Муниципальное общеобразовательное учреждение городского округа Саранск "Центр образования № 15 "Высота" имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева"
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе Тема урока «Имя существительное»
Урок разработала учитель русского языка и литературы
Козлова Людмила Валерьевна
Саранск, 2025
Разделы методической разработки:
1. Актуальность (с.3-4)
2. Основная часть: технологическая карта урока (с.5-13)
3. Заключение (с.14)
4. Список использованной литературы (с.15)
5. Приложения (с.16-19)
1. Актуальность.
Все работники образования прекрасно знают, что одной из задачей нынешней системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.В качестве основных видов универсальных учебных действий новые стандарты выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД и рассматривают их как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Для меня как учителя русского языка и литературы встал важный вопрос: как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия необходимо создать для такой учебной деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД
Осуществляя учебный процесс, я опиралась на основные положения стандарта:
· Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностныйподход)
· Ориентация на достижение качественно новых результатов образования
· Ориентация учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов
Выстраивая учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего, на технологии проблемно- диалогического обучения. Она эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение. Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:
· технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования
· технологиюпоискарешенияпроблемы,котораяпозволяеторганизовать«открытие»знанийучащимися.
Применениеданных технологических приемовпозволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.
Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы.Важным переходным моментом, «мостиком» отпостановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На уроке использовалисьследующие побуждающие вопросы дляорганизации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:
· Какуюцельпоставимпередсобой?Ккакомурезультатубудемстремиться?
· Длячегонамнужноизучитьэтутему?Гденампригодятсяэти знания?
В конце урока обязательно возвращаемсяк поставленной цели. На данном уроке использовалисьследующие побуждающие вопросыдля организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:
· Какуюцельставили?Какойрезультатпланировали?
· Насколькомыегодостигли?Чемунаучились?
· Счемнесправились?Надчемещенеобходимоработать?Чтоещенеобходимосделать,чтобыдостигнутьцели?
На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтомупреобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему,составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают своиумения).
Урокпотеме«Имясуществительное»
Типурока:урокоткрытияновыхзнаний
Цельурока:формированиеуменияопределятьсинтаксическуюрольсуществительныхвпредложении.
ФормированиеУУД:
Регулятивные - формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности
Познавательные- ориентироваться в системе своих знаний,извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей, классифицировать информациюна основе самостоятельного выбора критериев классификации
Коммуникативные-строить монологическое высказывание в соответствиис грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель, ученик-ученик; совместно создаватьобщий план (алгоритм) работы;осуществлять контроль, коррекцию действий партнеров; оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; излагать свою позицию и аргументировать ее
Личностные: потребность всамовыражении и самореализации;устойчивая учебно-познавательная мотивация; умение вести диалог на основе равноправных отношений; адекватная позитивнаясамооценка
Технологическаякартаурока
Дидактич еская структур а урока, |
Задачи каждого этапа |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя. Основноесодержаниеурока. |
Методыи формы работы |
Планируемыерезультаты |
|
Предметные |
УУД |
Организа ционный момент |
Проверить готовность учащихсяк уроку, настроить на работу |
Настраиваютс я на работу. Проверяют свою готовностьк уроку. Оформляют тетради. |
Проверкаготовностиучащихсяк уроку. Приветственныймомент. Оформление тетрадей. Психологическийнастройна работу. Здравствуйте,садитесь -Ребята,проверьтесвоюготовность к уроку: тетради, учебники, дневники достижений, пенал. -Начнемурок.. -Чтотакоеимясуществительное? -Что вы уже знаете о существительном?Какиеумения мысвамиформировалинапрошлых уроках? |
Метод фронталь ного опроса.
Формы: фронталь ная, коллекти вная |
Знать особенности изменения по падежам, числам и родам; особенности склонения, правописания |
Познавательные:ориентироватьсяв системе своих знаний Коммуникативные:строить монологическое высказывание в соответствиис грамматическими исинтаксическими нормами; строить диалог с учителем Личностные:Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес |
Проверка домашне го задания. Актуализ ация |
Проверить уровень успешност и самостояте льной |
Проводят фронтальную проверку, оцениваю результаты работы, |
Проверяетвыполнение д/з учащимися,корректируетошибки Проверим,каксправилисьс домашнимзаданием. (взаимопроверка) |
Метод: взаимопр оверки Форма работы:в |
Уметь находить существитель ныевтекстеи предложении, определять |
Регулятивные:Соотносить результатработыс целью; давать самооценку результатам, |
знаний. |
работыпри выполнени и д/з; актуализир овать знания по теме |
выставляют оценки в дневники учебных достижений; задают вопросы |
-Какиеуменияотрабатывали, выполняя упражнение? -Проведите самооценку выполненнойработыпошкале (шкала озвучивается) -Выставьтеоценкивдневники учебных достижений (у 1,2,5) Сравните с предыдущей самооценкой. Изменился ли результат в положительную сторону?Что не получилось? Что вызвалотрудности?Надчемнужно работать? |
парах |
род ,число существитель ных, падеж; владеть способом действия при выборе орфограмм: |
оценивать успешность своей самостоятельной деятельности Познавательные:ориентироватьсяв системе своих знаний;извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы Коммуникативные:Аргументировать своюпозицию |
Определе ние темы и постанов ка целей урока. Мотивац ия учебной |
Сформули ровать тему, проблему, цель урока; замотивир овать учащихся |
Отвечаютна вопросы |
Предлагает, используя вопросы, сформулироватьтему,проблему урока, поставить цели и определить пути достижения цели. -Длятого,чтобыопределитьтему урока, попробуйте разгадать вопросы 1.Частьречи,котораяобозначает |
Метод: Постанов ка проблемы Форма: Фронталь ная, коллекти |
|
Регулятивные:Формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности,пути решения проблемы; составлятьплан решения |
деятельн ости. |
на изучение темы; составить план предстоящ ей работы |
формулируют тему урока
Записывают тему в тетрадь. Конкретизиру ют понятие «роль» Аргументиру ют необходимост ь изучения данной темы. Ставят проблемный |
предмет,отвечаетнавопросы кто?что? 2.Высказывание,обладающие смысловой и интонационной завершенностью (предложение) 3.Художественныйобраз,созданный драматургом и воплощаемый актером (роль) -Сформулируйтетемуурока. Проситзаписатьтемувтетрадь. -О какой роли идет речь?Ведь существительныенемогутигратьту роль, которую играет актер. ( речь идет о синтаксической роли).
-Зачемнамнужноизучитьэтутему? Гденам это пригодится? -Какойпроблемныйвопрос возникает? -Можетеливысразуответитьна этот вопрос? Почему? Апредположитьможем?(учащиеся излагают свою точку зрения) -Сформулируйтецельурока.К какому результату будем |
вная |
|
проблемы, самостоятельно работатьпоэтому плану;соотносить свой результат с целью;
Познавательные:Ориентироватьсяв системе своих знаний;
Коммуникативные: строить монологическое высказывание в соответствиис грамматическими исинтаксическими нормами; совместно создаватьобщий план работы; осуществлять учебное |
|
|
вопрос. Формулируют цель урока и способы ее достижения. Составляют план (алгоритм действия) |
стремиться? - Какрешитьэтуучебнуюзадачу? Что для этого нужно? Как вы это будете делать? (Нужно составить план, алгоритм) Организациядеятельности учащихся по составлению Алгоритма (планаработы) 1. Найти грамм. основу (чтобы разграничить им.п. и в.п.).у существительныхопределить определить роль (подлежащее..) 2. Найтивпредложениидругие части речи 3. Найти слова,которые относятсяк существительному,задать вопрос 4. Определитьсинтаксическую роль -Над чем мы ещебудем работать сегодня?-Какиеуменияпопутно отрабатывать? |
|
|
сотрудничество: ученик-учитель
Личностные:Потребность в самовыражениии самореализации; устойчивая учебно- познавательная мотивация |
Решение новой |
Организов ать |
Работаяв парах, |
Организуетработуучащихсявпарах |
Метод: Поиск |
Уметь находить |
Регулятивные: Соотносить |
учебной задачи. |
частично- поисковую работу с целью получения новых знаний; сформулир овать первичные выводы |
анализируют предложения по алгоритму, определяют синтаксическу ю роль местоименийв предложениях . Формулируют выводы.
Распределяют дополнения по группам: прямые и косвенные |
Организуетпроверкувыполненной работы,обсуждениерезультатов, формулирование выводов. -Какиевыводыпослеанализамы можем сделать? Выводы: существительные выполняютрольподлежащих, дополнений, обстоятельств -Какиедополнениямысвамиумеем различать? (Прямыеикосвенные). -Какиедополненияназываются прямыми? -Косвенными? -Распределитедополнениявдва столбика: прямые и косвенные. Организуетвзаимопроверку. -Какиепрямыедополнения выписали? -Какиекосвенныедополнения выписали? (взаимопроверка) |
решения проблемы (выдвиже ние и проверка гипотез учащими ся) Форма: индивиду ально- парная, фронталь ная, индивиду альная |
существитель ные в предложении, задавать вопрос от главного слова, определять падеж и синтаксическу ю роль; владеть способом действияпри выборе орфограмм: |
результатработыс целью; Познавательные:Ориентироватьсяв системе своих знаний, извлекать необходимую информацию, анализироватьи сравнивать, обобщать; Коммуникативные: работатьвпарах, осуществлять оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; Личностные:умение вести диалогнаоснове равноправных отношений; |
Усвоение новых |
Закрепить полученны |
Самостоятель ноработают |
Организуетработуучащихсяпо закреплению изученного. |
Метод: практиче |
Уметь определять |
Регулятивные: Даватьсамооценку |
знаний |
е знания в ходе практичес кой работы, сформулир овать новые выводы |
покарточкам
Выполняют работу по учебнику,пиш ут объяснительн ый диктант |
Организуетсамостоятельную работу по карточкам. Организуетпроверкувыполненной работы. Организует самостоятельную работуучащихсяповыполнению упражнения 95, взаимопроверку -Какойвыводможемсделатьпосле выполнения этого упражнения? (некоторые существительные выполняют только роль подлежащего,анекоторые–только роль дополнения; обстоятельства Организует работу по составлению предложений с существительными ; Предлагает детям объяснительныйдиктант: Тихаяполночь,кругомтишь,белая ночь, солнечный луч, спящий сторож, серая мышь, скорая помощь, спелая рожь, серебристыйлещ. |
ская работа Форма: самостоя тельная индивиду альная работа ; взаимопр оверка |
роль существитель ных в предложении; различать прямые и косвенные дополнения; владеть способом действияпри выборе орфограмм; |
результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности Познавательные: Строить логическое рассуждение на основепричинно- следственных связей; Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию действий одноклассников; излагать свою позицию и аргументировать ее |
|
|
|
|
|
|
|
Итог урока. Рефлекси я |
Подвести итога урока , рефлексию с целью определен ия уровня усвоения учащимис я новых знаний; спрогнози ровать дальнейшу ю деятельнос ть |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют общиевыводы по уроку Обсуждают проблемную ситуацию, делают выводы |
Организуетучащихсяна формулировку выводов и рефлексию. -Подведемитоги.Достиглилимы поставленных целей на уроке? Ответилинапроблемныйвопрос? Какой выводы мы должны сформулировать? Предлагаетигру«Распознай склонение»(используются карточкисцифрами1,2и3 Грач,пень,камыш,тушь,день,соль,до чь,черемуха,березняк,дичь,кувшин,ч еремша,цветок,учебник,солнце,сков- орода,окно,сердце,солдат,земля,дере во,нож,пенек,туча. Организуетработупозаполнению карты самооценки. (прилагается) -Насколькоудалсяурок?Быллион плодотворным для вас? Какую цель ставили? Какой результат планировали? Насколько мы его достигли? Чему научились? С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? |
Метод: контроль и самоконт роль
Форма: фронталь ная |
Уметь определять синтаксическу ю роль- существитель ных, уметь определять склонение существитель ных |
Регулятивные:Соотносить результат своей деятельности с цельюиоценивать его; пользоваться критериями самооценки; прогнозировать дальнейшую деятельность Познавательные: Строить логическое рассуждение Коммуникативные строить монологическое высказывание в соответствиис грамматическими исинтаксическими нормами Личностные: Потребность в |
|
|
Заполняют карты самооценки
Прогнозируют дальнейшую работу по разделу |
-Сегодня мыузнали, какую роль играютсуществительныевтексте. Как вы думаете, о чем будем говорить на следующих уроках ? |
|
|
самовыражениии самореализации; адекватная позитивная самооценка |
Домашне е задание |
Определит ь цели и видд\з |
Записывают домашнее задание |
Рабочаятетрадь–стр.42,№5 Учебник стр.47,упр.100,выучить скороговоркупожеланию(упр.101) Спасибо за урок! |
Форма: самостоя тельная работа |
Определять склонение, падеж существитель ных |
Регулятивные:Самостоятельно работать по плану Познавательные:Ориентироватьсяв системе своих знанийи умений |
Заключение
Технологияпроблемно-диалогическогообучения,используемаямноюнаданномуроке, позволила мне не толькообеспечить болеевысокоекачествоусвоениезнанийучащимися(обэтомговорятрезультатыпроверочной
работы по данной теме), но и способствовалаовладениюучащимисясистемой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.
КлючевыеУУД,которыеяформироваланаэтомуроке:
Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы,находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать своюучебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее
Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес,потребность в самовыражении и самореализации; умениестроить сотрудничествона основе равноправных отношений;
Познавательные: ориентироватьсявсистемесвоих знаний,извлекатьнеобходимуюинформацию; анализироватьее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их,классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации,строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию;осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;планировать и согласовывать совместную деятельность,уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Список литературы:
1. Русскийязык.5кл.:учебн.дляобщеобразовательныхучреждений:в2-х
кН.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростнецова.Издательство«Просвещение»2014г..
2. Электронноеприложениекучебнику«Русскийязык»5класс.Издательство«Просвещение»2014 г.
3. Словари
Приложение1.
Дневникучебныхдостижений.Русскийязык,5класс
РазделИмясуществительное
№ |
Формаоценки
|
Самооценка |
Оценка учителя |
1 |
Находитьсуществительноевтексте |
|
|
2 |
Определятьлексико-грамматическоезначение существительных |
|
|
3 |
Определятьродименсуществительных |
|
|
4 |
Определятьодушевленность-неодушевленность |
|
|
5 |
Правильнописатьсуществительныеспредлогами |
|
|
6 |
Склонятьименасуществительные |
|
|
7 |
Правильноопределятьпадежименсуществительных |
|
|
8 |
Уметьопределятьсклонениесуществительных |
|
|
9 |
Составлятьпредложения,текстсиспользованием существительных |
|
|
10 |
Употреблятьвписьменнойиустнойречи существительныхсучетомособенностейих склонения |
|
|
Приложение2–Картасамооценки
Картасамооценки ФИ
Я умею: |
Умею+ Частичноумеюv Поканеумею - |
Находитьсуществительноев предложении |
|
Находитьслова,которыеотносятсяк существительному |
|
Задаватьотэтогослова вопрос, определятьпадеж |
|
Определятьрольсуществительногов предложении, различать склонение, падежи числосуществительного |
|
|
|
|
|
Какяоцениваюурок исвоюработунаурокев целом? |
Закончитепредложения |
Урокпомогмне… |
|
Наурокемнебылоинтересно…. |
|
Моязаслугана урокев том,что… |
|
|
|
Приложение3–Материалкуроку(карточкидляучащихся)
Карточка№1Найтисуществительные,определить род,число,падеж
Задание1.Работавпарах.
· ДиректорпригласилАсланавкабинет.
· Арсенпринес книгу?
· ЯпообещалАлинеобязательночто(нибудь)придумать.
· АмирхочетподаритьТамерланучто(то)напамять.
· Учительпроверяетмоютетрадь
· Голубизнанебаотражаетсявзеркалеозера
Задание2.Самостоятельнаяработаспоследующейвзаимопроверкой
|
|
|
|
Карточка№2
Задание3.Самостоятельнаятестоваяработа..Дописатьпадежныеокончания
1. На опушк
2. О пьес
3. Изгаван
4. Обархитектур
5. Оживопис
6. Напн
7. Доед
8. Нет сестр
9. По вод 10,Додеревн .
10.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.