки и исправьте их

Задание 2 . Заполните пустые кружки цифрами от 2 до 5, чтобы их сумма в вертикальном, горизонтальном рядах была одинакова

Задание 2 . Заполните пустые кружки цифрами от 2 до 5, чтобы их сумма в вертикальном, горизонтальном рядах была одинакова

Ребусы

Ребусы

Кроссворды По горизонтали: 1

Кроссворды По горизонтали: 1

КРОССВОРД 1 2 3 4 5 1000 – 784 – 213 = 254 – 128 – 125= 354 + 176 – 526 = 746 –…

КРОССВОРД 1 2 3 4 5 1000 – 784 – 213 = 254 – 128 – 125= 354 + 176 – 526 = 746 –…

По горизонтали : 3. Период в 100 лет

По горизонтали : 3. Период в 100 лет

Число, показывающее количество единичных квадратов в геометрической фигуре

Число, показывающее количество единичных квадратов в геометрической фигуре

Если к значению разности прибавить вычитаемое, то получим…(уменьшаемое); 3

Если к значению разности прибавить вычитаемое, то получим…(уменьшаемое); 3

Используемая литература. 1.

Используемая литература. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020