Методическое пособие ОП.02 Черчение
Оценка 4.6

Методическое пособие ОП.02 Черчение

Оценка 4.6
docx
10.11.2023
Методическое пособие ОП.02 Черчение
Методическое пособие ОП.02 Черчение.docx

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 151

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 151)

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие для обучающихся

по программе учебной дисциплины ОП.02 Черчение

по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

Денисов В.Г. – преподаватель ФКП образовательного учреждения № 151.

 

Рассмотрено:

на заседании методической комиссии

протокол №___ от «____»___________ 20____ г.

Председатель МК  __________/Шарандина Т.А./

                                    (подпись)

 

 

Представленное методическое пособие предназначено для обучающихся по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, осваивающих программу учебной дисциплины ОП.02 Черчение.

В данном методическом пособии содержится краткое изложение теории по основным вопросам технического черчения: оформлению чертежей, геометрическим построениям, выполнению и чтению чертежей в системе прямоугольных и аксонометрических проекций, по сечениям и разрезам, по всем вопросам рабочих чертежей и эскизов деталей, изображению и обозначению резьб.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Учебный материал для выполнения практической работы  № 1. Выполнить чертеж плоской детали.

3

Учебный материал для выполнения практической работы  № 2. Построить фронтальную диметрическую проекцию и изометрическую проекцию.

5

Учебный материал для выполнения практической работы  № 3. Построить третий вид по двум данным с нанесением размеров.

9

Учебный материал для выполнения практической работы  № 4. Выполнить чертеж детали с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений.

12

Учебный материал для выполнения практической работы  № 5. Выполнить чтения чертежа.

15

Учебный материал для выполнения практической работы  № 6. Выполнить чертеж детали с использованием геометрических построений.

16

Учебный материал для выполнения практической работы  № 7. Выполнить чертеж резьбового соединения.

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал для выполнения практической работы  № 1.

Выполнить чертеж плоской детали.

 

            Число изображений детали определяется сложностью формы детали и возможностью нанести все её размеры. Оно во многом зависит от выбора главного изображения и разумного использования рекомендаций стандартов на изображения и размеры на чертежах.

Главное изображение изделия на фронтальной плоскости проекций должно давать наибольшую информацию о его форме и размерах, обеспечивая наилучшую наглядность чертежа при минимальном количестве изображений.

            Рациональный выбор главного изображения и его расположения существенно влияет на удобство пользования чертежом. Положение главного изображения детали относительно основной надписи чертежа должно соответствовать нормальному рабочему положению детали при эксплуатации или её положению при выполнении основной технологической операции изготовления. В ряде случаев положение главного изображения определяется удобством расположения изображений на поле чертежа.

            Главное изображение детали, ограниченной телами вращения (валы, оси, втулки, цилиндры и т. д.), обычно располагают так, чтобы ось детали проецировалась параллельно основной надписи.

            Главное изображение деталей типа кронштейнов, стоек, опор и корпусных деталей коробчатого типа принято располагать так, чтобы их основные базовые опорные плоскости проецировались параллельно или (реже) перпендикулярно основной надписи.

            Проекции осей базовых отверстий деталей, типа рычагов и вилок, на главном изображении также должны быть параллельны или перпендикулярны основной надписи. Если главное изображение полностью выявляет формы детали и позволяет нанести все размеры, то других изображений не дают, а если нет, то следует уяснить, какие элементы детали не выявлены на главном изображении, размеры каких элементов нельзя на нем нанести и какими изображениями в этой связи нужно дополнить главное.

            Для упрощения чертежа путем уменьшения числа изображений изделия и лишней информации на них предусмотрено:

- соединение частей вида и разреза, а для симметричных изделий - половин вида и разреза в одном изображении;

- использование для выявления элемента, не раскрытого на основных изображениях, сечений, выносных элементов, местных видов и разрезов вместо ещё одного изображения всего изделия;

- использование дополнительных плоскостей проекций для изображений частей изделия, проецирующихся на основные плоскости проекций с искажением;

- применение половин симметричных изображений;

- использование при нанесении размеров знаков для обозначений диаметра, радиуса, сферы, квадрата и др.;

- использование стандартных упрощений, условностей и обозначений для изображения различных элементов изделия.

            Изображения на поле чертежа рекомендуется, по возможности, располагать в проекционной связи друг с другом. Изображения детали слагаются из изображений её элементов, в том числе и готовых изображений стандартных элементов. При обеспечении чертежа размерами сначала выявляют их количество - определяют, какие размеры раскрывают (задают) формы детали, а затем решают вопрос их нанесения - варианты расположения выносных и размерных линий, размерных чисел и т. д.

            Рекомендуется на изображениях давать размеры тех элементов, для выявления которых они приведены, и группировать размеры элемента детали на том изображении, где он наиболее раскрыт, не стремясь равномерно распределить размеры по изображениям. Если на изображении соединены части вида и разреза, то размеры внешних форм наносят со стороны вида, а внутренних - со стороны разреза.

            Каждый размер указывают один раз. Значения размерных чисел на чертеже равны действительным размерам детали и её элементов. Но эти значения, как и значения ряда параметров детали, должны соответствовать  численным значениям, установленным стандартами на линейные и угловые размеры, радиусы, диаметры, конусности, уклоны, резьбы, модули зацеплений, параметры шпоночных соединений и т.д.

            Размеры стандартных элементов деталей наносят по соответствующему стандарту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал для выполнения практической работы  № 2.

Построить фронтальную диметрическую проекцию и изометрическую проекцию.

 

Понятие об аксонометрических проекциях

Наглядные изображения применяют для пояснения чертежей деталей и машин. По

ним легче представить форму предмета, чем по чертежу в трёх видах.

Одним из видов наглядных изображений являются аксонометрические изображения.

Аксонометрия в переводе с греческого означает «измерение по осям». Аксонометрические проекции получают путём проецирования параллельными лучами предмета, который связан с осями прямоугольных координат, на некоторую плоскость Р (рис. 1).

Рис. 1

 

Таким образом, аксонометрическая проекция – это проекция только на одну плоскость. Чтобы изображение получилось наглядным, проецирующие лучи не должны быть параллельны ни одной оси координат. Тогда на плоскости Р будут, хоть и с искажениями, изображены все три измерения предмета.

Аксонометрические проекции в зависимости от направления проецирования делятся

на два вида: прямоугольные, когда направление проецирования перпендикулярно плоскости

Р (угол φ=90°), и косоугольные, когда угол φ≠90°.

Если плоскость Р не параллельна ни одной из координатных плоскостей x,y,z, то на аксонометрической проекции у предмета искажаются все три его измерения. Если же плоскость Р параллельна одной или двум осям координат, то у предмета искажаются размеры соответственно по двум его измерениям или по одному. Величина искажения определяется коэффициентом искажения, который равен отношению длины аксонометрической проекции отрезка, параллельного соответствующей оси координат, к его действительной длине.

Любая аксонометрическая проекция имеет три коэффициента искажения по числу осей координат. В зависимости от того, разные они или одинаковые, аксонометрические проекции делят на изометрические (коэффициенты искажения равны по всем трём осям) и триметрические (коэффициенты искажения по всем осям разные).

 

Стандартные виды аксонометрии. Изометрия. Диметрия

Наиболее распространёнными видами аксонометрических проекций являются прямоугольная изометрическая проекция (изометрия) и прямоугольная диметрическая проекция (диметрия), основные правила построения которых определены стандартом.

Прямоугольная изометрия представляет собой аксонометрическую проекцию с направлением проецирования, перпендикулярным к плоскости аксонометрических проекций

одинаковыми по всем трём осям коэффициентами искажения, равными 0,82.

Оси изометрии (рис. 2 а) составляют между собой углы 120°. Ось Z расположена

вертикально. Для упрощения построения коэффициент искажения принимают равным 1. Изображение при этом получается увеличенным, но вид его не меняется, т.к. сохраняется пропорциональность всех его размеров.

Рис. 2

На рис. 2 б и в приведены два способа построения осей в изометрии.

Прямоугольная диметрия представляет собой аксонометрическую проекцию с направлением проецирования, перпендикулярным аксонометрической плоскости проекций Р и одинаковыми коэффициентами искажения по осям х и z.

Ось х (рис. 3 а) составляет с горизонтальной прямой угол 7°10', а ось у – угол 41°25'.

Ось z занимает вертикальное положение. На рис. 3 б показан графический способ построения осей диметрии.

Рис. 3

В диметрии коэффициенты искажения по осям х и z равны 0,94, а по оси у – 0,47. При построениях первый коэффициент округляют до 1, а второй – до 0,5. Таким образом, отрезки, параллельные осям координат х и z, откладывают в натуральную величину, а длину отрезков, параллельных оси у, уменьшают в два раза.

 

Построение окружности в аксонометрии

Изометрия. Изометрические проекции окружностей, расположенных в плоскостях проекций или в плоскостях, им параллельных, есть эллипсы (рис. 4).

Рис. 4

Большие оси этих эллипсов равны l,22D окр , а малые 0,71D окр , где D окр – диаметр изображаемой окружности. Большая ось эллипсов всегда перпендикулярна к той аксонометрической оси, которая отсутствует в плоскости окружности, а малая совпадает с этой осью или параллельна ей.

Практически при построении изометрии окружности эллипс обычно заменяют близким к нему по форме овалом, т.к. построение овала значительно проще. Наиболее простой способ построения овала показан на рис. 5.

Рис. 5

Этот способ заключается в построении изометрии квадрата, описанного вокруг окружности. Точки N p и L p (вершины квадрата) являются центрами для дуг радиуса R 1 . Соединив точку N p с точками 2 р и 3 р , получим точки О 1 и О 2 – центры дуг радиуса R 2 .

На рис. 6 а, б построены изометрии окружностей, расположенных во фронтальной и профильной плоскостях.

Рис. 6

Диметрия. Окружности, расположенные в горизонтальной и профильной плоскостях, проецируются в эллипсы с большой осью, равной 1,06D окp , а малой – 0,35D окр (рис. 7).

Окружности, расположенные во фронтальной плоскости, проецируются в виде эллипсов с большой осью, равной 1,06D окр , а малой – 0,94D окр . Большие оси эллипсов, как и в изометрии, перпендикулярны к той аксонометрической оси, которая отсутствует в данной плоскости, а малые оси совпадают с направлением этой оси.

Рис. 7

Диметрии окружностей (эллипсы) обычно заменяют овалами, размеры осей которых

равны размерам соответствующих осей эллипсов.

Построение этих овалов показано на рис. 8. На рис. 8 а построения понятны по чертежу.

На рис. 8 б строим оси диметрии х р , у р , z р. Затем строим прямую, перпендикулярную оси ур.

Рис. 8

Отложив на осях х р и z р радиус заданной окружности, получим точки М, К, N, L, которые являются точками сопряжения дуг овала. Через точки М и N проводим горизонтальные прямые. В пересечении этих прямых с осью у р и перпендикуляром к ней получим точки О 1 , О 2 , О 3 , О 4 . Из центров O 1 и О 3 опишем дуги радиусом R 1 =О 3 K, а из центров О 2 и О 4 – дуги радиусом R 2 =О 2 M.

 

Аксонометрические изображения предметов

Приступая к построению аксонометрической проекции предмета, следует выбрать вид аксонометрии, обеспечивающий наибольшую наглядность изображения. Затем предмет связывают с системой прямоугольных координат, оси которой обычно совмещают с осями симметрии предмета. Только после этого можно приступить к построению аксонометрии. Построение аксонометрии предмета обычно начинают с построения аксонометрии одной из его проекций (вторичной проекции). Затем полученное изображение дополняют по-

строением третьего измерения всех его точек.

На рис. 9 показан пример построения прямоугольной изометрии предмета через по-

строение его горизонтальной проекции.

На рис. 10 приведен пример построения прямоугольной изометрии детали путём по-

строения её вторичной фронтальной проекции.

Для выявления внутренней формы предмета, изображённого в аксонометрии, в неко-

торых случаях применяют разрезы, которые условно называют вырезами. При этом исполь-

зуют две секущие плоскости, обычно совпадающие с плоскостями симметрии предмета (рис.

11).

                                    Рис. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10

                                    Рис. 11

 

 

 

                                    Рис. 12

Линии штриховки сечений в аксонометрических проекциях наносят параллельно одной из диагоналей проекций квадратов, лежащих в соответствующих координатных плоскостях. Стороны квадратов параллельны аксонометрическим осям (рис. 12).

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал для выполнения практической работы  № 3.

Построить третий вид по двум данным с нанесением размеров.

 

Проецированием называется процесс получения изображения предмета на плоскости.

Получившееся при этом изображение называют проекцией. Проекция – в переводе с латинского – «бросать (отбрасывать) вперёд». В черчении изображения получают по так называемому методу проекций.

Чтобы построить изображение предмета по методу проекций, нужно через точки на предмете провести воображаемые лучи до встречи их с плоскостью. Эти лучи называются проецирующими. Плоскость, на которой получается изображение предмета, называется плоскостью проекций.

Рис. 1

Если проецирующие лучи расходятся из одной точки, проецирование называется центральным (рис. 1 а). Точка, из которой выходят лучи, называется центром проецирования. Полученное при этом изображение называется центральной проекцией. Пример: тени, отброшенные от предмета лучами электрической лампочки.

Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называется параллельным (рис. 1 б), а полученное изображение – параллельной проекцией. Пример: солнечные тени.

Рис. 2

При параллельном проецировании все лучи падают на плоскость проекций под одним и тем же углом. Если это любой острый угол, то проецирование называется косоугольным (рис. 2 а). В косоугольной проекции, как и в центральной, форма и величина предмета искажаются. Когда проецирующие лучи перпендикулярны к плоскости проекций, проецирование называют прямоугольным (рис. 2 б), а полученное изображение – прямоугольной проекцией. Способ прямоугольного проецирования является основным в черчении.

 

Проецирование на одну, две и три

взаимно перпендикулярные плоскости проекций

Расположим предмет перед плоскостью проекций так, чтобы на получившемся изображении были видны три его стороны (рис. 3).

Рис. 3

По такому изображению легко представить пространственный образ предмета. Такое проецирование в черчении используют для построения наглядных изображений, однако, на наглядных изображениях предметы получают большие искажения и по ним трудно определить истинные размеры предмета. Теперь расположим предмет перед плоскостью проекций так, чтобы на изображении была видна только одна его сторона, и построим его прямоугольную проекцию (рис. 4 а).

На данном изображении проекции рёбер предмета, которые параллельны двум его измерениям (например: длина и ширина), равны натуральным размерам. Но на таком изображении нет третьего измерения предмета (высоты), поэтому оно не наглядно. Такие изображения используют в случаях, когда высота (толщина) детали одинакова во всех её точках (например, чертежи прокладок). Тогда на чертеже такой детали делают запись, указывающую её толщину (высоту). Пример приведен на рис. 4 б (S4).

Иногда на одной плоскости изображают предметы, не имеющие одинаковой высоты во всех его точках. Тогда рядом с изображением точки числом указывают её высоту. Такие изображения называют проекциями с числовыми отметками (рис. 4 в).

                                               Рис. 4

Чтобы судить о трёх измерениях предмета, его необходимо спроецировать ещё на одну плоскость проекций ( П 2 ), которая параллельна другой паре измерений предмета. Тогда вторая плоскость будет расположена перпендикулярно первой плоскости проекций (рис. 5).

Рис. 5

Теперь по двум прямоугольным проекциям можно судить о размерах и форме предмета. Хотя форма не всегда ясно выражается двумя проекциями. Поэтому при изображении предметов сложной формы необходимо строить три (а иногда и более) прямоугольных проекции.

Возьмём три взаимно перпендикулярные плоскости проекций (рис. 6). Одна из них занимает горизонтальное положение, её называют горизонтальной плоскостью проекций и обозначают  П 1. Две другие плоскости - вертикальные. Одну называют фронтальной плоскостью проекций (от французского слова «фронталь» – «лицом к зрителю»), другую – профильной плоскостью проекций (от французского слова «профиль» – «вид сбоку») и обозначают соответственно П 2 и П 3. Линии пересечения плоскостей проекций называют осями проекций и обозначают буквами x, y, z. Точку пересечения осей проекций обозначают буквой О.                                                         Рис. 6

В трёхгранный угол, образованный плоскостями проекций, поместим параллелепипед и, проведя проецирующие лучи перпендикулярно плоскостям проекций, получим его проекции. Изображение на плоскости П 1 – горизонтальная проекция, на плоскости П 2 и П 3 – соответственно фронтальная и профильная проекции. Для получения плоского чертежа трёхгранный угол «разрезают» по оси у, а плоскости П 1 и П 3 поворачивают соответственно вокруг осей х и z по направлению, указанному на рис. 6 а стрелками, до совмещения с плоскостью П 2. Совмещённые плоскости с построенными на них изображениями предмета показаны на рис. 6 б. Линии, соединяющие между собой проекции, называют линиями связи. Линии связи всегда перпендикулярны осям проекций.

На чертежах плоскости проекций не ограничивают и не обозначают. Кроме того, на чертеже при изображении предмета можно не наносить и оси проекций, так как при параллельном проецировании расстояние от плоскости проекций до изображаемого предмета не влияет на очертание его проекций (рис. 7 а).

Рис. 7

Это даёт возможность устанавливать произвольное расстояние между проекциями, сохраняя между ними проекционную связь даже при отсутствии линий связи (рис. 7 б). Такой чертёж называется безосным. При построении проекций здесь пользуются осями симметрии предмета, центровыми линиями или характерными его плоскостями (рис. 8).

 

Метод прямоугольного проецирования на две и три взаимно перпендикулярные плоскости был разработан французским учёным-геометром Гаспаром Монжем в конце XVIII века. Поэтому его называют ещё методом Монжа. Г. Монж положил начало развитию новой науки об изображении предметов – начертательной геометрии.

Рис. 8

 

 

Способы построения третьей проекции

Проекционную связь между горизонтальной и профильной проекциями можно установить несколькими графическими приёмами:

1) дугой окружности (рис. 9 а);

2) с помощью прямой под углом 45° (рис. 9 б);

3) с помощью постоянной прямой чертежа (рис. 9 в).

На рис. 9 а,б,в эти приёмы показаны на примере построения третьей проекции точки.

Рис. 9

Удобнее всего пользоваться третьим способом, т.к. при наименьшем количестве графических операций достигается большая точность построения.

Если три вида уже построены, то место постоянной прямой чертежа произвольно выбирать нельзя. Нужно найти точку, через которую она пройдет. Для этого достаточно продолжить до взаимного пересечения горизонтальную и профильную проекции оси симметрии предмета. Через полученную точку  К под углом 45° проводят отрезок прямой. Если осей симметрии на чертеже нет, то продолжают до пересечения в точке К 1 горизонтальную и профильную проекции любой грани, проецирующейся в виде отрезков прямой (рис. 10).          Рис. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал для выполнения практической работы  № 4.

Выполнить чертеж детали с использованием геометрических построений,

в том числе сопряжений.

 

            Очертания многих предметов представляют собой сочетание ряда линий, в большинстве своём плавно переходящих одна в другую. Плавный переход одной линии в другую называют касанием, а точку, в которой происходит касание, точкой касания или перехода (рис. 1).

Рис. 1

Через любую точку касания можно провести общую касательную, которая будет перпендикулярна к радиусам дуг, проведенным в точку касания.  Плавный переход одной линии в другую при помощи промежуточной линии назывют сопряжением.

 На рис. 2 такой линией является дуга АВ радиуса Rc. Её называют дугой сопряжения, радиус R c - радиусом сопряжения, а центр сопрягающей дуги – центром сопряжения.

                                                                       Рис. 2

При сопряжении всегда имеются две точки перехода и через каждую из них можно провести по одной общей касательной. Таким образом, построение сопряжений основано на свойствах касательной к дуге окружности и касания двух дуг окружностей.

                                    Построение касательной к окружности в заданной на ней точке.

Рис. 3

Через точку А и центр О (рис. 3) проводят прямую и в точке А восстанавливают к ней перпендикуляр (построение перпендикуляра к прямой в заданной на ней точке рассмот-

рено ранее).

 

Построение касательной к окружности из точки А вне окружности.

Центр окружности О и точку А соединяют прямой (рис. 4). Отрезок OA принимают за диаметр вспомогательной окружности. Разделив отрезок OA пополам, получают точку О 1. Из точки О 1 описывают окружность радиусом O 1 A, которая пересекает заданную окружность в точках касания В и С.                                                                                        Рис. 4

 

 

 

 

 

                                               Построение касательных окружностей.

При внешнем касании окружностей центры О 1 и О 2 расположены на расстоянии R+r друг от друга. Точка касания лежит на прямой, соединяющей центры О 1 и О 2, а общая касательная MN к этой прямой в точке А перпендикулярна (рис. 5 а). При внутреннем касании расстояние между центрами касающихся окружностей равно разности радиусов R-r. Точка касания А расположена на продолжении прямой, соединяющей центры О 1 и О 2 (рис. 5 б).

                                    Рис. 5

 

                        Построение общей внешней касательной к двум окружностям.

Из центра O 1 большей окружности описывают окружность радиусом R-r (рис. 6 а). Находят середину отрезка O 1 O 2 – точку О 3 и из неё проводят окружность радиусом O 1 O 3. Обе проведенные окружности пересекаются в точках А и В. Точки O 1 и В соединяют прямой и в пересечении её с окружностью радиуса R определяют точку касания D (рис. 6 б). Из точки О 2 параллельно прямой O 1 D проводят линию до пересечения с окружностью радиуса г и получают вторую точку касания С.                      Рис. 6

 

                        Построение общей внутренней касательной к двум окружностям.

Из центра любой окружности описывают окружность радиусом R+r (рис. 7 а). Разделив отрезок O 1 О 2 пополам, получают точку О 3. Из точки О 3 описывают окружность радиусом О 1 О 3 и отмечают точки А и В пересечения вспомогательных окружностей. Соединив точки О 1 и А прямой (рис. 7 б), получают точку касания D. Через точку О 2, проводят прямую, параллельную O 1 A, и получают вторую точку касания С.

                                               Рис. 7

 

                        Сопряжение двух пересекающихся прямых дугой заданного радиуса.

Проводят две прямые, параллельные заданным и удалённые от них на величину радиуса Rc (рис. 8 а). В пересечении отмечают точку О – центр сопряжения. Из точки О опускают перпендикуляры на заданные прямые и получают точки касания А и В дуги сопряжения. Такое построение справедливо для любого угла между заданными прямыми. Для сопряжения сторон прямого угла можно воспользоваться способом, указанным на рис. 8 б.              Рис. 8

                        Сопряжение дуги и прямой дугой окружности заданного радиуса.

Может быть два случая такого сопряжения: внешнее касание сопрягающей дуги с заданной (рис. 9 а) и внутреннее (рис. 9 б). При внешнем касании из центра О 1 проводят дугу радиусом R+Rc и прямую, параллельную заданной, на расстоянии R c от неё. На пересечении получают точку О центра сопряжения. На прямой OO 1 отмечают точку касания А. Точку В касания получают, опустив перпендикуляр из центра О на заданную прямую. При внутреннем касании построения аналогичны, только радиус вспомогательной дуги равен Rс - R.

                                    Рис. 9

 

                                    Сопряжение двух дуг дугой окружности заданного радиуса.

Различают три вида такого сопряжения: внешнее, внутреннее и смешанное. При внешнем сопряжении (рис. 10, а) центр сопряжения О располагается на пересечении дуг радиусов R+Rc и r + Rc , проведенных из центров О 1 и О 2 . Точки касания А и В определяются как точки пересечения заданных дуг с прямыми О О 1 и О О 2. При внутреннем сопряжении (рис. 10, б) проводят вспомогательные дуги радиусами Rc - R и Rc - r из центров О 1 и О 2. Через точки ОО 1 и ОО 2 проводят прямые до пересечения с заданными дугами и находят точки касания А и В. При смешанном сопряжении (рис. 10, в) построения аналогичны и ясны из чертежа.

                                    Рис. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал для выполнения практической работы  № 5.

Выполнить чтение чертежа.

            Рекомендуемая последовательность чтения рабочего чертежа:

1. По основной надписи определяют название детали, её материал, масштаб чертежа.

2. Уясняют форму детали, для чего читают все её изображения, разбираются в применяемых условностях и упрощениях, мысленно расчленяют деталь на составные элементы, разбираются в назначении, форме и положении каждого элемента, а затем “собирают” в голове все элементы в единую форму.

3. Разделяют поверхности детали на сопрягаемые, прилегающие и свободные, находят размерные базы детали.

4. Читают размеры формы и положения элементов детали.

Читают технические требования. Результат чтения чертежа - окончательное уяснение назначения детали, её формы и размеров, конструкторского и технологического типов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал для выполнения практической работы  № 6.

Выполнить чертеж детали с использованием геометрических построений.

 

            Для того, чтобы построить проекции точек, лежащих на поверхности предмета, необходимо проанализировать, какой именно части поверхности принадлежит точка, как эта часть проецируется на плоскости проекций и затем строить изображение точки.

            Рассмотрим на примерах:

1. На рис. 1 на поверхности четырёхгранной призмы расположены две точки А и В. Точка А расположена на верхнем основании призмы и задана своей горизонтальной проекцией А 1. Для построения фронтальной и профильной проекций проведём линии связи через её горизонтальную проекцию до пересечения с отрезками прямых, в виде которых верхнее основание проецируется на плоскости П 2 и П 3 .

            Поскольку оси координат не нанесены, линию связи с горизонтальной проекции на

профильную перенесём с помощью отрезка, отмеченного фигурной скобкой.

Рис. 1

Точка В расположена на боковом ребре призмы и задана профильной проекцией b 3 .

На горизонтальную плоскость это ребро проецируется в виде точки, с которой и совпадает

горизонтальная проекция точки В – b 1 . Фронтальную проекцию строим при помощи линии

связи до пересечения с фронтальной проекцией переднего бокового ребра.

2. На рис. 2 показано построение проекций точки N, расположенной на боковой грани ASB прямой шестигранной пирамиды и заданной на чертеже горизонтальной проекцией n 1 .

Рис. 2

Когда точки расположены на гранях пирамиды, наклонённых ко всем плоскостям проекций, их строят, основываясь на следующем: точка принадлежит плоскости, если она расположена на прямой, лежащей в этой плоскости. Следовательно, через точку N нужно провести вспомогательную прямую, построить проекции этой прямой и на ней найти проекции точки N. Прямую можно проводить любую, но удобнее во всех случаях пользоваться прямой, параллельной основанию фигуры. В данном случае через точку N проведена прямая EF, параллельная ребру основания АВ. Параллельность в проекциях сохраняется, т.е. проекции прямой EF будут параллельны проекциям ребра АВ. Нахождение проекций точек, лежащих на рёбрах и гранях пирамиды, перпендикулярных плоскостям проекций, аналогично нахождению проекций точек на поверхности призмы.

3. На рис. 3 а и б показано построение проекций точек, принадлежащих основанию и боковой поверхности цилиндра.

Рис. 3

Любая точка, принадлежащая боковой поверхности цилиндра, проецируется на окружность основания в плоскости проекций, перпендикулярной оси цилиндра. Пусть заданы любая точка, принадлежащая боковой поверхности цилиндра, проецируется на окружность основания в плоскости проекций, перпендикулярной оси цилиндра. Пусть заданы фронтальные проекции точек А, В, С, D (рис. 3 б). Профильные проекции точек принадлежат проекции основания - окружности. Горизонтальные проекции можно построить, используя постоянную прямую чертежа. Проекции точки А, принадлежащей основанию цилиндра (рис. 3 а) построены по выше описанному принципу.

4. На рис. 4 показаны приёмы построения проекций точек, принадлежащих боковой поверхности конуса. Как и на пирамиде, на поверхности конуса через заданную точку можно проводить линию, параллельную основанию конуса (параллель). На горизонтальной проекции – это окружность, а на фронтальной и профильной проекциях – горизонтально расположенные прямые линии (рис. 4 а). Можно проводить прямую линию (образующую), проходящую через вершину и основание конуса. Проекции точки В во всех плоскостях будут принадлежать проекциям образующей SC (рис. 4 б).

Рис. 4

5. Построение проекций точек, расположенных на главных линиях шара. Оно основано на принципе принадлежности и осуществляется только при помощи проекционной связи. Проекции любой промежуточной точки можно построить, проведя через эту точку линию, параллельную любой плоскости проекций. Тогда на ту плоскость, которой она параллельна, эта линия спроецируется в виде окружности, а на две другие – в виде прямых ли-

ний, перпендикулярных оси симметрии. На рис. 5 это показано на примере построения проекций точки С.

Рис. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал для выполнения практической работы  № 7.

Выполнить чертеж резьбового соединения.

Рисунок 5.16 - Структура условного обозначения крепежных стандартных изделий            Для разъемных соединений деталей машин, приборов и т.п. широко применяются крепежные изделия — болты, винты, шпильки, гайки. Они весьма разнообразны по форме, точности изготовления, материалу, покрытию и прочим условиям их изготовления.
Болты, винты, шпильки, гайки общего назначения изготовляют из углеродистых, легированных, коррозионно-стойких и других сталей и из цветных металлов.
В зависимости от условий эксплуатации крепежные детали выпускают с тем или иным покрытием.
            Таким образом, число стандартов, определяющих форму, размеры, материал, покрытие и другие характеристики крепежных деталей, весьма велико, причем, каждый из них содержит соответствующие условные обозначения, ссылки на которые, помещаемые в конструкторской документации, должны быть точными.
Структура условного обозначения стандартного крепежного изделия:
Рис. 1. Структура условного обозначения крепежных стандартных изделий

Болты

Рисунок 5.17 - Изображение болта            Болт представляет собой резьбовой стержень с головкой различной формы, чаще всего, в форме шестигранной призмы. Размеры и форма головки позволяют использовать ее для завинчивания болта при помощи стандартного гаечного ключа. На головке болта выполняется коническая фаска, сглаживающая острые края головки. Существует значительное количество типов болтов. Наиболее распространены болты с шестигранной головкой нормальной точности, размеры которых определяет ГОСТ 7798-80, предусматривающий изготовление болтов в четырех исполнениях.

Рис. 2. Изображение болта
Обозначение: Болт М12х1,25 – 6gх60.58 ГОСТ 7798-80 — болт исполнения 1 (исполнение 1 не указывают) с наружным диаметром резьбы 12 мм, с шагом 1,25 мм, длиной 60 мм, классом прочности 5.8, без покрытия.

Винты, шурупы

Винт с потайной головкойВинт с цилиндрической головкой            Винт для металла представляет собой резьбовой стержень с головкой под отвертку или ключ.

            Винты подразделяются на крепежные и установочные (нажимные, регулировочные и др.). Наиболее широко применяют винты крепежные общего назначения с цилиндрической головкой по ГОСТ 1491-80* (рис. 2, а); с полукруглой — по ГОСТ 17473-80*(рис. 2, б); с потайной — по ГОСТ 17475-80* (рис. 2, в),  установочный — по ГОСТ 1477-93 (рис. 2, г).

Рисунок 5.19 - Изображение шурупаШурупы — винты с заостренным концом для скрепления деревянных и пластмассовых деталей. Наибольшее распространение получили шурупы с потайной (конической) головкой (рис. 3, а) и с полукруглой (сферической) головкой (рис. 3, б).

Обозначение: Шуруп 1 — 3х20 ГОСТ 1145-80, где 1 — исполнение, 3 — диаметр, 20 — длина шурупа с потайной головкой.

Шпильки

Рисунок 5.20 — Изображение шпильки            Шпилька - цилиндрический стержень, с обеих сторон которого нарезана резьба (рис. 3). Резьбовой конец шпильки lвв называется ввинчиваемым или посадочным резьбовым концом. Он предназначен для завинчивания в резьбовое отверстие одной из соединяемых деталей. Длина lвв определяется материалом детали: lвв = (0,8…1) d — для стальных и латунных деталей;  lвв = (1,2…1,6) d — для чугунных; lвв = (2…2,5)d — для легких сплавов (алюминий…); lвв = 2,5 d — для деталей из полимерных материалов. Резьбовой конец шпильки l2 предназначен для навинчивания на него гайки при соединении скрепляемых деталей. Под длиной шпильки L понимается длина стержня без ввинчиваемого резьбового конца. Длина гаечного конца l2 может иметь различные значения, определяемые диаметром резьбы d и высотой гайки. Номер стандарта определяет длину ввинчиваемого конца.
Обозначение: Шпилька 2М10х1,25-6gх200.58 ГОСТ 22040-76, где 2 — исполнение, 10 — наружный диаметр метрической резьбы, 1,25 — шаг мелкий в мм, 6g — поле допуска, 200 — длина в мм, 5.8 — класс прочности, шпилька с ввинчиваемым концом длиной 2,5d.

 

Гайки

gaika            Гайки в зависимости от назначения и условий эксплуатации бывают шестигранные, шестигранные прорезные, корончатые, гайки-барашки, круглые шлицевые, колпачковые и другие. Наиболее широко применяют гайки шестигранные, выпускаемые в одном, двух и трех исполнениях нормальной, повышенной и грубой точности (классов А, В, С соответственно), нормальной высоты, низкие, высокие, особо высокие (рис. 4).
Обозначение: Гайка 2М12х1,25 — 6Н.12.40Х.016 ГОСТ 5915 — 70*, где 2 — исполнение, 12 — наружный диаметр метрической резьбы, 1,25 — мелкий шаг в мм, 6Н — поле допуска, 12 — класс прочности, 40Х — марка стали, 016 — вид и толщина покрытия.
Класс точности, высоту гайки, размер «под ключ» определяет стандарт.

                                                                       Шайбы, шплинты

            Шайбы применяют для предохранения поверхности детали от повреждения гайкой при затяжке последней и увеличения опорной площади гайки, головки болта или винта, для устранения возможности самоотвинчивания гаек при испытываемых ими вибрациях, Рисунок 5.22 — Изображение шайбыизменения температуры и в других случаях. Различают шайбы круглые, квадратные, пружинные (рис.5, а, б), стопорные,  быстросъемные  и другие.  Изготавливают шайбы вырубкой из листового материала (металла, кожи, резины, пластмассы) или точением из пруткового металла.

Обозначение: Шайба А.12.01.08кп ГОСТ 11371-78, где А — класс точности, 12 — диаметр резьбы крепежа в мм, 08кп — марка стали (группа 01).

            Шплинты применяют для предупреждения самоотвинчивания прорезных и корончатых гаек при вибрации изделия, а также для контровки (рис. 6). Шплинт имеет кольцевую петлю и два конца. Длина шплинта выбирается так, чтобы его концы можно было развести для фиксации его в прорези гайки.
Обозначение: Шплинт 5х45.3.036 ГОСТ 397-79, где 5 — диаметр отверстия в крепежной детали, 45 — длина в мм, 3 — условное обозначение материала, 036 — никелевое покрытие.

                                                                       Резьбовые соединения

            Детали машин и приборов соединяют крепежными деталями. Кроме того, применяются резьбовые соединения деталей, на одной из которых нарезана наружная, а на другой — внутренняя резьба. Чертежи резьбовых соединений выполняют с применением рекомендуемых стандартами упрощений и условностей. На продольных разрезах показана только та часть внутренней резьбы, которая не закрыта ввернутой в нее деталью. На поперечных вырезах, если секущая плоскость рассекает обе соединяемые детали, штриховка ввернутой детали выполняется до наружной окружности резьбы.

Соединение болтом

Рисунок 5.25 Конструктивный зазор между стержнем болта и отверстием в деталяхЧертеж болтового соединенияИзображение деталей для болтового соединенияБолтовое соединение применяют для скрепления двух и более деталей. В болтовое соединение входят соединяемые детали, стандартные изделия — болт, гайка, шайба (рис. 7). В соединяемых деталях выполняют гладкие сквозные отверстия, диаметр которых больше диаметра резьбы стандартного изделия — болта (dh). Величину (dh выбирают в зависимости от требуемой точности сборки по ГОСТ 11284-75*. Если зазор на чертеже (при его изображении) получается меньшим 1 мм, то его можно увеличить. Последовательность сборки: располагают отверстия под крепеж в деталях соосно, вставляют стержень болта, одевают шайбу и накручивают гайку. На упрощенном изображении болтового соединения не показывают фаски, зазоры между стержнем болта и отверстием, резьба наносится на всей длине стержня. Все размеры стандартных изделий рассчитываются по условно-упрощенным размерам, выраженным через отношение к диаметру резьбы — d (рис. 7, в). Длина болта определяется по формуле: L= m+S+H+k, где L — длина болта; m — толщина соединяемых деталей; S — толщина шайбы; Н — высота гайки; k = (0,25 … 0,5)d — запас резьбы болта (рис. 7, б).

Соединение шпилькой

Отверстия в деталях для шпилечного соединенияОтверстия в деталях для винтового соединенияЧертеж винтового соединенияЧертеж шпилечного соединенияШпилечное соединение применяют для скрепления двух и более деталей, когда по конструктивным соображениям применение болтового соединения невозможно. В шпилечное соединение входят присоединяемые детали и корпус, стандартные изделия — шпилька, гайка, шайба (рис. 8, а, б). В присоединяемой детали выполняют сквозное гладкое отверстие, диаметром dh, как и в случае болтового соединения. Гнездо под шпильку в корпусной детали сначала высверливают (диаметр сверления зависит от номинального диаметра резьбы, ее шага и требуемой точности изготовления), затем делают фаску, после чего нарезают резьбу (рис. 8). Глубина сверления зависит от глубины ввинчивания шпильки (lвв), запаса резьбы полного профиля в гнезде и недореза, зависящего от шага: l2 = lвв + 4Р. Глубина нарезания резьбы l3 = lвв + 2Р , где Р – шаг резьбы. Размеры глубины сверления и нарезания резьбы указывают на чертеже корпусной детали. Под длиной шпильки понимают длину ее стержня без ввинчиваемого конца — L. Глубина ввинчивания зависит от материала корпусной детали — чем мягче материал, тем больше глубина ввинчивания. Последовательность сборки: ввинчивают шпильку ввинчиваемым концом в корпус до заклинивания (по сбег резьбы), одевают на стержень шпильки присоединяемую деталь, одевают шайбу, накручивают гайку.

Соединение винтом

            В винтовое соединение входят присоединяемые детали и корпус, стандартные изделия — винт, иногда шайба (рис. 9, б, в, г). В присоединяемой детали выполняют гладкое сквозное отверстие. Гнездо под винт в корпусной детали сначала высверливают (диаметр сверления зависит от номинального диаметра резьбы, ее шага и требуемой точности изготовления), затем делают фаску, после чего нарезают резьбу (рис. 9). Глубина сверления зависит от глубины ввинчивания винта (lвв), запаса резьбы полного профиля в гнезде и недореза, зависящего от шага: l2 = lвв + 4Р (или lвв + 1d). Глубина нарезания резьбы l3 = lвв + 2,7Р , где Р – шаг резьбы (или lвв + 0,5d). Последовательность сборки: располагают отверстия под крепеж в деталях соосно, вставляют стержень винта через отверстие присоединяемой детали, ввинчивают винт в корпусную деталь.


 

Скачано с www.znanio.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Составил: Денисов В.Г. – преподаватель

Составил: Денисов В.Г. – преподаватель

Учебный материал для выполнения практической работы № 1

Учебный материал для выполнения практической работы № 1

Рекомендуется на изображениях давать размеры тех элементов, для выявления которых они приведены, и группировать размеры элемента детали на том изображении, где он наиболее раскрыт, не…

Рекомендуется на изображениях давать размеры тех элементов, для выявления которых они приведены, и группировать размеры элемента детали на том изображении, где он наиболее раскрыт, не…

Учебный материал для выполнения практической работы № 2

Учебный материал для выполнения практической работы № 2

Ось z занимает вертикальное положение

Ось z занимает вертикальное положение

На рис. 8 б строим оси диметрии х р , у р , z р

На рис. 8 б строим оси диметрии х р , у р , z р

Рис. 12 Линии штриховки сечений в аксонометрических проекциях наносят параллельно одной из диагоналей проекций квадратов, лежащих в соответствующих координатных плоскостях

Рис. 12 Линии штриховки сечений в аксонометрических проекциях наносят параллельно одной из диагоналей проекций квадратов, лежащих в соответствующих координатных плоскостях

Учебный материал для выполнения практической работы № 3

Учебный материал для выполнения практической работы № 3

Иногда на одной плоскости изображают предметы, не имеющие одинаковой высоты во всех его точках

Иногда на одной плоскости изображают предметы, не имеющие одинаковой высоты во всех его точках

Метод прямоугольного проецирования на две и три взаимно перпендикулярные плоскости был разработан французским учёным-геометром

Метод прямоугольного проецирования на две и три взаимно перпендикулярные плоскости был разработан французским учёным-геометром

Учебный материал для выполнения практической работы № 4

Учебный материал для выполнения практической работы № 4

Построение касательных окружностей

Построение касательных окружностей

Сопряжение дуги и прямой дугой окружности заданного радиуса

Сопряжение дуги и прямой дугой окружности заданного радиуса

Учебный материал для выполнения практической работы № 5

Учебный материал для выполнения практической работы № 5

Учебный материал для выполнения практической работы № 6

Учебный материал для выполнения практической работы № 6

Пусть заданы любая точка, принадлежащая боковой поверхности цилиндра, проецируется на окружность основания в плоскости проекций, перпендикулярной оси цилиндра

Пусть заданы любая точка, принадлежащая боковой поверхности цилиндра, проецируется на окружность основания в плоскости проекций, перпендикулярной оси цилиндра

Учебный материал для выполнения практической работы № 7

Учебный материал для выполнения практической работы № 7

Шурупы — винты с заостренным концом для скрепления деревянных и пластмассовых деталей

Шурупы — винты с заостренным концом для скрепления деревянных и пластмассовых деталей

Различают шайбы круглые, квадратные, пружинные (рис

Различают шайбы круглые, квадратные, пружинные (рис

S — толщина шайбы; Н — высота гайки; k = (0,25 … 0,5)d — запас резьбы болта (рис

S — толщина шайбы; Н — высота гайки; k = (0,25 … 0,5)d — запас резьбы болта (рис
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2023