Методическое пособие для учителя 5 класса

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическое пособие.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение городского округа Саранск "Центр образования № 15 "Высота" имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева"

 

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе Тема урока «Имя существительное»

 

 

 

Урок разработала учитель русского языка и литературы

Козлова Людмила Валерьевна

 

 

 

 

Саранск, 2025


 

Разделы методической разработки:

1.       Актуальность (с.3-4)

2.       Основная часть: технологическая карта урока (с.5-13)

3.       Заключение (с.14)

4.       Список использованной литературы (с.15)

5.       Приложения (с.16-19)


 

1.     Актуальность.

 

Все работники образования прекрасно знают, что одной из задачей нынешней системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.В качестве основных видов универсальных учебных действий новые стандарты выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД и рассматривают их как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Для меня как учителя русского языка и литературы встал важный вопрос: как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия необходимо создать для такой учебной деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД

Осуществляя учебный процесс, я опиралась на основные положения стандарта:

·       Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностныйподход)

·       Ориентация на достижение качественно новых результатов образования

·       Ориентация учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов

Выстраивая учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего, на технологии проблемно- диалогического обучения. Она эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение. Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:


·       технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования

·       технологиюпоискарешенияпроблемы,котораяпозволяеторганизовать«открытие»знанийучащимися.

Применениеданных технологических приемовпозволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы.Важным переходным моментом, «мостиком» отпостановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На уроке использовалисьследующие побуждающие вопросы дляорганизации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:

·       Какуюцельпоставимпередсобой?Ккакомурезультатубудемстремиться?

·       Длячегонамнужноизучитьэтутему?Гденампригодятсяэти знания?

В конце урока обязательно возвращаемсяк поставленной цели. На данном уроке использовалисьследующие побуждающие вопросыдля организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:

·       Какуюцельставили?Какойрезультатпланировали?

·       Насколькомыегодостигли?Чемунаучились?

·       Счемнесправились?Надчемещенеобходимоработать?Чтоещенеобходимосделать,чтобыдостигнутьцели?

На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтомупреобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему,составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают своиумения).


 

 

Урокпотеме«Имясуществительное»

Типурока:урокоткрытияновыхзнаний

Цельурока:формированиеуменияопределятьсинтаксическуюрольсуществительныхвпредложении.

ФормированиеУУД:

Регулятивные - формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности

Познавательные- ориентироваться в системе своих знаний,извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей, классифицировать информациюна основе самостоятельного выбора критериев классификации

Коммуникативные-строить монологическое высказывание в соответствиис грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель, ученик-ученик; совместно создаватьобщий план (алгоритм) работы;осуществлять контроль, коррекцию действий партнеров; оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; излагать свою позицию и аргументировать ее

Личностные: потребность всамовыражении и самореализации;устойчивая учебно-познавательная мотивация; умение вести диалог на основе равноправных отношений; адекватная позитивнаясамооценка

Технологическаякартаурока

 

Дидактич еская структур

а урока,

Задачи каждого этапа

Деятельность учеников

Деятельность учителя. Основноесодержаниеурока.

Методыи формы работы

Планируемыерезультаты

Предметные

УУД


 

Организа ционный момент

Проверить готовность учащихсяк уроку, настроить на работу

Настраиваютс я на работу.

Проверяют свою готовностьк уроку.

Оформляют тетради.

Проверкаготовностиучащихсяк уроку.

Приветственныймомент. Оформление тетрадей.

Психологическийнастройна работу.

Здравствуйте,садитесь

-Ребята,проверьтесвоюготовность к уроку: тетради, учебники, дневники достижений, пенал.

-Начнемурок..

-Чтотакоеимясуществительное?

-Что вы уже знаете о существительном?Какиеумения

мысвамиформировалинапрошлых уроках?

Метод фронталь ного опроса.

 

 

Формы: фронталь ная, коллекти вная

Знать особенности изменения по падежам, числам и родам; особенности склонения, правописания

Познавательные:ориентироватьсяв системе своих знаний

Коммуникативные:строить монологическое

высказывание в соответствиис грамматическими

исинтаксическими нормами; строить диалог с учителем Личностные:Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный

интерес

Проверка домашне го

задания.

Актуализ ация

Проверить уровень успешност и

самостояте льной

Проводят фронтальную проверку, оцениваю

результаты работы,

Проверяетвыполнение д/з

учащимися,корректируетошибки

Проверим,каксправилисьс

домашнимзаданием. (взаимопроверка)

Метод: взаимопр оверки

Форма работы:в

Уметь находить существитель ныевтекстеи

предложении, определять

Регулятивные:Соотносить результатработыс целью; давать самооценку

результатам,


 

знаний.

работыпри выполнени и д/з; актуализир овать знания по теме

выставляют оценки в дневники учебных

достижений; задают

вопросы

-Какиеуменияотрабатывали, выполняя упражнение?

-Проведите самооценку выполненнойработыпошкале (шкала озвучивается)

-Выставьтеоценкивдневники учебных достижений (у 1,2,5) Сравните с предыдущей самооценкой. Изменился ли результат в положительную

сторону?Что не получилось? Что вызвалотрудности?Надчемнужно работать?

парах

род ,число существитель ных, падеж; владеть способом действия при выборе

орфограмм:

оценивать успешность своей самостоятельной деятельности Познавательные:ориентироватьсяв системе своих знаний;извлекать необходимую

информацию; анализировать информацию и делать выводы Коммуникативные:Аргументировать

своюпозицию

Определе ние темы и постанов ка целей урока.

Мотивац ия

учебной

Сформули ровать тему, проблему, цель

урока; замотивир

овать учащихся

Отвечаютна вопросы

Предлагает, используя вопросы, сформулироватьтему,проблему урока, поставить цели и определить пути достижения цели.

-Длятого,чтобыопределитьтему урока, попробуйте разгадать

вопросы

1.Частьречи,котораяобозначает

Метод: Постанов ка

проблемы

Форма: Фронталь

ная, коллекти

 

Регулятивные:Формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности,пути решения

проблемы;

составлятьплан решения


 

деятельн ости.

на изучение темы; составить план

предстоящ ей работы

 

 

 

 

 

 

формулируют тему урока

 

 

Записывают тему в

тетрадь. Конкретизиру ют понятие

«роль»

Аргументиру ют необходимост ь изучения данной темы.

Ставят проблемный

предмет,отвечаетнавопросы кто?что?

2.Высказывание,обладающие смысловой и интонационной

завершенностью (предложение) 3.Художественныйобраз,созданный драматургом и воплощаемый актером (роль)

-Сформулируйтетемуурока.

Проситзаписатьтемувтетрадь.

-О какой роли идет речь?Ведь существительныенемогутигратьту роль, которую играет актер. ( речь идет о синтаксической роли).

 

-Зачемнамнужноизучитьэтутему? Гденам это пригодится?

-Какойпроблемныйвопрос возникает?

-Можетеливысразуответитьна этот вопрос? Почему?

Апредположитьможем?(учащиеся излагают свою точку зрения)

-Сформулируйтецельурока.К какому результату будем

вная

 

проблемы, самостоятельно работатьпоэтому плану;соотносить свой результат с целью;

 

Познавательные:Ориентироватьсяв системе своих знаний;

 

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание в соответствиис грамматическими

исинтаксическими нормами; совместно

создаватьобщий план работы; осуществлять

учебное


 

 

 

вопрос. Формулируют цель урока и способы ее достижения.

Составляют план (алгоритм действия)

стремиться?

-   Какрешитьэтуучебнуюзадачу? Что для этого нужно? Как вы это будете делать? (Нужно составить план, алгоритм)

Организациядеятельности учащихся по составлению Алгоритма (планаработы)

1.    Найти грамм. основу (чтобы разграничить им.п. и в.п.).у существительныхопределить определить роль

(подлежащее..)

2.    Найтивпредложениидругие части речи

3.    Найти слова,которые относятсяк существительному,задать вопрос

4.    Определитьсинтаксическую роль

-Над чем мы ещебудем работать сегодня?-Какиеуменияпопутно отрабатывать?

 

 

сотрудничество: ученик-учитель

 

Личностные:Потребность в самовыражениии самореализации; устойчивая

учебно- познавательная мотивация

Решение

новой

Организов

ать

Работаяв

парах,

Организуетработуучащихсявпарах

Метод:

Поиск

Уметь

находить

Регулятивные:

Соотносить


 

учебной задачи.

частично- поисковую работу с целью получения новых знаний; сформулир овать первичные выводы

анализируют предложения по алгоритму, определяют синтаксическу ю роль местоименийв

предложениях

.

Формулируют выводы.

 

Распределяют дополнения по группам: прямые и

косвенные

Организуетпроверкувыполненной работы,обсуждениерезультатов, формулирование выводов.

-Какиевыводыпослеанализамы можем сделать?

Выводы: существительные выполняютрольподлежащих, дополнений, обстоятельств

-Какиедополнениямысвамиумеем различать?

(Прямыеикосвенные).

-Какиедополненияназываются прямыми?

-Косвенными?

-Распределитедополнениявдва столбика: прямые и косвенные. Организуетвзаимопроверку.

-Какиепрямыедополнения выписали?

-Какиекосвенныедополнения выписали?

(взаимопроверка)

решения проблемы (выдвиже ние и проверка гипотез учащими ся)

Форма: индивиду ально- парная, фронталь ная, индивиду альная

существитель ные в предложении, задавать

вопрос от главного слова, определять падеж и

синтаксическу ю роль;

владеть способом действияпри выборе

орфограмм:

результатработыс целью; Познавательные:Ориентироватьсяв системе своих знаний, извлекать необходимую

информацию, анализироватьи сравнивать, обобщать;

Коммуникативные:

работатьвпарах, осуществлять оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку;

Личностные:умение вести диалогнаоснове равноправных

отношений;

Усвоение

новых

Закрепить

полученны

Самостоятель

ноработают

Организуетработуучащихсяпо закреплению изученного.

Метод:

практиче

Уметь

определять

Регулятивные:

Даватьсамооценку


 

знаний

е знания в ходе практичес кой работы, сформулир овать новые выводы

покарточкам

 

 

 

Выполняют работу по

учебнику,пиш ут объяснительн ый диктант

Организуетсамостоятельную работу по карточкам.

Организуетпроверкувыполненной работы.

Организует самостоятельную работуучащихсяповыполнению упражнения 95, взаимопроверку

-Какойвыводможемсделатьпосле выполнения этого упражнения? (некоторые существительные выполняют только роль

подлежащего,анекоторые–только роль дополнения; обстоятельства Организует работу по составлению предложений с существительными ;

Предлагает детям объяснительныйдиктант:

Тихаяполночь,кругомтишь,белая ночь, солнечный луч, спящий сторож, серая мышь, скорая помощь, спелая рожь,

серебристыйлещ.

ская работа Форма: самостоя тельная индивиду альная работа ; взаимопр оверка

роль существитель ных в предложении; различать

прямые и косвенные дополнения; владеть способом действияпри выборе

орфограмм;

результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности Познавательные:

Строить логическое

рассуждение на основепричинно- следственных связей;

Коммуникативные:

осуществлять контроль, коррекцию действий

одноклассников; излагать свою позицию и аргументировать ее


 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

Рефлекси я

Подвести итога урока ,

рефлексию с целью определен ия уровня усвоения учащимис я новых знаний; спрогнози ровать дальнейшу ю деятельнос ть

Отвечают на вопросы учителя, формулируют

общиевыводы по уроку

Обсуждают проблемную ситуацию, делают выводы

Организуетучащихсяна формулировку выводов и рефлексию.

-Подведемитоги.Достиглилимы поставленных целей на уроке?

Ответилинапроблемныйвопрос? Какой выводы мы должны сформулировать?

Предлагаетигру«Распознай склонение»(используются карточкисцифрами1,2и3

Грач,пень,камыш,тушь,день,соль,до чь,черемуха,березняк,дичь,кувшин,ч еремша,цветок,учебник,солнце,сков- орода,окно,сердце,солдат,земля,дере во,нож,пенек,туча.

Организуетработупозаполнению карты самооценки. (прилагается)

-Насколькоудалсяурок?Быллион плодотворным для вас?

Какую цель ставили? Какой результат планировали? Насколько мы его достигли? Чему научились?

С чем не справились? Над чем еще необходимо работать?

Метод: контроль и самоконт роль

 

 

 

 

Форма: фронталь ная

Уметь определять синтаксическу ю роль- существитель ных, уметь определять склонение существитель ных

Регулятивные:Соотносить результат своей деятельности с цельюиоценивать его; пользоваться критериями самооценки; прогнозировать дальнейшую деятельность Познавательные:

Строить логическое рассуждение

Коммуникативные строить монологическое

высказывание в соответствиис грамматическими

исинтаксическими нормами

Личностные:

Потребность в


 

 

 

 

 

 

Заполняют карты самооценки

 

 

Прогнозируют дальнейшую работу по

разделу

-Сегодня мыузнали, какую роль играютсуществительныевтексте. Как вы думаете, о чем будем говорить на следующих уроках ?

 

 

самовыражениии самореализации; адекватная позитивная самооценка

Домашне е задание

Определит ь цели и

видд\з

Записывают домашнее

задание

Рабочаятетрадь–стр.42,№5

Учебник стр.47,упр.100,выучить скороговоркупожеланию(упр.101) Спасибо за урок!

Форма: самостоя тельная работа

Определять склонение, падеж существитель ных

Регулятивные:Самостоятельно работать по плану Познавательные:Ориентироватьсяв системе своих

знанийи умений

 

 

Заключение

Технологияпроблемно-диалогическогообучения,используемаямноюнаданномуроке,                                                              позволила   мне не толькообеспечить болеевысокоекачествоусвоениезнанийучащимися(обэтомговорятрезультатыпроверочной


работы по данной теме), но и способствовалаовладениюучащимисясистемой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.

 

КлючевыеУУД,которыеяформироваланаэтомуроке:

 

Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы,находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать своюучебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее

Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес,потребность в самовыражении и самореализации; умениестроить сотрудничествона основе равноправных отношений;

Познавательные: ориентироватьсявсистемесвоих знаний,извлекатьнеобходимуюинформацию; анализироватьее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их,классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации,строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию;осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;планировать и согласовывать совместную деятельность,уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.


 

 

Список литературы:

1.     Русскийязык.5кл.:учебн.дляобщеобразовательныхучреждений:в2-х

кН.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростнецова.Издательство«Просвещение»2014г..

2.     Электронноеприложениекучебнику«Русскийязык»5класс.Издательство«Просвещение»2014 г.

3.     Словари


Приложение1.

Дневникучебныхдостижений.Русскийязык,5класс

РазделИмясуществительное

 

Формаоценки

 

Умения

Самооценка

Оценка учителя

1

Находитьсуществительноевтексте

 

 

2

Определятьлексико-грамматическоезначение

существительных

 

 

3

Определятьродименсуществительных

 

 

4

Определятьодушевленность-неодушевленность

 

 

5

Правильнописатьсуществительныеспредлогами

 

 

6

Склонятьименасуществительные

 

 

7

Правильноопределятьпадежименсуществительных

 

 

8

Уметьопределятьсклонениесуществительных

 

 

9

Составлятьпредложения,текстсиспользованием

существительных

 

 

10

Употреблятьвписьменнойиустнойречи

существительныхсучетомособенностейих склонения

 

 


 

Приложение2–Картасамооценки

Картасамооценки        ФИ                                                          

 

Я умею:

Умею+

Частичноумеюv

Поканеумею -

Находитьсуществительноев предложении

 

Находитьслова,которыеотносятсяк

существительному

 

Задаватьотэтогослова вопрос,

определятьпадеж

 

Определятьрольсуществительногов предложении, различать склонение,

падежи числосуществительного

 

 

 

 

Какяоцениваюурок

исвоюработунаурокев целом?

Закончитепредложения

Урокпомогмне…

 

Наурокемнебылоинтересно….

 

Моязаслугана урокев том,что…

 


 

 

 

Приложение3–Материалкуроку(карточкидляучащихся)

 

Карточка№1Найтисуществительные,определить род,число,падеж

Задание1.Работавпарах.

·        ДиректорпригласилАсланавкабинет.

·        Арсенпринес книгу?

·        ЯпообещалАлинеобязательночто(нибудь)придумать.

·        АмирхочетподаритьТамерланучто(то)напамять.

·        Учительпроверяетмоютетрадь

·        Голубизнанебаотражаетсявзеркалеозера

 

Задание2.Самостоятельнаяработаспоследующейвзаимопроверкой

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Карточка№2

 

Задание3.Самостоятельнаятестоваяработа..Дописатьпадежныеокончания

1. На опушк   

2. О пьес    

3. Изгаван    

4. Обархитектур    

5. Оживопис    

6. Напн    

7. Доед    

8. Нет сестр    

9. По вод 10,Додеревн .


 

10.                                   

Посмотрите также