Управление образования администрации города Шахтёрска
МБДОУ «Шахтёрский ясли – сад №6»
Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
лепбук
«Нетрадиционные техники рисования»
Автор: Чумаколенко Е.Г.
воспитатель
г.Шахтёрск , 2024 год
I Ауктуальность
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Формы, развивающие художественно–эстетическое восприятие в продуктивных видах деятельности в детском саду, традиционны (рисование, лепка, аппликация). Это и привело к поиску новых форм взаимодействия с детьми.
Одним из новых, интерактивных и более эффективных методических средств, направленных на повышение познавательной активности дошкольников и способствующих решению данной проблемы, является лепбук «Нетрадиционные техники рисования» для детей дошкольного возраста. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии.
Дети со временем забывают часть полученного опыта и приобретенных знаний. Чтобы дети могли зафиксировать полученную информацию, чтобы они могли вновь к ней еще не раз обратиться – я решила попробовать использовать с этой целью такое средство обучения, как лепбук.
Лепбук «Нетрадиционные техники рисования»- это наглядно-дидактическое средство обучения, используя которое, ребенок на практике имеет возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь ребенку нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.
Работа с лепбуком отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде: информативен, полифункционален. Способствует развитию творчества, воображения, что соответствует целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного детства. Хорошо подходит для занятий в подгруппах, где одновременно будут заняты несколько детей и индивидуально с ребенком, в свободной деятельности. Можно выбрать задания под силу каждому.
Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.
Задачи:
*Развивать художественные способности детей. *Побуждать реализовывать самостоятельную творческую деятельность. *Развивать основы логического мышления, пространственного представления.
Ожидаемый результат:
В результате работы с данным дидактическим пособием дети умеют применять в художественно-творческой деятельности приобретенные знания: используют в деятельности свойства цвета (теплая, холодная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; с увлечением занимаются самостоятельной творческой деятельностью; у детей развивается творческое воображение, чувство цвета, формируется художественный вкус.
II Методика использования
Лепбук изготавливался совместно с детьми, это помогло им познакомиться с новыми нетрадиционными техниками рисования. Постепенно, в ходе работы с тематическим материалом, дети выполняли творческие задания, изучая и закрепляя полученную информацию. Впоследствии, имея под рукой подобную тематическую папку, дети могут освежить свои знания нетрадиционных техник рисования, основ составления натюрморта.
Лепбук - итоговый результат совместной работы с детьми. Только в таком случае данное средство выполняет свою роль закрепляющего, систематизирующего, дидактического и игрового пособия.
Перед изготовлением была проведена предварительная работа: *Дети, совместно с воспитателем выбрали тему. *Изучили материал. *Обсудили макет, название.
*Помогли воспитателю придумать дидактические игры и упражнения, составили
план работы.
Лепбук «Нетрадиционные техники рисования» - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала по художественно-эстетическому развитию.
Составляющее лепбука.
1.Дидактическая игра «Радуга» – «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»
Цель: закреплять последовательность цветов радуги.
2. Дидактическая игра «Цветовой круг Иттена»
Цель: познакомить детей с основами цветоведения: дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания.
3. Кармашек «Карандаши-загадки»
Цель: развитие мышления детей.
4. Карточки «Виды нетрадиционной техники рисования»
Цель: приобщение детей к изобразительному искусству через нетрадиционные техники рисования.
5. Книжка – раскладка «О цвете в стихах».
Цель: познакомить детей с цветом, выучить разноцветные стихи. Упражнять в подборе картинок к тексту стихотворения. Научить при определении цвета предмета вспоминать соответствующее стихотворение. Развивать речь, мышление, память.
6. Книжка – раскладка «Чем можно рисовать?» + кармашек «Инструменты для рисования»
Цель : познакомить детей с нетрадиционными материалами (инструментами) , с помощью которых можно изображать.
7. Дидактическая игра «Палитра цвета».
Цель : учить различать цвета. Научить детей выбирать из предложенных цветов те, которые есть на картинке. Развивать речь, мышление, внимательность, память.
8. Игра - задание «Теплые и холодные цвета». Изображение гаммы цветов.
Цель. Закрепить у детей название цветов и оттенков. Развитие у детей умения группировать цвета и оттенки на холодную и теплую гаммы; употреблять название цвета и оттенков в речи. Воспитывать эстетическое чувство.
9.Игра – задание «Пальчиковые раскраски и пластилиновые заплатки».
Цель: учить детей подбирать соответствующие "заплатки" по цвету и размеру.
10.Дидактическая игра «Смешай цвета». (круг Луллия)
Цель: развитие творчества, воображение детей дошкольного возраста, закрепление знаний о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.)
Подобные игры позволяют разнообразить методы и приемы работы, обеспечить индивидуальный подход к детям. Лепбук «Нетрадиционные техники рисования» используется с детьми дошкольного возраста в непосредственно- образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.
Данные игры и упражнения могут быть использованы воспитателями, родителями, а также, другими специалистами детских садов в работе с детьми дошкольного возраста.
III Описание опыта работы
Знакомство детей с изобразительными техниками рассматривались в двух направлениях: в плане знакомства с жанрами искусства и в плане расширения знаний о цвете, игры на развитие мелкой моторики, познавательно-исследовательскую деятельность.
При знакомстве с нетрадиционными техниками творчество детей развивается путем практического применения. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов, игр и упражнений. Особое значение занимают наглядные и практические методы. Поэтому, изготовленный лепбук очень актуален по данной теме.
Материальные ресурсы
Изготовление лепбука «Нетрадиционные техники рисования» не требует больших материальных затрат. В работе использовался компьютер, цветной принтер для распечатывания шаблонов и заготовок.
Для создания лепбука понадобились материалы:
*Плотный картон -основа (картон от обычных коробок формата А4) *Цветной скотч *Прозрачный скотч
*Двусторонний скотч *Ножницы *Клей-карандаш для бумаги
*Конверты пластиковые
*Крепежи
Кадровые ресурсы:
Для создания и использования лепбука в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование данного средства обучения может осуществляться воспитателями образовательной организации не зависимо от квалификации и опыта работы, а так же реализуемых программ и контингента воспитанников.
IV Заключение
При знакомстве с нетрадиционными техниками творчество детей развивается путем практического применения. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов, игр и упражнений. Особое значение занимают наглядные и практические методы. Поэтому, изготовленный лепбук очень актуален по данной теме.
Перспективы:
Продолжить дальнейшую работу по развитию детского творчества, путем пополнения лепбука играми: «Состав узор по мотивам русских росписей», , «Дорисуй вторую половину», «Раскрась одним цветом», «Составь натюрморт», «Подбери к каждому времени года соответствующие оттенки».
лепбук «Нетрадиционная техника рисования»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.