МБУДО «Детская музыкальная школа №2»
Отделение декоративно-прикладного искусства
Методическое сообщение на тему:
«Современные художественно-педагогические технологии в формировании культурно-творческой среды образовательного учреждения».
Подготовила: преподаватель
рисунка Кудрявцева Е. А.
2019-2020 уч. год
«Современные художественно-педагогические технологии в формировании культурно-творческой среды образовательного учреждения»
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С.П. Капица.
Поиски ответов не только на вопросы «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?», и на вопрос «Как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Педагогические технологии имеют два источника. Первый – производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека и составляющие систему «человек – техника - цель». Отсюда вытекают основные характерные признаки технологии: технология - это категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.
Второй источник – сама педагогика. Еще А.С, Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы педагогической техники. Он отмечал:
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди…»
Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине 50-х годов 20 века и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса, первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.
Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами. Одним из них являются следующее:
«Педагогическая технология (или более точно - технология обучения) – составляющая часть системы обучения, связанное с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «Как учить?» С одним существенным дополнением – «Как учить результативно?».
Таким образом, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессам.
Мы знакомы с большой группой предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала:
1. Модульно-рейтинговая технология, (П.Яцявичене, К.Вазина,И.Прокопенко и др.)
2. Технологии «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер, С. Курганов) направлены на переконструирование содержания образовании в направлениях диалектизации, культурологизации и интеграции.
3. Технологии дифференцированного обучения и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения.
4. В технологиях развивающего обучения учащемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. (Л. Зонков, Д. Эльконин – В. Давыдов и др.).
5. Педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят:
- технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков);
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), информационные технологии (И. Роберт др.).
И многие другие технологии.
Все педагогические технологии, направлены на совершенствование учебного процесса. В современных же условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становление общего образовательного пространства высокое качество образования, подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда является основной целью профессионального образования.
Концепцией модернизации образования и вводимыми новыми государственными образовательными стандартами предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
Реализация этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий. В последнее десятилетие в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал еще Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы все, чему учат, имело успех.
. Термин «Образовательные технологии», появившийся в 1960-х годах, означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приемы или методы – и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств и методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначно.
Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путем совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.
Технологизация – совокупность действий для достижения какого – либо результата.
Технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов деятельности предварительно поставленным целям.
В «Глоссарии современного образования» рассматривают три подхода к определению понятия «Образовательная технология» :
1. «Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний»;
2. «Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессам с точно заданными целями»;
3. «… выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов».
Образовательная технология - системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции, и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.
Характерные черты:
1. Диагностическая формулировка цели;
2. Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;
3. Оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;
4. Воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.
С целью повышения качества подготовки учащихся, активизации познавательной деятельности детей, раскрытие творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели нашего отделения «Декоративно-прикладное искусство» применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, тестовая форма контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.
Преимущества применения образовательных технологий:
1. меняются функции преподавателя и учащегося: преподаватель становится консультантом – координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а учащийся предоставляется большая самостоятельность в выборе путей учебного материала.
2. образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.
Технология. Одни утверждают, что это синоним прежнего термина «методика». Другие полагают, что технология, в отличие от методики, содержит только воспроизводящие действия, но не содержит описания личности педагога, которая всегда неповторима, в то время, как методика, кроме алгоритма действий, включает и характеристики личности ее автора, без чего методика не дает желаемых результатов. Третьи полагают, что все дело во времени: в прошлом веке термин «методика» был жестко привязан к тому или иному учебному предмету. Теперь же, в 21 веке его употребляют как «технология» в более широком, в более общем смысле. Четвертые утверждают, что технология в отличии от методики должна жестко удовлетворить трем требованиям: описывать алгоритм действий, быть воспроизводимой в разных условиях и третье должна давать гарантированный результат. С первыми двумя требованиями можно согласиться, но как быть с неповторимостью, индивидуальностью каждого педагога, который может улучшить, усилить результаты любой технологии, а может и обесценить их, а то и свести на нет?
Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения под управлением человека. В технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: преподаватель не обучает студентов, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также функцию управления средством обучения. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.
Новые требования общества к уровню образованности и развития личности, приводят к необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными является технологии позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентацией на личность ребенка, его интересы, склонности и способности.
Какие бы методы обучения не применялись для повышения эффективности профессионального образования, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых учащийся может занят активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обуславливает систему требований к учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы. Соотношение этих характеристик определяет выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности. Универсально эффективных или неэффективных методов не существует. Все методы обучение имеют свои сильные и слабые стороны. И поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности каждой ступени обучения. Т.е. весь процесс обучения строиться по схеме:
«Воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить».
Чтобы добиться качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности.
Эмоциональное состояние ребенка в значительной степени определяет умственную и физическую работоспособность. Высокий эмоциональный тонус аудитории и ее включенность в учебный процесс обеспечивает реализации на раскрытие резервов личности студентов. Если нет психологического комфорта на занятии, то парализуются и другие стимулы к учебно-познавательной деятельности. Главная ценность отношений между педагогом и студентами – их сотрудничество, которое предполагает совместный поиск, совместный анализ успехов и просчетов. В этом случае студент превращается в инициативного партнера.
Психологический подход к организации процесса обучения и выбора его методов позволяет не только повысить успеваемость, но и избежать стрессовых ситуаций.
Анализируя опыт работы на отделении декоративно-прикладного искусства, хотелось бы отметить, что на наших уроках как раз и не возникает стрессовых ситуаций, так как мы даем художественное образование и учащиеся более раскрепощены. Они выражают свои эмоции и мысли руками на бумаге или в изделиях.
А художественное образование в нашей стране обладает большим потенциалом, который при целенаправленном использовании может не только наметить пути совершенствования обучения, но и способствовать эффективному освоению новых перспективных современных технологий обучения.
Процесс обучения в современном учебном заведении
художественного направления требует особой формы организации занятий. Для того
чтобы ребенку адаптироваться в современных условиях развития общества,
образования и производства, ему необходимо научиться самостоятельно добывать
знания, активно участвуя в процессе обучения.
Поэтому в наши задачи входит стимулировать познавательную и
художественно-творческую активность учащихся и ее социальную направленность с
целью получения в результате обучения социально активной личности с высоким
уровнем профессионализма. Художественная подготовка личности протекает в рамках
системы эстетического воспитания, поэтому программа обучения различным видам
изобразительного и декоративно-прикладного искусства должна предусматривать
знакомство учащихся с основными направлениями эстетического воспитания.
Для достижения высоких результатов учебной деятельности требуется активизация эффективности контроля за познавательной и художественно-творческой деятельностью учащихся, а также высокое качество наглядных и методических пособий, обеспечивающих комфортность обучения, организация среды активного вовлечения обучающихся в познавательный и творческий процесс путем реализации результатов его деятельности на выставках, конкурсах, в печатных изданиях.
Вывод: На современном этапе развития нашего общества, как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Поэтому использование педагогических технологий в нашей работе должно быть направлено на повышение уровня профессионализма наших учащихся, на формирование грамотного, творческого человека, способного адаптироваться к изменениям в социальной среде.
Литература:
1. Гузеев В.В.Планирование результатов образования и образовательная технология –М.:Народное образование,2000.-240с.
2.Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие.-М.:Гардарики,2005.-382 с.
3.Педагогика и психология высшей школы: учеб. Пособие для вузов/М.В.Буланова-Топоркова.Ростов-на Дону; Феникс,2002.-539с.
4.Педагогические технологии.№2,2004-15-19с.
5.Теплов Б.М.Психологические вопросы художественного воспитания.М.:
2000-325с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.