Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
(ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»)
Центр развития профессионального образования
Сборник материалов (портфолио работ) по курсу:
«Методическое
сопровождение программ подготовки кадров по наиболее
востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в
соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (ФГОС СПО
ТОП-50)»
(36 часов)
Выполнил (а):
Мастер п/о
ГБПОУ МО «Колледж «Коломна» СП №2
г. о. Коломна
Тишкина Екатерина Викторовна
Проверил (а):
Прохорова Г.Е.
Ведущий науч.сотрудник
ЦРПО АСОУ
к.п.н., доцент
2019 год
Самостоятельная внеаудиторная работа № 1
«Особенности учебно-программной документации на основе ФГОС СПО» выполнил слушатель курса «Методическое сопровождение программ подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (ФГОС СПО ТОП-50)» Тишкина Екатерина Викторовна.
В настоящее время перед системой профессионального образования поставлена задача существенной актуализации содержания и повышения качества подготовки кадров с ориентацией на международные стандарты качества в соответствии с потребностями региональных рынков труда. Одним из механизмов решения данной задачи является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, построенных на основе модульно-компетентностного подхода, где акцент с предметно-дисциплинарной стороны перенесен на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса. Профессиональные и общие компетенции в новых ФГОС рассматриваются как феномен, отражающий баланс интересов общества, работодателей и потребителей услуг. Ведущее понятие компетентностного подхода – это «образовательный модуль», при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере является совокупностью компетенций, сформированных в процессе освоения программ профессиональных модулей.
Т.е., профессиональный модуль – это набор знаний, умений и навыков и практического опыта, т.е. компетенций, которые надлежит освоить обучающимся по завершении изучения основной профессиональной образовательной программы.
Каждый модуль соответствует определенному виду профессиональной деятельности. В рамках изучения модуля осуществляется комплексное освоение теоритических и практических аспектов различных видов профессиональной деятельности. Профессиональный модуль имеет определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования и предназначен он для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида деятельности.
Так как обучение по новому ФГОС является практико-ориентированным, урочные формы обучения занимают в нем незначительное место. Кроме них проводятся практические, лабораторные занятия, групповые и индивидуальные консультации, организуется учебная и производственная практика.
Учитывая всё вышеперечисленное, мной проведен анализ учебной и практической документации УП 01.ПП 01, УП 03.ПП 03 по специальности 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ». Являясь мастер данной группы, я могу сказать, что рабочие программы УП 01.ПП 01 и УП 03.ПП 03 являются основными профессиональными программами в соответствии с ФГОС по специальности 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ». Рабочая программа содержит профессиональные компетенции, выделенные из ФГОС и может быть использована при подготовке специалистов со средним профессиональным образованием по специальностям 16055. Штукатур, 16046 Маляр строительный. Рабочая программа содержит цели и задачи УП и ПП, а так же знания и умения, которыми должен овладеть обучающийся в ходе освоения программы. В паспорте рабочей программы прописано рекомендуемое количество часов на освоение УП и ПП, а именно- максимальная нагрузка, учебной и производственной практик. Так же РП содержит тематический план УП и ПП, где часы распределяются по темам, каждая из которых предполагает освоение определенных навыков, что так же отражается в программе. Далее программа подробно освещает содержание обучения по УП и ПП (содержание учебного материала, практических и самостоятельных работ студентов) с учётом объема часов на освоение материала. Так же в рабочей программе отражены требования к минимальному материально-техническому обеспечению занятия (материальная база, перечень оборудования и технологического оснащения рабочих мест). В заключении указаны основные и дополнительные источники материального и информационного обеспечения обучения. Отдельно в РП выделены критерии контроля и оценки результатов освоения студентами профессиональных компетенций.
Календарно-тематический план (КТП) данных УП 01.ПП 01 и УП 03.ПП 03 составлен в соответствии с рабочей программой и утвержден на заседании ПЦК. КТП содержит в себе информацию о распределении часов по УП 01.ПП 01 и УП 03.ПП 03 в соответствии с рабочей программой, а так же подробное содержание обучения по УП 01.ПП 01 и УП 03.ПП 03. В КТП отражено: содержание и название тем, количество часов, отведенное на изучение каждой темы, вид занятия, материальное и информационное обеспечение, а так же задания для самостоятельной работы и количество часов, отведенных на неё. В заключении указаны основные учебно-методические издания и дополнительные источники и рабочий план учащихся за семестры с отметкой о неделе выполнения того или иного вида работ.
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебным и производственным практикам являются неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения компетенций. КИМ по УП 01.ПП 01 и УП 03.ПП 03 представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения. КИМ обеспечивает повышение качества образовательного процесса образовательного учреждения и используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Безусловно, при составлении учебной и практической документации возникают определенные трудности(определение уровня усвоения материала, правильное распределение учебной нагрузки, отведенных для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработка методических материалов для формирования КИМ и др.), но необходимо уделить разработке качественного УМК большое количество времени, так как грамотно продуманная документация является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Список использованной литературы
Нормативно - правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2017, с изменениями, внесенными Федеральными законами Российской Федерации).
2.ФЗ от 02.05.2015г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в РФ»
3. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».
4.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы(утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013г.№ 792-р).
5. Перечень поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821Распоряжение Правительства РФ.
6. Приказ Минтруда РФ от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 ноября 2016 г. № 1477 "О Внесении изменений в некоторые приказы Минобразования и науки РФ, касающиеся профессий и специальностей среднего профессионального образования".
8.Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 31.01.2014 г. № 74).
9.Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. N 594 г. Москва «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».
10.Приказы Минобрнауки России от 09.12.2016 № № 1543 – 1585 Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям (ФГОС ТОП-50).
11.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
12.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 ноября 2015 г. N 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».
13.Приказ Министерства образования Московской области от 29. 08.2016 № 3333 «Об использовании результатов научно-исследовательских работ 2015 года в организационно-методическом сопровождении деятельности государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования московской области».
14.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2017 №06-239 о направлении макета примерной основной образовательной программы.
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях» от 20.02. 2017 №06-156.
16. Методические рекомендации по реализации ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (Письмо Минобрнауки России № 06-174 от 01.03.2017 г.).
17. Приоритетный проект «Образование» по направлению подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» (утв. Президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам протокол от 25.10.2016г.).
18.Перечень поручений по итогам встречи президента с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 29 декабря 2016 года
Основная литература.
1. Ананьева, Н.А., Андрусенко С.Ф., Денисова Е.В. и др. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования: – Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013.
2. Васенёв, Ю.Б., СиненкоТ.Н., Сысоева Л.А. и др. Компетентностный подход: инновации в образовании современного педагога – Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013.
3. Дорофеев, А. А. Функции экзамена в компетентностно ориентированных образовательных технологиях с рубежно-рейтинговым контролем успеваемости / А. А. Дорофеев // Alma mater. – 2013. – № 9. – С. 44-47.
4. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.5
5.Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании// Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
6. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. – Москва.: Луч, 2016. – 640 с.
7. Курманова, Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.
8.Новиков, А.М. Профессиональная педагогика: Учебник ./Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.М. Издание 3-е изд., перераб. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010.
9.Новиков, А.М. Постиндустриальное образование.- М., «Эгвест», 2010.
10. Назаров, Э. С., Ризаева Г. Х., Жураев Х. О. Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 839-842.
11.Стародубов, В. И. Оценка качества образовательной среды: учеб. / В. И. Стародубов, П. И. Сидоров, Е. Ю. Васильева. – М.: 2013. – 464 с.
12.Телешев, Оптимизация системного подхода в преподавании с помощью компьютерного тестирования / В. А. Телешев, А. В. Резайкин, Ф. А. Бляхман // Высшее образование в России. – 2012. – №8-9. – С. 146-148.
13.Технологии профессионально ориентированного обучения : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Г. Ю. Козловская, М. И. Плугина. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2012. – 90 с.
14.Черемушникова, И.И., Давыдова Н.О., Дробышева Н.В. и др. Инновационные образовательные технологии и методы обучения – Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. – 136 с.
15.Химматалиев, Д. О., Файзуллаев Р. Х., Белгибаева Н. К., Махмудова З. О. Качество подготовки кадров в среднем специальном профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 850-851.
16. Шаронин Ю.В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации российского профессионального образования.// Современные проблемы науки и образования. 2016. №12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.