Министерство культуры Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Муслюмовская детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
«Как добиться мотивированного учебного процесса в ДШИ?»
преподавателя фортепианного отделения Латыповой А.М.
Муслюмово, 2020
Введение
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но часто и нам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно выработать такие задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.
Мотивация обучения – одна из самых главных проблем, которые вынужден решать преподаватель. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда вам не придётся уговаривать его не бросать занятия.
Обучение музыке – это многосторонний процесс, в котором преподаватель должен формировать у ученика не только профессиональные навыки игры, но и здоровый эстетический вкус, широкий художественный кругозор и моральные качества передового, прогрессивного человека. Весьма важно воспитать нужное отношение к искусству и занятию им. Уже одно это может благотворно сказаться на формировании мировоззрения ученика. Важно, чтобы он научился ценить искусство за то прекрасное, что оно даёт людям, за те богатейшие возможности, какие оно открывает для активной жизненной позиции, за ту радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто им серьёзно занимается.
Пробуждать глубокий и стойкий интерес к прекрасному – одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно резко повысить работоспособность ученика.
Понятие «Мотив и мотивация»
Итак, основное условие успешного обучения – мотивация учения. Мотив – это побуждение к активности в определённом направлении. Слово «мотивация» от глагола «movere» - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Понятие «мотивация к музыкальной деятельности» – это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности. Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса. Различные педагогические методы позволяют ребенку принимать активное участие в процессе «добывания» знаний, не быть пассивным потребителем. В процессе такой работы ребенку приходит понимание истинного назначения учения – научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе преподавателям и родителям нужно воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению, это:
• интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
• уверенность в себе;
• направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;
• интерес к людям, организующим процесс обучения;
• потребность и возможность самовыражения;
• принятие и одобрение значимыми людьми;
• актуализация творческой позиции;
• осознание значимости происходящего для себя и для других;
• потребность в социальном признании;
• наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;
• осознание ценности образования.
Пути формирования мотивации
Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит специфический характер и предполагает соблюдение педагогом следующих принципов:
• отход от только репертуарного обучения с увеличением работы по творческим навыкам;
• оптимизация педагогического общения;
• общность классной и внеурочной работы;
• формирование самостоятельности;
• формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска.
Основываясь данными теоретическими знаниями и на примере опыта педагогов дополнительного образования, выработались следующие педагогические методы.
1. Расширение репертуара: включать в репертуарный список произведения современных авторов, вызывающие наибольший интерес ребенка. На занятиях можно использовать многообразные творческие формы, например, игра на синтезаторе – это и освоение нового современного инструмента, и расширение слуховых границ, особенно это важно в полифонических произведениях, которые мы можем сыграть и на органе, и на клавесине.
2. Педагогическое общение: важную роль в формировании мотивации играет сам преподаватель, его личность. Часто именно через любовь ученика к преподавателю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Он должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом. Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Какой же должна быть речь педагога? Грамотной, лаконичной, ясной и – яркой, не книжной, не сухой. Российский пианист и педагог Натан Перельман говорил: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому..». Идущий от удачно найденного выражения посыл, даёт подчас больше, чем показ за инструментом.
3. Организация самостоятельной работы учащихся: советский пианист и немецкий педагог Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть ненужным ученику…, т.е. привить ему… самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели».
Из опыта работы…
Интересно, задумывались ли мы когда-нибудь, что наша работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы.
Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку.
Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса.
Игра в редактора
Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. Можно создать свою редакцию: подписать аппликатуру, обозначить штрихи, расставить динамические оттенки. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.
Разучивание пьесы
Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Например: если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.
• 5 уроков на разбор и соединение двумя;
• 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть;
• 6 уроков на художественную отделку.
Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть на каком он этапе работы, и сможет сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!
То же самое с каникулами – расписываю ученику план работы на каждый день: например, понедельник – 2 такта наизусть пьесы, 2 такта этюда и 2 такта полифонии. И так на каждый день недели. Если ученик заинтересован в успехе своей работы, то это срабатывает. Таким образом, за каникулы можно выучить наизусть более половины каждого произведения, и ученик в конце понимает, что на самом деле облегчил себе работу на период обучения после каникул. Т.к. после остается мало времени до то же академического концерта. Это действительно работает!
Синтез искусств и игра в исследователя
Можно предложить ученику найти несколько исполнений его пьесы в интернете, затем вместе прослушайте и проанализируйте. Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы, и может быть даже нарисует рисунок к этому произведению.
Повторить 7 раз
Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.
Время занятий
Сколько играет ученик дома на самом деле не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день. Конечно, кроме занятий музыкой, есть еще и общеобразовательные предметы, которые задаются в большом объеме, поэтому сразу говорю ученику, что лучше 15 минут занятий в день, чем вообще ничего! Если это не работает, то предлагаю сделать эксперимент – между домашней работой каждого урока, играть 10 минут. Тоже работает!
Заключение
Основной вывод заключается в том, что формирование мотивации к занятиям – задача комплексная: педагогическое и методическое оснащение преподаваемого предмета; тесная работа с администрацией, преподавателями других предметов и родителей. И самое главное — творческая активность и огромное желание самого преподавателя!
Выдающийся пианист и педагог Г. Нейгауз сказал:
− Полное взаимопонимание учителя и ученика – одно из важных условий плодотворности педагогического процесса.
И если иногда, недовольные собой, сомневаясь в успехах, вы будете охвачены унынием, вспоминайте совет Листа, человека многих дарований и способностей: «Вооружитесь терпением по отношению к самому себе».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.