Методическое пособие: Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков.

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ВВЕДЕНИЕ Певческий голос - это замок, строившийся в воздухе. Воображение – архитектор этого замка. Нервы осуществляют задуманное. Мускулы – рабочие. Душа его исцеляет. Франческо Ламперти. Направленность – художественная. Методичка обеспечивает начальную подготовку к занятиям по вокалу. Она является начальным этапом на пути к профессионализму. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность На протяжении многих веков искусство вокала развивалось и совершенствовалось. Мой метод преподавания несёт в себе новые изменения в процесс обучения вокалу. Помимо определённой базы преподавания вокала, которой следуют многие педагоги, я провожу занятия по методике многих известных современных педагогов, как можно больше интересуясь их опытами. Это делает процесс обучения более полноценным и интересным, и оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей.
Иконка файла материала 14.doc
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков.ВВЕДЕНИЕ Певческий голос ­  это замок, строившийся в воздухе. Воображение – архитектор этого замка. Нервы осуществляют задуманное. Мускулы – рабочие. Душа его исцеляет. Франческо  Ламперти. Направленность – художественная. Методичка  обеспечивает начальную подготовку к занятиям по  вокалу. Она является начальным этапом на пути к  профессионализму. Новизна,   актуальность,   педагогическая целесообразность На   протяжении   многих   веков   искусство   вокала развивалось и совершенствовалось.  Мой   метод   преподавания   несёт   в   себе   новые изменения   в   процесс   обучения   вокалу.   Помимо определённой   базы   преподавания   вокала,   которой следуют   многие   педагоги,   я   провожу   занятия   по методике   многих   известных   современных   педагогов, 2как   можно   больше   интересуясь     их   опытами.   Это делает   процесс   обучения   более   полноценным   и интересным,   и  оказывает   глубокое   эстетическое воздействие на детей. Не   стоит   забывать,   что   голос   служит   только инструментом,   само   же   искусство   обучения   пению гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует   не   только   звук,   но   и   осмысленное   слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного   пения.   Как   всякий   специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец   должен   владеть   вокальной   техникой,   то   есть свободно управлять своим голосом.  Эстрадный вокал, постановка голоса, в отличие от академического и народного, требует внятной дикции, поскольку   слова   являются   одной   из   значимых составляющих хорошей песни. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для   выпевания   фразы,   требующие   быстрой   смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях,   текст   в   большей   степени адаптируется под музыку.    зачастую, На   мой   взгляд,     формирование   вокально   – технических   навыков,   являются   средством   для достижения   высшей   цели   –   духовного   исполнения музыкального произведения.   Посредством занятий по вокалу можно передать целую гамму чувств   и настроений. Пение способно выразительно   и   ярко   отразить   явления 3действительности.   Воздействуя   на   учащихся художественными образами, оно обогащает их умение глубоко   и   эмоционально   воспринимать   окружающее, расширяет их жизненный опыт, а также оказывает  «+» влияние на нравственное воспитание детей.   Умение   петь   –   это   навык,   вырабатываемый многократным   повторением   действий   приводящих   к положительному результату. Если бы для пения было достаточно   только   знаний.   К   сожалению   (или   к счастью),   овладение   вокальными   навыками   требует постоянных, методичных тренировок. Как   правило,   занятия     по   вокалу   в   основном направлены   на   формирование   художественной   и общей культуры учащихся, на расширение репертуара, начиная с первого года обучения. Но самое главное данное   обучение   поможет   воспитаннику   осознать   и развить свой потенциал в ходе занятий по постановке голоса.    Цель     и   задачи   программы  –   научить   детей основам вокального мастерства. Обучающие:  1. Организовать работу голосовой системы через музыку и художественный образ.   2. Постановка вокального дыхания, освобождение зажатости фонационных путей 3.         Развитие   звуковысотного   и   динамического диапазона голоса 4Развивающие:   1.       Развитие   музыкального   слуха   и эмоциональной отзывчивости. 2.   Развитие   художественного   воображения   на первых шагах технической работы. Воспитательные:  1.   Формирование и общечеловеческих   качеств,   посредством   подбора определенного репертуара.   мировоззрения   2.   Воспитание музыкального и художественного вкуса. 3.     Развитие   потребности   в   творческой деятельности, способности к самовыражению.     Программа   обучения   состоит   из   основных направлений учебной работы: 1. Музыкально – теоретическая подготовка. 2. Вокальное исполнительство: ансамбль, соло. 3. Концертно  –  исполнительская деятельность. Отличительные   особенности:    осваивание   и изучение     новых методов преподавания вокала и их применение   в процессе обучения. Это позволит   не только как можно лучше познать искусство владения голосом,  но  и     сделает   работу   более  насыщенной   и разнообразной. Таким   образом,     у   детей   возникнет   наибольший интерес и заинтересованность   к процессу   обучения, 5Возраст детей – 7 ­17 лет Формы и режим занятий  что,   несомненно,   приведет   к   хорошим   и   быстрым результатам. Оптимальное количество детей в группе  – 10 – 15 человек.   В программу входят: групповые, индивидуальные и коллективные занятия с преобладанием групповых, основанных   на   объединении   детей   по   возрасту   и уровню   подготовки.   Программа   состоит     из теоретической   и  практической  части.   Теоретическая часть включает в себя темы занятий, беседы, работу с текстом. В практическую часть входят: приемы вокального мастерства, различные упражнения, распевки, а также концертная деятельность.  61. Голос и дикция!!! Постановка   голоса,   упражнения   для   развития голоса и формирования тембра голоса. Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов   на   словах,   которые   они   произносят, поэтому   проблема   хорошего   голоса   для   человека чрезвычайно  актуальна,  поскольку  определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.  Многие  люди в немалой степени  обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен для вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете 7свою   мысль   до   других   людей,   и   взаимопонимание между   вами   и   другими   людьми   зависит   от   ваших голосовых   и   речевых   данных.   Голос   с   хорошим тембром   может   привлечь   людей   на   вашу   сторону   и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваш голос ­   могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для   развития   голоса   и   совершенствования   тембра голоса.   Неприятный   голос   может   оказаться ахиллесовой   пятой   вашего   имиджа,   а   в   некоторых случаях   он   даже   может   перечеркнуть   все   ваши достоинства,   тогда   как   хорошо   поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей судьбе и вашей карьере, а не портить их, причем это относится отнюдь не только к   политическим   деятелям   или   к   другим   публичным людям, а и к людям обычных профессий, ибо каждому из   нас   приходится   говорить   с   людьми   для осуществления своего волеизъявления или для защиты своих   интересов   и   целью   такого   общения   является получение от людей той реакции, которая вам нужна. Очевидно, что бессмысленно говорить «в пустоту». Ваш   голосовой   инструмент   принадлежит   только вам и только вы можете им воспользоваться. Когда вы поймете,   какие   основные   элементы   участвуют   в 8формировании   голоса,   вы   сможете   выработать собственные приемы его улучшения.  Голос создается в глубине вашего организма, а не только   в   области   голосовых   связок.   Глубокое диафрагмальное   дыхание   поддерживает   голосовой процесс,   гортань   проталкивает   воздух   сквозь вибраторы,   резонирующие   ткани   и   полости,   а артикуляторы   позволяют   вам   произносить   звуки   и слова,   и   все   эти   процессы   управляются   на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь. Например, если вы: ­ повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь; ­   повышаете   тон   голоса,   то   из­за   волнения   вы начинаете терять контроль над собой; ­ ускоряете темп речи, то вы неуверены в себе; Есть   звуки,   основанные   на   гласных,   которые оказывают   воздействие   на   различные   органы. Например: и­и­и – вызывает колебания в голове;  о­о­о – в средней части груди;  э­э­э – в железах и в мозгу,  9су­су­су – в нижней части легких;  о­о­о – в диафрагме;  а­а­а – в голове;  у­у­у – в глотке, гортани;  м­м­м – в легких.  Вот перечень некоторых симптомов того, что вам целесообразно заняться вашим голосом: ­   люди   часто   просят   вас   повторить   только   что сказанные вами слова; ­ люди замечают у вас идиосинкразию (своего рода аллергию) к публичным выступлениям; ­ у вас заметный акцент; ­   у   вас   устает   горло   после   десятиминутного разговора; ­   у   слушающих   вас   людей   через   некоторое   время начинает блуждать взгляд; ­   вы   теряете   контроль   над   голосом   в   конце длинного предложения; 10­   у   вас   солидная   внешность,   но   голос   звучит слишком молодо; ­ вам не нравится собственный голос.    А   вот   список   наиболее   распространенных определений   неприятного  голоса,  который   мешает  в жизни   и   который   не   позволит   сделать   хорошие аффирмации: ­ гнусавый; ­ резкий; ­ скрипучий; ­ хриплый; ­ дрожащий; ­ высокого тембра (писклявый); ­ пронзительный; ­ плаксивый; ­ с одышкой; ­ робкий; 11­ отрывистый; ­ слишком громкий; ­ слабый, неслышный; ­ бесцветный; ­ помпезный; ­ саркастический; ­ неуверенный; ­ монотонный; ­ напряженный; ­ скучный. А   вот   характеристики  голоса,   способствующего   вашей самореализации и прекрасно  подходящие для пения:  ­ приятный; ­ вибрирующий; ­ спокойный; 12­ хорошо модулированный; ­ низкого тембра; ­ доверительный; ­ теплый; ­ мелодичный; ­ заботливый; ­ уверенный; ­ властный; ­ дружеский; ­ хорошо интонированный; ­ выразительный; ­ естественный; ­ звучный. Если   вспомнить   о   том,   что   процесс   генерации голоса   управляется   на   подсознательном   уровне,   то станет понятно, что плохой голос – это прежде всего ваша   ситуация,   которую   можно   «лечить»   теми   же 13приёмами самыми перепрограммирования подсознания,   которыми   исправляются   и   другие ситуации.  Упражнения для развития правильного речевого дыхания (упражнения питания голоса) 1.   Выберите   удобную   позу   (лежа,   сидя,   стоя), положите   одну   руку   на   живот,   другую   –   сбоку   на нижнюю   часть   грудной   клетки.   Сделайте   глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и   расширяется   нижняя   часть   грудной   клетки,   что контролируется   той   и   другой   рукой).   После   вдоха сразу   же   произведите   свободный,   плавный   выдох (живот   и   нижняя   часть   грудной   клетки   принимает прежнее положение).  2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите   на   2­3   секунды   воздух   в   легких,   затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.  3.   Сделайте   короткий   вдох   при   открытом   рте   и   на плавном,   протяжном   выдохе   произнесите   один   из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).           Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: 14аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу 4. Произведите счет на одном выдохе до 3­5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10­15.   Следите   за   плавностью   выдоха.   Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).  5.   Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.    Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.  Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.  Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…  15Интересно,   сколько   Егорок   получится   у   Вас   на одном выдохе?  6.   Прочитайте   русскую   народную   сказку   «Репка»   с правильным воспроизведением вдоха на паузах.  Сказка «Репка» Посадил   дед   репку.   Выросла   репка   большая­ пребольшая.  Пошел дед репку рвать. Тянет­потянет, вытянуть не может.  Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку,   дедка   за   репку,   тянут­потянут,   вытянуть   не могут!  Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за   бабку,   бабка   за   дедку,   дедка   за   репку,   тянут­ потянут, вытянуть не могут!  Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку,   внучка   за   бабку,   бабка   за   дедку,   дедка   за репку, тянут­потянут, вытянуть не могут!  Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за 16дедку,   дедка   за   репку,  тянут   ­   потянут   –  вытянули репку!    Все   последующие   упражнения,   приведённые   в данной   статье,   рассчитаны   на   исполнение   с   учетом описанной техники речевого дыхания.  Психологические упражнения для развития голоса   Вы можете развить свой голос при помощи этих   упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи   занятий   физкультурой.   В   результате   тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким   и   благозвучным,   его   диапазон   расширится, произношение   станет   более   четким,   модуляции выразительнее,   а   экспрессивность   убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации  ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения   регулярно,   причем   по   утрам,   ибо   это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется   более   приятный   голос,   но   намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как   будет   происходить   развитие   голоса,   будет совершенствоваться и ваша личность. 1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока 17у   вас   хватит   дыхания.   Итак,   вдохните   и начинайте: ииииииииии эээээээээээ аааааааааа оооооооооо ууууууууууу   Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты – «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию   кожи.   Это   свидетельство   более интенсивного   кровообращения.   Произнесение   звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать,   приложив   руки   к   шее.   Произнесение звука   «а»   благотворно   воздействует   на   область грудной   клетки.   При   произнесении   звука   «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим   все   звуки   три   раза.   Если   вы   хотите,   чтобы тембр   голоса   был   более   низким,   а   голос   был   более глубоким   и   выразительным,   то   в   течение   дня многократно произносите звук «у».  182. Теперь нужно активизировать область груди и живота,   а   для   этого   надо   произносить   звук   «м»   с закрытым ртом.   Упражнения   на   звук   «м»  проделайте   три   раза. Один раз совсем тихо, второй раз – громче и в третий раз   –   как   можно   громче,   чтобы   голосовые   связки напряглись.   Положив   ладонь   на   живот,   вы   ощутите сильную вибрацию.  Особое   внимание   следует   уделить  звуку   «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить   язык,   проведите   предварительную подготовку:   поднимите   кончик   языка   к   небу   за передними   верхними   зубами   и   «порычите»   как трактор.   Итак,   сделайте   выдох,   потом   вдох   и начинайте   «рычать»:   После   этого выразительно   и   эмоционально   с   подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:  роль, руль, ринг ,рубль, ритм, рис,  ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз и т.п.   «рррр». Упражнение на звук «Р»  Представим   что   заводим   машину.   Заводится мотор.   А   после   усиливаем   звук   за   счёт   того,   что образно делаем петлю в воздухе (вверх – вниз). Или же представим как машина поднимается в гору. 19«Упражнение Тарзана»   Помимо   способа   развития   голоса   представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний   и   инфаркта   миокарда.   Встаньте   прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки.   Громко   произносите   звуки   «ииииииииии»   и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.  Теперь проделайте это же упражнение со звуками: эээээээээээ аааааааааа оооооооооо ууууууууууу   По   окончании   упражнения   вы   заметите,   как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько   откашляйтесь,   избавьтесь   от   всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам,  поскольку оно обладает  возбуждающим  и активизирующим действием.  Индийские   йоги   известны   своим   глубоким красивым  голосом,  который  достигается  с   помощью вот такого простого упражнения.  Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте   несколько   спокойных   вдохов   и   выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха­а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это 20только возможно  (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд. Никогда   не   прекращайте   работать   над   своим голосом и тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью. Работа над своим голосом – это работа над собой! 2. Этапы работы с голосом!!! Для   работы   над   подвижностью   и   беглостью голоса берутся в начале очень простые упражнения и поются   сначала   в   очень   спокойном   темпе   и ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань. Основной   принцип   в   этой   работе:   точность интонации,   отсутствие   подъездов,   скольжений,   все четко, точно, ритмично. Сначала – гаммы в диапазоне октавы; если страдает четкость, то добавляются слоги да­да­да… или ла­ла, та­та. Петь   mezzo   forte,   не   перегружать   дыхание,   не спешить   с   увеличением   темпа.   Беглость   делает гортань эластичной, гибкой, упругой, послушной для сложных   технических   заданий.   Приступать   к   работе над   беглостью   можно   только   при   условии освобожденной гортани. Недостаточно   чистая   интонация   у   певца   может быть   либо   при   отсутствии   координации,   вокальном неустройстве, либо при плохо развитом слухе. И то, и другое   развивается   при   непрерывном   контроле   со стороны   и   сознательном   самоконтроле   в   работе. 21Чистой   интонации   надо   добиваться   работой   и терпением. Каждый   трудный,   не   удающийся   вокально интервал или отрезок произведения нужно «вынуть» из музыки и спеть на удобные гласные legato, martellato, а,   может   быть,   транспонировать   вниз,   вверх   (на   ½ тона, на 1 тон).  Петь   этот   «кусочек»,   как   вокальное упражнение. 2.1 Дыхание Постановка   дыхания  –   это   недолгий   процесс. Важно сразу попасть к опытному специалисту, чтобы потом   не   переучиваться.   В   среднем   постановка дыхания   осваивается   за   месяц   –   два   регулярных занятий.  Постановка голоса включает в себя и развитие диапазона, и обогащение тембра голоса, и освоение различных   вокальных   техник.  Поэтому   процесс постановки   голоса   занимает   от   нескольких   месяцев (если   остановиться   на   одном   из   этапов   обучения вокалу)   до   нескольких   лет   (если   стремиться   к полному владению голосом и вокальными техниками) Лёгкая   улыбка   позволяет   снять   мышечное напряжение   и   является   естественным   началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание   поможет   собственная   ладонь,   если   её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой   и   животом.   При   вдохе   стенка   живота 22приподнимается,   нижняя   часть   грудной   клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Звуки   речи   образуются   при   выдохе.   Поток выдыхаемого   воздуха   попадает   из   лёгких   в   гортань через   трахею   (дыхательное   горло)   и   оттуда   —   в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперёк гортани и разделённые между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием   импульсов   головного   мозга   приводят   в движение   связки,   которые   колеблют   проходящий через   них   воздушный   поток   и   создают   звуковые колебания.   мышцы   под воздействием   импульсов   из   головного   мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.   Артикуляционные Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация   имеет   первостепенное   значение   для постановки   речевого   дыхания   и   голоса,   для   их развития и совершенствования.     дыхания Поэтому   конечной   целью   тренировки   речевого диафрагмально­рёберного является тренировка   длительного   выдоха   (а   не   выработка умения   вдыхать   максимальное   количество   воздуха), тренировка   умения   рационально   расходовать   запас воздуха   во   время   речи.   Для   этого   необходимо приучить   мышцы,   участвующие   в   дыхательном процессе   и   удерживающие   грудную   клетку   в расширенном   состоянии,   не   расслабляться   пассивно, сразу   же   после   вдоха.   Расслабление   их   должно 23происходить   постепенно,   по   мере   надобности.   Для выработки   такого   типа   дыхания   ниже   приводятся учебно­тренировочные   упражнения,   проводимые   с детьми дошкольного возраста в игровой форме. Речевое, диафрагмально – рёберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный основа вокального мастерства.  В   начале   обучения   главная   ваша   задача   – научиться правильно дышать. Уделите   данному   разделу   особое   внимание. Продвигаясь   вперед,   периодически   возвращайтесь   к нему,   повторяя   дыхательные   упражнения.   Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием.  Для   начала   попробуйте   проверить   работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте   несколько   спокойных   вдохов   и   выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки   или   раздуйте   воображаемый   огонь   в   печи.   Вы почувствуете,  что живот  поднимается  и  опускается. Если   этого   не   происходит,   значит   вы   пользуетесь самым нерациональным видом дыхания – ключичным. Правильным   является   такое   дыхание,   при   котором наиболее   активно   работают   межреберные   мышцы нижних   стенок   живота   и   диафрагмы   –   мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания   называется   диафрагменным.   Проще   всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно   лечь   на   спину,   положить   руки   чуть   выше живота, где находится солнечное сплетение (область 24диафрагмы) и сделать вдох и выдох.  При   вдохе   рука обязательно   поднимется   благодаря   движению диафрагмы.   При   выдохе   рука   опустится. Одновременно   с   проверкой   движения   диафрагмы проверяется   и   движение   мышц   живота,   которые работают   ритмично   и   совпадают   с   движениями диафрагмы   при   вдохе   и   выдохе.   Таким   же   образом должна   работать   диафрагма   и   брюшные   мышцы   в положениях   стоя   и   сидя.   Проверка   покажет   вам достоинства   и   недостатки   вашего   физиологического дыхания. Основные задачи работы по развитию речевого и  певческого  дыхания: ­ формирование навыков правильного речевого  и  певческого дыхания; ­ укрепление мышц лица и грудной клетки с помощью  определённых упражнений; ­ профилактика болезней верхних дыхательных путей  и нервной системы; ­ повышение умственной работоспособности детей; ­ нормализация звукопроизношения и голосоведения; ­ стимуляция интереса к занятиям. ­ выполнение дыхательных упражнений,  стимулирующих движения диафрагмы; ­ правильное  использование мышц брюшного пресса и  диафрагмы во время эстрадного пения для снятия  нагрузки  и давления (зажима ) с мышц горла. 25­ работа над интенсивностью дыхания ( дыхание   естественное  и максимально комфортное). Упр.1 Естественней всего функционирует наше дыхание во   время   смеха.   Ощутим,   как   и   где   напрягаются мышцы   брюшного   пресса,   нижней   части   спины (поясница), живот подается вперед. Упр.2 Теперь   положим   руку   на   живот   для   контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до   четырех.   Не   задерживая   дыхания,   медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если   движения   живота   плохо   ощутимы,   попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться   расширение   этой   области   спины.   При каждом последующем вдохе­выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.). Упр.3 Активный   выдох.   Разогреем   мышцы,   чередуя быстрые вдохи­выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как   вздымаются   бока   у   собаки,   дыщащей   высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит 26название   «собачка».   Это   упражнение   полезно выполнять у зеркала. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались. Упр.4 Станьте прямо, колени слегка согните, кисти рук положите на колени и полностью выдохните воздух из легких.   Задержите   дыхание,   втяните   живот   и сохраняйте   эту   позу   как   можно   дольше.   Эта   поза называется   «ноли».   Не   допускается   переносить   вес тела на кисти рук. Не дышите. В некоторых случаях это упражнение можно повторить 4 раза. 2. 2 Формирование силы звука. Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полётность, подвижность, тон Сила   звука   (интенсивность)   определяется   силой проходящего   через   связки   звукового   потока.   При громком   пении   усиливается   давление   воздуха, подкрепленное   опорой   на   дыхание.   При   этом необходимо   снять   зажатие   с   внешних   и   внутренних мышц   и   освободить   артикуляционный   аппарат. Постепенное раздувание звука от тихого к громкому – к тихому называется  филированием. 27Развитие силы голоса Упражнение 1.  Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? — Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! Скажи погромче слово «гром» ­ Грохочет слово, словно гром! Я сижу и слушаю, не дыша, Шорох шуршащего камыша. Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши! — Что вы тихо шепчете, камыши? Разве так шушукаться хорошо? А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо! — С вами я шушукаться не хочу! Я спою над речкой и спляшу, Даже разрешения не спрошу! Я спляшу у самого камыша! Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша… Словно просят шепотом: 28— Не пляши!.. До чего пугливые камыши! Упражнение   2.  Подберите   кричалки,   шумелки, считалки   (фольклорные   или   литературные),   другие стихотворные   произведения,   которые,   по   вашему мнению,   можно   использовать   для   тренировки   силы голоса. Изменение   высоты   голоса,   то   есть   расширение   его диапазона Изменение высоты голоса, то есть расширение его диапазона Упражнение   1.  Называйте   этажи,   по   которым   вы мысленно   поднимаетесь,   повышая   каждый   раз   тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз. Упражнение   2.  Считаем   раз…   раз,   2,   3,…. (интонационно поднимаясь на ступеньку вверх) так до 10 и в конце говорим ХЕК!!!!!!!!!! Упражнение     3.  Произнесите   фразу   с   повышением голоса к ее концу: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!» Упражнение     4.  Прочитайте   стихотворение   таким образом,   чтобы   повышение   и   понижение   высоты голоса соответствовало содержанию высказывания: 29Чтоб овладеть грудным регистром,  Я становлюсь аквалангистом.  Все ниже опускаюсь, ниже!  А дно морское ближе, ближе!..  И вот уж в царстве я подводном!  Хоть погрузился глубоко,  Но голосом грудным, свободным  Распоряжаюсь я легко.  Чтоб овладеть грудным регистром,  Полезно стать аквалангистом. Упражнение   5.  «Рисуйте»   голосом   линию   движения прыжка в высоту: Отработка благозвучности голоса Упражнение   1.  Добейтесь   звонкости,   собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М. Упражнение 2.  Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы. Тренировка полетности голоса Упражнение   1.  Это   упражнение   надо   выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно   большое   расстояние   (хотя   бы   6­10 метров),   говорить   надо   тихо,   почти   шепотом,   но отчетливо.   Тема   беседы   заранее   не   обговаривается. Перед   выполнением   упражнения   вы   должны 30речевую   разработать (например, представить,   что   рядом   находится   кто­то   третий, которому по каким­либо причинам  не  должно  стать известным содержание вашей беседы. ситуацию   Упражнение 2.  Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном   негромко. расстоянии Продемонстрируйте эту беседу. и     Выработка подвижности голоса Упражнение 1. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим   замедлением:   «Быстро   ехали,   быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали». Упражнение 2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением: Божья коровушка,  Полети на облышко,  Принеси нам с неба,  Чтобы было летом:  В огороде бобы,  В лесу ягоды, грибы,  В роднике водица,  Во поле пшеница. Упражнение 3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе: 31Еле­еле, еле­еле ­ ­ ­(медленный темп)  Завертелись карусели. ­ ­ ­(медленный темп)  А потом, потом, потом ­ ­ ­(средний темп)  Все бегом, бегом, бегом! ­ ­ ­(быстрый темп)  Все быстрей, быстрей, бегом, ­ ­ ­(очень быстрый темп)  Карусель кругом, кругом! ­ ­ ­(очень быстрый темп)  Тише, тише, не спешите ­ ­ ­(средний темп)  Карусель остановите. ­ ­ ­(средний темп)  Раз, два, раз, два ­ ­ ­(медленный темп)  Вот и кончилась игра. ­ ­ ­(медленный темп) Упражнение   4.  Произнесите   фразу   «Какая   у   него профессия»   так,   чтобы   выразить:   восхищение; сочувствие;   презрение;   пренебрежение;   вопрос; зависть; вопрос­переспрос; удивление. Упражнение   5.  Прочитайте   текст   в   соответствии   с авторскими ремарками: Пришла?! Мне страшно за тебя! ­ ­ ­(со страхом)  Во всем вини саму себя! ­ ­ ­(со страхом) Пришла?! А самолюбье где? ­ ­ ­(с осуждением)  За ним как верный пес везде! ­ ­ ­(с осуждением) Пришел!? Так обмануть меня! ­ ­ ­(с презрением)  Ты не мужик, а размазня! ­ ­ ­(с презрением) 32Пришел?! Вот и попался, друг! ­ ­ ­(с ехидством)  Меня ведь не обманешь вдруг! ­ ­ ­(с ехидством) Пришла! Знать, так тому и быть! ­ ­ ­(радостно)  Нам друг без друга не прожить! ­ ­ ­(радостно) Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. ­ ­ ­(с тревогой)  Я поступила с ним так гадко! ­ ­ ­(с тревогой) Ушел! Гора свалилась с плеч! ­ ­ ­(с облегчением)  Избави бог от этих встреч! ­ ­ ­(с облегчением) 2.3 Распевочная часть урока Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка   —   это   святое!   Большинство   проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Должен признаться, я и сам раньше этого   не   понимал,   поэтому   у   меня   часто   страдали связки. Прежде чем распеваться, желательно дать крови   Сделайте   пару­тройку разбежаться   по   телу.   таких,   как   наклоны, физических   упражнений, приседания,   (главное   не   отжимания   и   тд. перестараться,   это   всего   лишь   подготовка).   После этого можно приступать к вокальным упражнениям. И только   после   хорошей   распевки   можно   браться   за песни. 33Мычим 1 система распевок Для   этого   упражнения   нужно   найти   наиболее удобное положение – прислониться спиной к стене или прилечь, при этом главное — это расслабиться (это важно на любом этапе урока по вокалу). Представим, что   через   наше   тело   проходит   веревка,   которая выходит   из   головы   и   привязана   к   потолку   под натяжением. Теперь делаем вдох и мычим (звук «м­м­ м»),   как   будто   на   уроке   вокала   вы   съели   что­то вкусное.   И   раскачиваем   мычание   между   двумя нотами. Это упражнение отнимает немного времени от всего урока по вокалу – 2­3 минуты. Пылесос Эта   распевка,   применяемая   в   обучении   вокалу, предполагает   произношение   звука   «вф­вф­вф»   — среднее   между   «в»   и   «ф».   Таким   образом,   вы массируете ваши связки. Делаем вдох и раскачиваем звук между двух нот, как и в прошлом упражнении. При этом звук должен быть ровным, не прыгающим, иначе упражнение неверное, и распевака перед уроком вокала  не  будет идти на  пользу.  Для  ровного звука нужно   поддерживать   поток   выходящего   воздуха, представляя,   что   он   льется   как   вода.   Старайтесь расслабить шею и мягкое место под подбородкомЭто неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для 34вас   нот.   Обратите   внимание   –   звук   должен   быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим.  Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея   должна   быть   расслаблена,   особое   внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). Делайте упражнение 2­3 минуты. Моторная лодка Делаем   тоже   самое   на   звук   подобно   моторной лодке. Держать ноту нужно постараться так долго, как только сможете. Делать 2­3 минуты. Сирена Теперь делаем звук похожий на сирену. Сначала головным звуком, после грудным.  Моторная лодка + Сирена  Соединяем   упражнение   «Моторная   лодка»   с упражнением «Сирена» и идём так высоко и так низко, как можем. Главное не напрягаться. 2 система распевок В обучении вокалу используется и такая система распевок: 35«Ми­Мэ­Ма­Мо­Му»  на   одной   ноте,   постепенно повышая.   «Мм­Мм­Мм­Мм»   /   «Мо­Ми­Мо­Ми­Ма»  по тризвуку (два раза).  То же самое только по всем нотам до квинты.  «Мо­Ме­Ми­Му­Ма» по тризвуку. Резко, отрывчато.  Есть универсальный вариант для занятия вокалом для всех голосов: «Ми­йо­ми­йо­ми»  заваливался на «о»).  (важно,   чтобы   голос   не Для настройки резонатора перед уроком вокала: «у­у­ у­у­у» отрывчато через маленькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.      Для очистки связок:  с квинты плавно по гамме вниз «Льо­о­о­о» / стакатто: «льо — о — о — о – о» по тризвуку туда и назад.  «Ой!­Ой!­Ой!­Ой!­Ой!»  резко   и   отрывисто   по тризвуку.   Звук   должен   ударяться   в   корни   передних зубов.  Распеваемся на гамме, сначала плавно, потом на стакатто.  Советы по эффективной распевке: 36—   После   того,   как   вы   проснулись,   нельзя   петь   в течение 2 часов.   — Пейте много воды комнатной температуры в течение   дня   и   особенно   во   время   репетиции   или распевки.   —   Делайте   физические   упражнения   –   это разгоняет кровь и ускоряет распевку  — Не напрягайтесь.   —   Если   нет   возможности   распеться,   то   перед пением  почитайте вслух 15­30 минут, тщательно артикулируя. 3. Вибрато!!! Вибрато  –  это   периодические   изменения высоты,   силы   и   тембра   определенного   тона, которые воспринимаются на слух, как равномерные пульсации в звуке (5­7 колебаний в сек.) более частые ведут к барашку, более редкие – к качанию. Вибрато   –   легкая,   но   регулярная   флуктуация вашего звука. Вызывается нормальным расслаблением и   напряжением   мышц   гортани   при   активизации   их нервными импульсами. Делает звук более энергичным. Не одно и тоже, что тремоло или “дрожание”, которые являются   результатом   нестабильности   одного   из внешних мускулов при попытке контролировать с его помощью звук. Вибрато является частью полноценного тембра.   Красивый   звук   тогда,   когда   нота   ровно половину   звучит   плотным   звуком,   затем   – 37вибрируется. препятствуйте естественному вибрато.   Дойдя   до   верхней   ноты,   не  Упражнение на вибрато Вдохните через нос и рот, затем на выдохе спойте упражнение на гласную «а, о» с интервалом в секунду. Поем эту секунду 10 раз на одном дыхании:  сначала медленно, затем увеличивая темп. Положите руку  на горло в области кадыка и если Вы делаете упражнение правильно,   то   почувствуете,   что   вместе   с   дыханием задействованы   мышцы   гортани   (они   колеблются,   то есть вибрируют). Дефекты вибрато Дефекты   вибрато   –   это   отклонения   частоты пульсации в большую или меньшую сторону. Если   размах   вибрато   превышает   полутон,   то чистота интонации – невозможна. Если скорость становится меньше, чем пять Гц, а амплитуда превышает полтона – это называется голос качающийся. Если же увеличивается частота и амплитуда, его называют ­ «козлетон» или  «барашек». 38Дефекты   вибрато:   нарушение   равновесия основных   голосообразующих   факторов:   выдоха, работы гортани, формы резонаторов. Часто   можно   увидеть   колебание   гортани   по   и   челюсти   –   это вертикали,   колебание   языка   неприемлемо и считается большим недостатком. Петь с   вибрато   удобнее,  экономичнее  и  звучнее   Звук   с   вибрато   более   «теплый», чем   без. «эмоционально насыщен», «льющийся». Индивидуальный   тембр   голоса   обусловлен анатомическими особенностями голосового аппарата, но зависит также от согласованной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе   обучения   можно   до   некоторой   степени влиять   на   качество   тембра.   Примером   тому   служит исправление   горлового   и   носового   призвуков.   На тембр   можно   влиять,   воздействуя   на   голосовые складки   (изменяя   атаки   и   регистры)   и   работу артикуляционных органов. В   музыке   не   существует   отдельных   звуков, каждый   спетый   звук   подготавливает   последующий. Великий пианист Гофман говорил об этой работе так: «Один палец играет, все готовы». «Ставить красиво» отдельные ноты – это еще не пение.  Пение  –  непрерывное   и   логическое   движение   определяемое   смыслом   музыкального голоса, произведения. Работая   над   усовершенствованием   голоса,   Вы совершенствуете   вокальную   технику.   Под   термином 39«вокальная   техника»   подразумевается   работа   всех частей   голосообразующего   аппарата   певца   и   их взаимодействие в процессе пения. 4. Типы голосов. Какие бывают типы голосов? У мужчин: тенор, баритон, бас. У женщин: сопрано, меццо­сопрано, контральто. Женские голоса звучат октавой выше, чем мужские. У всех голосов несколько участков голоса, которые звучат с разной окраской, они называются регистрами. У   женских   голосов   3   регистра:  центральный, головной. грудной, У мужских: 2: грудной, фальцетный (головной). Правильная   вокальная   работа   делает   голос ровным, сглаживает звучание регистров. Это зависит, прежде всего, от хороших ушей, от хорошего дыхания и хорошей мышечной памяти поющего. 5. Работа над дикцией!!! Под   дикцией   понимается   четкое,   ясное   и отчетливое произношение всех звуков родного языка с 40также Артикуляция правильной   их   артикуляцией   при   четком   и   внятном произнесении   слов   и   фраз.   Четкое   и   ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе   речи   свободно   и   достаточно   широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.   на подсознательном   уровне,   как   и   голосообразование, поэтому   целесообразно   прежде   всего   понять   те причины,   по   которым   у   вас   плохая   дикция,   и перепрограммировать   их   уже   известными   вам приёмами.   Ситуация   для   перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: «У меня плохая дикция», «Я говорю невнятно», «Я картавлю», «Я неправильно произношу (не могу произнести) звук «Л»   (звуки   «Р»,   «З»,   «С»,   «Ж»   или   другие   в соответствии с вашими ощущениями.)».  управляется   5.1 Упражнения для развития мышц языка  Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит   отчетливость   речи.   Особые   трудности возникают   при   произнесении   слов   со   стечением согласных,   когда   необходимо   быстро   переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и   переключаемости,   перед   тем,   как   использовать 41упражнения   в   произнесении   звуков,   слов   и   фраз   со стеченим   согласных,   четко   отработайте   следующие движения.  1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.  2.   Высуньте   наружу   язык   и   произведите   круговые движения   слева   направо,   затем   наоборот   –   справа налево.  3.   При   открытом   рте   и   слегка   высунутом   языке сделайте   его   широким,   узким,   чашечкой   (кончик   и боковые края слегка приподняты).  4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.  5. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим   буквосочетания   НГА,   НГО,   НГЫ,   НГЕ, НГУ,   выполняем упражнение   до   ощущения   усталости   в   области гортани.   Голову   не   задираем,   НГЯ. 6.   Откроем   рот.   Резко   выталкиваем   язык   наружу   с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.   Представьте   себе   лягушку,   ловящую   комара. Старайтесь дотронуться  языком до подбородка. Рот открыт,   не   дергается   и   не   закрывается,   челюсть расслаблена.   На   первых   порах   можно   придерживать себя за подбородок. 42Работайте   ритмично   в   удобном   темпе   до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом   упражнении   действовала   только   нужная группа   мышц.   Научитесь   дифференцировать   работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими   управлять.   Следите   за   дыханием,   осанкой,   не напрягайте плечи, шею. Язык   при   пении     принимает   различные   формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки – поднимаются боковые стенки и кончик языка (или паруса) рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов. Нащупайте   на   гортани   кадык   –   самое   широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время   пения.   Это   и   называется   вокальным   зевком. Опущенная,   а   значит   свободная   и   немного расширенная   гортань   способствует   красивому естественному   выходу   звука.   Отсутствие   лишнего напряжения   на   гортани   –   залог   творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть   гортань   вниз   и   тем   более   держать   ее   руками. Правильное   ее   открытие   достигается   только ощущением   зевка.   Откроем   рот   перед   зеркалом   и постараемся «показать горло врачу» ­ опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать «А», открывая заднюю стенку глотки. 43Неправильно  :   язык   стоит   горбом,   закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке. Правильно  :   горло   открыто,   язык   свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо   поднято.   При   этом   сохраняются   ощущения зафиксированного зевка. Малоподвижная небная занавеска (мягкое небо) и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским,   Следующие   упражнения тренируют   подвижность   мягкого   неба,   языка   и гортани.   гнусавым. 5.2 Упражнения для развития подвижности нижней челюсти 1. Свободно опускайте  нижнюю челюсть  до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.  2. Беззвучно,   протяжно   (на   одном   выдохе) произнесите гласные звуки: Ааааааааааааа Яяяяяяяяяяяяяя  (расстояние между зубами в два пальца); 44ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё  (расстояние между зубами в один палец); иииииииииииии  (рот слегка открыт). 3. Произнесите гласные звуки с голосом: аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё иииииииииииии 4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: аааааэээээ аааааеееее аааааиииии иииииааааа ооооояяяяя 45аааааииииииооооо иииииээээээаааааа аааааиииииэээээоооооо Следите за тем, чтобы при произнесении  звуков   раскрытие рта было достаточно полным.      пословицы, поговорки, 5. Произнесите скороговорки,   которые   насыщены   гласными звуками,   требующими   широкого   раскрытия   рта. Например: Мал, да удал. Два сапога – пара. Нашла коса на камень. Знай край, да не падай. Каков рыбак, такова и рыбка. Под лежачий камень вода не течет. У ужа ужата, у ежа ежата. 466.  Прочтите   стихотворение,   четко   произнося   звуки а, я: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж …                                                            А. Пушкин   В   процессе   выполнения   упражнений   следите   за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные   звуки   сначала   произносите   немного подчеркнуто.  475.3 Упражнения для развития подвижности губ При   вялости   и   недостаточной   подвижности   губ страдает   четкость   и   ясность   произношения   многих гласных   и   согласных   звуков.   Так,   для   произнесения звуков  у,   ю  требуется   вытянуть   губы   вперед трубочкой,   для   звуков  о, ё  округлить   губы,   а   для звуков  с, з  растянуть губы в улыбке.  Для развития губ полезно использовать следующие упражнения: Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.    Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.  Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).  Вытяните губы вперед в форме трубочки.  Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.  Поднимите   верхнюю   губу,   обнажив   верхние   зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса,   но   с   подчеркнутой   артикуляцией,   затем   с голосом): 48ииииии (губы растянуты в улыбке); оооооо (губы овалом); уууууу (губы трубочкой).  Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):  сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке); шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).  Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:  ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки); ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки); оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка); ааааииииууууыыыы; ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед); 49ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).  При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при   произнесении   звуков   п,   б   (папа,   баба,   бублик, крупа, барабан, палка).  Закрепите   четкость   и   ясность   произношения звуков в словах:  ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик,   юла,   юрист,   юг,   ёжик,   ёлка,   Ирина, институт,   инкубатор,   изумруд,   укрытие,   улитка, удилище,   ощущение,   окулист,   оборудование,   сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.  При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.    Прочтите   пословицы,   поговорки,   скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.  Друг за друга стой и выиграешь бой. От умного научишься, от глупого разучишься. Капуста любит воду и хорошую погоду. У осы не усы, не усищи, а усики. 50Волки рыщут, пищу ищут. У ёлки иголки колки. Прочтите   вслух   рассказ   и   проследите   за   тем, чтобы   губы   принимали   активное   участие   в произнесении звуков и слов.  5.4 Упражнения в четкости произнесения  согласных звуков в слогах  Прочтите слоги: па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же; ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш  5.5 Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и   четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть,   прыщ, чванливый,   взвод,   вплавь,   вплести,   вправить,   собрать,   плотва,   штамп, 51сдвинуть,   искра,   раскармливать,   холст,   взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк,   сгладить,   столбняк,   ствол,   ястреб, костры,   шпроты,   всплыть,   вскрыть,   здравница, схватка, надсмотрщик, обмундирование,   метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.  встретить,   острастка,     5.6 Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи   Для отработки четкости и ясности произнесения согласных   звуков   и   слов   полезно   использовать скороговорки,   которые   построены   на   сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась (см. в приложении 2). Небольшие   скороговорки   произносите   на   одном выдохе.   Соблюдайте   плавность   и   слитность   их произнесения.  Дальнейшее   закрепление   хорошей   дикции осуществляется   при   чтении   вслух   поэтических   и прозаических   текстов.   При   этом   первое   время необходимо   продолжать   следить   за   работой   губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных   звуков   (ударных   и   безударных),   за   четким 52