Методическое пособие для выполнения практических занятий по программе профессиональной подготовки «Вахтенный матрос»
Оценка 4.7

Методическое пособие для выполнения практических занятий по программе профессиональной подготовки «Вахтенный матрос»

Оценка 4.7
Документация +10
doc
Междисциплинарный 9
25.12.2022
Методическое пособие для выполнения практических занятий по программе профессиональной подготовки «Вахтенный матрос»
Методическое пособие для выполнения практических занятий по программе профессиональной подготовки «Вахтенный матрос»
Методическое пособие ПЗ Осн. судовождения вахтматрос.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ СУДОВОЖДЕНИЯ

 

 

 

Методическое пособие для выполнения практических занятий

по программе профессиональной подготовки «Вахтенный матрос»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТЧИК

Преподаватель: А. В. Щербина

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОД РАЗРАБОТКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Методическое пособие составлено в соответствии с типовой основной программой профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный матрос", утвержденной приказом Минтранса России от 27 февраля 2014 г. N 55.

 


 

 

 

Содержание

 

Перечень практических занятий.. 4

Введение: 5

Тема 5.5. Понятие о магнитном поле Земли. Магнитные курсы и пеленги. 6

Практическое занятие № 1. Решение задач на определение и перевод направлений в море. 6

Тема 5.6. Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги, исправление и перевод. 8

Практическое занятие № 2: Решение задач на расчет поправок магнитного компаса. 8

Тема 5.9. Гидрометеорология. Гидрометеорологические приборы и инструменты. 10

Практическое занятие № 3: Определение направления и силы истинного ветра. 10

Литература: 14

 


           

 

 

 

Перечень практических занятий

п/п

Темы практических занятий

Количество

часов

1.

Тема 5.5. Понятие о магнитн. поле Земли. Магнитные курсы и пеленги

Практическое занятие № 1. Решение задач на определение и перевод направлений в море.

2

2.

Тема 5.6. Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги, исправление и перевод

 Практическое занятие № 2: Решение задач на расчет поправок магнитного компаса.

2

3.

Тема 5.9. Гидрометеорология. Гидрометеорологические приборы и инструменты

Практическое занятие № 3: Определение направления и силы истинного ветра.

2

ИТОГО

6

 


 

Введение:

 

 

Рабочей программой дисциплины предусмотрено проведение трех практических занятий.

Целью проведения практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков и умений. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения и практические навыки.

Перед проведением практических занятий слушатели  должны изучить  соответствующий материал, уяснить цель практического занятия, ознакомиться с содержанием и последовательностью его проведения. Преподаватель проверяет   знания слушателей и их готовность к выполнению задания.

Текст выполняемых работ на практическом занятии слушатели  должны писать шариковой ручкой,  понятным почерком. Графическую часть (схемы  и таблицы) рекомендуется выполнять карандашом и с помощью чертежных инструментов.

В ходе каждого практического занятия слушатель должен пояснить, почему он выполнял работу именно так,  а не иначе; уметь проанализировать полученные результаты (в соответствии с основными требованиями к знаниям и умениям по данной теме рабочей программы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5.5. Понятие о магнитном поле Земли. Магнитные курсы и пеленги.

 

Практическое занятие № 1. Решение задач на определение и перевод направлений в море.

 

Цель занятия: 

Научить производству расчетов на определение и перевод направлений в море.

Методические указания:

Основным условием безопасности плавания судна является безошибочное определение направления движения судна относительно заданной линии пути и направлений на навигационные ориентиры или опасности.

В магнитном отношении Земля представляет собой магнит, магнитное поле которого окружает земной шар. Магнитные полюсы Земли располагаются недалеко от географических, но с ними не совпадают. Силовые линии магнитного полюса Земли выходят из южного магнитного полюса Ps и замыкаются в северном Pn. Вертикальная плоскость, проходящая через ось свободно подвешенной магнитной стрелки, называется плоскостью магнитного меридиана, а след от пересечения этой плоскости с плоскостью истинного горизонта - магнитным меридианом Nm-Sm. Горизонтальный угол, на который в данной точке Земли плоскость магнитного меридиана отклоняется от плоскости истинного меридиана, называется магнитным склонением d. Оно отсчитывается от северной части истинного меридиана Nм к Е или к W от 0 до 180°. Если северная часть магнитного меридиана Nм отклонена от Nи к востоку, то склонение имеет наименование Е (восточное) и ему приписывается знак плюс (+), если к западу, то W (западное) со знаком "минус" (-).

Для правильного использования магнитного компаса, необходимо знать значение магнитного склонения в районе плавания. С этой целью на навигационные карты наносят значение и наименование склонения. На навигационных картах указывают также год, к которому отнесено склонение, и значение его годового изменения. Обычно надписи о значении склонения помещают в центре картушек, размещенных на водной поверхности. Иногда такие же надписи наносят на карту без изображения картушек. Если значение склонения одинаково для всего района, охватываемого картой, то данные о нем помещают в заголовке карты.

Магнитное склонение, учитываемое при расчете поправки компаса, приводится к году плавания. Для этого к нанесенному на карте склонению прибавляют или вычитают из него годовое изменение склонения, умноженное на разность лет между годом фактического плавания и годом, к которому относится склонение на карте. Если место судна находится в районе, расположенном между двумя обозначениями склонения, то нужное склонение определяют путем интерполяции.

Магнитным курсом называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна; магнитным пеленгом называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир. Угол, отличающийся от МП на 180°, называется обратным магнитным пеленгом (ОМП): 

Задачи, связанные с переходом от магнитных (и компасных) курсов и пеленгов к истинным, называются исправлением румбов, а задачи, связанные с переходом от снятых с карты истинных кусов и пеленгов к магнитным (или компасным) - переводом румбов. Формулы исправления румбов:

ИК = МК + d ; ИП = МП + d ; ОИП = ОМП + d

Формулы перевода румбов:

МК = ИК - d ; МП = ИП - d ; ОМП = ОИП – d

Формулы алгебраические. Представляемое в них берется со знаком плюс (+) Е или минус (-) W.

 Задание на практическое занятие:

По указанным  преподавателем вариантам произвести расчеты  на

а) определение текущего значения магнитного склонения в районе плавания.

б)  определение (исправление и перевод) направлений.

Порядок выполнения:

1. Ознакомиться с параметрами, характеризующими магнитное склонение в районе плавания, магнитные направления и их соотношения с истинными по  предложенной литературе.

2. Определить, исправить и перевести направления в море по указанным  преподавателем вариантам.

Используемые источники: (1) с. 366,401., (2) с. 316,324-325., (3) 60-62.

Вопросы для контроля:

1. Алгоритм исправления направлений в море.

2. Алгоритм перевода направлений в море.

3. Алгоритм определения текущего значения магнитного склонения в районе плавания.

 

 

Тема 5.6. Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги, исправление и перевод.

 

Практическое занятие № 2: Решение задач на расчет поправок магнитного компаса.

 

Цель занятия: Научить решению задач на расчет поправок магнитного компаса.

 

Методические указания:

Поправка компаса определяется из наблюдений путем сравнения истинных направлений (курсов и пеленгов) с наблюденными компасными (или обратными компасными) направлениями.

При пользовании магнитным компасом поправкой компаса будет являться угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана и нордовой частью компасного меридиана.

Поправка магнитного компаса представляет собой алгебраическую сумму двух ее составляющих: магнитного склонения и девиации магнитного компаса

ΔМК = d + δ

Поправка магнитного компаса ΔМК может быть положительной, когда компасный меридиан отклонен от истинного к востоку, тогда она имеет наименование Е (восточное) и ему приписывается знак плюс (+) и отрицательной, когда компасный меридиан расположен к западу от истинного, тогда она имеет наименование W (западное) со знаком "минус" (-).

Последующий расчет истинных направлений (исправление румбов) по известным компасным направлениям и поправке магнитного компаса осуществляется по формулам:

ИК = КК + ΔМК

ИП = КП + ΔМК

Истинный пеленг с корабля на маяк может быть рассчитан (при известных координатах того и другого) аналитически или снят непосредственно с карты крупного масштаба, компасный пеленг измеряется с помощью компаса. Тогда определяемая поправка компаса найдется по формулам

Δ МК = ОИП – ОКП — для магнитного компаса 
и 
           Δ ГК = ИП - КП— для гироскопического компаса.

 

 

 

Определение Δ МК по сличению показаний двух курсоуказателей.

Поправка компаса может быть определена путем сличения его показаний с показаниями другого компаса, поправка которого известна. Сущность способа состоит в том, что в один и тот же момент замечаются курсы по обоим компасам. После наблюдений показания второго компаса исправляются его поправкой и из сравнения рассчитанного истинного курса с наблюденным компасным курсом исследуемого компаса находится искомая поправка

 ККгк + ΔГК = ИК; 
           ИК - ККмк = ΔМК 
           Δ МК = (ККгк - ККмк) + Δ ГК

Разность одновременно замеченных показаний курсов двух компасов (ККгк - ККмк) называется сличением.

Таким образом, определяемая поправка компаса равна сличению плюс поправка компаса, с которым производится сличение. Чаще этим способом определяется поправка магнитного компаса.

Решение обратной задачи:

Для исправления компасного курса и компасного пеленга, наблюденных по магнитному компасу, необходимо, во-первых, из таблицы выбрать девиацию (на аргумент КК), а с карты снять магнитное склонение. Придав девиацию и склонение к наблюденным компасным курсу и пеленгу, получают исправленные (истинные) курс и пеленг:

ИК = ККмк + d + δ = ККмк + Δ МК; 
           ИП = КПмк + d + δ = КПмк + Δ МК.

Задание на практическое занятие:

По указанным  преподавателем вариантам произвести расчеты  на

а) определение поправки магнитного компаса путем сравнения истинных направлений (курсов и пеленгов) с наблюденными компасными (или обратными компасными) направлениями.

б)  определение поправки магнитного компаса путем сличения показаний двух курсоуказателей.

Порядок выполнения:

- изучить алгоритмы определения поправки магнитного компаса разными способами.

- произвести аналитические расчеты определения поправки магнитного компаса.

- проверить аналитические расчеты определения поправки магнитного компаса графическим построением.

 Используемые источники: (1) с. 366,401., (2) с. 316,324-325., (3) 62-63.

 Вопросы для контроля:

1. Назовите известные Вам способы определения Δ МК?

2. Как   определяется Δ МК   путем сравнения истинных направлений   с наблюденными компасными   направлениями?

3. Как   определяется Δ МК  по сличению показаний двух курсоуказателей ?

4. Как произвести исправление компасного курса и компасного пеленга, наблюденных по магнитному компасу?

 

Тема 5.9. Гидрометеорология. Гидрометеорологические приборы и инструменты.

 

            Практическое занятие № 3: Определение направления и силы истинного ветра.

 

Цель занятия:  Изучить процедуру определения направления и силы истинного ветра.

      

Методические указания:

Во время движения судна  истинный ветер  геометрически складывается с курсовым ветром, скорость которого равна скорости хода, а направление — курсу судна. Движение воздуха относительно судна, появляющееся в результате такого сложения, принято называть кажущимся ветром.

Кажущийся ветер, как и истинный, является векторной величиной, также характеризующейся скоростью и направлением, которые выражаются в тех же единицах, что и параметры истинного ветра, однако направление кажущегося ветра определяется либо по отношению к курсу судна (определяется курсовой угол кажущегося ветра), если направление определяется по прибору, либо по отношению к географическому меридиану, если направление определяется по компасу.

Скорость и направление истинного ветра меняются непрерывно, недостаточно устойчивы и параметры движения судна, соответственно непостоянны во времени и параметры кажущегося ветра. По этой причине в практике наблюдений скорость и направление ветра при измерениях на судне осредняются за определенный промежуток времени, но не менее чем за 100 с.

На движущемся судне в срок наблюдения измеряют направление и скорость кажущегося ветра, скорость хода и курс судна и по ним рассчитывают скорость и направление истинного ветра.

Если судно лежит в дрейфе или стоит на якоре, то определяемые на нем скорость и направление ветра будут соответствовать скорости и направлению истинного ветра.

Скорость и направление кажущегося ветра на ходу судна следует измерять с помощью анеморумбометра М 138 или анеморумбометра М 63М-1 в комплекте с пультом МВ1-2-1, а при их отсутствии направление кажущегося ветра определяют по судовому компасу и вымпелу, а его скорость — с помощью одного из анемометров:
— анемометра судового М-61;

— анемометра чашечного МС-13 или его модификации типа АП 1 (анемометр цифровой переносной);

— анемометра контактного М-92;

— анемометра ручного индукционного АРИ-49.

Измерение параметров кажущегося ветра должно производиться при устойчивых характеристиках движения судна. При этом:

— скорость кажущегося ветра измеряют с точностью до 0,1 м/с, его направление — до 1°;

— курс судна отмечают с точностью до 1°, а скорость хода до 0,5 уз;

— если ветроизмерительный прибор измеряет мгновенное и среднее значения скорости и направления ветра, то в срок наблюдения измеряют средние значения скорости и направления кажущегося ветра.

Определение направления кажущегося ветра по компасу и вымпелу.

Для определения направления ветра по компасу и вымпелу необходимо в течение 2—3 мин наблюдать за направлением, в котором вытягиваются (развеваются под действием ветра) вымпелы и флаги   и по компасу определить это направление с точностью до 5° по отношению к географическому меридиану.

Визуальные оценки скорости кажущегося ветра. В аварийных ситуациях (при выходе из строя ветроизмерительных приборов, при обесточивании судна) скорость кажущегося ветра следует определять с помощью таблицы Бофорта, оценивая визуально действие ветра на судно и его оснастку.

 

 

Определение скорости и направления истинного ветра на ходу судна.

Скорость и направление истинного ветра на ходу судна не измеряются, а рассчитываются по скорости и направлению кажущегося ветра, по курсу и скорости движения судна. Расчет осуществляется с помощью вычислительных средств либо с помощью ветрочета КСМО-1М.

В аварийных ситуациях (при выходе из строя измерительных приборов), когда невозможно измерить скорость и направление кажущегося ветра, направление и скорость истинного ветра следует определять визуально: скорость — по состоянию поверхности моря (океана), направление — по направлению перемещения ветровых волн.

Для расчета значений скорости V и направления d истинного ветра с помощью ветрочета КСМО-1М (далее - ветрочет) необходимо:

— перевести среднюю скорость хода судна из узлов в метры в секунду с округлением до 0,1 м/с;

— рассчитать направление кажущегося ветра относительно географического меридиана dкс , если оно определено по отношению к курсу судна (например, по анеморумбометру): dкс = dк + dс

— повернуть верхний прозрачный круг ветрочета таким образом, чтобы градусное деление, соответствующее направлению кажущегося ветра, определенному по отношению к географическому меридиану d , совпало с неподвижной стрелкой-указателем ветрочета;

— от центра круга отложить по направлению к стрелке-указателю в определенном масштабе расстояние, соответствующее измеренной на судне средней скорости кажущегося ветра Vкс (м/с) и на конце этого расстояния поставить точку В (обычно одно деление круга принимается равным 1 м/с, а при больших скоростях ветра — 2 м/с);

— вновь повернуть верхний прозрачный круг ветрочета так, чтобы у стрелки-указателя находилось градусное деление, соответствующее значению истинного курса dс ;

 от центра круга в выбранном масштабе отложить по направлению к стрелке-указателю расстояние, соответствующее измеренной скорости хода судна  (м/с) и на конце этого расстояния поставить точку К;

— вновь повернуть прозрачный круг так, чтобы точка В оказалась под точкой К на линии, параллельной вертикальному диаметру нижнего круга;

— отсчитать градусное деление у стрелки-указателя и измерить расстояние между точками В и К в делениях круга: отсчитанное градусное деление у стрелки-указателя будет соответствовать направлению истинного ветра, а измеренное расстояние ВК — скорости истинного ветра (м/с) с учетом выбранного масштаба.

Определение скорости и направления истин. ветра в штормовых условиях.

Когда скорость ветра (мгновенная, средняя, максимальная) устойчиво приближается к   значениям, при которых необходимо давать штормовые сообщения, скорость и направление истинного ветра следует определять через каждые 30 мин. Результаты определений вместе с данными о скорости и направлении кажущегося ветра, курсе судна и его скорости, если они определялись не в срок наблюдения, следует записывать в журнал КГМ-15 в таблицу „Дополнительные сведения о СГЯ".

Задание на практическое занятие:

По указанным  преподавателем вариантам произвести расчеты  

а)  скорости и направления истинного ветра на ходу судна.

б)  скорости и направления истинного ветра в аварийных ситуациях.

в)   скорости и направления истинного ветра в штормовых условиях.

Порядок выполнения:

1. Изучить порядок определения направления и силы истинного ветра разными способами.

2. Определить направление и силу истинного ветра на ходу судна по указанным  преподавателем вариантам.

3. Определить направление и силу истинного ветра на ходу судна в аварийной ситуации по указанным  преподавателем вариантам.

4. Определить направление и силу истинного ветра на ходу судна в штормовых условиях по указанным  преподавателем вариантам.

Используемые источники: (1) с. 390., (3) 96-104.

Вопросы для контроля:

1. Определение истинного ветра, курсового ветра, кажущегося ветра. Соотношение их друг с другом

2. Назначение анемометра ручного индукционного, анемометра чашечного, анеморумбометра. Назначение ветрочета КСМО-1М.

3.Как  определить направление и силу истинного ветра различными способами.

4. Как  произвести расчет значений скорости V и направления d истинного ветра с помощью ветрочета КСМО-1М.

 

 

Литература:

 

1. Шарлай Г.Н. Матрос морского судна. Москва, Моркнига, 2014

2. Букатый В. М., Данилов Ю. А. Матрос морского судна. Калининград

Издательство БГАРФ, 2015

3. Боролев Е.М. Матрос 1 класса. Able seaman. Ильичевск, ЦПиПП, 2012

 

 


Скачано с www.znanio.ru

УТВЕРЖДАЮ

УТВЕРЖДАЮ

Методическое пособие составлено в соответствии с типовой основной программой профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный…

Методическое пособие составлено в соответствии с типовой основной программой профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный…

Содержание Перечень практических занятий

Содержание Перечень практических занятий

Перечень практических занятий № п/п

Перечень практических занятий № п/п

Введение: Рабочей программой дисциплины предусмотрено проведение трех практических занятий

Введение: Рабочей программой дисциплины предусмотрено проведение трех практических занятий

Тема 5.5. Понятие о магнитном поле

Тема 5.5. Понятие о магнитном поле

Если место судна находится в районе, расположенном между двумя обозначениями склонения, то нужное склонение определяют путем интерполяции

Если место судна находится в районе, расположенном между двумя обозначениями склонения, то нужное склонение определяют путем интерполяции

Тема 5.6. Девиация магнитного компаса

Тема 5.6. Девиация магнитного компаса

Определение Δ МК по сличению показаний двух курсоуказателей

Определение Δ МК по сличению показаний двух курсоуказателей

Используемые источники : (1) с

Используемые источники : (1) с

На движущемся судне в срок наблюдения измеряют направление и скорость кажущегося ветра, скорость хода и курс судна и по ним рассчитывают скорость и направление истинного…

На движущемся судне в срок наблюдения измеряют направление и скорость кажущегося ветра, скорость хода и курс судна и по ним рассчитывают скорость и направление истинного…

Определение скорости и направления истинного ветра на ходу судна

Определение скорости и направления истинного ветра на ходу судна

В и К в делениях круга: отсчитанное градусное деление у стрелки-указателя будет соответствовать направлению истинного ветра, а измеренное расстояние

В и К в делениях круга: отсчитанное градусное деление у стрелки-указателя будет соответствовать направлению истинного ветра, а измеренное расстояние

Литература: 1. Шарлай Г.Н

Литература: 1. Шарлай Г.Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022