Методическое пособие Урок Памяти «Мы должны об этом знать, мы должны об этом помнить».

  • docx
  • 29.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Памяти Мы должны об этом знать, мы должны об этом помнить. Автор Донцова В.А..docx

XX Международный конкурс

 «Память о Холокосте – путь к толерантности».

 

 

Номинация  «Работы педагогов»

 

 

 

 

Урок Памяти

 

«Мы должны об этом знать,

 мы  должны  об этом помнить».

 

 

 

                      Автор:

                                        Донцова  Валентина  Алексеевна,

                                        учитель  истории и обществознания

                                        МОУ «СОШ №2»,

 

 

 

Адрес образовательного учреждения:

                                          356360

                                          Ставропольский  край,

                                          Новоселицкий  район,

                                          с.Чернолесское,

                                          ул. Свободная,144.

                        Контактный телефон: 8(86548)2-44-99

                                                                                     e-mail: novoselitsk_s2mail.ru

 

 

 

 

2020

 

 

 

Пояснительная записка.

27 января  ежегодно отмечается Международный День памяти жертв Холокоста. «Холокост, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость», — говорится в резолюции  ГА ООН.

27 января — это не просто памятная дата, но и международный протест против любых проявлений антисемитизма.

В 2006 г., отмечая впервые День памяти жертв Холокоста, в своём послании израильскому президенту М. Кацаву, президент Российской Федерации В.В. Путин, в частности, сказал: «Вижу в этом единогласно принятом решении твёрдую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма».

Актуальность проведения мероприятия обусловлена тем, что сегодня в соседних с Россией государствах – в Украине, в странах Прибалтики – созданы благоприятные условия для возрождения и процветания неонацистской идеологии и практики, происходит открытая героизация бандеровцев и «лесных братьев», войск «ваффен – СС» и других коллаборационистов, проводятся факельные шествия неонацистов, популяризируется символика нацизма.

Внеклассное  мероприятие проводится 27 января, после изучения курса  Всеобщей  истории «Вторая мировая война».

Цель: познакомить  с трагическими событиями  Второй мировой войны – Холокост.

Задачи и планируемые результаты:

- личностные: создать условия для достижения обучающимися следующих результатов: собственной потребности уважительного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности; воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма, воспитания силы духа, сочувствия и желания помогать людям, осуждения зла и насилия, развития у обучающихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей;

- метапредметные: создать условия для достижения обучающимися следующих результатов: потребности знаний исторических событий, делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы, анализировать, сравнивать, вести дискуссию;

- предметные: сформировать представление о том, что такое Холокост, толерантность, показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма.

Оборудование:  ПК, проектор, экран, презентация. Бухенвальдский набат». Автор текста: Соболев А. Композитор: Мурадели В. «Освенцим — фабрика смерти».  Цикл Освободители. НТВ. Реж. Александр Касьянов. 2013 г. Документальный  фильм.

Целевая аудитория: обучающиеся 10-11 классов.

Ход мероприятия.

Учитель: Мир надеялся - не будет войны. Вторая мировая война началась  1 сентября 1939 года. Маховик войны закручивал все большее количество стран. Но самое  ужасное, война  уносила миллионы человеческих  жизней. Страдали не только  военные  люди, но и мирные. Убивали по различным признакам. Начался геноцид.  

Геноцид — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.

 И сегодня наше мероприятие  Памяти посвящёно страшным событиям Второй мировой войны, которые принесли горе и страдания многим народам мира. И название этому событию - Холокост.

Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — преследование и массовое уничтожение евреев  во время Второй мировой войны. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа.

1  ведущий.  Но началось намного  всё раньше.

В 1935году  были приняты нюрнбергские законы.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/BlutSchutzgesetz_Bildtafel.gifhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/RGBL_I_1935_S_1333.png/800px-RGBL_I_1935_S_1333.pngНюрнбергские расовые законы — два расистских (в первую очередь антиеврейских) законодательных акта  — «Закон о гражданине Рейха» (нем. Reichsbürgergesetz) и «Закон об охране германской крови и германской чести» (нем. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre), провозглашённые по инициативе Адольфа Гитлера 15 сентября 1935 года на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге в соответствии с тайной программой (1920) и единогласно принятые сессией рейхстага.

Поправка к Закону о гражданстве Рейха, определяющая еврейство

Схема, показывающая принадлежность к «германской крови» и запрещённые браки по «Закону о защите крови и чести»

 

Эти законы  лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Евреям  запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей: мужчины, женщины и дети.

https://pbs.twimg.com/media/DwoCBidWwAMtAcQ.jpgУчитель. Гетто — часть города, окруженная колючей проволокой или стеной, где обязаны были проживать евреи.

Во время Второй мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в "лагеря уничтожения". 

Создавая места принудительного изолированного содержания евреев, нацисты преследовали следующие цели:

- облегчение предстоящей ликвидации евреев;

- предотвращение потенциального сопротивления;

- получение бесплатной рабочей силы;

- приобретение симпатий остального населения.

Идея концентрации евреев в гетто был выдвинута  Адольфом Гитлером в 1939 году. Первые гетто начали создаваться на территории оккупированной немцами Польши. Концентрация евреев из маленьких местечек и деревень в крупные города началась с 21 сентября 1939 года.

2 ведущий. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев. На территории СССР крупнейшими гетто были Львовское гетто (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минское гетто (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).

1 ведущий. Всего на оккупированных нацистами землях было создано около 1 150 гетто, в которых содержалось не менее миллиона евреев.

 В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид еврейского народа – Адольф Гитлер.

         2 ведущий. Из воспоминаний.

«Июльское солнце висит прямо над головой. По раскаленным от зноя улицам медленно двигаются люди с узлами и посудой. Старики, женщины везут на тележках свой скарб. Бахрома скатерти волочится в уличной пыли. Переселение.                                 

На стенах домов белеет приказ коменданта: «Все жиды должны до 1 августа переселиться в гетто. За невыполнение приказа – смертная казнь.»

Гетто. Мы, дети, пристаем с расспросами к взрослым, и никак не поймем, что это за слово – «гетто». Зачем понадобилось немцам переселять людей с места на место? Оптимисты утверждают, что ничего страшного в этом нет. Немцы любят порядок и не любят евреев, что ж, переживем и в гетто.

…Дедушкин дом попал в район гетто – почти все наши переселились туда.

По ночам мы крепко закрываем ставни и двери. Дедушка кладет рядом с собой топор и лом. Мурза захлебывается от лая. Она пока уцелела. Почти всех собак перестреляли немцы, но у нас во дворе они еще не были.

Крики и выстрелы раздаются каждую ночь. Недалеко от нас вырезали всю семью. Утром мы с ужасом ходили по комнатам. Кровь, перья, выброшенное из комода белоснежное накрахмаленное белье и запах – запах смерти. В сенях – старик-отец с рассеченной головой, в спальне – его дочь и маленькая внучка в люльке.

- Боже мой.

- За что?

- Кто – грабители, бежавшие из тюрем, немцы?

Старики кивали головами – такого не было даже при поляках в двадцатом году. Плохо, совсем плохо. Плач стоит на тихой Заславской улице. Каждый день хоронят, каждую ночь режут снова. И так на всех улицах гетто, особенно в районе еврейского кладбища.

https://fb.ru/misc/i/gallery/31546/1195836.jpgКто мог подумать, что это только начало, начало невиданного планомерного убийства ни в чем не повинных людей».

Туник Е. Рассказы о Минском гетто http://www.lelchukfamily.com/vojna-kholokost-getto/

         Учитель. Как только Гитлер приходит к власти под его руководством создаются  концентрационные  лагеря.  Лагеря смерти.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e9/WW2-Holocaust-Europe.png/400px-WW2-Holocaust-Europe.pngКонцентрацио́нный ла́герь (концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового силового заключения и содержания   граждан различных стран.

Ведущий 1. Первый концентрационный лагерь для политических заключённых в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. Он располагался на окраине городка Дахау (близ Мюнхена).

В 1936 году около Берлина был создан концентрационный лагерь Заксенхаузен.

В 1937 году неподалёку от  Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому своё).

В 1938 году после «Хрустальной ночи» в концентрационные лагеря начали направлять евреев Германии только в связи с их национальностью.

https://i2.wp.com/mirvkartinkah.ru/wp-content/uploads/holokost-vtoraia-mirovaia-voina-21.jpgПо приказу Генриха Гиммлера  от  27 апреля 1940 года в оккупированной Польше был создан концлагерь Освенцим. 14 июня 1940 года туда привезли первый эшелон — 728 поляков.

На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.

2 ведущий. В 1942 г. После Ванзейской конференции нацисты приступили к так называемому окончательному решению еврейского вопроса. В 1942 году для «окончательного решения еврейского вопроса» в Польше были созданы специализированные лагеря смерти. В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями.

1 ведущий. Ванзейская конференция — совещание представителей правительства и руководителей нацистской партии Германии, состоявшееся 20 января 1942 года на озере Ванзе на вилле «Марлир» в Берлине, расположенной по адресу: ул. Ам-Гросен-Ванзе (нем. Am Großen Wannsee), д. 56-58. На Ванзейской конференции были определены пути и средства «окончательного решения еврейского вопроса» — программы геноцида еврейского населения Европы (в настоящее время используется термин «Холокост»).

          1-й Чтец.                 «Не забыть».

Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, прямо скажем, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий
Что ни день, пожирала людей.

И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!

                     Галина Плахова.

 

Учитель. Лагерь смерти Собибор - убито 250 тыс. евреев.

1 ведущий. Лагерь смерти «Собибор» был создан немцами для массового уничтожения евреев весной 1942 года. За полтора года здесь было задушено газами более 250 000 человек, доставленных сюда из многих стран Европы. 5 июля 1943 года Гиммлер приказал превратить Собибор в концентрационный лагерь, который будет принимать трофейное советское вооружение, а заключённые – заниматься его переоснащением.

В Собиборе 14 октября 1943 года произошло одно из немногих восстаний в нацистских лагерях смерти; его возглавил советский офицер Александр Печерский.

Учитель. Лагерь смерти  Белжец  - убито более 600 тыс. евреев.

 2ведущий.Лагерь«Белжец» (польск. Bełżec)   нацистский концентрационный лагерь и лагерь смерти, существовавший в 1939—1943 годах на юго-востоке Люблинского воеводства около одноимённого села Белжец в Польше. В марте 1942 года лагерь уничтожения в Белжеце работал на полную мощность. Уже в течение марта в газовых камерах Белжеца были уничтожены около 80 000 евреев из гетто Люблина, Львова и других районов Восточной Галиции, которых доставляли по пять эшелонов в день.

Лагерь функционировал только до 1943 г. (с двумя месячными перерывами: с апреля по май и с июня по июль. Во время перерыва количество газовых камер было увеличено с трёх до шести). За этот срок в Белжеце погибло более 600 000 евреев и примерно 2000 цыган.

Учитель. Лагерь Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

1 ведущий. Требли́нка (Treblinka) — два концентрационных лагеря: Треблинка-1 (так называемый «трудовой лагерь») и Треблинка-2 (лагерь смерти). Лагеря были организованы нацистами на территории оккупированной Польши, недалеко от деревни Треблинка (воеводство Мазовецкое), расположенной в 80 км к северо-востоку от Варшавы. Лагерь смерти Треблинка-2 существовал с 22 июля 1942 года по октябрь 1943. По разным оценкам, всего в лагере было убито от 750 до 810 тысяч человек (большее число жертв было только в расположенном недалеко от польского города Освенцим лагере Аушвиц 2, самом известном теперь лагере смерти). Подавляющее большинство жертв (99,5 %) были евреями из Польши, около 2 тысяч — цыгане.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/26/Bundesarchiv_B_285_Bild-04413%2C_KZ_Auschwitz%2C_Einfahrt.jpg/220px-Bundesarchiv_B_285_Bild-04413%2C_KZ_Auschwitz%2C_Einfahrt.jpgУчитель. Лагерь Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.

2ведущий. Майда́нек (польск. Majdanekнем. Konzentrationslager LublinVernichtungslager Lublin) — лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблина. Лагерь имел площадь 270 гектаров. Был разделён на пять секций, одна из них предназначалась для женщин. Имелось множество различных зданий. Заключенные лагеря занимались принудительным трудом на собственных производствах, на фабрике по производству обмундирования и на оружейном заводе «Штейер-Даймлер-Пух». Массовое уничтожение людей в газовых камерах началось в 1942 году.

Учитель. Лагерь Освенцим – 1,5 млн евреев.

         От рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн детей.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/05/Entrance_to_Auschwitz_Auschwitz-Birkenau.jpg/220px-Entrance_to_Auschwitz_Auschwitz-Birkenau.jpg1 ведущий. Концентрацио́нный ла́герь и ла́герь сме́рти Осве́нцим (Концентрационный лагерь и лагерь смерти Аушвиц. В  мировой практике принято использовать немецкое название «Аушвиц», а не польское «Освенцим», поскольку именно немецкое название использовалось нацистской администрацией.  Около 1,4 млн человек, из которых около 1,1 млн составляли евреи, были умерщвлены в Освенциме в 1941—1945 годах. В то же время по оценке историка Г. Д. Комкова в статье в Большой советской энциклопедии общее число жертв составило свыше 4 млн человек. Аушвиц-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.

(Просмотр отрывка из фильма «Освенцим — фабрика смерти».  Цикл Освободители. НТВ. Реж. Александр Касьянов. 2013 г. Документальный  фильм)

 

Учитель. Лагерь освобождён 27 января 1945 года советскими войсками. День освобождения лагеря установлен ООН как Международный день памяти жертв Холокоста.

Учитель. Кажется время войны  далеко позади, однако, среди нас осталось немало свидетелей и людей, которым самим пришлось пережить те ужасные мучения, которым подвергали их нацисты. Вот что они вспоминают.

1-ученик

Сэм Ицкович, 1925, Макув, Польша. Описывает газовые камеры в Освенциме. «Сначала они запускали туда всех женщин, а потом уже мужчин. Иногда оставалось 20 или 30 человек лишних, которые туда не помещались, так что детей они всегда оставляли на потом. И когда бункер уже заполнялся настолько, что больше людей уже не помешалось, не помещалось… они пускали детей ползти прямо по головам, просто заталкивали их внутрь, чтобы уместить всех. И тогда за ними захлопывалась дверь, толстая дверь, толщиной около шести дюймов… И потом изнутри слышался только громкий стон: “Шма…” (начало иудейского символа веры) и больше ничего. И это занимало от пяти до десяти минут».

2-й ученик

Абрахам Бомба, 1913, Германия. Рассказывает, как стриг волосы женщинам, которых затем отправляли в газовые камеры Треблинки.

«У нас были ножницы. Мы срезали у них пряди волос. Стригли их. Бросали их на пол, в сторону, и все это должно было занимать не больше двух минут. Даже меньше двух минут, по… потому что сзади была толпа женщин, ожидавших своей очереди. Вот как мы работали. Это было очень тяжело. Тяжело особенно потому, что кое-кто из парикмахеров, они узнавали в этой очереди своих близких, своих жен, матерей, даже бабушек. Только представьте себе: нам приходилось стричь им волосы, но нельзя было даже словом перемолвиться с ними, потому что разговаривать было запрещено. Стоило нам сказать им, что их ждет… ох… что через пять или семь минут их загонят в газовые камеры, как тут же началась бы паника, и всех их все равно убили бы».

3-ученик

Абрахам Левент, 1924, Варшава, Польша. Рассказывает об условиях жизни в Варшавском гетто. «Голод в гетто был такой, что люди просто падали на улицах и умирали, маленькие дети попрошайничали и каждое утро, выходя из дома, ты видел покойников, накрытых газетами или какими-нибудь тряпками, которые прохожим удавалось найти, или тебе удавалось найти… люди увозили трупы на тележках, относили их на кладбище и хоронили в общих могилах. Каждый день тысячи и тысячи людей погибали от недоедания, потому что немцы просто не снабжали обитателей гетто продовольствием. Продуктов не было. Ты не мог пойти и купить что-нибудь поесть или получить паек. Ты был обречен. Если у тебя не было еды, тебя ждала голодная смерть, вот и все».

4-й ученик

Шарлин Шифф, 1929, Горохов, Польша. Рассказывает, как добывала пищу, чтобы выжить в лесах после своего побега из Гороховского гетто.

«Я не знаю, но это поразительно, каким изобретательным ты становишься, когда ты голоден и окончательно доведен до отчаяния. Я никогда бы… даже когда я сама произношу это, я не могу поверить. Я ела червяков. Я ела жуков. Ела все, что только можно было положить в рот. И я не знаю, иногда я чувствовала себя ужасно. Там росли какие-то лесные грибы. Я уверена, что среди них были несъедобные, не знаю, ядовитые. Меня тошнило. И… ох… мне случалось есть дохлых крыс, да, я их ела».

5-й ученик.

Пэт Линч, США. Медсестра. Рассказывает о том, в каком состоянии были оставшиеся в живых заключенные во время освобождения лагеря.

«Они были крайне истощены. Я не могла поднять ни одного из них. Я пыталась, но если бы мне удалось приподнять их, у них могла порваться кожа. Так что передвигать их нужно было очень, очень осторожно. Их кожа была ужасно тонкой. И вот я звала… ох, нужно было как минимум три человека, чтобы один… один держал голову, другой ноги, и мы очень осторожно поднимали их и выносили за ворота и дальше, подальше от этого места. … И мы не могли делать им уколы [подкожные инъекции] потому что не было места, куда ввести иглу. У них совсем не было кожи… не было мышц, только кожа и кости. Им просто некуда было сделать укол».

Учитель. Какие ужасы войны пришлось этим  людям перенести. Но они сохранили человеческое  достоинство, выжили, для  того, чтобы  рассказать нам, что такое  Холокост.

Трагедия  разыгралась и на  территории  нашего Северного  Кавказа. В связи с этими событиями, историки  отмечают:  «Самая большая  братская  могила  еврейского  народа на юге России».

КАВКАЗСКИЙ ХОЛОКОСТ.

(Выступление членов  музея  «Боевой и Трудовой Славы» МОУ «СОШ №2»)

1 ведущий. Немецко-фашистские войска вторглись на территорию Ставропольского края 2 августа 1942 года. 3 августа оккупировали краевой центр - г. Ставрополь, 9-12 августа - города Кавминводской группы (Пятигорск, Ессентуки, Минеральные Воды, Кисловодск, Железноводск), 18 августа - г. Буденновск и смежные с ним районы, к концу августа 1942 г. немцы оккупировали почти весь Ставропольский край.

2 ведущий. Как только немцы оккупировали Ставропольский край, с первых же дней приступили к осуществлению холокоста. Для физического уничтожения людей, а также для выявления и уничтожения противников нацистов на территории СССР в марте 1941 года штаб ОКВ (верховного командования вермахта) издает инструкцию «Об особых областях». Согласно этой инструкции было решено создать и направить на территорию СССР четыре оперативные (айнзатц) группы («А», «В», «С» и «D»), в которые входило примерно 3000 человек. Айнзатцгруппы (АГ) и айнзатцкоманды должны были проводить «планомерное массовое истребление евреев, коммунистов». Они входили в города вслед за немецкими фронтовыми частями. Регистрировали и уничтожали евреев, цыган, членов семей советского и партийного актива, выявляли и ликвидировали коммунистов, подпольщиков, партизан, уничтожали психически больных. На Северном Кавказе для массового истребления людей использовали автомашины, специально приспособленные для удушения людей выхлопными газами двигателей. В таких автомобилях были уничтожены сотни безвинных жертв. Гитлеровцы называли свое страшное изобретение «пекарня», «душегубка», «мухобойка».

           3 ведущий.  Пришла  беда   и  на нашу  Новоселицкую  землю. С 17  по  20  августа   в  сёлах    появились  разведывательные  группы   на  мотоциклах, затем  стали  прибывать  немецкие   комендантские  подразделения. 20  августа  они  появились  в селе Новоселицком, а 21  августа   - в Чернолесском. Установился  новый  порядок, введён  комендантский  час, начались  расстрелы, грабежи.

В нашем селе  расстреляли 36 человек.

4 ведущий. Из  воспоминаний   Иванова  Николая  Григорьевича, жителя села Чернолесского.  « На   кладбище  села  Чернолесского   есть  могила, где  похоронены  еврейский народ, который прибыл к нам в село, спасаясь от преследований немцев. Надеялись, что здесь они в безопасности. Как  только   немцы  заняли  село, они  выкопали   около  кладбища   большую  яму, затем  начали  выводить  всех  евреев, расстреливали   и  бросали  их  тела  в  яму, маленьким  детям  мазали  губки  каким-то  желтого  цвета  ядом, и  они сразу  умирали. 36  человек  было  расстреляно.

LGIM0092      Вот  на  расстрел  вывели  мужчину. Стреляли  в  него  3  раза, но  он  поднимался  и  кричал: «За  Родину!», «Смерть  немецким  оккупантам!». Четвёртый  выстрел  заставил  его  замолчать. Затем  вывели  девушку: и  сколько  она  не  пыталась  доказать, что  она  украинка, а не  еврейка, но  её  всё  равно  расстреляли. Расстреляли 36 человек.

Надпись: Еврейское захоронение
с.Чернолесское
«Минута молчания».
(фото автора)
     После  этой  зверской  расправы  над  евреями, яму  закопали. Ещё  долго  земля  дышала, потому  что некоторые  люди  были  ранены  и  их  живыми    закопали  в  землю. Подходить  к  этому  месту  немцы  запретили.

    Когда  немцы  ушли  из  села, сельчане    раскопали  эту  яму  и  перезахоронили  пострадавших   на  кладбище».

            Учитель. Всего на территории Ставропольского края было уничтожено 31 645 мирных граждан. Значительная их часть - около 19 700 человек - составляют жертвы Холокоста. Основные карательные акции прошли в августе – сентябре 1942 года, когда было истреблено 18 150 евреев. 

15 ноября 2017 в Ставрополе, в Русском лесу, в рамках программы Российского еврейского конгресса (РЕК) «Вернуть достоинство» состоялась церемония открытия монументального памятника жертвам Холокоста.

http://stgmu.ru/userfiles/depts/site_news/2017/11_november/16/11111-full.jpg

Учитель. Прошло 75 лет со дня Победы, но фашизм вновь поднимает голову. После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм может вновь возродиться на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, которые открыто, поддерживают идеи фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны. 

Холокост. Миллионы погубленных жизней. Можно  ли нам живущим это забыть? Мы должны об этом знать, помнить, передать это нашим детям, внукам для того, чтобы  этого больше никогда  не повторилось.

                                    2-й Чтец.

Свечи зажгли — печальных россыпь звезд
Мы память чтим минутою молчанья,
Всех жертв беды с названием Холокост,
Которой не находим оправдания.

Печаль о них в сердцах своих несем.
Мы не забыли, нет, ми не смирились.
Спустя года готовы сделать все,
Чтоб это никогда не повторилось.

Минута молчания. (Горят свечи. Звук метронома)

Звучит песня «Бухенвальдский набат».

Учитель. Вот и закончилось наше мероприятие. Какой урок жизни вы для себя  уяснили? Что мы должны делать, чтобы такое больше не повторилось?(ответы  обучающихся)

         Война затронула  каждую семью нашей страны. Многие не вернулись. С обелисков войны солдаты   смотрят на  нас. Они  боролись за мир. Они отдали за это самое дорогое – жизнь.  И мы его обязаны сохранить. Храните МИР!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы.

1.           Альтман, И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941-1945 гг. [Текст] / И.А. Альтман. - М., 2002.

2.           Брухфельд, С. Передайте об этом детям вашим…: История Холокоста в Европе. 1933-1945 [Текст] / С. Брухфельд, П. Левин. - М., 2000.

3.           Войтенко Е.А.Холокост на  юге России в период Великой Отечественной войны. Ставрополь,СГУ,2005.

4.           Граф, Ю. Для чего евреям нужен миф о Холокосте? [Текст] /  Ю.Граф. Режим доступа: https://via-midgard.com/news/dlya-chego-evreyam-nuzhen-mif-o-xolokoste-yurgen.htm 

5.           Куняев, С. Жрецы и Жертвы Холокоста [Электронный ресурс] / С.Куняев. Режим доступа: http://www.odigitria.by/2012/04/30/lozh-xolokosta

6.           Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. Ставрополь, 2001.

7.           Лихачев В. Реабилитация Освенцима http://www.battlefield.ru/about-holocost/stranitsa-3.html

8.           Мамонтов М.С. История Новоселицкого  района. Ставрополь.2000.

9.           Материалы музея МОУ «СОШ №2» с. Чернолесского.

10.       Преподавание темы «Трагедия Холокоста» на уроках гуманитарного цикла [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/570/29523.php

11.       Центр и фонд «Холокост»: память и предупреждение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.holocf.ru/pages/25

 


 

Скачано с www.znanio.ru