МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
биология +1
10 кл—11 кл
05.04.2017
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»
2017 год указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Главная задача его проведения: привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранение биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности. Проведение Года ООПТ приурочено к празднованию 100-летия создания первого в России государственного природного заповедника - Баргузинского. 11 января 1917 года на берегу озера Байкал был основан первый в истории России общегосударственный заповедник - Баргузинский (Республика Бурятия). Заповедник, созданный с целью охраны баргузинского соболя, продолжает свою работу и в настоящее время. Учреждение Года ООПТ позволит привлечь внимание общества к вопросам сохранения природного наследия. Создание ООПТ - это одна из эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие.
Материалы переделаннаяя.doc
Муниципальный смотр­конкурс методических  и дидактических средств обучения – 2017 Управление общего и профессионального образования  администрации Чайковского муниципального района Пермского края Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Новый образовательный центр Категория «Методическое пособие» Номинация «Метапредметная деятельность в  дополнительном образовании детей» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА» Автор: Пархоменко   Надежда   Степановна,   учитель квалификационной биологии     высшей категории, тьютор   по   сопровождению исследовательской   деятельности МАОУ СОШ № 10 (НОЦ) г. Чайковский, 2017. 2 Пояснительная записка Актуальность и новизна представленных материалов, целевой блок 2017 год указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Главная   задача   его   проведения:   привлечение   внимания   общества   к   вопросам экологического   развития   Российской   Федерации,   сохранение   биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности. Проведение Года ООПТ приурочено к празднованию 100­летия создания первого в России государственного природного заповедника ­ Баргузинского. 11 января 1917 года   на   берегу   озера   Байкал   был   основан   первый   в   истории   России общегосударственный заповедник ­ Баргузинский (Республика Бурятия). Заповедник, созданный   с   целью   охраны   баргузинского   соболя,   продолжает   свою   работу   и   в настоящее время. Учреждение   Года   ООПТ   позволит   привлечь   внимание   общества   к   вопросам сохранения природного наследия. Создание ООПТ ­ это одна из эффективных форм природоохранной   деятельности,   позволяющая   сохранить   биологическое   и ландшафтное разнообразие. Одним   из   путей  реализации   комплекса   мероприятий,   направленных   на формирование  активной  гражданской  позиции  в  сфере  экологии  у подрастающего поколения,  развитие   образовательного   потенциала   особо   охраняемых   природных территорий Пермского края, является исследовательская деятельность.   В   НОЦе   исследовательская   деятельность   –   ведущий   и   обязательный   вид деятельности. Необходимо было найти такую тематику исследований, которая будет интересна,   значима,   будет   встраиваться   в   профильное   обучение   и   объединять учащихся.  Такой   темой   стало   изучение   проблем   «малой   Родины»   ­   экологической обстановки   района,   где   учащиеся   проживают.   А   самое   главное,   изучив   проблему, старшеклассники   могут   внести   свой   посильный   вклад   в   решение   и   нормализацию экологической обстановки.  Общая идея, связывающая все работы ­ организация школьного экологического мониторинга (ШЭМ), цель которого оценка и прогноз изменений окружающей среды своей   местности   под   влиянием   антропогенных   воздействий   через   комплексную систему наблюдений за изменениями состояния биосферы.  Используются  методы  наземного   мониторинга:   фенологические,   физико­ химические и биологические (биоиндикационные). Уровень исследований – локальный мониторинг, слежение за природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территория. 3 Направления исследований: экологическая оценка природных сред и объектов: воздух, вода, почва, биота.  Для изучения природы родного края и формирования экологической культуры школьников используем образовательный потенциал ООПТ «Плотбище», где изучение природных   процессов   и   экологических   проблем   идет   не   по   «книгам»,   а непосредственно в полевых условиях на основе результатов полевых исследований. Таким   образом,  местом  для   проведения   мониторинговых   учебных   исследований является особо охраняемая природная территория «Плотбище», расположенная в 20 км города Чайковский, Пермского края. Направления исследований Экологическая оценка природных  сред и объектов   воздух вода почва биота Организация   исследовательской   деятельности   в   форме   школьного экологического мониторинга имеет следующие преимущества:  Изучение природы и проблем экологии происходит на краеведческом материале;  Снимает проблему отсутствия предмета экологии в учебном плане;   Вписывается в профильное обучение;   Старшеклассники могут внести свой посильный вклад в решение и нормализацию экологической обстановки района;  Преемственное   участие   и   возможность   передачи   полученных   результатов старшеклассникам   разных   выпусков,   что   делает   полученные   результаты   более достоверными и ценными;  Объединение учащихся общей целью – изучение «Малой Родины»  Местоположение   ООПТ   в   структуре   административно­территориального деления:   Приволжский федеральный округ, Пермский край, Чайковский район ­ Текущий статус ООПТ:  Действующий                               ­  ­ Профиль:  ландшафтный ­ Категория:  охраняемый природный ландшафт                   ­  4 Экологическая оценка природных сред и объектоввоздухводапочвабиота ­ Значение ООПТ:  Региональное  ­ Дата создания:  07.06.1988                                                       ­ Общая площадь ООПТ: 771,0 га ­ Обоснование создания ООПТ и ее значимость:    Единственный   массив   пойменных   лесов   не   затопленных   в   результате   создания водохранилища, наличие редких видов животных, растений  занесенных в Красную книгу: Орлан­белохвост (Haliaeetus albicilla), Большой подорлик (Aquila clanga), Болотный лунь (Circus aeruginosus), Ирис сибирский (Íris sibírica),  Лилия волосистая, саранка (Lilium pilosiusculum), Любка двулистная – Platanthera и др.   Описание   опыта   работы   с   использованием   методического   пособия   и методика использования предложенных материалов Начав   в   2010   году   работать   в   Новом   образовательном   центре,   являюсь организатором исследовательскую деятельность в данном образовательном учреждении. Так как старшекласники в данной школе учатся два года, то этого времени недостаточно для  проведения   глубоких,   комплексных   исследований.   Выходом   из   данной  проблемы является   организация   исследовательской   деятельности   в   форме   школьного экологического   мониторинга,   когда   учащиеся   одного   выпуска,   начав   иссследования, передают   результаты   другим.   Такие   длительные   наблюдения   за   объктами   природы   и будут считаться мониторинговыми. Результаты работы в этом направлении обобщены и оформлены в пособие занятий. В данном пособии приведены методики и результаты ЭМ, выполненные на базе ООПТ «Плотбище». Тематика  исследовательских   работ,   выполненных   учащимися   НОЦ   на территории ООПТ: название работы результат   Изучение параметров раковин   двустворчатых моллюсков   для   оценки сапробности и способности реки Кама к самоочищению   Мониторинг водной среды Обнаруженные   двустворчатые   моллюски   относятся   к   бета­ мезосапробным организмам – показателям умеренного, естественного загрязнения,   характерного   для   живого,   наполненного   многими гидробионтами   водоема.   Вода   в   реке   Кама   относительно   чистая, пригодная для употребления человеком, и данный водоем способен к самоочищению   за   счет   наличия   фильтраторов   –   двустворчатых моллюсков. (Приложение №1)  Мониторинг биоты   Изучение зависимости окраски   венчиков   от высоты стебля на примере растений пойменного луга Доля белоцветковых видов преобладает у низких трав по сравнению с высокими   травами.   Преобладание   белоцветковых   растений   среди низких трав может быть связано с тем, что они в меньшей степени способны   к   удержанию   тепла,   чем   темные,   но   в   большей   степени 5 ООПТ «Плотбище»   Расчет индекса жизненности   и   размерной пластичности ценопопуляций   Касатика (Ириса)   сибирского   Íris sibírica,   произрастающего на ООПТ «Плотбище»   Характеристика санитарного   состояния древостоя  Полиморфизм   популяций клеверов   как   показатель чистоты   воздуха   и антропогенной нагрузки нагреваются от почвы. Усложнение   цветовой   гаммы   окраски   цветков   связано   с приспособленностью к удержанию солнечных лучей и преобразованием их   в   тепловую   энергию,   необходимую   для   развития   генеративных органов растений.   (Приложение №2  )   На   территории   ООПТ   «Плотбище»   были   обнаружены   растения Красной   книги   ­   Ирисы   сибирские,   которые   были   отнесены   к   двум ценопопуляциям.   Для   оценки   ценопопуляций   были   произведены морфометрические   измерения,   расчет   семенной   продуктивности.   На основании   полученных   данных   рассчитали   индексы   жизненности   и размерной   пластичности.   Первая   ценопопуляция   относится   к равновесной,   вторая   –   к   процветающей.   В   целом,   исследуемая популяция   подвергается   незначительному   антропогенному воздействию,   резких   популяционных   колебаний   не   наблюдается, популяция ирисов стабильна, однако уязвима и нуждается в охране. (Приложение №3) Мониторинг воздуха Было   определено   12   видов   грибов­трутовиков.   Самый   высокий процент   заражения   деревьев   на   Кардополовском   массив,   далее биостанция «Сива» и Завокзальный район города. На лесном массиве ООПТ «Плотбище» 92 % здоровые деревья, 8% подвержены заражению грибами,   что   свидетельствует   о   хорошем   состоянии   древостоя. Большое количество трутовых грибов – показатель высокого уровня загрязнения   атмосферы   и   влияния   деятельности   человека   на санитарное  состояние  древостоя.  Чем  хуже  санитарное  состояние  и больше   возраст   деревьев,   тем   больше   они   подвержены   заражению грибами­паразитами.   (Приложение №4  )   Были определены фенотипы клевера лугового в контрастных условиях среды   и   с   разной   антропогенной   нагрузкой,   был   вычислен   % встречающихся   генотипов   в   разных   условиях,   вычислен   индекс соотношения   фенов.  ИСФ   на   лугу   равен   32,7   %,   что   выше,   чем   у растений, произрастающих под кровом сосен, где ИСФ равен 17,9%. Это   говорят   об   отсутствии   загрязнения   на   опытных   территориях. Вывод: на открытых солнечных местообитаниях наблюдается большее количество растений, имеющих различные генотипы, чем в затененных. Причиной   появления   мутации,   мы   считаем,   является   действие солнечного излучения и негативного влияния деятельности человека (выпадение осадков, выпас скота, несанкционированные свалки и пр.), которое ослабевает под кроной растении смешанного леса (затененные участки).   (Приложение №5) Мониторинг почвы   Учет численности почвенных   обитателей   на участках   с   различной антропогенной нагрузкой Исследуемые   точки   были   заложены   на   ООПТ   «Плотбище»   и лесопарковой зоне Завокзальном района. В исследуемых образцах были обнаружены   обитатели   к   5   систематическим   группам.   Наиболее многочисленными   оказались   муравьи   и   дождевые   черви. 6 Антропогенный   фактор   (вытаптывание,   костры)   влияет   в   сторону снижения   количества   и   веса   дождевых   червей.   Больше   всего   было обнаружено червей в лесу, далее тропа на лугу, в почве под кострищем червей не обнаружили. (Приложение №6) В пособие вошли следующие материалы: 1. Мониторинг водной среды.      Изучение   загрязнения   реки   Кама:   методика,   результаты,   тезисы исследовательской   работы   «Изучение   параметров   раковин   двустворчатых   моллюсков для оценки сапробности и способности реки Кама к самоочищению»  (Приложение №1); 2. Мониторинг экосистем и организмов их населяющих:    Изучение   растительности   «Плотбища»:   методика,   результаты,   тезисы исследовательской работы «Изучение зависимости окраски венчиков от высоты стебля на примере растений пойменного луга ООПТ «Плотбище» (Приложение №2);    Изучение   состояния   популяций   растений,   занесенных   в   Красную   книгу: методика, результаты, тезисы исследовательской работы «Расчет индексов жизненности и   размерной   пластичности   ценопопуляций   Касатика   (Ириса)   сибирского   Íris   sibírica, произрастающего на ООПТ «Плотбище» (Приложение №3);  3. Мониторинг воздуха  Мониторинг санитарного состояния растений леса: методика, результаты, тезисы исследовательской   работы   «Характеристика   санитарного   состояния   древостоя   по наличию грибов­трутовиков» (Приложение №4);   Влияние   чистоты   воздуха   на   частоту   появлений   мутаций   у   разных   видов клеверов,   произрастающих   на   территории   ООПТ:   тезисы   исследовательской   работы 7 «Полиморфизм популяций клеверов как показатель чистоты воздуха и антропогенной нагрузки» (Приложение №5). 3. Мониторинг почвы   Изучение   степени   антропогенного   влияния   на   почвенных   обитателей:   методика, результаты,   тезисы   исследовательской   работы   «Учет   численности   почвенных обитателей на участках с различной антропогенной нагрузкой» (Приложение №6); 6.   Фотоматериал,  выполненный   автором   на   территории   охраняемого   природного ландшафта во время проведения исследований (Приложение №7);  5. Сведения об ООПТ «Плотбище» (  Приложение №8); 4. Диск с презентациями, сопровождающие публичную защиту исследовательских  работ (Приложение №9) Заключение Использование   образовательного   потенциала   ООПТ   при   организации школьного экологического мониторинга  в своей  деятельности  позволяет сделать выводы о целесообразности использования, эффективности и результативности.  1.   Повышается   значение   ООПТ   в   формировании   экологической   культуры школьников. 2.   Выявляются   эффективные   педагогические   технологий   использования образовательного   потенциала   ООПТ   Пермского   края   в   области   экологического образования и воспитания. 3. Развивается   сотрудничество   и   взаимодействие   образовательных организаций   и   природоохранных   структур,   организаций   и   учреждений   региона   в области природоохранной деятельности, экологического образования и воспитания. Стимулирование   учащихся   и   педагогов   к   комплексному   и долговременному   мониторинговому   изучению   природных   экосистем   при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. 4. Такая деятельность помогает:  реализузовать деятельностный и научный подходы в образовании;  вызвать интерес к изучению предмета у обучающихся;   8  помогает педагогу индивидуализировать процесс обучения через собственное целеполагание   учащимися,   планирование   деятельности,   рефлексию   полученного результата;  результатов у обучающихся.  формированию целого комплекса предметных, метапредметных и личностных В   такой   деятельности   проявляются   гражданские   качества   учащихся: сопереживание,   желание   внести   позитивные   изменения,   ответственность   за   свою «малую Родину», понимание сохранения здоровья как основы здоровой, счастливой и   мирной   жизни   на   земле;   ответственность     не   только   перед   ближайшим окружением,   но   и   по   отношению   ко   всей   действительности,   к   глобальной экосистеме   –   нашей   планете.  Хочется   надеяться,   что   в   дальнейшем   они   будут экологически грамотными руководителями предприятий, инициативными рабочими, которые смогут взять на себя ответственность за начатое дело, ответственность за сохранение природных ресурсов и экологической обстановки, связанных с работой предприятия.  Вступающие   в   трудовую   жизнь   люди   должны   иметь   четкое представление   о   том,   что   природные   ресурсы   не   бесконечны   и   технология производства   любой   продукции   должна   удовлетворять   такому,   с   экологической точки зрения, требованию, как минимальное потребление материалов и энергии.   Данные   выводы   подтверждаются   и   количественными   показателями.   За последнее   время   наблюдается   рост   качества   обучения   биологии   в   профильных группах,   а   работы   в   данном   направлении   на   сегодняшний   день   оказываются востребованными на разных уровнях. Таблица 2. Результативность участия в конкурсах и конференциях УИР Школьный уровень Муниципальный уровень Региональный уровень Всероссийский уровень Кол­во участник ов Из них победит елей и призеров Кол­во участник ов Из них победит елей и призеров Кол­во участник ов Из них победит елей и призеров Кол­во участник ов Из них победит елей и призеро в 1 1 2 2013­2014 2014­2015 2015­2016 2016­2017 Данная деятельность способствует также эффективной подготовке к олимпиаде по Итоги подводят 19 22 20 30 5 12 15 18 4 6 5 6 4 6 10 11 12 17 19 22 6 8 9 12 3 3 5 экологии, что подтверждают данные таблицы 3. Виноградова Дарина (выпуск 2016) стала дважды Призером Всероссийской олимпиады по экологии, победителем Всероссийской олимпиады «Созвездие», предусматривающие защиту исследовательской работы. Она ­ дважды обладатель Премии Президента, обладатель ежемесячной стипендии Президента. 9 Шесть выпускников 2015 и 2016 лет, участвовавшие в экологическом мониторинге, были отмечены нагрудными знаками «Гордость Пермского края» и премией Губернатора. Таблица 3. Результативность участия в олимпиаде по экологии Муниципальный уровень Кол­во Из них Региональный уровень Из них Кол­во Всероссийский уровень Из них Кол­во участников победителей и призеров участников победителе й и призеров участников победителе й и призеров 6 6 6 6 6 6 5 5 3 3 4 5 2 2 2 4 1 1 1 1 Предстоит участие 2013­2014 2014­2015 2015­2016 2016­2017 Опыт   по   использованию   в   своей   деятельности   возможно   транслировать.   Данные методические разработки были апробированы в образовательном учреждении, педагоги увидели перспективу использования данной лаборатории в своем предмете. Представленный   опыт   был   продемонстрирован   для   педагогов   южного   куста Пермского   края   и   педагогов   Удмуртии   в   рамках   работы   Краевой   стажировочной площадки, где автором  материалов  были проведены несколько  мастер­классов (2015, 2016, сертификаты). Обобщение   опыта   работы   по   организации   экологического   мониторинга   были представлены   на   Всероссийской   конференции   «Чайковский:   от   древности   до   наших дней», посвященной 60 летнему юбилею нашего города (2016, Благодарственное письмо главы   ЧМР   Ю.  Вострикова)  и   на   краевой   экологической   конференции,   посвященной Году экологии и ООПТ (2017, сертификат). Материалы выступлений опубликованы в сборнике этих конференций, размещены на личном сайте. Выполненные обучающимися исследовательские работы, высоко ценятся на уровне муниципалитета, края, России в секциях «Биологии и экологии». Данная деятельность также   была   отмечена   Благодарственным   письмом   ГБУ   ДПО   «Институт   развития образования Пермского края» (2016). Представленные результаты мониторинга  эффективности использования материалов верны        Дерюшева В. Н., директор МАОУ СОШ № 10 10 Фотоматериалы Фото 1. Цифровая лаборатория AFSTM, или ЛЭК – лабораторный экспериментальный комплекс Фото 2. Устройство измерения и обработки данных (УИОД) LabQuest Vernier и датчик измерения кислорода Фото 3. Графики, иллюстрирующие изменение содержания кислорода, сделанные с помощью устройства измерения и обработки данных (УИОД) 11 Фото 4. Бланк отчета при выполнении лабораторной работы Фото 5. Визуальное выделение кислорода в пробах с мясом Фото 6. Расчет скорости выделения кислорода 12 Фото 7. Использование светодиодов разного цвета при изучении фотосинтеза Фото 8. Изучение дыхания у проросших и не проросших семян Фото 9. Бланк отчета лабораторной работы по изучению интенсивности дыхания 13 Фото 10. Сборник тезисов конференции учебно­исследовательских работ обучающихся НОЦ 14 Фото 11. Страницы из сборника тезисов конференции учебно­исследовательских работ обучающихся НОЦ 15

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООПТ «ПЛОТБИЩЕ» ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017